Напоминание

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии


Автор: Кошелева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Кошелева Т.А.

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными

группами учащихся на уроках географии

Дифференцированный

подход

в

обучении

это

важнейший

принцип

воспитания

и

обучения.

Он

означает

действенное

внимание

к

каждому

ученику,

его

творческой

индивидуальности

в

условиях

классно-урочной

системы

обучения

по

обязательным

учебным

программам,

предполагает

сочетание

фронтальных,

групповых

и

индивидуальных

заданий

для

повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Понятие

"Дифференцированное

обучение” в

переводе

с

латинского

"different”

означает

разделение,

разложение

целого

на

различные

части,

формы, ступени.

Цель

дифференцированного

обучения:

организовать

образовательный

процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на

уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь

ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Важным

аспектом

в

развитии

личности

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

к

учащимся

в

образовательном

процессе,

так

как

именно

он

предполагает

раннее

выявление

склонностей

и

способностей

детей,

создание

условий

для

развития личности.

Основная

цель

использования

технологии

уровневой

дифференциации

обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает

каждому

учащемуся

возможность

получить

максимальные

по

его

способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная

технология позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.

Дифференцированное

обучение

требует

от

учителя

изучения

(уровень

развития внимания, мышления, памяти и т.д.), проводить диагностику их

уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность

осуществлять

дальнейшую

индивидуализацию

с

целью

достижения

коррекционного

эффекта.

В

школе

обучаются

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья, в том числе аутистического спектра. Таких детей с

каждым годом становится все больше.

Дети

всегда

приступали,

и

будут

приступать

к

изучению

школьной

программы

с

разными

исходными

предпосылками.

В

количественном

отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают

в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он

и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень

превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Я

обучаю

географии

учащихся

с

6

по

11

класс

с

разным

уровнем

способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные

возможности

каждого

ученика.

Осуществляю

обучение

ребенка

индивидуально на дому, а также в каждом классе с 6 по 11.

Дифференцированное

обучение

я

применяю

на

разных

этапах

учебного

процесса:

1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто

используем

атлас

и

контурную

карту,

учащиеся,

способные

быстро

определить

и

нанести

на

карту

объекты

делают

это

самостоятельно,

остальные

ученики

под

руководством

учителя.

Если

карты

учащийся

не

имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя рисунок на

доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например,

циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от

периферии к центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде

схем, таблиц или рисунков, для лучшего усвоения материала.

2. Контроль и коррекция знаний. При составлении заданий я учитываю

необходимость

проверки

многих

элементов

содержания

тем:

фактов,

понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.

Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на

уроках,

предназначены

для

активизации

усвоения

учебного

материала,

осуществления

индивидуального

подхода

к

учащимся,

разработки

и

постепенного

совершенствования

определённой

системы

повторения

и

закрепления учебного материала.

Для

осуществления

контроля

и

коррекции

знаний

и

умений

использую

тренировочные

задания

и

тесты,

географические

задачи

и

диктанты,

практические

работы

контролирующего

и

обучающего

характера,

проверочные работы, составление и разгадывание кроссвордов.

- тестирование. Тесты по определенной теме содержат несколько вариантов

(равносильных

между

собой).

Обучающий

и

корректирующий

контроль

позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти

пути преодоления возникающих проблем.

географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем

задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах

страны, а затем учащиеся получают аналогичные задачи.

-

географические

диктанты.

После

изучения

большого

количества

терминов я провожу географические диктанты. Раздаю карточки с терминами

по 2 вариантам, диктую определения, а ученики должны выбрать правильный

ответ. Если ответили правильно на 100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-

50%- 3 балла

-

практические

работы. Практические

работы

выполняются

по

плану.

Обучающие работы проводятся вместе с учителем, итоговые самостоятельно

с помощью географического атласа.

- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и

навыков

учащихся,

проверка

усвоения

определённой

большой

темы.

Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию

степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.

I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий,

выполняют по образцу (например, нарисовать схему теплого фронта);

II

уровень

аналитико-синтетический,

где

задания

ориентированы

на

базовый

(стандартный)

уровень

усвоения

и

учащиеся

должны

самостоятельно

делать

вывод

(например,

сравнить

географическое

положение Кавказских и Уральских гор);

III

уровень

продуктивный,

в

нем

учащиеся

получают

трудные,

но

интересные

задания.

При

их

составлении,

я

учитываю,

чтобы

учащиеся

работали

не

механически,

а

могли

делать

обобщённые

выводы,

выявляя

причинно-следственные

связи

(например,

определить

условия

жизни

австралийцев-аборигенов)

По анализу проверочной работы можно сделать выводы о том, как каждый

учащийся

усвоил

изученный

материал.

После

каждой

работы

разъясняю

неясные

моменты,

анализируем

типичные

ошибки.

Это

тоже

дает

свои

положительные результаты. Учащиеся I уровня пытаются выполнять задания

II

уровня

сложности,

а

учащиеся

II

уровня

решают

III

уровень.

Следовательно,

используя

уровневую

дифференциацию

проверки

ЗУН,

создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей

учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и

возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности

им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.

Внеурочная деятельность с одаренными учащимися:

-

кружковая

работа

в

6

классе

«По

местам

Бажовских

сказов»,

экологического направления;

- школьные и муниципальные олимпиады по географии;

- ежегодная проектная деятельность учащихся;

- ученические научные конференции;

- ежегодное проведение декад естественно научного цикла.

Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:

- занятия с отстающими учащимися после уроков;

-

возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных

оценок,

- сдача задолженностей по предмету,

- работа с родителями.

Моя

задача

как

учителя

расширить

кругозор

учащихся,

научить

их

пользоваться

источниками

географической

информации

и

привить

детям

любовь к географии.



В раздел образования