Автор: Щербина Лариса Александровна
Должность: заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 28
Населённый пункт: станица Новодонецкая
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Особенности организации взаимодействия ДОО с семьей
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Семинар «Создание единого пространства «Детский сад – семья»
посредством взаимодействия педагогического коллектива и родителей
воспитанников»
«Особенности организации
взаимодействия ДОО с семьей»
Зам. заведующего по ВМР
МБДОУ ДС № 28
Щербина Л.А.
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление
с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…»
Доказано, что человек усваивает информацию так:
-10% того, что слышит,
-50% того, что видит,
-70% того, что сам проговаривает,
-90% того, что сам делает.
К чему я это говорю, а к тому, что в общении с родителями происходит
именно так.
За
тысячелетнюю
историю
человечества
сложились
две
ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна
ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное
воспитание?
Одни
великие
педагоги
склонялись
в
пользу
семьи,
другие
о т д а в а л и
п а л ь м у
п е р в е н с т в а
о б щ е с т в е н н ы м
у ч р е ж д е н и я м .
Между
тем,
современная
наука
располагает
многочисленными
данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка
невозможно
отказаться
от
семейного
воспитания,
поскольку
его
сила
и
действенность
несравнимы
ни
с
каким,
даже
очень
квалифицированным
воспитанием в детском саду или школе.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников,
полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для
ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии
разработки новой системы взаимодействий детского сада и семьи.
Среди
различных
принципов
дошкольного
образования
(а
именно:
индивидуальный
подход,
доброжелательный
стиль
общения,
и
т.д.) в
соответствии
с
ФГОС
ДО
содержится принцип
сотрудничества
ДОО
с
семьёй.
И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является
задача:
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;
-
п о в ы ш е н и е
ком п ете н т н о с т и
р од и тел е й
( з а ко н н ы х
представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
В
связи
с
этим
в
данный
момент
актуален
вопрос
необходимости
нахождения
оптимальных
путей
именно диалогового взаимодействия
с
родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОО и семьи
(это традиционные родительские собрания, консультации и т.д.).
Д е т с к и м
с а д а м необходимо
перестроиться.
Если
же
будут
использованы
традиционные
формы
работы
(родительские
собрания,
консультации,
тематические
родительские
уголки),
то
мы
не
добьемся
эффективности.
Главное
во
взаимодействии
–
ориентация
на
результат,
который бы отразился на ребенке.
Следовательно, содержание и формы работы с семьей в ДОО должны
отличаться
нетрадиционным
разнообразием
и
не
может
быть
единого
стандарта, т.к. жизненные задачи диктуют потребность в новых знаниях и
практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.
Главная цель педагогического
коллектива
ДОО
-
уметь
быть
адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении
современных задач воспитания и образования.
Для
того
чтобы
работа
с
родителями
не
была
формальностью,
отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий
«сотрудничество» и «взаимодействие»:
-«сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
-«взаимодействие»- способ
организации
совместной
деятельности
с
помощью общения, на основании открытости обеих сторон.
Н а п о м н ю
в а м ,
ч т о главные
составляющие
эффективного
взаимодействия педагогов ДОО и родителей это:
-общение;
-разнообразие форм и методов работы;
-обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОО.
В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается
все: что
мы
говорим,
как
мы
говорим,
каким
образом
воспринимаем
информацию партнера по общению.
Все родители разные, это взрослые люди, и педагогу к каждому нужно
найти определенный подход.
Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная
проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе
и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают
сложные
отношения.
При
этом,
к
счастью,
большинство
родителей
и
воспитателей
понимают,
что
единственно
правильный
и
лучший
выход
состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии,
а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Это ещё раз говорит о том, что
отношения
между
педагогами
и
родителями
должны
быть
диалоговыми,
конструктивно-партнёрскими. Формальность в этом случае недопустима.
Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в
силу своих многолетних профессиональных привычек. Но это необходимо
делать!
Нудные
лекции
заменять
на
педагогические
гостиные
и
устные
журналы,
а
бесконечные
«заезженные»
родительские
собрания
–
на
родительские вечеринки, встречи пап и мам, консультации - вечер вопросов и
ответов,
родительские
пятиминутки,
педагогические
гостиные,
лекции
-
чайные паузы, устные журналы, информационные окна, дискуссии – «Клуб
заботливых родителей», «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми
углами» и т.д.
А для того чтоб более полно понимать чего ожидают родители от
взаимодействия
с
педагогами ДОО необходимо более полное, тщательное
изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОО.
Эффективность
взаимодействия
педагога
с
родителями
во
многом
зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального
подхода
к
каждому
родителю,
умения
заинтересовать
неформальными,
интересующими
родителей
приемами
общения.
Необходимо
отойти
от
традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться именно
на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй
опираясь на родительские запросы и пожелания.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас плавно перейти к практической
части моего выступления и немного побыть в роли родителей.
Проводится тренинг «Какой вы родитель?»
Упражнение «История имени ребенка»
Участникам
предлагается
назвать
имя
своего
р е б е н ка ,
охарактеризовать
его
по
первой
букве
с
помощью
прилагательного,
например: Женя – жизнерадостный.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Участникам предлагается быстро меняться местами при совпадении
«фактов»:
- у кого один ребенок;
- хорошие отношения с детьми;
- у кого только сыновья;
- кто часто играет с детьми;
- у кого двое детей;
- у кого только дочки;
Упражнение «Руки»
Один из участников встает в круг, закрывает глаза. Остальные по
очереди
кладут
свои
ладони
на
ладони
водящего.
Задача
водящего
-
определить по рукам на основе тактильных ощущений, какой родитель –
мягкий или строгий.
Вопросы к водящему:
- на какие признаки вы ориентировались?
- совпали ли ваши ощущения с образом увиденного человека?
Вопрос к участникам:
- согласны ли вы с мнением водящего?
- что нужного и важного в воспитании ребенка и общении с ним вы бы
хотели позаимствовать от мягких и строгих родителей?
Упражнение «Недетские запреты»
Воспитатель
раздает
участникам
семинара
листочки
бумаги
и
карандаши. Просит в столбик написать перечень запретов, адресованных
своему ребенку. Затем, также в столбик, напротив, написать действия,
заменяющие
запрет
(т.е.
что
можно),
например,
«Не
кричи
–
говори
спокойно».
Вопросы к участникам:
- легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Рефлексия
Упражнение «Птица благодарности»
Воспитатель: представьте,
что
на
землю
прилетела
необычная
птица. Это птица благодарности. Она залетает в окно к тем, кто забыл
поблагодарить за что-то своих родителей, друзей, знакомых, детей. Она
залетает в окно и напоминает об этом. Сегодня она прилетела к нам…
Вспомните всех, кого вы когда-нибудь забыли поблагодарить за что-то и
обязательно поблагодарите.
А я сегодня благодарю всех вас за участие в тренинге. Спасибо!