Автор: Тугульчиева Светлана Дубановна
Должность: МКОУ
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: поселок Комсомольский
Наименование материала: статья
Тема: Цаган Сар - Белый месяц радости
Раздел: среднее образование
Цаган Сар – народный праздник
У
калмыков
первый
месяц
весны
назван
по
цвету
молока
-
Белым
месяцем. Белый месяц у скотоводов - кочевников является символом чистоты,
символом самой жизни, приход весны для скотовода - радостное, праздничное
событие, потому что, прежде всего, это окончание трудной и холодной зимы.
Долгожданная весна несет новый приплод скота и изобилие молока - основы
существования и нынешних калмыков. Цаган Сар отмечают в 1-е число 1-й
весенней
луны,
поэтому
этот
праздник
может
прийтись
и
на
вьюжный,
морозный февраль и на потеплевший март.
История возникновения праздника уходит корнями в старинные предания,
когда красавица Ноган Дяркин Гегян и Окн Тенгри победили чудовище Муса и
его сына Мангаса. С победой над грозным чудищем на землю хлынули теплые
лучи долгожданного солнца, растопляя снега и льды. С тех пор день победы
Окн Тенгри и Ноган Дяркин Гегян над Мангасом в селениях предки калмыков
стали праздновать как благополучный выход из зимы и начало весны.
В
последний
день
зимы
(по
лунному
календарю)-
или
же
в
день,
предшествующий началу Цаган сара, нельзя было забивать скот на мясо и
употреблять в пищу мясо и мясные блюда. Этот день был и есть «мацг одр»
(день поста) – у калмыков по лунному календарю в месяц выпадает 3 дня поста:
8, 15, 30 числа каждого месяца.
В
этот
день
от
мала
до
велика
должны
были
как
можно
больше
и
обязательно попробовать кушанья из молока, приготовленные для проводов
последнего дня зимы. В прежние времена в предпраздничный ассортимент
пищи входили топленое масло, сметана, пенка, творог и т.д. Хозяйки готовили
всевозможные блюда из молочных продуктов.
В последний день зимы (по лунному календарю) в каждой юрте (доме)
стряпали борцыки, как бы обкуривая запахом кипящего жира и пышущих
жаром борцыков всё жилище.
Борцыки делали более 15 видов, но обязательными были 9: жола, шовун,
хавтха, кит, хуц, мошкмр, тохш, шор, хорха.
Также, в день предшествующий Цаган сару, возжигали лампадку.
После 24.00 часов готовили к варке мясо, потому что это не простое дело,
так как мясо не должно разрубаться, а расчленяется по частям.
Мясо ставят на огонь с таким расчетом, чтобы к восходу солнца 1 дня
Цаган сара оно было готово. Отдельно варят баранью голову и ножки.
После готовности борцыков и мяса всё освещалось благопожеланием
хозяина дома.
Соседи и родственники считали своим долгом непременно поздравить
друг друга с благополучным исходом зимы и наступления весны. У калмыков
было принято встречать гостей, обхватывая ладонь гостя с обеих сторон двумя
своими
ладонями.
В
таком
положении
гость
спрашивал
«Благополучно
ли
перезимовали с детьми, как скот перезимовал?», хозяин отвечал.
В этом жесте и уважение, и обещание в случае необходимости помощи и
поддержки.
Проходя в дом, гости рассаживались по обе стороны божницы, отдавая
поклон ей, ложа к лампадке серебряную и медную монету, мужчины садились
по одну сторону, женщины - по другую сторону божницы.
Гости
обходили
всех
соседей
и
родственников
с
поздравлениями
и
добрыми пожеланиями, обязательно при этом соблюдая направление движения
солнца (по ходу часовой стрелки). За застольем следует веселье: поют, шутят,
танцуют, проводят соревнование и игры.
Первый день Цаган Сар проходил во взаимных поздравлениях, приеме
гостей
и
хождений
в
гости.
Считалось
обязательным
сходить
в
гости
к
7
родственникам или знакомым. Бытовало поверье: чем больше гостей заглянет в
тебе в первый день Цаган Сара, тем больше скотина будет давать молока летом
и осенью.
В
дни
праздника
мясо
варили
в
больших
котлах,
вареное
мясо
раскладывали на объемных и широких блюдах по следующей очередности:
сначала крестец, вокруг него остальные части- грудинку, лопатки, берцовые и
лучевые кости.
Дееж
(подношение
бурханам)
составляли-
баранья
голова,
два
ребра,
кусок мяса без костей, борцыки – по 3 из каждого вида, всего должно быть 27
борцыков.
Хозяин дома после подношения бурханам говорил: «Зек юн зеегян бяртн»,
походили внуки (по линии дочери) и принимали подарки.
Прежде всего хозяйка угощала гостей свежезаваренным чаем- сначала
хозяину, показывая его главенство в доме, затем остальным гостям.
После чаепития приступали к разделке крестца. Попробовав мяса, гости
съедали понемногу борцыков и лишь потом приступали к еде.
Цаган Сар - это большой праздник для калмыков. Это единственный
праздник в году, когда навестить свой родной хотон стремились все живущие
далеко родственники. Невестка обязательно должна была с детьми посетить
дом
родителей
мужа.
Родственники
обязательно
должны
были
навестить
больных, старых. Эти и другие элементы национального этикета, выраженные в
особом
уважении
и
почтении
старших,
стремлении
окружить
их
заботой,
вбирал в себя праздник Цаган Сар, как бы напоминая, что всем нам нужно
общение, внимание, нужна поддержка друг друга.
Так, по-доброму, весело в течение месяца проходили раньше дни Цаган
Сара.
Да,
действительно,
праздник
Цаган
Сар
может
продлиться
месяц.
Конечно, это дух, суть этого древнего праздника, светлого, белого.
Пусть и сейчас он длится как можно дольше, пробуждая в сердцах
доброту, так нужную в наше нелегкое, сложное время.