Авторы: Наталья Александровна Костанова, Елена Владимировна Чуклова
Должность: научный руководитель экспериментальной площадки, заведующий МБДОУ детский сад № 39 «Буратино»
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие психомоторных способностей дошкольников в условиях безопасной среды с помощью информационно-коммуникационных технологий
Раздел: дошкольное образование
Развитие психомоторных способностей дошкольников в условиях без-
опасной среды с помощью информационно-коммуниционных техноло-
гий
Н.А. Костанова
Е.В. Чуклова
Ключевым элементом в построении безопасной среды, с помощью информа-
ционно-коммуниционных технологий, как было показано на первом этапе ра-
боты [1, 2] выступает активизация личностного фактора дошкольника – его
активность в учебно-воспитательном процессе. В основе этого элемента ле-
жит формирование психомоторных способностей ребёнка, посредством обу-
чения навыкам психомоторной саморегуляции.
Поэтому
при
проведении
нами
исследований
теоретической
и
практической части первого и начала - второго этапов нашей работы одними
из первых были выделены следующие её аспекты:
1. Выявление психомоторных задатков дошкольников.
2. Определение психомоторных навыков обучающихся.
В
основе
занятий
с
детьми
дошкольного
возраста
в
рамках
обозначенной
нами
среды
с
использованием
информационно-
коммуникационных
технологий
лежит
реализация
модели
пятиуровневой
организации движений (по Н.А. Бернштейну, 1947).
Задатки рассматриваются нами как базовый компонент способностей.
По образному выражению С. Л. Рубинштейна (1946. - 704 с. 433) задат-
ки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их.
Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствую-
щих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации
(скорость, с которой у человека происходит обобщение). Учитывая тот фак,
что связь психомоторных задатков с особенностями микроструктуры мозга,
органов чувств и дифференциальными особенностями нервных процессов
очевидна (В.П. Озеров), а формирование способностей происходит на основе
задатков, мы обратили внимание на способность организма ребёнка регули-
ровать психофизическое равновесие.
Поскольку в характеристике задатков выделяется их пространственная
составляющая
(К.А.
Абульханова,
Н.А.
Бернштейн,
Е.П.
Ильин,
А.В.
Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Русалов, Б.М. Теплов, В.П. Озеров, и
др.), немаловажное значение будет иметь выявление и обучение различать
дистанцию,
направление
движения
своего
тела
в
пространстве,
то
есть
формирование
у
ребенка
различительной
чувствительности
по
пространственному полю.
Процессе образования и совершенствования двигательного действия на
компьютерных
тренажёрах,
представляет
последовательный
переход
от
знаний и представлений о действии к умению выполнить сложные движения,
связанные
с
овладением
собственным
телом
в
пространстве,
а,
следовательно, формирования навыка определения границ собственного тела
и управления им.
При выявлении задатков и развития психомоторных способностей в
ходе нашей работы используется стабилоплатформа, в компьютерной версии
тренажер – Wii-Fit.
Данный вариант организации исследований выявления задатков связан
с
обзором
моделей
учебно-игровой
деятельности.
Это
использование
электронного
тренажерного
устройства,
основанного
на
реализации
принципа
биологической
обратной
связи.
С
помощью,
которого
удобно
выявлять, диагностировать и контролировать психомоторные способности
ребёнка. Высокая информативность получаемых параметров, малое время
исследования,
высокая
чувствительность,
неинвазивность
характеризуют
данный метод.
В режиме игровой ситуации этот тренажер, позволяет фиксировать
динамику
успешности
психомоторной
деятельности
и
влияние
на
эту
динамику психофизической саморегуляции функционального состояния, а
так
же,
умение
регулировать
уровень
нервно-
психического
напряжения.
Таким образом, информацию о положении тела ребёнка считывают датчики,
закрепленные под платформой без контакта непосредственно с телом.
В
статическом
режиме
предпочтение
отдаётся
формированию
правильной осанки с подобранными нами играми категории Balance Board. В
использованном
тренажёре
при
соблюдении
правильной
о санки
обеспечивается возможность сохранения баланса тела в положении стоя за
счёт развиваемого чувства равновесия в реальном времени по заданному
алгоритму. Данный процесс представлен регуляцией функциональных систем
организма, таких как центральная, периферическая, нервная система, опорно-
двигательный и вестибулярный аппарат. Также основную нагрузку на баланс
оказывает проприорецептивная и зрительная системы. Исследования баланса
тела в положении стоя позволяет получить информацию о функциональном
состоянии систем организма.
У дошкольника параллельная постановка стоп не вызывает затруднений
и она так же используется занимающимися данного возраста в различных
видах
восточных
боевых
искусств.
В
формировании
правильной
осанки
рассматривают
вертикальное
положение
тела
человека
в
основном
во
фронтальной и сагиттальной плоскостях. Это основные плоскости, в которых
происходят колебания. В отличие от фронтальной плоскости, сагиттальная
плоскость в норме имеет наибольшую амплитуду колебаний центра давлений,
которые учитываются в нашем исследовании.
Д.В.
Скворцов
(2010)
в
своих
научных
работах
представил
кинематическую
модель
человека
в
положении
стойка
как
перевернутый
маятник, ось вращения которого в голеностопных суставах. Для нормальной
стойки движения в голеностопных суставах являются балансировочными.
В норме у человека, в позиции стойка, коленные и тазобедренные
суставы находятся в положении пассивного замыкания и поддержание этого
положения не требует энергии. В удержании баланса не участвует туловище
человека.
Следовательно,
балансировочные
действия
возможны
только
в
голеностопных
суставах,
которые
у
дошкольника
находятся
на
этапе
формирования.
Контроль
баланса
в
положении
стойка
отличается
от
состояния при ходьбе. Система при этом реагирует даже на минимальные
внутренние и внешние воздействия – эта система имеет название тонкого
контроля
баланса
вертикальной
стойки.
Влияние
на
отклонения
центра
давлений оказывает не только импульсы от трехглавой мышцы голени, но
сердечная деятельность (с медленной частотой колебаний – раз в минуту).
Ученый С. Мори (1990) предложил поделить на три группы механизмы
подержания и управления баланса: стратегии, рефлексы и синергии. Тип
стратегии представляет собой выполнение сложных движений осознано либо
бессознательно,
что
позволяет
получить
необходимые
результаты
для
исследований. Понятие рефлекса определяет автоматические ответы нервной
системы при неизменных условиях. А тип синергии – это движения, которые
близки по кинематическим характеристикам.
При
балансировке
тела
задействован
весь
опорно-двигательный
аппарат,
он
ещё
не
совершенен
у
дошкольника
и
с
этой
точки
зрения
правильное
его
развитие
имеет
большое
значение
для
развития
психомоторных способностей.
С
учётом
вышеизложенных
положений
в
нашем
исследовании,
мы
обращаем особое внимание в работе над осанкой, в связи с тем, что по
многочисленным
данным
(80%)
у
современных
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста,
имеются
различные
её
нарушения
(Н.И.
Николаева,
О.Б.
Богданов
1986;
О.И.
Коршунов,
Ю.А.
Смирнов,
Т.М.
Макаренко 1994; Л.Ф. Корнеева, Е.Н. Комисарова 1995; С.Д. Соловей. 1995;
Л.Г. Мирхайдарова 1997; Г.А. Халемский 2001).
В 1976 г. были проведены исследования, в которых девятилетние дети
обладали
большей
стабильностью,
и
активность
конечностей,
однако
во
время выполнения зданий данные характеристики были меньше, чем у детей
в
возрасте
четырех
лет.
Этими
же
исследователями
было
обнаружено
у
пятилетних
детей
более
выраженные
компенсаторные
реакции
(G.M.
Shambes,
1976).
Другими
исследователями
не
было
обнаружено
отличий
положения центра давлений и колебаний тела у детей разного возраста.
Таким образом, были сделаны выводы, о том, что дети после семи лет
обладают постуральной реакцией схожей с реакцией взрослых людей.
Описанные выше задания реализуются в игровой форме и в нашем
исследовании.
Подобранные
игры
данной
категории
направлены
на
развитие
концентрации внимания, сосредоточенности, управления телом, на точность
выполнения
элементов
психомоторного
действия.
В
компьютерном
моделировании игры динамического свойства, например, при прохождении
по канату, (игра «Balans-ball»), сбивающий фактор способствует тому, что у
ребёнка
возникает
необходимость
учитывать
и
соотносить
специфику
данного воздействия, отражённого в изменении балансировки и сохранения
равновесия, влияющего на поддержание правильной осанки.
Литература:
1.
Костанова
Н.А.,
Е.В.
Чуклова.
Анализ
основных
аспектов
в
понятии
«безопасная среда». /Панорама инновационных идей. //Выпуск II. Пятигорск
2017. С.41-43.
2. Костанова Н.А., Е.В. Чуклова. Дефиниции безопасной образовательной
среды. /Панорама инновационных идей. //Выпуск III. Пятигорск 2018. С.34-
37.