Напоминание

Привитие интереса к чтению воспитанникам младшего школьного возраста ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина на занятиях кружка «Разноцветные страницы» (из опыта работы)


Автор: Голишева Людмила Андреевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Привитие интереса к чтению воспитанникам младшего школьного возраста ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина на занятиях кружка «Разноцветные страницы» (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию

«Школа циркового искусства имени Ю.В.Никулина»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Привитие интереса к чтению воспитанникам

младшего школьного возраста

ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина

на занятиях кружка «Разноцветные страницы»

(из опыта работы)

подготовила

методист, Заслуженный учитель РФ

Голишева Людмила Андреевна

г. Москва

1

2019

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самого себя» В.А.Сухомлинский

Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие

самоопределяться и самореализовываться граждане, которые могут управлять

своей жизнью и готовы принять участие в жизни других людей. Учить этому

нужно

с

детства:

то,

что

заложено

в

детстве,

потом

развивается

и

совершенствуется. От состояния культуры детства (в том числе культуры

чтения) зависит культура всего общества. Чтение – традиционный и до сих

пор

самый

распространенный

способ

получения

знаний.

В

наш

компьютерный

век

стремительно

падает

интерес

детей

к

чтению

художественной литературы. За четыре урока литературного чтения в неделю

ребенок читает в классе 15 – 20 минут. При обсуждении произведения он в

среднем

проговаривает

8

10

предложений.

А

если

это

стеснительный

ребенок и того меньше. Во внеурочное время дети практически не читают

художественную литературу, очень редко посещают библиотеку. Вследствие

чего

возникают

проблемы:

словарный

запас

не

пополняется,

речь

не

развивается и далека от выразительности. Дети испытывают трудности в

общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Проблемы

чтения становятся все более актуальными. Снижение интереса к чтению

наблюдается также у взрослого населения, что отмечается в «Национальной

программе поддержки и развития чтения», подготовленной Федеральным

агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным

союзом. Как известно, дети любят придумывать различные игры, сочинять

сказки,

небылицы,

создавать

ситуации,

которые

мы,

взрослые,

иногда

считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление

творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание воспитанников на

внутренний, духовный мир человека.

У воспитанников, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина,

отмечаются

сниженная

познавательная

активность,

нарушенная

эмоционально-волевая

сфера,

наблюдаются

быстрая

утомляемость

и

2

повышенная

тревожность,

присутствует

агрессивность

(как

защитная

реакция),

слабо

сформированы

навыки

саморегуляции

и

правильного

поведения.

Данные

факторы

являются

причиной

трудностей

в

обучении

письму,

чтению,

счету,

мешают

развитию

волевых

процессов,

а

в

ряде

случаев

задерживают

психическое

развитие.

Объем

представлений

об

окружающем мире у наших воспитанников ограничен, а знания бессистемны,

поверхностны и неточны. Дети не умеют планировать свою деятельность по

достижению цели, не обладают достаточной мотивацией. В связи с этим

воспитанникам

младшего

школьного

возраста

ГБУ

ЦССВ

имени

Ю.В.Никулина необходимы дополнительные развивающие занятия в рамках

образовательного процесса.

Несмотря на то, что основная масса воспитанников, поступающих в ГБУ

ЦССВ

имени

Ю.В.Никулина

педагогически

запущенные

дети

в

них

заложен огромный творческий потенциал. Задача педагога в условиях нашего

учреждения

максимально

развить

каждого

ребенка,

раскрыть

его

потенциальные возможности, подготовить младших школьников к обучению

в средней и старшей школе.

Занимаясь с детьми, воспитатель, в первую очередь, ставит перед собой

цель

воспитывать

маленького

человека

как

гармоничную

личность,

поддерживать, развивать естественное для его возраста желание узнавать как

можно больше интересного, исследовать мир вокруг себя и себя в этом мире.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он вполне успешно

может складывать из букв слова, из слов – предложения. Значит ли это, что у

него появляется потребность в чтении? Конечно же, нет. Как помочь ребенку

открыть новый чудесный мир – мир книг? В этом нашим воспитанникам

помогают

внеурочные

занятия

в

кружке

по

внеклассному

чтению

«Разноцветные страницы».

Программа кружка по внеклассному чтению «Разноцветные страницы»

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

учебного

плана

и

авторской

Рабочей

программы

Л.Ф.Климановой

«Литературное

чтение.

Рабочие

программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4

классы: Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина», Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых

результатов начального общего образования.

Предложенная программа предназначена для внеурочной деятельности с

младшими

школьниками,

разработана

с

учетом

индивидуальных

особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и

апробирована в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина, рассчитана на 4 года

обучения, из расчета 1 час в неделю.

Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным

чтением,

русским

языком,

ознакомлением

с

окружающим

миром,

информатикой,

изобразительным

искусством,

технологией

и

ЛЕГО

конструированием. Каждое занятие кружка начинается с психологического

настроя воспитанников младшего школьного возраста на совместную работу.

3

Цель: приобщить каждого воспитанника к книге и литературному

чтению.

Задачи:

Овладение

осознанным,

правильным,

беглым

и

выразительным

чтением как базовым навыком в системе образования и воспитания

воспитанников младшего школьного возраста.

Формирование читательского кругозора литературно – чувственного

мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему

миру.

Развитие устойчивого интереса к чтению и книге, привитие навыков

работы с ней.

Воспитание литературной грамотности.

Воспитательное значение:

Воспитание коллективизма.

Воспитание аккуратности в обращении с книгой, усидчивости.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Формирование элементов творчества, познавательной активности.

Развитие

умения

вносить

в

работу

элементы

фантазии,

возможное

разнообразие.

Практическое значение:

Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее

элементам и по внешним приметам.

Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или

аннотация, послесловие.

Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную

книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по

эпизодам.

Умение доводить начатую работу до завершения.

В любой школе, будь то образовательная школа, гимназия или лицей, есть

тихий уютный кабинет: ДОМ, где живут книги. Это библиотека – именно

здесь формируется читатель. Поэтому занятия нашего кружка «Разноцветные

страницы» проходят как в группе, так и в библиотеке. Наша библиотека

широко использует формы и методы индивидуальной и массовой работы,

ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, на

воспитание культуры чтения и привитие любви к книге, в том числе игру. У

игры

широкие

развивающие

возможности,

и

при

кажущейся

простоте

проведения они требуют огромной подготовительной работы воспитателя,

библиотекаря

и

воспитанников,

создают

атмосферу

сотрудничества,

сотворчества.

Творческая,

интеллектуальная

атмосфера

в

библиотеке

способствует и хорошему настроению читателей, и воспитанию любви к

книге,

и

развитию

творческого

потенциала

участников.

Наша

цель

воспитывать у детей культуру чтения и любовь к книге, в идеале учить их

читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовывать заложенные в

литературе

воспитательные

и

развивающие

способности.

Этой

же

цели

4

посвящено

любое

наше

занятие:

выставки,

беседы,

знакомящие

с

творчеством

писателей

и

их

произведениями,

премьеры

книг,

обзоры

литературы,

Формы проведения занятий:

Литературно – познавательные игры

Тематические беседы

Дискуссии

Путешествия – викторины

Конкурсы чтецов

Турниры знатоков

Тематические экскурсии в библиотеку

Мини – конференции

КВНы

Час вопросов и ответов

Тематические выставки

Литературные проекты

Литературные вечера

Календарь знаменательных дат

Школьная библиотека и Интернет

Творческая мастерская

Праздник посвящения в читатели

Праздник Букваря

В рамках гуманистической парадигмы воспитания и образования метод

игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Данные современной

психологии и педагогики свидетельствуют о том, что наиболее интенсивное

развитие личности ребенка происходит не на уроке, а в сфере свободного

общения, досуга, труда, игры. Это положение важно и для воспитательного

процесса в условиях библиотеки. Именно игра стала средством, с помощью

которого

мы

стараемся

усовершенствовать

процесс

воспитания

культуры

чтения.

Мы

строим

работу

с

воспитанниками

с

учетом

их

возрастных

особенностей, основываясь на принципах гуманной педагогики, и самым

серьезным

образом

включаем

в

арсенал

своих

методов

игру.

Игра

пронизывает

все

воспитание

читательской

культуры.

Известные

слова

А.М.Горького: «Игра для детей – путь познания мира» получили широкое

распространение

в

практике

нашей

работы.

Несмотря

на

то,

что

игра

привлекательнее учебы, она не всегда легче и требует не меньшего внимания

и целеустремленности. А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте

игра это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное

дело. Надо пропитать игрою всю его жизнь».

Мы строим свою работу так, чтобы дети ощущали себя не объектом

воздействия,

а

полнокровным

субъектом

деятельности.

Воспитатель

ориентируется на личность в целом. А не только на функции воспитанника

как

читателя.

Понимая,

что

многие

сегодняшние

методы

воспитания

культуры чтения изжили себя, что читатели неохотно идут на контакт со

5

взрослым

во

время

традиционных

бесед,

читательских

конференций,

обсуждений, мы пытаемся при помощи широкого внедрения элементов игры

оживить привычные формы массовой работы. Это и есть наш реальный вклад

в воспитание ребят как творческих личностей, в воспитание культуры чтения.

В

данной

практике

можно

отметить,

что

современные

дети

не

всегда

способны

организовать

коллективные

игры,

но

с

большим

энтузиазмом

включаются

в

игры,

организатором

и

инициатором

которых

является

воспитатель. Поэтому мы стараемся с помощью различных игр увлечь детей.

В

любой

игре

предусматриваются

творческие

задания:

например,

на

утреннике,

посвященном

какому-либо

писателю

(С.Я.Маршаку,

С.В.Михалкову, А.Л.Барто) отрывки из его произведений инсценируют сами

читатели,

выставки

помогают

оформлять

активисты

библиотеки,

на

этих

выставках

обязательно

присутствуют

творческие

поделки

воспитанников;

условия игры мы вырабатываем вместе с детьми (сотворчество). В игре

важен

не

столько

результат,

сколь

процесс

переживаний,

связанных

с

игровыми действиями (ситуации, проигрываемые ребятами, воображаемы, но

чувства, переживаемые ими, реальны).

«Путешествие по книгам», когда читатели на определенное время становятся

путешественниками, «встречаются» с героями книг.

«Путешествие по родному краю»

Беседы, связанные с творчеством какого-либо писателя (поэта)

Интеллектуальные ринги по разным отраслям знаний. В результате подобных

занятий происходит расширение кругозора детей, воспитание коллективизма,

общительности, пробуждение у них интереса к книге.

Итогом каждого нашего занятия является творческая работа воспитанника.

Первое занятие кружка проходит в библиотеке. Ребята знакомятся с

Домом,

где

живут

книги.

Они

могут

подержать

в

руках

любую

понравившуюся книгу, полистать ее и, конечно, сфотографироваться с ней на

память!

Много разных и увлекательных занятий можно придумать и провести.

Одно

из

которых

изготовление

закладок.

Вырезаем,

рисуем,

клеим,

фантазируем, и закладки получаются яркие и веселые. А главное – очень

нужные для книжек!

Итогом знакомства с творчеством С.В.Михалкова и его произведением

стали детские рисунки.

6

После путешествия – викторины «Басни дедушки Крылова» ребята лепили

сюжеты басен из пластилина и природного материала.

При подготовке к литературно – познавательной игре по сказке

С.Т.Аксакова

«Аленький

цветочек»

ребята

рисовали

рисунки,

писали

доклады, готовили выступления.

Готовясь к Турниру знатоков «Широкая Масленица», ребята провели в

библиотеке немало времени. Они узнали, откуда появился этот праздник, как

его праздновали на Руси в давние времена, какие игры использовались.

Воспитанники сделали подборку стихов, посвященную Масленице, создали

ЛЕГО – макет, побывали на празднике в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках.

А самое главное – научились печь блины!

7

Огромную помощь оказывает наша библиотека воспитанникам при работе

над различными творческими проектами.

После того как первоклассники выучили все буквы и познакомились в

библиотеке с творчеством С.Я.Маршака и его «Веселой азбукой про все на

свете», они создали свой первый творческий проект «Город букв».

Следующий проект «Азбука загадок» ребята создали в программе

ПервоЛого.

После тематической беседы «Весна пришла» также в программе

ПервоЛого

был

подготовлен

новый

проект

«В

гости

к

весне!».

Первоклассники проделали следующую работу:

1.

Познакомились с рассказом К.Д.Ушинского «Четыре желания».

2.

Составили текст по теме «В гости к весне!».

3.

Напечатали текст.

4.

Подобрали фон.

5.

Украсили свою работу.

6.

Сфотографировали,

сохранили

ее

на

рабочем

столе

и

отправили

воспитателю на форум.

После проведения в библиотеке Часа вопросов и ответов на тему «Хлеб –

всему голова» ребята подготовили рисунки, нашли в Интернете картинки по

теме, подписали их и создали ЛЕГО – макет. Появился еще один творческий

проект «Как машины помогают хлеб растить».

8

Виртуальное путешествие – викторина «Новый год шагает по планете»

легло в основу проекта «Тайны зимнего волшебника». Ребята собирали в

библиотеке материал для докладов, составляли глоссарий, используя словарь

С.И.Ожегова,

рисовали,

создавали

ЛЕГО

макет,

писали

письма

Деду

Морозу, ездили к нему в гости в Московскую усадьбу в Кузьминках. И

неожиданно

в

ответ

получили

от

него

поздравление

с

Новым

годом

и

приглашение на новогоднее представление «сказка о снежной блесточке и

волшебных фонариках»! Вот такое письмо написал Дедушка мороз нашим

ребятам: «Здравствуйте, мои дорогие девчонки и мальчишки! Очень рад

вашему письму! Я знаю, что вы обычные, трудолюбивые ребята. Хорошо

учитесь, любите кино и театр, походы и экскурсии, компьтерные игры и

хорошие книги, знаю, что среди вас есть жонглеры, акробаты, эквилибристы,

фокусники. Кто-то из вас владеет этим мастерством отлично, а кто-то только

учится, значит, вы все тоже маленькие волшебники. Вы умеете делать то, что

не

могут

другие

ребята.

И

я

горжусь

вами!

Ведь

только

терпением

да

старанием можно достичь определенных высот. Сам я давно уж стар и сед,

но, несмотря на свой возраст, занимаюсь спортом, изучаю науки волшебства

и милосердия, грамматики и этики, компьютерной грамотности и хочу шагать

в ногу со временем. Это дается мне нелегко, но у меня есть желание и

терпение. И вам желаю развивать эти качества. В своем письме хочу отметить

понравившийся мне рисунок Роберта, поздравление светы, замечательные

розы Вики, привет от Катюши и Танюшки, да и от всех ребят, воспитанников

3

группы.

Всех

вас

поздравляю

с

Новым

годом

и

Рождеством!

Желаю

здоровья, успехов, удачи. Пусть всегда на ваших личиках сияет улыбка и

радует окружающих. С уважением, Дед Мороз». Много времени провели

ребята

в

библиотеке:

подобрали

160

стихотворений

разных

авторов

на

зимнюю

тему,

напечатали,

разложили

по

алфавиту

и

оформили

в

очень

красивую «Разноцветную книгу Зимы».

После тематических экскурсий и бесед в библиотеке постоянно

организуются выставки книг и детских рисунков.

Регулярно в нашей библиотеке проходят тематические Конкурсы чтецов:

Поет зима – аукает.

С чего начинается Родина?

Любимые стихи А.Л.Барто.

Веселые стихи Д.Хармса.

В гостях у дедушки Корнея (стихи К.И.Чуковского).

Веселые стихи о школе и школьниках.

9

Стихи русских поэтов о весне.

Золотая осень.

Весна – красна.

Дети читают русскую классику.

Основная

цель

конкурсов

воспитание

у

детей

интереса

к

художественному слову, развитие умения выразительно читать стихи и

публично выступать. Очень большое значение для воспитанника имеет

оформление

библиотеки:

красочные

иллюстрации

к

произведениям,

выставки новинок детской литературы, выставка детских рисунков и

поделок,

выполненных

ими

самими.

Все

это

создает

атмосферу

праздника. И тогда дети учатся воспринимать публичное чтение стихов

как интересное и праздничное событие. Наши воспитанники активные

участники школьных, окружных и городских конкурсов чтецов.

Кружок «Разноцветные страницы» не замыкается рамками

кабинета. Мы широко используем также ресурсы нашей библиотеки:

энциклопедии,

словари,

электронные

интерактивные

приложения

к

учебникам, мультимедийные презентации, мультимедийные плакаты и

модули, мультимедийные тренажеры, интерактивные занятия в игровой

форме,

интерактивную

энциклопедию

Кирилла

и

Мефодия,

видеофильмы и мультипликационные фильмы.

Так, день за днем, с самого первого посещения библиотеки, с

постоянного

общения

с

книгой

в

непринужденной

обстановке,

со

знакомства с ее героями, в постоянном поиске и творчестве рождается

читатель.

10

Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель,

а грамотный гражданин, знающий и любящий историю и культуру нашего

народа, умеющий правильно оценить себя в обществе, уважать окружающих.

Используемая литература:

1.

Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые

результаты начального общего образования; под редакцией Ковалевой

Г.С., Логиновой О.Б. М.: Просвещение, 2009.

2.

Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс:

Дидактический материал. – М.: «ВАКО», 2005. – Методическая

библиотека.

3.

Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс:

Дидактический материал. – М.: «ВАКО», 2006. – Методическая

библиотека.

4.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,

2011.

5.

Калмыкова С.В. Программа элективного курса по внеклассному

чтению. М: ПрофиСтарт, 2012.

6.

Кутявина С.В. Внеклассное чтение: 4 класс. – М.: «ВАКО», 2006.

7.

Макаренко А.С. Воспитание культурных навыков. – Собр. Соч. в 7-ми

томах. Том 4, с.417. М.: 1975.

8.

Яценко И.Ф.Внеклассное чтение: 1 класс: Дидактический материал. –

М.: «ВАКО», 2007.

11



В раздел образования