Автор: Шитикова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9
Населённый пункт: город Сосногорск Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Обобщение педагогического опыта
воспитателя Шитиковой Виктории Владимировны
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами театрализованной деятельности»
Театр, это волшебная страна, в которой
ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир.
Мерзлякова С. И.
Театр
–
это
удивительный
мир.
Даже
маленький
ребенок,
который
едва
научился
осмыслять
окружающую
его
жизнь,
охотно
демонстрирует,
как
скачет
белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это
реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
В любом человеке, заложено творческое начало, и театр, как вид искусства,
наиболее полно способствует творческому развитию личности детей. Театр – это
целый
мир,
завораживающий,
волнующий,
эмоциональный.
Он
воздействует
на
воображение
ребенка
различными
средствами:
словом,
действием,
музыкой,
эмоциями.
Театр
формирует
у
детей
целеустремленность,
собранность,
взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Театр-
это
мир
эмоций
и
впечатлений,
переживаний,,
сопереживаний
и
открытий ребенка, приобщение его к культурно-нравственному наследию. Поэтому я
считаю,
что
подобная
методика
актуальна
и
практична
для
достижения
важных
результатов воспитательной работы.
Игра – основной вид деятельности ребенка – дошкольника. Вся жизнь детей
насыщена
игрой.
Театрализованная
деятельность
является
разновидностью
игры.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему
приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная
деятельность.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом
принадлежит
воспитателю.
Понимая
и
осознавая
это,
особые
требования
я
предъявила к себе:
- научилась выразительно читать и рассказывать;
- старалась овладеть основами актерского мастерства;
- самообразование помогло при организации работы с воспитанниками;
-добивалась
личным
показом
выразительности
речи
детей
в
процессе
театрализованных игр;
- поддерживала интерес к игре, импровизации.
Включение
в
воспитательный
процесс
приёмов
театрального
искусства,
ознакомление с его особенностями и принятие на себя различных ролей способствует
интегрированному
воспитанию
детей.
Участвуя
в
нём,
дети
знакомятся
с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело
поставленные
вопросы
заставляют
их
думать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура
его
речи,
ее
интонационный
строй.
Исполняемая
роль,
произносимые
реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У
него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Успешное сочетание
образов героев сказок и цитат, произносимых ими, являются удобной платформой для
развития речи и отождествления себя как личности в сенситивный период развития
детей от 3 до 4 лет (по Выготскому Л. С. возраст 3-4 года - время становления речи).
Свою педагогическую работу я начала с детьми 3-х лет. Дети в группе были
разные
по
характеру
и
уровню
развития:
были
среди
них
активные,
непосредственные, а были и стеснительные. Некоторые дети легко откликались на
все новое, легко включались в процесс, но были дети и замкнутые, тревожные.
Для себя я взяла тему для творческой работы: «Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель моей работы заключалась в следующем: необходимо было найти пути
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
средствами
театрализованной деятельности..
Цель включала в себя решение следующих задач:
-Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности;
-Приобщать
детей
к
театральной
культуре
(знакомить
с
устройством
театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
-Обеспечить
условия
для
взаимосвязи
театрализованной
деятельности
с
другими
видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия);
-Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей);
-Способствовать
самореализации
каждого
ребенка
и
созданию
благоприятного
микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Идея,
которой
я
руководствовалась
в
работе,
заключалась
в
том,
что
театр
помогает воспитывать детей. Переодеваясь в костюм театрального героя, ребёнок
примеряет на себя новое «я», преодолевая тем самым робость, неуверенность в себе,
он учится преодолевать трудности, решать сложные задачи и познавать законы жизни.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать
ребенка.
Конечно
для
достижения
поставленной
цели
необходимо
создание
определенных условий. В группе была спланирована и создана мною развивающая
предметно-пространственная среда:
-Совместно с родителями мы сделали уголок «Ряженья» это различные костюмы и
аксессуары.
Хочется отметить, что этот уголок был и является любимым местом воспитанников.
- Уголок различных театров (это и настольные театры, театр на магнитах, театр «Би-
Ба-Бо», пальчиковый театр варежек;
-Театр масок и различные шапочки с изображением персонажей;
Материалы
уголка
постоянно
меняются
и
обновляются.
Театрализованные
занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие
функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению
основных целей:
- развитию речи и творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально – эмоциональному развитию детей.
-развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,
-приобщать
детей
к
театральной
культуре
(знакомить
с
устройством
театра,
т е ат р а л ь н ы м и
ж а н р а м и ,
с
р а з н ы м и
в и д а м и
к у ко л ь н ы х
т е а т р о в ) ;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
По результатам совместной
работы
мои воспитанники принимали участие в
театрализованных постановках нашего детского сада, показывали мини-спектакли
младшему дошкольному возрасту.
На родительских собраниях дети принимали активное участие. Показывали сказку
«Теремок» и «Три поросенка». Это всегда находило живой отклик у родителей,
обычные
собрания
представляли
собой
не
поток
информации
о
возрастных
особенностях детей и приёмах воспитательной работы педагога. Родители сами могли
убедиться в том, насколько эффективной является театрализованная деятельность.
Работая
уже
с
новыми
воспитанниками,
ребята
младшей
группы
также
попробовали
себя
в
роли
маленьких
артистов,
выступая
перед
родителями
на
родительском собрании. Инсценируя сказку «Репка», они эмоционально «прожили»
свои сказочные жизни и были вознаграждены аплодисментами.
В результате запланированной мною работе по развитию детей посредством
театрализованной деятельности
у воспитанников произошло
совершенствование
речи, активизировался словарный запас. Дети стали больше проявлять участие в
играх, повысилась активность и инициативность.
Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами
различных видов театра.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения:
жесты, мимика, движения. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять
песни,
танцы,
стихи.
Научились осуществлять
выбор ролей, осознавать себя в
определённой
роли,
производя
соответствующие
ролевые
действия;
овладели
способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми
предметами и т.д.; научились взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной
т е а т р а л и з о в а н н о й
и г р е ;
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии
речевых
возможностей
и
коммуникативных
функций.
Произошли
изменения
психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.