Напоминание

Особенности организации взаимодействия ДОО с семьей


Автор: Щербина Лариса Александровна
Должность: заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 28
Населённый пункт: станица Новодонецкая
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Особенности организации взаимодействия ДОО с семьей
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Семинар «Создание единого пространства «Детский сад – семья»

посредством взаимодействия педагогического коллектива и родителей

воспитанников»

«Особенности организации

взаимодействия ДОО с семьей»

Зам. заведующего по ВМР

МБДОУ ДС № 28

Щербина Л.А.

Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление

с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:

«Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…»

Доказано, что человек усваивает информацию так:

-10% того, что слышит,

-50% того, что видит,

-70% того, что сам проговаривает,

-90% того, что сам делает.

К чему я это говорю, а к тому, что в общении с родителями происходит

именно так.

За

тысячелетнюю

историю

человечества

сложились

две

ветви

воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна

ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное

воспитание?

Одни

великие

педагоги

склонялись

в

пользу

семьи,

другие

о т д а в а л и

п а л ь м у

п е р в е н с т в а

о б щ е с т в е н н ы м

у ч р е ж д е н и я м .

Между

тем,

современная

наука

располагает

многочисленными

данными,

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка

невозможно

отказаться

от

семейного

воспитания,

поскольку

его

сила

и

действенность

несравнимы

ни

с

каким,

даже

очень

квалифицированным

воспитанием в детском саду или школе.

Достичь высокого качества образования наших воспитанников,

полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для

ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии

разработки новой системы взаимодействий детского сада и семьи.

Среди

различных

принципов

дошкольного

образования

именно:

индивидуальный

подход,

доброжелательный

стиль

общения,

и

т.д.) в

соответствии

с

ФГОС

ДО

содержится принцип

сотрудничества

ДОО

с

семьёй.

И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является

задача:

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;

-

п о в ы ш е н и е

ком п ете н т н о с т и

р од и тел е й

( з а ко н н ы х

представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления

здоровья детей.

В

связи

с

этим

в

данный

момент

актуален

вопрос

необходимости

нахождения

оптимальных

путей

именно диалогового взаимодействия

с

родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОО и семьи

(это традиционные родительские собрания, консультации и т.д.).

Д е т с к и м

с а д а м необходимо

перестроиться.

Если

же

будут

использованы

традиционные

формы

работы

(родительские

собрания,

консультации,

тематические

родительские

уголки),

то

мы

не

добьемся

эффективности.

Главное

во

взаимодействии

ориентация

на

результат,

который бы отразился на ребенке.

Следовательно, содержание и формы работы с семьей в ДОО должны

отличаться

нетрадиционным

разнообразием

и

не

может

быть

единого

стандарта, т.к. жизненные задачи диктуют потребность в новых знаниях и

практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.

Главная цель педагогического

коллектива

ДОО

-

уметь

быть

адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении

современных задач воспитания и образования.

Для

того

чтобы

работа

с

родителями

не

была

формальностью,

отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий

«сотрудничество» и «взаимодействие»:

-«сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

-«взаимодействие»- способ

организации

совместной

деятельности

с

помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

Н а п о м н ю

в а м ,

ч т о главные

составляющие

эффективного

взаимодействия педагогов ДОО и родителей это:

-общение;

-разнообразие форм и методов работы;

-обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОО.

В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается

все: что

мы

говорим,

как

мы

говорим,

каким

образом

воспринимаем

информацию партнера по общению.

Все родители разные, это взрослые люди, и педагогу к каждому нужно

найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная

проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе

и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают

сложные

отношения.

При

этом,

к

счастью,

большинство

родителей

и

воспитателей

понимают,

что

единственно

правильный

и

лучший

выход

состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии,

а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Это ещё раз говорит о том, что

отношения

между

педагогами

и

родителями

должны

быть

диалоговыми,

конструктивно-партнёрскими. Формальность в этом случае недопустима.

Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в

силу своих многолетних профессиональных привычек. Но это необходимо

делать!

Нудные

лекции

заменять

на

педагогические

гостиные

и

устные

журналы,

а

бесконечные

«заезженные»

родительские

собрания

на

родительские вечеринки, встречи пап и мам, консультации - вечер вопросов и

ответов,

родительские

пятиминутки,

педагогические

гостиные,

лекции

-

чайные паузы, устные журналы, информационные окна, дискуссии – «Клуб

заботливых родителей», «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми

углами» и т.д.

А для того чтоб более полно понимать чего ожидают родители от

взаимодействия

с

педагогами ДОО необходимо более полное, тщательное

изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОО.

Эффективность

взаимодействия

педагога

с

родителями

во

многом

зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального

подхода

к

каждому

родителю,

умения

заинтересовать

неформальными,

интересующими

родителей

приемами

общения.

Необходимо

отойти

от

традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться именно

на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй

опираясь на родительские запросы и пожелания.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас плавно перейти к практической

части моего выступления и немного побыть в роли родителей.

Проводится тренинг «Какой вы родитель?»

Упражнение «История имени ребенка»

Участникам

предлагается

назвать

имя

своего

р е б е н ка ,

охарактеризовать

его

по

первой

букве

с

помощью

прилагательного,

например: Женя – жизнерадостный.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участникам предлагается быстро меняться местами при совпадении

«фактов»:

- у кого один ребенок;

- хорошие отношения с детьми;

- у кого только сыновья;

- кто часто играет с детьми;

- у кого двое детей;

- у кого только дочки;

Упражнение «Руки»

Один из участников встает в круг, закрывает глаза. Остальные по

очереди

кладут

свои

ладони

на

ладони

водящего.

Задача

водящего

-

определить по рукам на основе тактильных ощущений, какой родитель –

мягкий или строгий.

Вопросы к водящему:

- на какие признаки вы ориентировались?

- совпали ли ваши ощущения с образом увиденного человека?

Вопрос к участникам:

- согласны ли вы с мнением водящего?

- что нужного и важного в воспитании ребенка и общении с ним вы бы

хотели позаимствовать от мягких и строгих родителей?

Упражнение «Недетские запреты»

Воспитатель

раздает

участникам

семинара

листочки

бумаги

и

карандаши. Просит в столбик написать перечень запретов, адресованных

своему ребенку. Затем, также в столбик, напротив, написать действия,

заменяющие

запрет

(т.е.

что

можно),

например,

«Не

кричи

говори

спокойно».

Вопросы к участникам:

- легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Рефлексия

Упражнение «Птица благодарности»

Воспитатель: представьте,

что

на

землю

прилетела

необычная

птица. Это птица благодарности. Она залетает в окно к тем, кто забыл

поблагодарить за что-то своих родителей, друзей, знакомых, детей. Она

залетает в окно и напоминает об этом. Сегодня она прилетела к нам…

Вспомните всех, кого вы когда-нибудь забыли поблагодарить за что-то и

обязательно поблагодарите.

А я сегодня благодарю всех вас за участие в тренинге. Спасибо!



В раздел образования