Автор: Кошелева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Раздел: среднее образование
Кошелева Т.А.
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными
группами учащихся на уроках географии
Дифференцированный
подход
в
обучении
–
это
важнейший
принцип
воспитания
и
обучения.
Он
означает
действенное
внимание
к
каждому
ученику,
его
творческой
индивидуальности
в
условиях
классно-урочной
системы
обучения
по
обязательным
учебным
программам,
предполагает
сочетание
фронтальных,
групповых
и
индивидуальных
заданий
для
повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Понятие
"Дифференцированное
обучение” в
переводе
с
латинского
"different”
означает
разделение,
разложение
целого
на
различные
части,
формы, ступени.
Цель
дифференцированного
обучения:
организовать
образовательный
процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на
уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь
ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важным
аспектом
в
развитии
личности
является
осуществление
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
к
учащимся
в
образовательном
процессе,
так
как
именно
он
предполагает
раннее
выявление
склонностей
и
способностей
детей,
создание
условий
для
развития личности.
Основная
цель
использования
технологии
уровневой
дифференциации
–
обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает
каждому
учащемуся
возможность
получить
максимальные
по
его
способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная
технология позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.
Дифференцированное
обучение
требует
от
учителя
изучения
(уровень
развития внимания, мышления, памяти и т.д.), проводить диагностику их
уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность
осуществлять
дальнейшую
индивидуализацию
с
целью
достижения
коррекционного
эффекта.
В
школе
обучаются
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья, в том числе аутистического спектра. Таких детей с
каждым годом становится все больше.
Дети
всегда
приступали,
и
будут
приступать
к
изучению
школьной
программы
с
разными
исходными
предпосылками.
В
количественном
отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают
в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он
и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень
превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Я
обучаю
географии
учащихся
с
6
по
11
класс
с
разным
уровнем
способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные
возможности
каждого
ученика.
Осуществляю
обучение
ребенка
индивидуально на дому, а также в каждом классе с 6 по 11.
Дифференцированное
обучение
я
применяю
на
разных
этапах
учебного
процесса:
1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто
используем
атлас
и
контурную
карту,
учащиеся,
способные
быстро
определить
и
нанести
на
карту
объекты
делают
это
самостоятельно,
остальные
ученики
под
руководством
учителя.
Если
карты
учащийся
не
имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя рисунок на
доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например,
циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от
периферии к центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде
схем, таблиц или рисунков, для лучшего усвоения материала.
2. Контроль и коррекция знаний. При составлении заданий я учитываю
необходимость
проверки
многих
элементов
содержания
тем:
фактов,
понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.
Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на
уроках,
предназначены
для
активизации
усвоения
учебного
материала,
осуществления
индивидуального
подхода
к
учащимся,
разработки
и
постепенного
совершенствования
определённой
системы
повторения
и
закрепления учебного материала.
Для
осуществления
контроля
и
коррекции
знаний
и
умений
использую
тренировочные
задания
и
тесты,
географические
задачи
и
диктанты,
практические
работы
контролирующего
и
обучающего
характера,
проверочные работы, составление и разгадывание кроссвордов.
- тестирование. Тесты по определенной теме содержат несколько вариантов
(равносильных
между
собой).
Обучающий
и
корректирующий
контроль
позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти
пути преодоления возникающих проблем.
– географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем
задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах
страны, а затем учащиеся получают аналогичные задачи.
-
географические
диктанты.
После
изучения
большого
количества
терминов я провожу географические диктанты. Раздаю карточки с терминами
по 2 вариантам, диктую определения, а ученики должны выбрать правильный
ответ. Если ответили правильно на 100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-
50%- 3 балла
-
практические
работы. Практические
работы
выполняются
по
плану.
Обучающие работы проводятся вместе с учителем, итоговые самостоятельно
с помощью географического атласа.
- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и
навыков
учащихся,
проверка
усвоения
определённой
большой
темы.
Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию
степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.
I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий,
выполняют по образцу (например, нарисовать схему теплого фронта);
II
уровень
–
аналитико-синтетический,
где
задания
ориентированы
на
базовый
(стандартный)
уровень
усвоения
и
учащиеся
должны
самостоятельно
делать
вывод
(например,
сравнить
географическое
положение Кавказских и Уральских гор);
III
уровень
–
продуктивный,
в
нем
учащиеся
получают
трудные,
но
интересные
задания.
При
их
составлении,
я
учитываю,
чтобы
учащиеся
работали
не
механически,
а
могли
делать
обобщённые
выводы,
выявляя
причинно-следственные
связи
(например,
определить
условия
жизни
австралийцев-аборигенов)
По анализу проверочной работы можно сделать выводы о том, как каждый
учащийся
усвоил
изученный
материал.
После
каждой
работы
разъясняю
неясные
моменты,
анализируем
типичные
ошибки.
Это
тоже
дает
свои
положительные результаты. Учащиеся I уровня пытаются выполнять задания
II
уровня
сложности,
а
учащиеся
II
уровня
решают
III
уровень.
Следовательно,
используя
уровневую
дифференциацию
проверки
ЗУН,
создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей
учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и
возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности
им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.
Внеурочная деятельность с одаренными учащимися:
-
кружковая
работа
в
6
классе
«По
местам
Бажовских
сказов»,
экологического направления;
- школьные и муниципальные олимпиады по географии;
- ежегодная проектная деятельность учащихся;
- ученические научные конференции;
- ежегодное проведение декад естественно научного цикла.
Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:
- занятия с отстающими учащимися после уроков;
-
возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных
оценок,
- сдача задолженностей по предмету,
- работа с родителями.
Моя
задача
как
учителя
расширить
кругозор
учащихся,
научить
их
пользоваться
источниками
географической
информации
и
привить
детям
любовь к географии.