Автор: Панфилова Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1
Населённый пункт: город Полярный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование операций сравнения у младших школьников
Раздел: дошкольное образование
Формирование операции сравнения у младших
школьников.
В
современной
логопедической
литературе
дизорфография
рассматривается как стойкая и специфическая несформированность
(нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков,
обусловленная
недоразвитием
ряда
речевых
и
неречевых
психических функций.
Дизорфография
проявляется
как
изолированно,
так
и
в
структуре
сложного
нарушения
-
общего
недоразвития
речи.
Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР
(IV уровень) часто сочетается с нарушениями устной и письменной
речи.
В настоящее время дети с дизорфографией на фоне общего
недоразвития
речи
представляют
собой
значительную
часть
неуспевающих
учащихся
по
циклу
предметов
родного
языка
в
общеобразовательных
школах
и
специальных
коррекционных
учреждениях
.
Сто й к и е
и
с п е ц и ф и ч е с к и е
н а ру ш е н и я
в
о владении
орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не
только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в
средних, и в старших классах.
Неуспеваемость
по
русскому
языку
отрицательно
влияет
на
формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном,
когнитивном,
поведенческом.
Все
это
ведет
к
школьной,
а
в
дальнейшем и к социальной дезадаптации..
Симптоматика
дизорфографии
(характерные
ошибки
и
затруднения) у младших школьников с ОНР (IV уровень) носит
полиморфный
характер.
Уже
у
первоклассников,
как
правило,
отмечается
недостаточная
психологическая
готовность
к
школьному
обучению.
Она
проявляется
в
особенностях
их
личностного
и
интеллектуального
развития.
У
детей
с
трудом
формируются
способы
продуктивной
учебно-практической
де-
ятельности, адекватное отношение к своим способностям и ре-
зультатам
выполненной
работы.
В
дальнейшем
это
приводит
к
неуравновешенности,
беспечному
отношению
к
учебе.
По
сравнению с нормально развивающимися сверстниками у детей
данной категории отмечаются определенные особенности процесса
протекания операций словесно-логического мышления, памяти и
внимания.
Выявлено
резкое
снижение
тонуса
познавательной
активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для
таких
детей
характерна
слабая
целенаправленность
учебно-
практической
деятельности,
что
выражается
в
повышенной
отвлекаемости
и
импульсивности.
Уже
при
встрече
с
первыми
орфографическими
задачами
школьники
с
дизорфографией
стараются избежать волевого напряжения. А это в конечном итоге
препятствует
нахождению
адекватных
способов
их
решения.
Например, при выполнении задания по определению безударной
гласной
в
корне
слова
дети
прибегают
к
угадыванию.
Ответом
служит либо первый слог слова, либо название первой согласной
буквы.
В
соответствии
со
структурой
процесса
усвоения
правил
правописания,
формирование
орфографического
действия
осу-
ществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и
неречевых
психических
функций.
На
первоначальных
эт апах
коррекционной работы создаются более простые предпосылки овладения
орфографией
(зрительный
гнозис,
мнезис,
оптико-пространственные
представления).
Далее большое внимание уделяется совершенствованию таких
мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение,
сопоставление. Формирование орфографических навыков
представляет собой образование временных ассоциативных связей.
В их формировании и функционировании огромную роль играют
процессы абстракции и обобщения. Сравнение представляет собой
единство синтеза и анализа на уровне эмпирического познания.
Сравнение начинается с соотнесения, сопоставления явлений, т.е. с
синтетического акта. При помощи этого синтетического акта
ребёнок производит анализ сравниваемых явлений – выделение в
них общего и различного; выступающее в результате анализа
общее, в свою очередь, объединяет, т.е. синтезирует, обобщаемые
явления. Таким образом, сравнение является той формой
взаимосвязи синтеза и анализа, посредством которой
осуществляется эмпирическое обобщение и классификация
явлений.
При сравнении слов в рамках вербально-логического мышления,
дети
с
дисграфией
основываются
больше
на
фонетических,
чем
на
грамматических признаках, в частности на грамматических значениях.
Это
может
быть
связано,
с
одной
стороны,
с
направленностью
коррекционно-логопедической
работы,
с
другой
стороны,
с
недоразвитием грамматического строя речи, а именно, морфологических
обобщений. Поэтому в систему логопедических занятий у школьников с
нарушениями
письменной
речи
как
часть
комплексной
работы
по
формированию
мыслительных
операций
были
включены
задания
на
формирование операций сравнения.
Основная
задача
использования
этих
заданий
состоит
в
формировании
у
них
теоретического
(гипотетико-дедуктивного,
абстрактного)
мышления,
развитии
абстрагирования,
широкого
обобщения, поиска общих закономерностей и принципов, стоящих за
общими фактами. Предлагаемые упражнения включаются в структуру
логопедических занятий.
Формирование
мыслительных операций осуществляется в
следующей последовательности: вначале формируются операции анализа
и
синтезе,
которые
создают
предпосылки
для
последующего
формирования
более
сложных
операций;
операции
сравнения
и
абстракции; и далее – операции классификации и обобщения, требующие
достаточной сформированности теоретического мышления.
Формирование операции сравнения предусматривает развитие
следующих умений:
сравнивать
по
каким-либо
признакам
конкретные
и
абстрактные объекты;
находить сравнительные обороты в воспринимаемой речи и
использовать их в собственной речи;
использовать
сравнение
как
литературный
прием
в
спонтанной речевой деятельности;
сравнивать
отношения
между
объектами:
конкретными
и
абстрактными;
обнаруживать
закономерности
в
расположении
объектов,
в
устройстве рядов чисел, фигур и пр.;
понимать и выражать в языке родственные отношения;
оперировать
различными
формами
описаний
родственных
отношений.
Для
развития
умения сравнивать
конкретные
объекты
используются
задания,
направленные
на
нахождение
двух
одинаковых
предметов,
нахождение сходства и различия между предметами и их изображениями.
1.
Среди телефонов, изображённых на картинке, найти два
одинаковых.
2.
«Подбери пару».Предлагалось изображение 9 носков.
«Посмотрите, 9 носков – и все разные. Неужели нет ни одной пары? А
может есть».
3.
«Хитрые букашки». Среди 12 букашек, изображённых на
картинке, необходимо было найти три одинаковых.
4.
«Промахнулся». На рисунке изображено разбитое окно и
11 осколков. Задание: помочь озорнику найти подходящий осколок стекла
и закрыть дырку.
5.
Назвать общие признаки яблока и груши, клубники и
малины, берёзы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
6.
Чем отличаются осень от весны, лето от зимы, книга от
тетради, стол от стула, вилка от ложки, берёза от ели, кошка от собаки.
Указать как можно больше различий.
7.Чем похожи:
трава и лягушка;
лягушка и заяц;
перец и горчица;
пылесос и швабра;
очки и бинокль;
парашют и зонтик;
самолёт и птица;
самолёт и автомобиль.
Для развития умения сравнивать абстрактные объекты используются
задания, в которых необходимо находить сходства и различия в
звукобуквенном составе слов, их семантических характеристиках и т.п. В
дальнейшем сравнение осуществляется на материале текстов. Примерные
задания для развития умения сравнивать абстрактные объекты:
1.
1.На картинке нарисованы предметы: шар, сыр,
самовар, забор. Надо догадаться, чем похожи слова,
обозначающие эти предметы.
2.
Чем похожи и чем отличаются слова: кот и ток, сорт и
рост, клоун и уклон, приказ и каприз?
3.
Переставьте буквы в слове спаниель так, чтобы
получилось название фрукта.
4.
Кем работает Ольга Ивановна Архипова? Ответ на
этот вопрос можно получить, если переставить буквы
в фамилии Ольги Ивановны.
5.
Работа со словами-синонимами.
Что общего между словами: месяц и луна, глаз и око,
гроздь и кисть, храбрость и смелость?
Подобрать к данным словам - родник, лекарь, буря,
фартук, пилот, ложь, бесстрашие, свойство - слова,
похожие по смыслу.
6.
Работа с многозначными словами.
7.
«Радуга». Логопед говорит детям, что узнать, сколько у
радуги цветов, какие они и в каком порядке
расположены, им помогут две волшебные фразы.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Как
однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
8.
Сравнение двух текстов, нахождение в них сходства и
различия.
Все
знают, что буква Я – последняя буква в алфавите.
Всем известно – буква Я самая
последняя.
9.
Подбор рифмы к слову мама.
10.
«Чудесные превращения». Как превратить кота в
кита, кашу в кору, кошку в мышку.
Формирование умения находить в воспринимаемой речи
и использовать в собственной речи сравнительные
обороты осуществляется в два этапа:
Вначале школьники подводились к осознанию
необходимости использования сравнительных оборотов не
только в художественных произведениях, но и в
повседневной жизни. Такие сравнения делают нашу речь
более выразительной. Второй этап предусматривает
выработку практических навыков по использованию
сравнительных оборотов в речи. Предлагались следующие
задания.
1.
«Лото». Детям раздаются картинки с
изображениями животных и фишки. Логопед
говорит фразу: хитрый, как …, а уч-ся должны
мысленно договорить и закрыть фишкой
соответствующую картинку. В конце игры
осуществляется коллективная проверка.
2.
Составление рассказа. Логопед предлагает уч-ся
составить рассказ по серии сюжетных картинок с
использованием сравнительных оборотов.
Рассмотрение сравнения как литературного приёма
осуществляется на материале художественных произведений,
народного фольклора и предусматривает выполнение следующих
заданий:
а).Зачитывается отрывок из сказки А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане».
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Вопросы: чем царевна похожа на паву (павлина), а
чем – на речку?
б) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит
Вопросы: Определите настроение стихотворения,
постарайтесь запомнить, в каких словах автор
передает это настроение? (Настроение тоски,
тревоги, описание бури в первой строфе создает
настроение тревоги)
в) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
г) Отгадывание загадки:
Два берёзовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи,
А зовут их … .
Вопросы: что помогло вам отгадать загадку? С кем сравниваются
лыжи?
Развитие умения сравнивать отношения между объектами и
находить закономерности в расположении объектов осуществляется
поэтапно:
1.Сходство может быть не только в самих объектах, но и в
отношениях между ними, Например, отношение между осенью и
зимой сходно отношению между весной и летом.(понедельник и
вторник схожи как и суббота и воскресенье)
2.Устанавливалась закономерность в расположении объектов,
устройстве рядов чисел, фигур и пр. Например, на уроке
физкультуры ученики строятся по росту, фамилии в журнале – по
алфавиту. Назвать свои примеры.
Задания для развития умения сравнивать отношения между
объектами и находить закономерности в расположении объектов:
Найти сходство отношений между предметами: берёза и
берёзовый лист, дерево и деревянный стол, ткань и платье и
т.д.
Чем похожи пары чисел: (1,3) и (5,7)?
Чем похожи пары букв: (ж, и) и (п, с)?
Ассоциации: что добавить?
Завершить ряд.
Нарисовать нужную фигуру.
Найти принцип устройства ряда и продолжить этот ряд:
2,4,6, … ;
К,н, р, … .
Вписать в скобки нужное слово:
Гора (рама) маяк
Перо (…) салат
Корова (роза) стрекоза
Собака (…) западня
Гамма (гимн) диван
Перец (…) клоун.
При формировании умения понимать и выражать в языке
родственные отношения используются следующие задания:
1.
Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша. Саша не брат
Васе. А кто же тогда Саша Васе? Как будут звать Сашу и
Васю по имени-отчеству, когда они вырастут?
2.
На картинке были нарисованы старик, мужчина и
мальчик. Показывая на мужчину, логопед говорит: «Отца
этого человека зовут Пётр Михайлович, а сына – Василий
Михайлович. Как имя и отчество этого человека?
3.
Два отца и два сына съели 3 яблока. Каждому досталось
по яблоку. Как это получилось?
4.
Две мамы, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их?
Далее работа уже ведётся непосредственно на речевом
материале.
Чем похожи и чем отличаются слова? Распределите их
на две группы и объясните принцип деления.
Кузнец, гребец, морозец, дворец, продавец,
братец, пловец, огурец, певец, хлебец.
Использование в ходе коррекционно-логопедической
работы заданий по формированию мыслительных операций,
включающих психолингвистический, психологический,
нейропсихологический и логопедический аспекты, дали
положительную динамику процесса коррекции нарушений
письма и отклонений в познавательной сфере у школьников с
дисграфией.
Упражнения.
1.
Как слова за руки держатся? – « Я буду называть тебе
слова попарно, а ты попробуй представить в уме образ
каждого слова и объединить их в уме общей картинкой:
вода – волосы .Примерные пары слов:
Обезьяна – пальто
Кофе – ковёр
Кольцо – лампа
Ноготь – книга
Котлета – песок.
Жук – кресло.
2.
Как отличить шпиона? Чем слова каждой из пар
отличаются друг от друга?
Борода – города
Весенний – весёлый
Редкий – резкий
Баран – барабан
Огород – город
Соседний – соседский
Последствие – последние
3.
Собери сокровища. В Вообразили золотые монетки
называются «оро». Найди и выпиши все слова с
монетками «оро».
Как-то поспорили воробей и ворона
Надёжно ль сидит королевская корона.
Полетели к себе в огород
А оттуда по дорожке за город.
Повстречали на дороге собаку
С белыми пятнами поровну сбоку.
Рассказали они покороче свой спор
И побежали в город во весь опор.
4.
Прочитайте два текста. Сравните.
1.-Кто там ходит у ворот?
- Это кот.
- А зачем он ходит здесь?
- Хочет есть.
- Кис, кис, кис, иди сюда
В доме ждёт тебя еда.
2.- Кто там ходит у ворот?
- Это кот!
- А зачем он ходит здесь?
- Хочет есть!
- Что же делать мне, скажи?
- Спрячься в норку и дрожи!
Вопросы:
Чей разговор в первом тексте и втором?
Одинаково ли отнеслись к появлению кота дети и
мыши?
5.
Чем похожи и чем отличаются слова? Распределите их на
две группы и объясните принцип деления.
Кузнец, гребец, морозец, дворец, продавец,
братец, пловец, огурец, певец, хлебец.
6.
Каждой букве - свой овощ и фрукт.
Сравни и определи, к какой букве какая картинка
подходит.
7. Упражнение «Вырезай точно»
Материал к заданию: картонки с небольшими отверстиями –
круглое, квадратное, треугольное и прямоугольное; лист бумаги,
ножницы.
Ученики садятся парами. Перед ними кладут картонку с
отверстиями. Ученики должны вырезать из бумаги «пробки»,
которые точно бы закрывали эти отверстия. При вырезании нельзя
брать в руки картонку и примерять «пробки», а пользоваться только
глазомером. Проверяется, кто точнее вырезал «пробки».
8. Упражнение «Поразмышляй о словах»
Инструкция: «Сейчас я буду называть (читать, показывать) Вам
слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе
внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он
может издавать, и т. п. Например, «зубная паста» на вид белая и
блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким
одновременно».
Предлагаемые слова:
Бумага Шерсть Сапог Гнездо Телега
Палец Кот Волосы Лимонад Колесо
Роза Слон Палка Платок Автобус
Блин Ботинок Доктор Птица Мороженое
Поцелуй Фильм Слеза Счастье Мир
9. Упражнение «Кто быстрее?»
Материалы: любые печатные тексты (старые ненужные книги,
газеты, журналы и т.д.), карандаши и ручки.
Вариант 1. В течение нескольких минут учащимся предлагается как
можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста
какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е».
Успешность выполнения текста оценивается по времени его
выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных
букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше
успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать
интерес.
Вариант 2. Для тренировки переключения и распределения
внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну
букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по
сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием
другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну
букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью – обводить
кружком.
10. Упражнение «Пишущая машинка»
Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв
алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По
сигналу ученики начинают печатать это слово (фразу): первая
«буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово
будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.
Примерные слова:
Дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон, стул, ложка
и т.д.
11.Упражнение «Запомни слова»
Зачитываются слова. Учащиеся должны постараться запомнить их
попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а
учащиеся записывают второе.
^ Предъявляемые материалы:
1.
курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить,
бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима,
петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз -
ехать, груша - компот, лампа - вечер.
2.
жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память,
голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел,
замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба
- пожар, топор - кисель.
12. Упражнение «Цепочка слов»
Вариант 1. Учитель предлагает составить цепочки слов,
позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы)
перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как
из слова пять сделать семь:
пять - путь - суть - сеть - семь.
Или щит переделать в меч: щит - кит - кот - пот - мол - мел - меч.
Из жабы - рыбу: жаба - раба - рыба.
Из вороны - корову: ворона - корона -корова.
Из дня - ночь: день - сень - сель - соль - ноль - ночь.
А теперь сами постарайтесь построить такие ряды слов:
рак - кит, мост - река, гриб - гном,
паук - муха, волк - тигр.
Помните, чем короче цепочка слов, тем она интересней.
Внимательно всмотритесь в следующую серию слов: ад - лад - клад
- лодка - колода - шоколад.
Вариант 2. Учитель предлагает учащимся построить цепочку слов.
Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме.
Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее,
плюс еще одна буква. И порядок внутри слова не имеет значения.
Внимательно всмотритесь в следующую серию слов:
ад - лад - клад - лодка - колода - шоколад.
Вот еще несколько таких цепочек слов:
1.
па - пат - трап - тапир - партия - терапия - трапеция.
2.
ар - пар - репа - нерпа - перина - парение - перелина.
3.
ас - сат - скат - такси - натиск - астеник - скитание - синтетика
- антисептик.
Придумайте несколько своих цепочек.
13. Упражнение «Пропущенная буква»
Вариант 1. Учитель предлагает учащимся представить такую
ситуацию. Если какая-то буква, допустим «л», исчезла бы из
русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных
слов, например:
коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).
А теперь учащимся необходимо определить, какая буква
отсутствует в следующих словах, и прочитать их правильно:
кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.
Составьте таким образом небольшой рассказ и попросите
«перевести его на русский язык».
Вариант 2. Уберем теперь не одну, а две буквы из нашего алфавита.
Определите, какие буквы убраны в следующих словах, и прочтите
их правильно:
ово, он, оидо, еза, адкий, аты, ледвие, ит, паен, понаышке,
комомоьский.
Напишите еще один рассказ из слов с пропущенными двумя
буквами. Предложите перевести его товарищам с условием, кто
быстрее.
14.Упражнение «Исключение понятий»
Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны
указать «лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные четыре
слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре
объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не
относится или относится в меньшей мере. Это слово необходимо
назвать. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень,
глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое
понятие – «строительные материалы», а последнее слово в этой
группе «лишнее». Затем будет зачитываться вторая группа слов и
т.д.».
Наборы слов:
1.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
2.
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий
3.
Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно
4.
Лист, почка, кора, чешуя, сук
5.
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать
6.
Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
7.
Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога
8.
Неудача, волнение, поражение, провал, крах
9.
Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие
10.
Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение
11.
Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша
12.
Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький
13.
Хата, печь, дым, хлев, будка
14.
Береза, сосна, дуб, сирень, ель
15.
Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива
16.
Секунда, час, год, вечер, неделя
17.
Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
18.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
19.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
20.
Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила
15.Упражнение «Выявление общих понятий»
Материал к заданию: на доске заранее учитель пишет ряды слов:
первые слова заглавными буквами, остальные слова – строчными и
в скобках.
Учеников просят подобрать к слову, написанному заглавными
буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной
связи с ним (имеют общие родовые признаки, логические связи с
определенным обобщающим словом). Например, «УЧИТЕЛЬ
(ученики, парта, объяснение, мел, доска)». Учитель может работать
без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и
объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».
^ Набор слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист)
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)
ГАЗЕТА (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор)
ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты)
КНИГА (рисунки, война, бумага, любовь, текст)
ПЕНИЕ (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (пожар, смерть, колебания почвы, шум,
наводнение)
ЛЕС (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)
БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные)
СПОРТ (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)
БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читатели, библиотекарь).
ЛЮБОВЬ (розы, чувство, человек, город, природа)
ПАТРИОТИЗМ (город, друзья, родина, семья, человек)
16. Упражнение «Анализ отношений понятий»
Учащимся называется пара слов, находящихся в определенном
отношении (например: лес – деревья), и затем слово (например,
библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр,
книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении,
как и в паре исходных слов (в лесу деревья, в библиотеке – книги).
Остальные четыре слова должны быть отвергнуты. Исходные пары
слов можно записать на доске, а остальные зачитывать.
^ Набор слов для предъявления:
1.
Школа – обучение.
Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
2.
Песня – глухой.
Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
3.
Нож – сталь.
Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4.
Рыба – сеть.
Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.
5.
Птица – гнездо.
Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
6.
Хлеб – пекарь.
Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.
7.
Пальто – пуговица.
Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
8.
Коса – трава.
Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент.
9.
Нога – сапог.
Рука – калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.
10.
Вода – жажда.
Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.
11.
Электричество – проводка.
Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
12.
Паровоз – вагоны.
Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.
13.
Алмаз – редкий.
Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.
14.
Бежать – стоять.
Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
15.
Волк – пасть.
Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
16.
Театр – зритель.
Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь,
любитель.
17.
Железо – кузнец.
Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка.
18.
Нога – костыль.
Голова – палка, очки, зрение, нос, слезы.
19.
Утро – ночь.
Зима – мороз, день, январь, осень, сани.
1.
Спортсмены – тренеры.
Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели,
родители.
17. Упражнение «Что нового?»
Для выявления скрытых, необычных свойств предметов
необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет,
стереотип действия. Например, спичка не только горит и
светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода
жидкая, но может при замерзании служить строительным
материалом.
Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых
обычных предметов: полиэтиленовых крышек,
использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей,
пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее
оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В
конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных
предложений
.
18. Упражнение «Поиск аналогов»
Называется какой-либо предмет или явление, например,
«вертолет». Необходимо назвать как можно больше его
аналогов, других предметов, сходных с ним по различным
существенным признакам. Следует также систематизировать
эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого
свойства заданного предмета они подбирались. Например,
могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся),
«автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и
«вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто
назвал наибольшее количество групп аналогов.
19. Упражнение «Поиск противоположных предметов»
Называется какой-либо предмет, например «дом». Надо
назвать как можно больше других предметов
противоположных данному. При этом следует
ориентироваться на различные признаки предметов и
систематизировать его противоположности (антиподы) по
группам. Например, в данном случае могут быть названы:
«сарай» (противоположность по размеру и степени
комфортности), «поле» (открытое или закрытое
пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д.
Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп
противоположных предметов, четко аргументировав при этом
ответы.