Напоминание

Развитие психомоторных способностей дошкольников в условиях безопасной среды с помощью информационно-коммуникационных технологий


Авторы: Наталья Александровна Костанова, Елена Владимировна Чуклова
Должность: научный руководитель экспериментальной площадки, заведующий МБДОУ детский сад № 39 «Буратино»
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие психомоторных способностей дошкольников в условиях безопасной среды с помощью информационно-коммуникационных технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие психомоторных способностей дошкольников в условиях без-

опасной среды с помощью информационно-коммуниционных техноло-

гий

Н.А. Костанова

Е.В. Чуклова

Ключевым элементом в построении безопасной среды, с помощью информа-

ционно-коммуниционных технологий, как было показано на первом этапе ра-

боты [1, 2] выступает активизация личностного фактора дошкольника – его

активность в учебно-воспитательном процессе. В основе этого элемента ле-

жит формирование психомоторных способностей ребёнка, посредством обу-

чения навыкам психомоторной саморегуляции.

Поэтому

при

проведении

нами

исследований

теоретической

и

практической части первого и начала - второго этапов нашей работы одними

из первых были выделены следующие её аспекты:

1. Выявление психомоторных задатков дошкольников.

2. Определение психомоторных навыков обучающихся.

В

основе

занятий

с

детьми

дошкольного

возраста

в

рамках

обозначенной

нами

среды

с

использованием

информационно-

коммуникационных

технологий

лежит

реализация

модели

пятиуровневой

организации движений (по Н.А. Бернштейну, 1947).

Задатки рассматриваются нами как базовый компонент способностей.

По образному выражению С. Л. Рубинштейна (1946. - 704 с. 433) задат-

ки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их.

Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствую-

щих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации

(скорость, с которой у человека происходит обобщение). Учитывая тот фак,

что связь психомоторных задатков с особенностями микроструктуры мозга,

органов чувств и дифференциальными особенностями нервных процессов

очевидна (В.П. Озеров), а формирование способностей происходит на основе

задатков, мы обратили внимание на способность организма ребёнка регули-

ровать психофизическое равновесие.

Поскольку в характеристике задатков выделяется их пространственная

составляющая

(К.А.

Абульханова,

Н.А.

Бернштейн,

Е.П.

Ильин,

А.В.

Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Русалов, Б.М. Теплов, В.П. Озеров, и

др.), немаловажное значение будет иметь выявление и обучение различать

дистанцию,

направление

движения

своего

тела

в

пространстве,

то

есть

формирование

у

ребенка

различительной

чувствительности

по

пространственному полю.

Процессе образования и совершенствования двигательного действия на

компьютерных

тренажёрах,

представляет

последовательный

переход

от

знаний и представлений о действии к умению выполнить сложные движения,

связанные

с

овладением

собственным

телом

в

пространстве,

а,

следовательно, формирования навыка определения границ собственного тела

и управления им.

При выявлении задатков и развития психомоторных способностей в

ходе нашей работы используется стабилоплатформа, в компьютерной версии

тренажер – Wii-Fit.

Данный вариант организации исследований выявления задатков связан

с

обзором

моделей

учебно-игровой

деятельности.

Это

использование

электронного

тренажерного

устройства,

основанного

на

реализации

принципа

биологической

обратной

связи.

С

помощью,

которого

удобно

выявлять, диагностировать и контролировать психомоторные способности

ребёнка. Высокая информативность получаемых параметров, малое время

исследования,

высокая

чувствительность,

неинвазивность

характеризуют

данный метод.

В режиме игровой ситуации этот тренажер, позволяет фиксировать

динамику

успешности

психомоторной

деятельности

и

влияние

на

эту

динамику психофизической саморегуляции функционального состояния, а

так

же,

умение

регулировать

уровень

нервно-

психического

напряжения.

Таким образом, информацию о положении тела ребёнка считывают датчики,

закрепленные под платформой без контакта непосредственно с телом.

В

статическом

режиме

предпочтение

отдаётся

формированию

правильной осанки с подобранными нами играми категории Balance Board. В

использованном

тренажёре

при

соблюдении

правильной

о санки

обеспечивается возможность сохранения баланса тела в положении стоя за

счёт развиваемого чувства равновесия в реальном времени по заданному

алгоритму. Данный процесс представлен регуляцией функциональных систем

организма, таких как центральная, периферическая, нервная система, опорно-

двигательный и вестибулярный аппарат. Также основную нагрузку на баланс

оказывает проприорецептивная и зрительная системы. Исследования баланса

тела в положении стоя позволяет получить информацию о функциональном

состоянии систем организма.

У дошкольника параллельная постановка стоп не вызывает затруднений

и она так же используется занимающимися данного возраста в различных

видах

восточных

боевых

искусств.

В

формировании

правильной

осанки

рассматривают

вертикальное

положение

тела

человека

в

основном

во

фронтальной и сагиттальной плоскостях. Это основные плоскости, в которых

происходят колебания. В отличие от фронтальной плоскости, сагиттальная

плоскость в норме имеет наибольшую амплитуду колебаний центра давлений,

которые учитываются в нашем исследовании.

Д.В.

Скворцов

(2010)

в

своих

научных

работах

представил

кинематическую

модель

человека

в

положении

стойка

как

перевернутый

маятник, ось вращения которого в голеностопных суставах. Для нормальной

стойки движения в голеностопных суставах являются балансировочными.

В норме у человека, в позиции стойка, коленные и тазобедренные

суставы находятся в положении пассивного замыкания и поддержание этого

положения не требует энергии. В удержании баланса не участвует туловище

человека.

Следовательно,

балансировочные

действия

возможны

только

в

голеностопных

суставах,

которые

у

дошкольника

находятся

на

этапе

формирования.

Контроль

баланса

в

положении

стойка

отличается

от

состояния при ходьбе. Система при этом реагирует даже на минимальные

внутренние и внешние воздействия – эта система имеет название тонкого

контроля

баланса

вертикальной

стойки.

Влияние

на

отклонения

центра

давлений оказывает не только импульсы от трехглавой мышцы голени, но

сердечная деятельность (с медленной частотой колебаний – раз в минуту).

Ученый С. Мори (1990) предложил поделить на три группы механизмы

подержания и управления баланса: стратегии, рефлексы и синергии. Тип

стратегии представляет собой выполнение сложных движений осознано либо

бессознательно,

что

позволяет

получить

необходимые

результаты

для

исследований. Понятие рефлекса определяет автоматические ответы нервной

системы при неизменных условиях. А тип синергии – это движения, которые

близки по кинематическим характеристикам.

При

балансировке

тела

задействован

весь

опорно-двигательный

аппарат,

он

ещё

не

совершенен

у

дошкольника

и

с

этой

точки

зрения

правильное

его

развитие

имеет

большое

значение

для

развития

психомоторных способностей.

С

учётом

вышеизложенных

положений

в

нашем

исследовании,

мы

обращаем особое внимание в работе над осанкой, в связи с тем, что по

многочисленным

данным

(80%)

у

современных

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста,

имеются

различные

её

нарушения

(Н.И.

Николаева,

О.Б.

Богданов

1986;

О.И.

Коршунов,

Ю.А.

Смирнов,

Т.М.

Макаренко 1994; Л.Ф. Корнеева, Е.Н. Комисарова 1995; С.Д. Соловей. 1995;

Л.Г. Мирхайдарова 1997; Г.А. Халемский 2001).

В 1976 г. были проведены исследования, в которых девятилетние дети

обладали

большей

стабильностью,

и

активность

конечностей,

однако

во

время выполнения зданий данные характеристики были меньше, чем у детей

в

возрасте

четырех

лет.

Этими

же

исследователями

было

обнаружено

у

пятилетних

детей

более

выраженные

компенсаторные

реакции

(G.M.

Shambes,

1976).

Другими

исследователями

не

было

обнаружено

отличий

положения центра давлений и колебаний тела у детей разного возраста.

Таким образом, были сделаны выводы, о том, что дети после семи лет

обладают постуральной реакцией схожей с реакцией взрослых людей.

Описанные выше задания реализуются в игровой форме и в нашем

исследовании.

Подобранные

игры

данной

категории

направлены

на

развитие

концентрации внимания, сосредоточенности, управления телом, на точность

выполнения

элементов

психомоторного

действия.

В

компьютерном

моделировании игры динамического свойства, например, при прохождении

по канату, (игра «Balans-ball»), сбивающий фактор способствует тому, что у

ребёнка

возникает

необходимость

учитывать

и

соотносить

специфику

данного воздействия, отражённого в изменении балансировки и сохранения

равновесия, влияющего на поддержание правильной осанки.

Литература:

1.

Костанова

Н.А.,

Е.В.

Чуклова.

Анализ

основных

аспектов

в

понятии

«безопасная среда». /Панорама инновационных идей. //Выпуск II. Пятигорск

2017. С.41-43.

2. Костанова Н.А., Е.В. Чуклова. Дефиниции безопасной образовательной

среды. /Панорама инновационных идей. //Выпуск III. Пятигорск 2018. С.34-

37.



В раздел образования