Автор: Голишева Людмила Андреевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Привитие интереса к чтению воспитанникам младшего школьного возраста ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина на занятиях кружка «Разноцветные страницы» (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию
«Школа циркового искусства имени Ю.В.Никулина»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Привитие интереса к чтению воспитанникам
младшего школьного возраста
ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
на занятиях кружка «Разноцветные страницы»
(из опыта работы)
подготовила
методист, Заслуженный учитель РФ
Голишева Людмила Андреевна
г. Москва
1
2019
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и
самого себя» В.А.Сухомлинский
Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие
самоопределяться и самореализовываться граждане, которые могут управлять
своей жизнью и готовы принять участие в жизни других людей. Учить этому
нужно
с
детства:
то,
что
заложено
в
детстве,
потом
развивается
и
совершенствуется. От состояния культуры детства (в том числе культуры
чтения) зависит культура всего общества. Чтение – традиционный и до сих
пор
самый
распространенный
способ
получения
знаний.
В
наш
компьютерный
век
стремительно
падает
интерес
детей
к
чтению
художественной литературы. За четыре урока литературного чтения в неделю
ребенок читает в классе 15 – 20 минут. При обсуждении произведения он в
среднем
проговаривает
8
–
10
предложений.
А
если
это
стеснительный
ребенок и того меньше. Во внеурочное время дети практически не читают
художественную литературу, очень редко посещают библиотеку. Вследствие
чего
возникают
проблемы:
словарный
запас
не
пополняется,
речь
не
развивается и далека от выразительности. Дети испытывают трудности в
общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Проблемы
чтения становятся все более актуальными. Снижение интереса к чтению
наблюдается также у взрослого населения, что отмечается в «Национальной
программе поддержки и развития чтения», подготовленной Федеральным
агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным
союзом. Как известно, дети любят придумывать различные игры, сочинять
сказки,
небылицы,
создавать
ситуации,
которые
мы,
взрослые,
иногда
считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление
творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание воспитанников на
внутренний, духовный мир человека.
У воспитанников, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина,
отмечаются
сниженная
познавательная
активность,
нарушенная
эмоционально-волевая
сфера,
наблюдаются
быстрая
утомляемость
и
2
повышенная
тревожность,
присутствует
агрессивность
(как
защитная
реакция),
слабо
сформированы
навыки
саморегуляции
и
правильного
поведения.
Данные
факторы
являются
причиной
трудностей
в
обучении
письму,
чтению,
счету,
мешают
развитию
волевых
процессов,
а
в
ряде
случаев
задерживают
психическое
развитие.
Объем
представлений
об
окружающем мире у наших воспитанников ограничен, а знания бессистемны,
поверхностны и неточны. Дети не умеют планировать свою деятельность по
достижению цели, не обладают достаточной мотивацией. В связи с этим
воспитанникам
младшего
школьного
возраста
ГБУ
ЦССВ
имени
Ю.В.Никулина необходимы дополнительные развивающие занятия в рамках
образовательного процесса.
Несмотря на то, что основная масса воспитанников, поступающих в ГБУ
ЦССВ
имени
Ю.В.Никулина
педагогически
запущенные
дети
–
в
них
заложен огромный творческий потенциал. Задача педагога в условиях нашего
учреждения
максимально
развить
каждого
ребенка,
раскрыть
его
потенциальные возможности, подготовить младших школьников к обучению
в средней и старшей школе.
Занимаясь с детьми, воспитатель, в первую очередь, ставит перед собой
цель
–
воспитывать
маленького
человека
как
гармоничную
личность,
поддерживать, развивать естественное для его возраста желание узнавать как
можно больше интересного, исследовать мир вокруг себя и себя в этом мире.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он вполне успешно
может складывать из букв слова, из слов – предложения. Значит ли это, что у
него появляется потребность в чтении? Конечно же, нет. Как помочь ребенку
открыть новый чудесный мир – мир книг? В этом нашим воспитанникам
помогают
внеурочные
занятия
в
кружке
по
внеклассному
чтению
«Разноцветные страницы».
Программа кружка по внеклассному чтению «Разноцветные страницы»
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
учебного
плана
и
авторской
Рабочей
программы
Л.Ф.Климановой
«Литературное
чтение.
Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4
классы: Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина», Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых
результатов начального общего образования.
Предложенная программа предназначена для внеурочной деятельности с
младшими
школьниками,
разработана
с
учетом
индивидуальных
особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
апробирована в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина, рассчитана на 4 года
обучения, из расчета 1 час в неделю.
Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным
чтением,
русским
языком,
ознакомлением
с
окружающим
миром,
информатикой,
изобразительным
искусством,
технологией
и
ЛЕГО
–
конструированием. Каждое занятие кружка начинается с психологического
настроя воспитанников младшего школьного возраста на совместную работу.
3
Цель: приобщить каждого воспитанника к книге и литературному
чтению.
Задачи:
Овладение
осознанным,
правильным,
беглым
и
выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования и воспитания
воспитанников младшего школьного возраста.
Формирование читательского кругозора литературно – чувственного
мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему
миру.
Развитие устойчивого интереса к чтению и книге, привитие навыков
работы с ней.
Воспитание литературной грамотности.
Воспитательное значение:
Воспитание коллективизма.
Воспитание аккуратности в обращении с книгой, усидчивости.
Формирование навыков самостоятельной работы.
Формирование элементов творчества, познавательной активности.
Развитие
умения
вносить
в
работу
элементы
фантазии,
возможное
разнообразие.
Практическое значение:
Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее
элементам и по внешним приметам.
Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или
аннотация, послесловие.
Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную
книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по
эпизодам.
Умение доводить начатую работу до завершения.
В любой школе, будь то образовательная школа, гимназия или лицей, есть
тихий уютный кабинет: ДОМ, где живут книги. Это библиотека – именно
здесь формируется читатель. Поэтому занятия нашего кружка «Разноцветные
страницы» проходят как в группе, так и в библиотеке. Наша библиотека
широко использует формы и методы индивидуальной и массовой работы,
ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, на
воспитание культуры чтения и привитие любви к книге, в том числе игру. У
игры
широкие
развивающие
возможности,
и
при
кажущейся
простоте
проведения они требуют огромной подготовительной работы воспитателя,
библиотекаря
и
воспитанников,
создают
атмосферу
сотрудничества,
сотворчества.
Творческая,
интеллектуальная
атмосфера
в
библиотеке
способствует и хорошему настроению читателей, и воспитанию любви к
книге,
и
развитию
творческого
потенциала
участников.
Наша
цель
воспитывать у детей культуру чтения и любовь к книге, в идеале учить их
читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовывать заложенные в
литературе
воспитательные
и
развивающие
способности.
Этой
же
цели
4
посвящено
любое
наше
занятие:
выставки,
беседы,
знакомящие
с
творчеством
писателей
и
их
произведениями,
премьеры
книг,
обзоры
литературы,
Формы проведения занятий:
Литературно – познавательные игры
Тематические беседы
Дискуссии
Путешествия – викторины
Конкурсы чтецов
Турниры знатоков
Тематические экскурсии в библиотеку
Мини – конференции
КВНы
Час вопросов и ответов
Тематические выставки
Литературные проекты
Литературные вечера
Календарь знаменательных дат
Школьная библиотека и Интернет
Творческая мастерская
Праздник посвящения в читатели
Праздник Букваря
В рамках гуманистической парадигмы воспитания и образования метод
игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Данные современной
психологии и педагогики свидетельствуют о том, что наиболее интенсивное
развитие личности ребенка происходит не на уроке, а в сфере свободного
общения, досуга, труда, игры. Это положение важно и для воспитательного
процесса в условиях библиотеки. Именно игра стала средством, с помощью
которого
мы
стараемся
усовершенствовать
процесс
воспитания
культуры
чтения.
Мы
строим
работу
с
воспитанниками
с
учетом
их
возрастных
особенностей, основываясь на принципах гуманной педагогики, и самым
серьезным
образом
включаем
в
арсенал
своих
методов
игру.
Игра
пронизывает
все
воспитание
читательской
культуры.
Известные
слова
А.М.Горького: «Игра для детей – путь познания мира» получили широкое
распространение
в
практике
нашей
работы.
Несмотря
на
то,
что
игра
привлекательнее учебы, она не всегда легче и требует не меньшего внимания
и целеустремленности. А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте
игра это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное
дело. Надо пропитать игрою всю его жизнь».
Мы строим свою работу так, чтобы дети ощущали себя не объектом
воздействия,
а
полнокровным
субъектом
деятельности.
Воспитатель
ориентируется на личность в целом. А не только на функции воспитанника
как
читателя.
Понимая,
что
многие
сегодняшние
методы
воспитания
культуры чтения изжили себя, что читатели неохотно идут на контакт со
5
взрослым
во
время
традиционных
бесед,
читательских
конференций,
обсуждений, мы пытаемся при помощи широкого внедрения элементов игры
оживить привычные формы массовой работы. Это и есть наш реальный вклад
в воспитание ребят как творческих личностей, в воспитание культуры чтения.
В
данной
практике
можно
отметить,
что
современные
дети
не
всегда
способны
организовать
коллективные
игры,
но
с
большим
энтузиазмом
включаются
в
игры,
организатором
и
инициатором
которых
является
воспитатель. Поэтому мы стараемся с помощью различных игр увлечь детей.
В
любой
игре
предусматриваются
творческие
задания:
например,
на
утреннике,
посвященном
какому-либо
писателю
(С.Я.Маршаку,
С.В.Михалкову, А.Л.Барто) отрывки из его произведений инсценируют сами
читатели,
выставки
помогают
оформлять
активисты
библиотеки,
на
этих
выставках
обязательно
присутствуют
творческие
поделки
воспитанников;
условия игры мы вырабатываем вместе с детьми (сотворчество). В игре
важен
не
столько
результат,
сколь
процесс
переживаний,
связанных
с
игровыми действиями (ситуации, проигрываемые ребятами, воображаемы, но
чувства, переживаемые ими, реальны).
«Путешествие по книгам», когда читатели на определенное время становятся
путешественниками, «встречаются» с героями книг.
«Путешествие по родному краю»
Беседы, связанные с творчеством какого-либо писателя (поэта)
Интеллектуальные ринги по разным отраслям знаний. В результате подобных
занятий происходит расширение кругозора детей, воспитание коллективизма,
общительности, пробуждение у них интереса к книге.
Итогом каждого нашего занятия является творческая работа воспитанника.
Первое занятие кружка проходит в библиотеке. Ребята знакомятся с
Домом,
где
живут
книги.
Они
могут
подержать
в
руках
любую
понравившуюся книгу, полистать ее и, конечно, сфотографироваться с ней на
память!
Много разных и увлекательных занятий можно придумать и провести.
Одно
из
которых
–
изготовление
закладок.
Вырезаем,
рисуем,
клеим,
фантазируем, и закладки получаются яркие и веселые. А главное – очень
нужные для книжек!
Итогом знакомства с творчеством С.В.Михалкова и его произведением
стали детские рисунки.
6
После путешествия – викторины «Басни дедушки Крылова» ребята лепили
сюжеты басен из пластилина и природного материала.
При подготовке к литературно – познавательной игре по сказке
С.Т.Аксакова
«Аленький
цветочек»
ребята
рисовали
рисунки,
писали
доклады, готовили выступления.
Готовясь к Турниру знатоков «Широкая Масленица», ребята провели в
библиотеке немало времени. Они узнали, откуда появился этот праздник, как
его праздновали на Руси в давние времена, какие игры использовались.
Воспитанники сделали подборку стихов, посвященную Масленице, создали
ЛЕГО – макет, побывали на празднике в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках.
А самое главное – научились печь блины!
7
Огромную помощь оказывает наша библиотека воспитанникам при работе
над различными творческими проектами.
После того как первоклассники выучили все буквы и познакомились в
библиотеке с творчеством С.Я.Маршака и его «Веселой азбукой про все на
свете», они создали свой первый творческий проект «Город букв».
Следующий проект «Азбука загадок» ребята создали в программе
ПервоЛого.
После тематической беседы «Весна пришла» также в программе
ПервоЛого
был
подготовлен
новый
проект
«В
гости
к
весне!».
Первоклассники проделали следующую работу:
1.
Познакомились с рассказом К.Д.Ушинского «Четыре желания».
2.
Составили текст по теме «В гости к весне!».
3.
Напечатали текст.
4.
Подобрали фон.
5.
Украсили свою работу.
6.
Сфотографировали,
сохранили
ее
на
рабочем
столе
и
отправили
воспитателю на форум.
После проведения в библиотеке Часа вопросов и ответов на тему «Хлеб –
всему голова» ребята подготовили рисунки, нашли в Интернете картинки по
теме, подписали их и создали ЛЕГО – макет. Появился еще один творческий
проект «Как машины помогают хлеб растить».
8
Виртуальное путешествие – викторина «Новый год шагает по планете»
легло в основу проекта «Тайны зимнего волшебника». Ребята собирали в
библиотеке материал для докладов, составляли глоссарий, используя словарь
С.И.Ожегова,
рисовали,
создавали
ЛЕГО
–
макет,
писали
письма
Деду
Морозу, ездили к нему в гости в Московскую усадьбу в Кузьминках. И
неожиданно
в
ответ
получили
от
него
поздравление
с
Новым
годом
и
приглашение на новогоднее представление «сказка о снежной блесточке и
волшебных фонариках»! Вот такое письмо написал Дедушка мороз нашим
ребятам: «Здравствуйте, мои дорогие девчонки и мальчишки! Очень рад
вашему письму! Я знаю, что вы обычные, трудолюбивые ребята. Хорошо
учитесь, любите кино и театр, походы и экскурсии, компьтерные игры и
хорошие книги, знаю, что среди вас есть жонглеры, акробаты, эквилибристы,
фокусники. Кто-то из вас владеет этим мастерством отлично, а кто-то только
учится, значит, вы все тоже маленькие волшебники. Вы умеете делать то, что
не
могут
другие
ребята.
И
я
горжусь
вами!
Ведь
только
терпением
да
старанием можно достичь определенных высот. Сам я давно уж стар и сед,
но, несмотря на свой возраст, занимаюсь спортом, изучаю науки волшебства
и милосердия, грамматики и этики, компьютерной грамотности и хочу шагать
в ногу со временем. Это дается мне нелегко, но у меня есть желание и
терпение. И вам желаю развивать эти качества. В своем письме хочу отметить
понравившийся мне рисунок Роберта, поздравление светы, замечательные
розы Вики, привет от Катюши и Танюшки, да и от всех ребят, воспитанников
3
группы.
Всех
вас
поздравляю
с
Новым
годом
и
Рождеством!
Желаю
здоровья, успехов, удачи. Пусть всегда на ваших личиках сияет улыбка и
радует окружающих. С уважением, Дед Мороз». Много времени провели
ребята
в
библиотеке:
подобрали
160
стихотворений
разных
авторов
на
зимнюю
тему,
напечатали,
разложили
по
алфавиту
и
оформили
в
очень
красивую «Разноцветную книгу Зимы».
После тематических экскурсий и бесед в библиотеке постоянно
организуются выставки книг и детских рисунков.
Регулярно в нашей библиотеке проходят тематические Конкурсы чтецов:
Поет зима – аукает.
С чего начинается Родина?
Любимые стихи А.Л.Барто.
Веселые стихи Д.Хармса.
В гостях у дедушки Корнея (стихи К.И.Чуковского).
Веселые стихи о школе и школьниках.
9
Стихи русских поэтов о весне.
Золотая осень.
Весна – красна.
Дети читают русскую классику.
Основная
цель
конкурсов
–
воспитание
у
детей
интереса
к
художественному слову, развитие умения выразительно читать стихи и
публично выступать. Очень большое значение для воспитанника имеет
оформление
библиотеки:
красочные
иллюстрации
к
произведениям,
выставки новинок детской литературы, выставка детских рисунков и
поделок,
выполненных
ими
самими.
Все
это
создает
атмосферу
праздника. И тогда дети учатся воспринимать публичное чтение стихов
как интересное и праздничное событие. Наши воспитанники активные
участники школьных, окружных и городских конкурсов чтецов.
Кружок «Разноцветные страницы» не замыкается рамками
кабинета. Мы широко используем также ресурсы нашей библиотеки:
энциклопедии,
словари,
электронные
интерактивные
приложения
к
учебникам, мультимедийные презентации, мультимедийные плакаты и
модули, мультимедийные тренажеры, интерактивные занятия в игровой
форме,
интерактивную
энциклопедию
Кирилла
и
Мефодия,
видеофильмы и мультипликационные фильмы.
Так, день за днем, с самого первого посещения библиотеки, с
постоянного
общения
с
книгой
в
непринужденной
обстановке,
со
знакомства с ее героями, в постоянном поиске и творчестве рождается
читатель.
10
Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель,
а грамотный гражданин, знающий и любящий историю и культуру нашего
народа, умеющий правильно оценить себя в обществе, уважать окружающих.
Используемая литература:
1.
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые
результаты начального общего образования; под редакцией Ковалевой
Г.С., Логиновой О.Б. М.: Просвещение, 2009.
2.
Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс:
Дидактический материал. – М.: «ВАКО», 2005. – Методическая
библиотека.
3.
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс:
Дидактический материал. – М.: «ВАКО», 2006. – Методическая
библиотека.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,
2011.
5.
Калмыкова С.В. Программа элективного курса по внеклассному
чтению. М: ПрофиСтарт, 2012.
6.
Кутявина С.В. Внеклассное чтение: 4 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
7.
Макаренко А.С. Воспитание культурных навыков. – Собр. Соч. в 7-ми
томах. Том 4, с.417. М.: 1975.
8.
Яценко И.Ф.Внеклассное чтение: 1 класс: Дидактический материал. –
М.: «ВАКО», 2007.
11