Автор: Масленникова Яна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №25
Населённый пункт: Чебаркуль, Челябинская область
Наименование материала: Конспект открытого речевого занятия
Тема: "Как дикие животные к зиме готовятся"
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Как дикие животные к зиме готовятся».
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их
приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из
жизни диких животных.
Задачи:
1.Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Дикие
животные», «Деревья».
Словарная работа: закреплять и активизировать словарный запас детей за счёт слов:
Волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий (егерь).
Прилагательные: сильный, хитрый, быстрый, ловкий, бурый, зубастый,
неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий.
2.Упражнять в образовании новых родственных слов (медведь – медведица –
медвежонок) и т.д.; притяжательных прилагательных.
3.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4.Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры
и упражнения;
5.Воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование. Изображение диких животных, Атрибуты для игр
«Четвертый
лишний», «Чьи следы», дерево, корзинка, мнемотаблицы, мяч.
Предшествующая работа:
Закрепление названий видов диких животных, почему их называют дикими.
Чтение и рассматривание иллюстраций произведений В. Бианки «Лесная газета», Г.
Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; составление описательных рассказов о
диких животных; отгадывание загадок; рассматривание картин С. Вохринцевой.
Литература:
1.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.
2.С.Н. Николаева «Юный Эколог».
3.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.
4.Зотов В. Лесная мозаика.
Ход занятия
Дети заходят в группу, и я говорю: Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам,
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Доброе утро! Всем мы желаем.
И наше занятие мы начинаем.
Теперь проходите на стульчики и садитесь».
Загадываю детям загадку:
«Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью).
Воспитатель: Скажите мне, а какое сейчас время года? Правильно.
А какие осенние месяцы вы знаете, назовите их по порядку? Молодцы.
А какие признаки осени вы знаете? (Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не
такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются;
птицы улетают в теплые края).
Скоро наступит зима – холодное, трудное время года. К зиме готовятся не только
люди, но и вся природа: растения, насекомые, птицы и животные. Некоторые
животные будут спать, другие бодрствовать, но их жизнь все равно изменится.
Сегодня я предлагаю вам заглянуть в лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме.
Что мы видим в лесу? (деревья)
-Назовите, какие вы знаете деревья? (береза, ель, сосна, дуб и т. д.)
Д/игра
«Каком мы лесу?» (березовой роще, сосновом бору, смешанном)
На доску вывешиваются картинки леса, дети определяют какой это лес .
А скажите, как будем вести себя в лесу? (в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а
то можно испугать зверей).
Воспитатель: Один мальчик-пальчик уже сходил в лес на прогулку и увидел
много животных, сейчас он нам расскажет, кого именно увидел, а наши пальчики
ему помогут.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик- пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
Воспитатель: Кого же видел в лесу мальчик – пальчик? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как эти лесные жители готовятся к зиме.
Воспитатель: Ой, а что это стоит под деревом? (Под деревом стоит корзинка).
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
В корзинке листочки, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на доске.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дубле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? Кто это?
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Значит чье оно? (
беличье дупло
).
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все
пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет
орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями
белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на
зиму меняет свою рыжую шубку на серую.
Воспитатель: Зачем?
Воспитатель: Ребята, белочка приготовила для вас игру. Хотите поиграть?
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и
делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный
словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Лось, лисица, барсук, жираф;
Собака, белочка, лось, ежик;
Волк, белочка, кот, лиса;
Медведь, заяц, лиса, конь.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте узнаем что за загадка на втором листочке.
Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Воспитатель: Да, действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?
Дети: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную
берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и
перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой -
нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать
укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до
весны.
Воспитатель: А теперь давайте с Мишкой поиграем в игру «Звериная зарядка».
Раз присядка, два присядка
Вот звериная зарядка.
Все зверята, как проснуться,
Любят сладко потянуться,
И хвостами повилять,
И за ушком почесать,
Спинку вытянуть, прогнуться
И три раза повернуться.
Ну, а если будет мало
Можно все начать сначала.
Воспитатель: Медведь уже улегся спать в своей берлоге, но оставил для нас задание.
Игра «Назови семью».
Цель: закрепить с детьми названия диких животных, их семьи; развивать речь
детей.
Воспитатель: Я даю вам мяч, а вы мне называете семью животного по схеме.
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш -детеныши … (медвежонок,
медвежата).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш -детеныши … (волчонок, волчата).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш -детеныши … (ежонок, ежата).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш -детеныши … (зайчонок, зайчата).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш -детеныши … (лисенок, лисята).
Папа - лось, мама - … (лосиха, детеныш -детеныши … (лосенок, лосята).
Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадаем загадку с третьего листочка
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой (Заяц)
Воспитатель: А как же заяц готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.) -
Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого) - Почему белого? (Что бы
зайца никто не заметил). Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками
кустарников.
Заяц тоже приготовил нам игру.
Д/И: «Чьи следы
?».
Посмотрите на картинку и угадайте кому принадлежат следы.
На полу выкладываются следы животных, а картинки с изображением самих животных раздам детям.
Нужно найти следы данного животного и указать чьи они (лисьи, волчьи, заячьи, лосинные, медвежьи,
беличьи)
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Дети: Волк и лиса.
Воспитатель: Сейчас я хочу, чтобы вы рассказали о лисе. А поможет вам схема. Она
подскажет, что сказать и когда. (Выставляется схема). Посмотрите на нее
внимательно.
Это лиса, дикое животное. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое
стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и
пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. А к зиме у нее
вырастает подшерсток, чтобы сохранить тепло в сильные морозы. Лиса-хищница,
охотится на грызунов, птиц, зайцев. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.
Это волк, дикое животное. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные
и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью, а к зиме
она становится еще гуще, теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их
подросшие волчата. У волка острые зубы, он питается зайцами, лосями, кабанами.
Волк хищник. Жилище волка – логово. Его детеныши –волчата.
Воспитатель: Хищники приготовили нам свое задание.
Д/И: «Ты какой? Ты какая?»
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и
правильно согласовывать их с существительными.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а
вы называете признаки «своего» зверя. (
в этой игре участвуют дети, которые не играли с
мячом
)
Воспитатель: Медведь, ты какой?
Ребёнок: Я косолапый, большой, сильный, смелый, лохматый…
Оборудование: маски с изображением животных.
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Воспитатель: У меня для вас остался последний листочек с загадкой.
Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это? (Лось)
Воспитатель: Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно
найти в лесу? (Нет). В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот
большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много). А кто им может
помочь и подкормить? (Ответы)
Ребята, есть люди, которые работают в лесу, профессия этих людей – егерь. Егеря
следят за порядком в лесу, защищают природу от браконьеров, подкармливают
диких животных - в специальные кормушки они кладут сено, насыпают зерно для
того, чтобы животные могли прокормиться.
Итог занятия.
-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)
- А как мы их на зовём одним словом? (Дикие). Где они живут? ( В лесу).
– Молодцы. Вы сегодня заглянули в лес и вспомнили вместе со мной, как дикие
животные готовятся к зиме.