Автор: Стригина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "НХТК"
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: "АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НДФЛ"
Раздел: среднее профессиональное
АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НДФЛ
Стригина И.С.
(Россия, Невинномысск, Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Невинномысский химический колледж»)
Обязанность
по
исчислению
и
удержанию
сумм
налога
на
доходы
физических
лиц
возложена
на
работодателя
налогового
агента.
Законодательно
регламентирован
общий
порядок
исчисления
и
взимания
налога.
Но на практике бывает не все так гладко, как прописано в законе. В
силу
частого
изменения
законодательства,
а
также
недостаточного
регулирования отдельных вопросов на практике часто возникают проблемы и
спорные ситуации, связанные с исчислением и уплатой налога.
Фискальная
функция
вытекает
из
самой
природы
налогов.
Она
характерна
для
всех
государств во все периоды их существования и развития.
С помощью реализации данной функции на практике формируются
государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия
для
функционирования
государства.
Основная
задача
выполнения
фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов
всех уровней.
Регулирующая
функция
имеет
особое
значение
в
современных
условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства
на
экономические
и
социальные
процессы.
Данная
функция
связана
с
распределением налоговых платежей между юридическими и физическими
лицами,
сферами
и
отраслями
экономики,
государством
в
целом
и
его
территориальными образованиями.
По
данным
Федеральной
налоговой
службы,
в
консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2014-2016 гг. поступило
налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС
России,
на
сумму;
6288,3;
7662,9;
9719,6;
10958,2
млрд.
рублей,
соответственно (рисунке 1).
2013 2014 2015 2016
Рисунок 1 – Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 – 2016
гг., млрд. руб.
В таблице 1 представлены поступления в консолидированный бюджет
РФ (зачисляемого в федеральный бюджет) НДФЛ.
Таблица 1 - Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет России
в 2014-2016 гг., млрд. руб.
2013
2014
2015
2016
2014 к
2013, %
2015 к
2014, %
2016 к
2015, %
2016 к
2013, %
Всего
3786,0
4488,6
5239,1
5793,1
118,6
116,7
110,6
153,0
в том числе:
НДФЛ
1665,1
1789,6
1994,9
2260,3
107,5
111,5
113,3
135,7
По
данным
таблицы
видно,
что
происходит
стабильный
рост
собираемости налогов в бюджет, при этом темп прироста налогов всего
составляет 53%, тогда как темп прироста собираемости НДФЛ – 35,7%. Это
объясняется
тем,
что
предприятия
сокращали
численность
работников,
некоторые предприятия выплачивают заработную плату неофициально.
Представим
на
рисунке
2
удельный
вес
НДФЛ
в
общей
массе
поступлений.
2013
2014
2015
2016
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Прочие налоги и
сборы
НДФЛ
Рисунок 2 – Удельный вес НДФЛ в общей массе поступлений, %
На диаграмме видно, что удельный вес НДФЛ имеет тенденцию к
снижению в 2013-2014 гг., однако, в 2016 году наблюдается рост удельного
веса
по
сравнению
с
2015
годом
на
0,9%,
тогда
как
по
сравнению
с
показателем на 2014 год удельный вес снизился на 3,9%.
Причиной этого является сделанный выше вывод о нестабильности в
выплат заработной платы и исчисления с нее налога.
Налог на доходы физических лиц, который занимает основное место в
российской налоговой системе, оказывает прямое влияние и на структуру
налоговой политики России и на финансовое состояние граждан. Налог на
доходы
физических
лиц
является
важным
элементом
налогового
законодательство, а потому требует полноценного анализа и поиска путей
совершенствования.
Для работающих граждан используется плоская шкала налога, т.е. при
разных уровнях заработной платы, налоговая нагрузка различна и налоговое
бремя падает в основном на малообеспеченные слои населения.
Структура
налога
на
доходы
физических
лиц
в
2016
году
прослеживается в таблице 2.
Таблица 2 - Поступление налога на доходы физических лиц в 2016 году
2016г.
Справочно
2015г.
млрд.
рублей
в % к
итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Всего
2260,3
100,0
1994,9
100,0
из них:
с доходов, полученных физическими лицами,
являющимися налоговыми резидентами РФ в виде
дивидендов от долевого участия в деятельности
организаций
56,9
2,5
51,8
2,6
с доходов, облагаемых по налоговой ставке,
установленной п.1 статьи 224 НК РФ
2183,2
96,6
1919,9
96,2
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов
процентных доходов по вкладам в банках, в виде
материальной выгоды от экономии на %% при
получении заемных средств
6,6
0,3
3,4
0,2
прочие доходы
13,6
0,6
19,8
1,0
Таким,
образом,
мы
видим,
что
основные
поступления
НДФЛ
происходят с заработных плат и аналогичных (трудовых) доходов граждан,
доля растет на 0,4 п.п., при этом доля НДФЛ с других доходов граждан
меняется незначительно.Проведенные исследования статистических данных
позволяют
сделать
вывод,
что
фискальная
функция
НДФЛ
в
России
превалирует над регулирующей.
По
итогам
исследования
могут
быть
предложены
направления
совершенствования
НДФЛ
в
РФ.
Имеет
смысл
льготировать
такие
виды
деятельности
как
сдача
в
наем
жилых
и
нежилых
помещений,
доходы
автоперевозчиков,
преподавателей
и
других
субъектов
индивидуальной
трудовой деятельности, а для всех остальных установить прогрессивную
ставку налогообложения.
При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление
облагаемого
дохода
на
определенные
части
и
обложение
каждой
последующей части по повышенной ставке.
Для улучшения фискальной функции НДФЛ, а именно для увеличения
его
собираемости,
видится
целесообразным
установить
контроль
за
расходами
налогоплательщиков
со
стороны
налоговых
органов,
как
это
делается в ряде стран с развитой рыночной экономикой.
Для совершенствования исчисления и уплаты налога на предприятии
необходимо исправить выявленные ошибки, сделать перерасчет и уплатить
доначисленный налог в бюджет.