Напоминание

Цаган Сар - Белый месяц радости


Автор: Тугульчиева Светлана Дубановна
Должность: МКОУ
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: поселок Комсомольский
Наименование материала: статья
Тема: Цаган Сар - Белый месяц радости
Раздел: среднее образование





Назад




Цаган Сар – народный праздник

У

калмыков

первый

месяц

весны

назван

по

цвету

молока

-

Белым

месяцем. Белый месяц у скотоводов - кочевников является символом чистоты,

символом самой жизни, приход весны для скотовода - радостное, праздничное

событие, потому что, прежде всего, это окончание трудной и холодной зимы.

Долгожданная весна несет новый приплод скота и изобилие молока - основы

существования и нынешних калмыков. Цаган Сар отмечают в 1-е число 1-й

весенней

луны,

поэтому

этот

праздник

может

прийтись

и

на

вьюжный,

морозный февраль и на потеплевший март.

История возникновения праздника уходит корнями в старинные предания,

когда красавица Ноган Дяркин Гегян и Окн Тенгри победили чудовище Муса и

его сына Мангаса. С победой над грозным чудищем на землю хлынули теплые

лучи долгожданного солнца, растопляя снега и льды. С тех пор день победы

Окн Тенгри и Ноган Дяркин Гегян над Мангасом в селениях предки калмыков

стали праздновать как благополучный выход из зимы и начало весны.

В

последний

день

зимы

(по

лунному

календарю)-

или

же

в

день,

предшествующий началу Цаган сара, нельзя было забивать скот на мясо и

употреблять в пищу мясо и мясные блюда. Этот день был и есть «мацг одр»

(день поста) – у калмыков по лунному календарю в месяц выпадает 3 дня поста:

8, 15, 30 числа каждого месяца.

В

этот

день

от

мала

до

велика

должны

были

как

можно

больше

и

обязательно попробовать кушанья из молока, приготовленные для проводов

последнего дня зимы. В прежние времена в предпраздничный ассортимент

пищи входили топленое масло, сметана, пенка, творог и т.д. Хозяйки готовили

всевозможные блюда из молочных продуктов.

В последний день зимы (по лунному календарю) в каждой юрте (доме)

стряпали борцыки, как бы обкуривая запахом кипящего жира и пышущих

жаром борцыков всё жилище.

Борцыки делали более 15 видов, но обязательными были 9: жола, шовун,

хавтха, кит, хуц, мошкмр, тохш, шор, хорха.

Также, в день предшествующий Цаган сару, возжигали лампадку.

После 24.00 часов готовили к варке мясо, потому что это не простое дело,

так как мясо не должно разрубаться, а расчленяется по частям.

Мясо ставят на огонь с таким расчетом, чтобы к восходу солнца 1 дня

Цаган сара оно было готово. Отдельно варят баранью голову и ножки.

После готовности борцыков и мяса всё освещалось благопожеланием

хозяина дома.

Соседи и родственники считали своим долгом непременно поздравить

друг друга с благополучным исходом зимы и наступления весны. У калмыков

было принято встречать гостей, обхватывая ладонь гостя с обеих сторон двумя

своими

ладонями.

В

таком

положении

гость

спрашивал

«Благополучно

ли

перезимовали с детьми, как скот перезимовал?», хозяин отвечал.

В этом жесте и уважение, и обещание в случае необходимости помощи и

поддержки.

Проходя в дом, гости рассаживались по обе стороны божницы, отдавая

поклон ей, ложа к лампадке серебряную и медную монету, мужчины садились

по одну сторону, женщины - по другую сторону божницы.

Гости

обходили

всех

соседей

и

родственников

с

поздравлениями

и

добрыми пожеланиями, обязательно при этом соблюдая направление движения

солнца (по ходу часовой стрелки). За застольем следует веселье: поют, шутят,

танцуют, проводят соревнование и игры.

Первый день Цаган Сар проходил во взаимных поздравлениях, приеме

гостей

и

хождений

в

гости.

Считалось

обязательным

сходить

в

гости

к

7

родственникам или знакомым. Бытовало поверье: чем больше гостей заглянет в

тебе в первый день Цаган Сара, тем больше скотина будет давать молока летом

и осенью.

В

дни

праздника

мясо

варили

в

больших

котлах,

вареное

мясо

раскладывали на объемных и широких блюдах по следующей очередности:

сначала крестец, вокруг него остальные части- грудинку, лопатки, берцовые и

лучевые кости.

Дееж

(подношение

бурханам)

составляли-

баранья

голова,

два

ребра,

кусок мяса без костей, борцыки – по 3 из каждого вида, всего должно быть 27

борцыков.

Хозяин дома после подношения бурханам говорил: «Зек юн зеегян бяртн»,

походили внуки (по линии дочери) и принимали подарки.

Прежде всего хозяйка угощала гостей свежезаваренным чаем- сначала

хозяину, показывая его главенство в доме, затем остальным гостям.

После чаепития приступали к разделке крестца. Попробовав мяса, гости

съедали понемногу борцыков и лишь потом приступали к еде.

Цаган Сар - это большой праздник для калмыков. Это единственный

праздник в году, когда навестить свой родной хотон стремились все живущие

далеко родственники. Невестка обязательно должна была с детьми посетить

дом

родителей

мужа.

Родственники

обязательно

должны

были

навестить

больных, старых. Эти и другие элементы национального этикета, выраженные в

особом

уважении

и

почтении

старших,

стремлении

окружить

их

заботой,

вбирал в себя праздник Цаган Сар, как бы напоминая, что всем нам нужно

общение, внимание, нужна поддержка друг друга.

Так, по-доброму, весело в течение месяца проходили раньше дни Цаган

Сара.

Да,

действительно,

праздник

Цаган

Сар

может

продлиться

месяц.

Конечно, это дух, суть этого древнего праздника, светлого, белого.

Пусть и сейчас он длится как можно дольше, пробуждая в сердцах

доброту, так нужную в наше нелегкое, сложное время.



В раздел образования