Автор: Вера Георгиевна Бакшеева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: республика Бурятия,село Хоринск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: сценарий спектакля "Помни имя свое"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий
спектакля «Помни имя свое» (основано на реальных событиях по
воспоминаниям узницы концлагеря «Освенцим»)
(Сцена оформлена кирпичной стеной из баннеров. На середине в
глубине сцены расположены двухъярусные нары. Перед нарами спущена
органза красного цвета, символизирует кровь народа. На авансцене справа
расположена скамья, уличный фонарь и телефонная будка советского
образца. Звучит музыкальное сопровождение, транслируется видеоряд об
узниках лагеря. Идет погружение зрителя в военную атмосферу).
Сцена 1.
(На сцену выходит актер в черной одежде и читает стихи. На сцене
появляются две героини Зинаида Григорьевна Воробьева (ЗГ) и ее подруга
Надежда (Н). Они находятся на главной международной телефонной
переговорной. В руках у ЗГ телеграмма).
ЗГ- Надежда! Я получила телеграмму, я очень боюсь! Телеграмма
пришла из Гданьска, Польша, ГНР. Я боюсь, вдруг что-то плохое?
Н- Что-то у меня тоже сердце защемило!
ЗГ- Что, плохо с сердцем? Возьми валидол!
Н- Да нет, сейчас отпустит! Я надеюсь, что мы его нашли!
ЗГ- Я тоже очень надеюсь!
(Звучит тревожная музыка, немецкая речь и плач ребенка. ЗГ
вспоминает время, проведенное в концлагере Освенцим. На сцене виден
привал, женщины и дети разбредаются по сцене с узлами в руках, их
сопровождает немецкий конвой).
Немецкий офицер (НО)- Привал! (Все располагаются. Уставшие
женщины и голодные без сил смотрят вдаль, кто-то засыпает. ЗГ среди
заключенных, она держит на руках ребенка мальчика 1,5 годовалого. Она
склонила голову на плечо подруге, чтобы немного отдохнуть. И вдруг
Надежда ее будит с улыбкой на лице).
Н- Зина, Зина, смотри! Твой Геночка ножками пошел! (В это время
маленький Гена первый раз в жизни зашагал среди узлов и людей).
ЗГ- Сыночка, сыночек! Мой родной, пошел, ножками своими пошел!
Сын- Мама, мама!
ЗГ- Геночка, Геночка мой дорогой. (Зина догоняет ребенка, в этот
момент немецкий офицер командует подъем. Люди суматошно встают, Зина
бежит к сыну, расталкивая людей. Она схватила ребенка на руки и стала его
целовать).
ЗГ- Надежда, узел мой, узел захвати! (Слышна немецкая речь, узники
уходят за сцену. Их угоняют в Германию).
Сцена 2.
(Органза спадает и на сцене видны нары. На нарах спят люди. В барак
заходят немецкий офицер, два солдата и полицай).
Полицай- Лок шнега! Из блока не выходить! Блок номер двадцать
шесть в составе трехсот женщин и ста двадцати двух детей построен!
(Среди узниц слышен голос).
-Женщины! Доктор Менгель берет детей на страшные опыты, прячьте
детей! (Создается шумиха).
(Офицер говорит на немецком, полицай его переводит).
Полицай- В интересах здоровья и воспитания детей, учитывая
необходимость создания медицинских условий, приехавшие с вами дети
немедленно отправляются в приюты, расположенные в Германии! (Солдаты
начинают отнимать детей у женщин).
НО- Комт, комт!
Полицай- Пойдемте, дети! Вы разве не слышали что сказал доктор
Менгель? (Матери прижимают детей к груди. Дети кричат, женщины плачут).
Сцена 3.
(Зина получает свидание с сыном).
ЗГ- Сыночек мой дорогой, два месяца я тебя не видела! (Тихо укачивает
сына на руках. Что-то вспомнив, начинает искать у себя в халате. Достает
узелок и трясущимися руками развязывает его).
ЗГ- Вот, сынок, лук тебе шлет пани Клетковская! А маргарин тетя
Мария! Кушай сыночек, кушай!
Сын (тихим голосом)- Мама, я хочу кушать! А для чего он тете Марии,
ведь ее Наташка померла теперь!
ЗГ- Сыночек, что я хочу тебе сказать, нас скоро освободят! Наши
совсем близко!
Сын- А что значит освободят?
ЗГ- Освободят, это когда на капу не надо будет ходить! И я с тобой
всегда буду, сыночек, всегда!
Сын- Нее, мама, капа не позволит! Мама, ляг со мной!
ЗГ- Нет сыночек, мне на пель надо!
Сын- А если ты опоздаешь тебя опять будут бить?
ЗГ- Да сыночек! Спи мой хороший, я скоро к тебе обязательно приду!
(Целует сына и уходит).
Сцена 4.
(На сцене построены женщины).
Полицай- Эвакуация! Всем с вещами на выход! Построение барака
номер 26! (Слышен голос из толпы).
- Смотрите, детский барак досками забили! Не видно наших детей! (Из
заколоченных оконных проемов видны детские руки. Дети зовут матерей).
НО- Сегодня вас переводят в другое место! Дети останутся здесь!
(Начинается истошный плач и стоны. Немецкие солдаты стреляют очередями
из автоматов, что успокоить женщин. У Зины ручьем потекли слезы, сердце
сжалось, через силу она закричала).
ЗГ- Сыночек, помни имя свое! Гена Воробьев, тебя зовут Гена
Воробьев, твоя родина Советский Союз! (Все женщины наперебой стали
кричать имена своих детей).
- Люда Каменькова, ты из Витебска! Запомни! Саша Петров, ты из
Беларуси! Не хочу я жить, не хочу! (Немцы бьют и отгоняют женщин все
дальше от детей).
Сцена 5.
(Слышен голос телефонистки).
- По вызову Польша, ГНР, двадцатая кабина! (Зинаида подходит к
телефону, медленно снимает трубку и подносит к уху. Руки ее дрожат).
ЗГ- Слушаю, алло!
(Голос из трубки).
Голос- Добрый день, это пани Воробьева?
ЗГ- Да, да, я слушаю!
Голос- Ваш запрос сходится! Волосы ясные и номер 1832!
ЗГ- Восьмерка кривая! Должна быть восьмерка кривая! (Задыхается.
Подруга Надежда вырывает трубку из рук Зинаиды).
Н- Дай, я возьму! Алло, Гена, это ты? Это подруга, тетя Надя!
Голос- А мама, мама его здесь?
Н- Да, да она здесь, а я тетя Надя, просто она сейчас не может
говорить! Восьмерка кривая?
Голос- Да, есть! (Зинаида вырывает трубку у Надежды).
ЗГ- А оспа, оспа на правой щеке есть? А другая в сантиметре от нее?
Голос- Есть!
ЗГ- А где он воспитывался?
Голос- Он хочет знать как здоровье?
Надя кричит в трубку:- Она молодцом, она очень симпатичная!
ЗГ- Когда Гена приедет?
Голос- Скоро, скоро приедет! (Длинные гудки. Подруги кладут трубку и
уходят со сцены).
Сцена 6.
(Железнодорожный вокзал. Голос диспетчера).
- Скорый поезд номер 26 «Ленинградский экспресс» Берлин- Варшава-
Ленинград прибывает на первый путь!
(Пассажиры встречают поезд. Среди пассажиров Гена, сын ЗГ).
Надежда- Вы Гена?
Сын- Да, я Гена. А где же Зинаида Григорьевна? (Встречающие
расступаются и выстраиваются в коридор. С двух концов коридора навстречу
друг идут сын и мать, не видевшиеся 20 лет. У Зинаиды Григорьевны в руках
цветы. Подойдя к сыну она роняет их на пол. Обнимаются со слезами на
глазах. ЗГ разглядывает сына).
ЗГ- Меня ты не помнишь, сынок? Совсем не помнишь?
Сын- Моментами, барак, нары, картошку…
ЗГ- А как ты болел? А как нас в Германию угоняли, а вас, детей в
бараке?
Сын (пытаясь вспомнить)- Нет, не помню, помню моментами детский
дом.
ЗГ- Ты поживи у меня подольше, сынок!
Сын- Хорошо, а потом мне надо уходить в море.
ЗГ- Когда я узнала, что ты живешь в Гданьске, я все прочитала про
Гданьск!
Сын- Мне трудно об этом сказать, когда вы, мама, приедете к нам я вам
покажу весь Гданьск. (ЗГ смотрит в зал и плачет, понимая, что его дом теперь
там).
Сын- Ну что ты мама плачешь?
ЗГ- Ну что ты сыночек, я радуюсь! Я нашла тебя и важно, что ты жив!
Ну что же делать, что делать…Не я тебя вырастила, проклятая война! Ты
вырос здоровый, сильный, умный, дай бог здоровья пани Халине!
(Зинаида смотрит вдаль, шепча губами одну только фразу «Война,
проклятая война!»)