Автор: Рублева Людмила Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: опыт работы
Тема: Музыкальная предметно-развивающая среда в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном
образовательном учреждении в условиях ФГОС.
Анализ современных программ воспитания, обучения и развития,
показал, что все они подразумевают организацию музыкальной
развивающей среды ДОУ, как необходимое условие развития музыкальных
способностей детей. В процессе развития комплекса специальных,
музыкальных способностей неизбежно происходит развитие и более
общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не
только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение,
творческая свобода, чувство природы. В процессе развития эти
способности трансформируются в личностные качества уверенного в
себе, успешного человека.
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей
гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с
последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям
ФГОС ДО.
Задачи:
1.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом
гендерных особенностей воспитанников;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей
эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов
3.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей музыкальной предметно-пространственной среды
4.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной
предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное
музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы
ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву, на которой
они особенно хорошо произрастают».
Генрих Нейгауз.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте
немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате.
Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её:
неинтересно,
делать
нечего.
Другой
вариант.
В
комнате
много
интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности
ничего нет. Ребёнок будет ею
заниматься? Конечно, нет. Он займётся
тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В
ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми,
игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.
В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда
даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей
постепенно
угасает
интерес,
и
о н и
перестают
заниматься
самостоятельно
музыкальной
деятельностью.
В
другой
группе
воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует
детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие
ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В
результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
Итак,
мы
приходим
к
неоспоримому
выводу: для
музыкального
воспитания
детей
необходима
богатая
музыкальная
предметно-
развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с
ними
должен
быть
педагог,
увлечённый
музыкой,
умеющий
реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять
развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является
развития
творческих
проявлений
всеми
доступными,
побуждающими
к
самовыражению средствами.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ
в настоящее время уделяется большое внимание. Я в своей работе стараюсь
применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-
игрового
пространства.
Доказано,
что
от
того,
насколько
комфортно
и
правильно
организована
музыкальная
предметно-развивающая
среда
в
групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного,
умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности,
эмоциональное состояние.
.
Основные
требования
к
организации
музыкальной
предметно-
развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна
быть:
♫ содержательно-насыщенной;
♫ трансформируемой;
♫ полифункциональной;
♫ вариативной;
♫ доступной;
♫ безопасной;
♫ здоровьесберегающей;
♫ эстетично-привлекательной.
Однако
стоит
заметить,
что
зачастую
не
учитывается
тот
факт,
что
современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые
воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения
иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-
другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также
претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и
перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно
кардинально
обдумать
и
пересмотреть подходы
к
моделированию
комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды
в группах. Все это подтолкнуло меня к поиску новых занимательных форм
и
инновационных
подходов
к
созданию
музыкально-развивающей
среды,
способствующей всестороннему развитию современных детей.
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на
следующие критерии её качества.
1. Качество содержания.
Содержание,
разработанное
с
учётом
деятельно-возрастного
системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской
музыкальной деятельности.
Блоки
компонентов
среды
соответствуют
логике
развития
детской
музыкальной деятельности:
Восприятие - пособия, помогающие воспринимать произведения
для слушания, произведения, используемые в исполнительской
певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а
также
произведения,
специально
созданные
для
развития
музыкально-сенсорного восприятия детей;
Воспроизведение—пособия,
побуждающие
к
певческой,
к
музыкально-ритмической
деятельности,
к
игре
н а
детских
музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;
Творчество - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-
игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских
музыкальных инструментах.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности
в
овладении
музыкальной
деятельностью:
о н а
должна
соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной
деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по
возрастным ступеням.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок,
действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной
среде,
обнаруживает
и
решает
ряд
задач,
возникающих
по
ходу
музыкальной деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
2. Качество структуры.
Структура
музыкальной
среды
представлена
в
вид е
модулей,
включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей
живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в
ней
были
визуально
представлены
все
виды
детской
музыкальной
деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия
детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-
центры, уголки удобны для развёртывания музыкальной деятельности
одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление
музыкальной
среды
для
детей
раннего
и
младшего
дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—
иметь дидактическую направленность.
Пособия
должны
быть
добротными,
эстетически
привлекательными,
простыми
в
обращении,
только
тогда
они
вызывают
желание
действовать с ними.
Целостность
содержания
музыкальной
среды,
объединяющей
мини-
центры
и
все
те
места,
где
может
быть
организован
процесс
музыкального воспитания, строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и
ведущие
виды
деятельности:
в
раннем
детстве—предметная,
в
дошкольном детстве—игровая).
Эстетическая (учитывая
дизайнерские
требования
к
проектированию;
все
модули
должны
быть
соразмерны
росту,
глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям
возможностей
активной
и
разнообразной
музыкально-творческой
деятельности, поэтому она должна функционально моделировать
содержание музыкально-образовательного процесса в содержании
пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Блок
организованной
(регламентированной)
музыкальной
деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и
других видов деятельности с использованием музыки, посещение
кружка.
Блок
нерегламентированной
(совместной
с
воспитател ем
и
самостоятельной)
музыкальной
деятельности
детей
в
группе
вне
занятий (в тёплую погоду—на свежем воздухе):
1 блок: -совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с
использованием
музыкального
репертуара,
хороводных,
музыкально-
дидактических, музыкально-творческих и др.;
Обследовав музыкальные уголки в группах,я пришла к выводу:недостаточно
музыкально-дидактических игр .Были проведены
консультации,беседы,мастер-класс по изготовлению музыкальных
инструментов своими руками,разработан проект музыкально-дидактических
игр в ДОУ
2
блок--самостоятельная
музыкальная
деятельность
детей
вне
занятий
(возникает
по
инициативе
детей,
представлена
песнями,
музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным,
музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).
Роль
воспитателя:побуждать
летей
применять
навыки
,полученные
на
музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.Станет ли это
среда развивающей,захочет ли ребенок освоить ее в своей деятельности
зависит:
-от компетентности взрослого
-его доброжелательности
-заинтересованного отношения к детям
Ребенок и взрослый действуют вместе.Им обоим должно быть комфортно
в музыкальной среде
2.
Музыкально-образовательная
среда
семьи, где
осуществляется
нерегламентированная музыкальная деятельность детей:
--совместная
с
родителями
(по
содержанию
адекватна
аналогичной
деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);
Работа по вовлечению родителей в процесс создания музыкальной зоны в
группах мы провели по следующим направлениям:
1.Организационное
-вводное родительское собрание,анкетирование
2.Информационное
-лэпбуки,брошюры
-рекомендации
3.Консультативное
-консультации(индивидуальные,групповые
-тематические
-организация круглых столов с целью распостранения семейного опыта
4.Практико-ориентированное
-посещение музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в
рамках «День открытых дверей
-мастер классы
-занятия практикумы
а/знакомство родителей с детским музыкальным репертуаром
б/совместные праздники и развлечения,музыкальные гостиные
Родители являются полноправными участниками таких действ-от
идеи до
воплощения:-обмен
идеями,практическими
советами,работа
над
ролью,помощь в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов
- -самостоятельная
(аналогичная
самостоятельной
музыкальной
деятельности детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная
среда
учреждений
культуры
и
образования, направленная
н а
музыкальное
просвещение
детей,
посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа,
ЦДТ.
Именно
так
понимаемые
музыкальная
среда
и
средовой
подход
являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное
взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней
организации музыкального воспитания детей.
. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества»,
культурным центром, как для детей, так и для их семей.
ВЫВОД:
Рассматривая
музыкальное
воспитание,как
процесс
организованного
приобщения детей к музыкальной культуре,можно говорить о музыкальной
среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Продуманная
организация
развивающей
предметно-пространственной
среды,созданной с учетом ФГОС ,вызывает интерес детей к музыкальному
искусству,побуждает
активность,творчество,дает
возможность
развивать
индивидуальность каждого ребенка.
Музыкальный руководитель МКДОУ № 195 г.Кирова Рублева Людмила
Евгеньевна-высшая категория