Напоминание

"Суффикс- часть слова"


Автор: Лыженкова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Александров-Гай, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Суффикс- часть слова"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА: Суффикс – часть слова

Цели урока:

Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов,

стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности,

развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыруч-

ки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание

больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и

ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (несколь-

ким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: интерактивная доска, проектор

Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова

А.О.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные

дей-

ствия

1. Организационный

этап..

Взаимное приветствие

-какие

условные

обозначения

вы

видите на доске.

-что вы можете сказать о содержа-

нии нашего урока?

-а тему урока мы сформулируем

немного позже.

Взаимное приветствие

- ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на

доске)

- Сегодня мы будем говорить о том,

как

устроен

наш

язык

(«КУНЯ»),

откроем «Тайну языка» (ключ), по-

знакомимся

с

новым

словарными

словами (перо)

Личностные:

самоопределение;

умение выражать положительное

отношение

к

процессу

познания:

проявлять

внимание,

удивление,

желание

больше

узнать. Регуля-

тивные:

целеполагание. Комму-

никативные: уважительное отно-

шение друг другу.

2. Каллиграфическая

минутка

- Пропишите заглавную и строч-

ную буквы «Ш,ш», обращая вни-

мание на параллельность верти-

кальных линий и соразмерность

элементов. (образец написания

букв на доске)

- Повторим алгоритм каллигра-

фического письма (с подчёркива-

нием «лучшей» буквы).

Прописывают буквы в рабочую тет-

радь (написав 4 буквы дети подчёр-

кивают «лучшую» букву, затем про-

писывают

буквы

до

конца

строки,

сравнивая их написание с «лучшей»

буквой.

Регулятивные: корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших труд-

ностей и ошибок; намечать спосо-

бы их устранения.

3. Актуализация зна-

ний и фиксация за-

труднений в деятель-

ности.

Работа в парах

-Как

называют

ребёнка,

который

посещает учебные занятия в шко-

ле?

(школьник)

На

доске

слова

«школа»

и

«школьник».

- Что вы можете сказать об этих

словах? Докажите.

-Назовите 2 различия между этими

словами

-

выделим

известные

нам

части

слов в обоих словах?

- какие возникли затруднения?

-

школьник

(Записывают

в

тетрадь

слова

«школа»

и

«школьник»).

-

Они

однокоренные,

т.к.

у

слов

«школа» и «школьник» есть общая

часть, в которой содержится их об-

щее значение. - Различия в

составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих

слов (школ-) и окончания (школа

а школьник -

(нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруд-

нения

в

слове

«школьник»

есть

часть слова (-ник-), которую мы ни-

как не обозначили.

Коммуникативные:

планирова-

ние

учебного

сотрудничества

с

учителем и сверстниками; Позна-

вательные:

логические

анализ

объектов с целью выделения при-

знаков; сопоставлять

характери-

с т и к и

о бъ е кто в

п о

од н о м у

(нескольким) признакам; выявлять

сходство

и

различия

объектов.

Личностные: применять правила

делового сотрудничества

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначи-

ли?

- сегодня мы узнаем, как называет-

ся часть слова, которая изменила и

состав слова и оттенок его значе-

ния

- Потому что эта часть слова не яв-

ляется ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

постановка

вопросов. Познавательные: само-

стоятельное выделение – формули-

рование познавательной цели; ло-

гические

формулирование

проблемы.

5. Построение проекта

выхода

из

затрудне-

Работа с упражнением 1 на стани-

Читают, называют соответствующую Регулятивные:

п л а н и р о ва н и е ,

прогнозирование. Познаватель-

ния. Изучение нового

материала.

Работа с учебником

це 107

-Прочитайте пары слов. Назовите

в

словах,

обозначающих

детёны-

шей ту часть, которая помогла об-

разовать эти слова. Где она нахо-

дится?

-Так

какую

же

тайну

языка

мы

сегодня откроем?

- На странице 108, прочитайте ма-

териал рубрики «Тайна языка».

Подчеркните название новой для

нас части слова. Прочитайте его

орфографически, запишите в тет-

радь.

Выделите роль суффикса в слове.

часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суф-

фиксом.

- Как называется часть слова, которая

находится между корнем и окончани-

ем и с помощью которой образуются

новые слова

Самостоятельное чтение, подчёрки-

вание нового термина «суффикс»,

чтение его названия вслух орфогра-

фически, запись слова «суффикс» в

тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса –

образование новых слов.

ные: моделирование; логические –

решение

проблемы,

построение

логической цепи рассуждений, до-

казательство. Коммуникативные

– инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.

Первичное

закреп-

ление.

- Прочитайте задание к упр. 2. в

учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по

парте, поднимите руки, если у вас

возникли разногласия.

Фронтально письменно в раб. тетра-

ди, первые 2 ряда слов с подробным

комментированием. Остальные само-

стоятельно.

Взаимопроверка.

Обсуждение

и

устранение разногласий.

Регулятивное:

контроль,

оценка,

коррекция; корректировать дея-

тельность:

вносить

изменения

в

процесс с учетом возникших труд-

ностей и ошибок; намечать спосо-

бы их устранения. Познаватель-

- В каждом ряду вы образовывали

формы одного и того же слова или

родственные слова?

- Выделите в словах, обозначаю-

щих животное-маму и животное-

детёныша суффиксы. Что вы заме-

тили?

Проверка усвоения знаний о зна-

чении суффиксов:

- какой суффикс поможет образо-

вать слова, называющее детёныша

льва? Какое суффикс поможет об-

разовать слово, называющего его

маму?

- Это родственные слова: они близки

по значению, их общее значение со-

держится в корне, но у второго и тре-

тьего слова есть и своё, дополнитель-

ное

значение,

которое

проявляется

при образовании слова и содержится

в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначаю-

щих животное-маму суффиксы -иц-

или

-их-;

у

всех

записанных

слов,

обозначающих

животное-детёныша

суффиксы -онок- или -ёнок-.

ные: умение структурировать зна-

ния, выбор наиболее эффективных

способов решения задач; рефлек-

сия способов и условий действия.

Коммуникативные:

управление

поведением партнера – контроль,

коррекция, оценка действий парт-

нера.

5. Введение нового ма-

териала в систему зна-

ний. Групповая работа

– создания алгоритма

нахождения суффикса.

- Разделитесь на группы (по 4 че-

ловека). На листе бумаги покажите

схематично с помощью условных

знаков

порядок

нахождения

суф-

фиксов. - Давайте сравним ваши

Работа в группах, презентация своего

проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, опре-

деление группы, наиболее правильно

Регулятивные: планировать реше-

ние учебной задачи: выстраивать

последовательность

необходимых

операций

(алгоритм

действий).

Познавательные:

презентовать

алгоритмы с алгоритмом в учебни-

ке на стр. 111.

определившей алгоритм.

подготовленную

информацию

в

наглядном и вербальном виде;

6.

Самостоятельная

работа

с

взаимопро-

веркой.

Работа с уражнением 3 на страни-

це 109

- Вставьте слова, выделите в сло-

вах окончание, корень и суффикс,

пользуясь алгоритмом (схема алго-

ритма на доске). Подумайте, какое

значение

в

данные

слова

вносит

суффикс.

- Какие были затруднения? Какое

же значение имеют суффиксы -ан-,

-ян-, -анин-;

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших

затруднениях. Отвечают на вопросы.

- Суффиксы -ан-, -ян, -анин-,

-янин- обозначают место жительства.

Регулятивные: контроль, коррек-

ция, выделение и осознание того,

что уже усвоено и что еще подле-

жит усвоению, осознание качества

и уровня усвоения; корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших труд-

ностей и ошибок; намечать спосо-

бы

их

устранения; Личностные:

самоопределение, идентифициро-

вать себя с принадлежностью к на-

роду, стране, государству

7. Словарная работа

Работа в парах

- От какого слова образовано слово

«собачка»?

- на ваших партах лежат конверты

со словами, поработайте в парах,

составьте предложение из данных

слов. - Какое предложение у вас

получилось?

-

Из

другого

конверта

возьмите

суффиксы,

подумайте,

какой

из

них поможет образовать родствен-

ное слову «кот» слово.

- от слова «собака» с помощью суф-

фикса -к-

– Собака играет с котом.

-

Суффикс

–ёнок-

поможет

образо-

вать слово котёнок

Личностные: применять правила

делового сотрудничества

Познавательные:

преобразовы-

вать объект: импровизировать, из-

менять, творчески переделывать.

- В какое место в слове мы можем

добавить этот суффикс?

-образуйте

новое

слово.

Какое

предложение у вас теперь получи-

лось?

-Запишите это предложение в тет-

радь.

Выделите

в

слове

«котён-

ком» известные вам части слова. В

слове «собака» подчеркнём «опас-

ное» место, постараемся выучить

написание этого слова.

- Между корнем и окончанием.

- Между корнем кот- и окончанием

-ом.

- Собака играет с котёнком.

Работают самостоятельно в тетради.

«Собака»

безударная

непроверяе-

мая гласная в корне.

8.

Рекомендации

по

выполнению

домаш-

него

задания

диффе-

ренцированного

ха-

рактера.

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и

упр.5. В этих упражнениях похо-

жее

задание,

вам

предлагают

найти суффиксы с некоторых сло-

вах. Как вы считаете, какое из этих

упражнений более сложное?

- Запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают

задание.

– в упр. 4 слова, которые

нужно выписать – выделены жирным

шрифтом;

в

упр.

5

нужно

самим

найти слова с необходимым суффик-

сом. Это выполнить сложнее. Упр. 5

отмечено в учебнике «гирей» - «труд-

ное задание».

Регулятивные: контроль , коррек-

ция;

Личностные: самоопределение.

9. Рефлексия деятель-

ности. Итог урока.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Всё ли понятно?

- Что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация оце-

нок за урок

Рефлексия,

самооценка.

Принятие

оценки учителя.

Регулятивные: анализировать

эмоциональные состояния, полу-

ченные от успешной (неуспешной)

деятельности, оценивать их влия-

ние на настроение человека; фор-

мирование контрольно-оценочной

деятельности: оценивать уровень

владения тем или иным учебным

действием (отвечать на вопрос

«что я не знаю и не умею?»). Ком-

муникативные: умение с доста-

точной полнотой и точностью вы-

ражать свои мысли; Познаватель-

ные: рефлексия.

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.



В раздел образования