Напоминание

"АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НДФЛ"


Автор: Стригина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "НХТК"
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: "АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НДФЛ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НДФЛ

Стригина И.С.

(Россия, Невинномысск, Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Невинномысский химический колледж»)

Обязанность

по

исчислению

и

удержанию

сумм

налога

на

доходы

физических

лиц

возложена

на

работодателя

налогового

агента.

Законодательно

регламентирован

общий

порядок

исчисления

и

взимания

налога.

Но на практике бывает не все так гладко, как прописано в законе. В

силу

частого

изменения

законодательства,

а

также

недостаточного

регулирования отдельных вопросов на практике часто возникают проблемы и

спорные ситуации, связанные с исчислением и уплатой налога.

Фискальная

функция

вытекает

из

самой

природы

налогов.

Она

характерна

для

всех

государств во все периоды их существования и развития.

С помощью реализации данной функции на практике формируются

государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия

для

функционирования

государства.

Основная

задача

выполнения

фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов

всех уровней.

Регулирующая

функция

имеет

особое

значение

в

современных

условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства

на

экономические

и

социальные

процессы.

Данная

функция

связана

с

распределением налоговых платежей между юридическими и физическими

лицами,

сферами

и

отраслями

экономики,

государством

в

целом

и

его

территориальными образованиями.

По

данным

Федеральной

налоговой

службы,

в

консолидированный

бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2014-2016 гг. поступило

налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС

России,

на

сумму;

6288,3;

7662,9;

9719,6;

10958,2

млрд.

рублей,

соответственно (рисунке 1).

2013 2014 2015 2016

Рисунок 1 – Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных

платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 – 2016

гг., млрд. руб.

В таблице 1 представлены поступления в консолидированный бюджет

РФ (зачисляемого в федеральный бюджет) НДФЛ.

Таблица 1 - Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет России

в 2014-2016 гг., млрд. руб.

2013

2014

2015

2016

2014 к

2013, %

2015 к

2014, %

2016 к

2015, %

2016 к

2013, %

Всего

3786,0

4488,6

5239,1

5793,1

118,6

116,7

110,6

153,0

в том числе:

НДФЛ

1665,1

1789,6

1994,9

2260,3

107,5

111,5

113,3

135,7

По

данным

таблицы

видно,

что

происходит

стабильный

рост

собираемости налогов в бюджет, при этом темп прироста налогов всего

составляет 53%, тогда как темп прироста собираемости НДФЛ – 35,7%. Это

объясняется

тем,

что

предприятия

сокращали

численность

работников,

некоторые предприятия выплачивают заработную плату неофициально.

Представим

на

рисунке

2

удельный

вес

НДФЛ

в

общей

массе

поступлений.

2013

2014

2015

2016

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Прочие налоги и

сборы

НДФЛ

Рисунок 2 – Удельный вес НДФЛ в общей массе поступлений, %

На диаграмме видно, что удельный вес НДФЛ имеет тенденцию к

снижению в 2013-2014 гг., однако, в 2016 году наблюдается рост удельного

веса

по

сравнению

с

2015

годом

на

0,9%,

тогда

как

по

сравнению

с

показателем на 2014 год удельный вес снизился на 3,9%.

Причиной этого является сделанный выше вывод о нестабильности в

выплат заработной платы и исчисления с нее налога.

Налог на доходы физических лиц, который занимает основное место в

российской налоговой системе, оказывает прямое влияние и на структуру

налоговой политики России и на финансовое состояние граждан. Налог на

доходы

физических

лиц

является

важным

элементом

налогового

законодательство, а потому требует полноценного анализа и поиска путей

совершенствования.

Для работающих граждан используется плоская шкала налога, т.е. при

разных уровнях заработной платы, налоговая нагрузка различна и налоговое

бремя падает в основном на малообеспеченные слои населения.

Структура

налога

на

доходы

физических

лиц

в

2016

году

прослеживается в таблице 2.

Таблица 2 - Поступление налога на доходы физических лиц в 2016 году

2016г.

Справочно

2015г.

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

2260,3

100,0

1994,9

100,0

из них:

с доходов, полученных физическими лицами,

являющимися налоговыми резидентами РФ в виде

дивидендов от долевого участия в деятельности

организаций

56,9

2,5

51,8

2,6

с доходов, облагаемых по налоговой ставке,

установленной п.1 статьи 224 НК РФ

2183,2

96,6

1919,9

96,2

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов

процентных доходов по вкладам в банках, в виде

материальной выгоды от экономии на %% при

получении заемных средств

6,6

0,3

3,4

0,2

прочие доходы

13,6

0,6

19,8

1,0

Таким,

образом,

мы

видим,

что

основные

поступления

НДФЛ

происходят с заработных плат и аналогичных (трудовых) доходов граждан,

доля растет на 0,4 п.п., при этом доля НДФЛ с других доходов граждан

меняется незначительно.Проведенные исследования статистических данных

позволяют

сделать

вывод,

что

фискальная

функция

НДФЛ

в

России

превалирует над регулирующей.

По

итогам

исследования

могут

быть

предложены

направления

совершенствования

НДФЛ

в

РФ.

Имеет

смысл

льготировать

такие

виды

деятельности

как

сдача

в

наем

жилых

и

нежилых

помещений,

доходы

автоперевозчиков,

преподавателей

и

других

субъектов

индивидуальной

трудовой деятельности, а для всех остальных установить прогрессивную

ставку налогообложения.

При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление

облагаемого

дохода

на

определенные

части

и

обложение

каждой

последующей части по повышенной ставке.

Для улучшения фискальной функции НДФЛ, а именно для увеличения

его

собираемости,

видится

целесообразным

установить

контроль

за

расходами

налогоплательщиков

со

стороны

налоговых

органов,

как

это

делается в ряде стран с развитой рыночной экономикой.

Для совершенствования исчисления и уплаты налога на предприятии

необходимо исправить выявленные ошибки, сделать перерасчет и уплатить

доначисленный налог в бюджет.



В раздел образования