Напоминание

Музыкальная предметно-развивающая среда в условиях ФГОС


Автор: Рублева Людмила Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: опыт работы
Тема: Музыкальная предметно-развивающая среда в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном

образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Анализ современных программ воспитания, обучения и развития,

показал, что все они подразумевают организацию музыкальной

развивающей среды ДОУ, как необходимое условие развития музыкальных

способностей детей. В процессе развития комплекса специальных,

музыкальных способностей неизбежно происходит развитие и более

общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не

только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение,

творческая свобода, чувство природы. В процессе развития эти

способности трансформируются в личностные качества уверенного в

себе, успешного человека.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной

предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей

гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с

последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям

ФГОС ДО.

Задачи:

1.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности

дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,

самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом

гендерных особенностей воспитанников;

2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей

эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов

3.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей музыкальной предметно-пространственной среды

4.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной

предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное

музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы

ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву, на которой

они особенно хорошо произрастают».

Генрих Нейгауз.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте

немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате.

Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её:

неинтересно,

делать

нечего.

Другой

вариант.

В

комнате

много

интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности

ничего нет. Ребёнок будет ею

заниматься? Конечно, нет. Он займётся

тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В

ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми,

игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда

даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей

постепенно

угасает

интерес,

и

о н и

перестают

заниматься

самостоятельно

музыкальной

деятельностью.

В

другой

группе

воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует

детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие

ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В

результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак,

мы

приходим

к

неоспоримому

выводу: для

музыкального

воспитания

детей

необходима

богатая

музыкальная

предметно-

развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с

ними

должен

быть

педагог,

увлечённый

музыкой,

умеющий

реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять

развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является

развития

творческих

проявлений

всеми

доступными,

побуждающими

к

самовыражению средствами.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ

в настоящее время уделяется большое внимание. Я в своей работе стараюсь

применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-

игрового

пространства.

Доказано,

что

от

того,

насколько

комфортно

и

правильно

организована

музыкальная

предметно-развивающая

среда

в

групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного,

умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности,

эмоциональное состояние.

.

Основные

требования

к

организации

музыкальной

предметно-

развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна

быть:

♫ содержательно-насыщенной;

♫ трансформируемой;

♫ полифункциональной;

♫ вариативной;

♫ доступной;

♫ безопасной;

♫ здоровьесберегающей;

♫ эстетично-привлекательной.

Однако

стоит

заметить,

что

зачастую

не

учитывается

тот

факт,

что

современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые

воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения

иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-

другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также

претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и

перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно

кардинально

обдумать

и

пересмотреть подходы

к

моделированию

комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды

в группах. Все это подтолкнуло меня к поиску новых занимательных форм

и

инновационных

подходов

к

созданию

музыкально-развивающей

среды,

способствующей всестороннему развитию современных детей.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на

следующие критерии её качества.

1. Качество содержания.

Содержание,

разработанное

с

учётом

деятельно-возрастного

системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской

музыкальной деятельности.

Блоки

компонентов

среды

соответствуют

логике

развития

детской

музыкальной деятельности:

Восприятие - пособия, помогающие воспринимать произведения

для слушания, произведения, используемые в исполнительской

певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а

также

произведения,

специально

созданные

для

развития

музыкально-сенсорного восприятия детей;

Воспроизведение—пособия,

побуждающие

к

певческой,

к

музыкально-ритмической

деятельности,

к

игре

н а

детских

музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;

Творчество - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-

игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских

музыкальных инструментах.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности

в

овладении

музыкальной

деятельностью:

о н а

должна

соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной

деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по

возрастным ступеням.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок,

действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной

среде,

обнаруживает

и

решает

ряд

задач,

возникающих

по

ходу

музыкальной деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры.

Структура

музыкальной

среды

представлена

в

вид е

модулей,

включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей

живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в

ней

были

визуально

представлены

все

виды

детской

музыкальной

деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия

детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-

центры, уголки удобны для развёртывания музыкальной деятельности

одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление

музыкальной

среды

для

детей

раннего

и

младшего

дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—

иметь дидактическую направленность.

Пособия

должны

быть

добротными,

эстетически

привлекательными,

простыми

в

обращении,

только

тогда

они

вызывают

желание

действовать с ними.

Целостность

содержания

музыкальной

среды,

объединяющей

мини-

центры

и

все

те

места,

где

может

быть

организован

процесс

музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и

ведущие

виды

деятельности:

в

раннем

детстве—предметная,

в

дошкольном детстве—игровая).

Эстетическая (учитывая

дизайнерские

требования

к

проектированию;

все

модули

должны

быть

соразмерны

росту,

глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям

возможностей

активной

и

разнообразной

музыкально-творческой

деятельности, поэтому она должна функционально моделировать

содержание музыкально-образовательного процесса в содержании

пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок

организованной

(регламентированной)

музыкальной

деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и

других видов деятельности с использованием музыки, посещение

кружка.

Блок

нерегламентированной

(совместной

с

воспитател ем

и

самостоятельной)

музыкальной

деятельности

детей

в

группе

вне

занятий (в тёплую погоду—на свежем воздухе):

1 блок: -совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с

использованием

музыкального

репертуара,

хороводных,

музыкально-

дидактических, музыкально-творческих и др.;

Обследовав музыкальные уголки в группах,я пришла к выводу:недостаточно

музыкально-дидактических игр .Были проведены

консультации,беседы,мастер-класс по изготовлению музыкальных

инструментов своими руками,разработан проект музыкально-дидактических

игр в ДОУ

2

блок--самостоятельная

музыкальная

деятельность

детей

вне

занятий

(возникает

по

инициативе

детей,

представлена

песнями,

музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным,

музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Роль

воспитателя:побуждать

летей

применять

навыки

,полученные

на

музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.Станет ли это

среда развивающей,захочет ли ребенок освоить ее в своей деятельности

зависит:

-от компетентности взрослого

-его доброжелательности

-заинтересованного отношения к детям

Ребенок и взрослый действуют вместе.Им обоим должно быть комфортно

в музыкальной среде

2.

Музыкально-образовательная

среда

семьи, где

осуществляется

нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

--совместная

с

родителями

(по

содержанию

адекватна

аналогичной

деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Работа по вовлечению родителей в процесс создания музыкальной зоны в

группах мы провели по следующим направлениям:

1.Организационное

-вводное родительское собрание,анкетирование

2.Информационное

-лэпбуки,брошюры

-рекомендации

3.Консультативное

-консультации(индивидуальные,групповые

-тематические

-организация круглых столов с целью распостранения семейного опыта

4.Практико-ориентированное

-посещение музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в

рамках «День открытых дверей

-мастер классы

-занятия практикумы

а/знакомство родителей с детским музыкальным репертуаром

б/совместные праздники и развлечения,музыкальные гостиные

Родители являются полноправными участниками таких действ-от

идеи до

воплощения:-обмен

идеями,практическими

советами,работа

над

ролью,помощь в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов

- -самостоятельная

(аналогичная

самостоятельной

музыкальной

деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная

среда

учреждений

культуры

и

образования, направленная

н а

музыкальное

просвещение

детей,

посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа,

ЦДТ.

Именно

так

понимаемые

музыкальная

среда

и

средовой

подход

являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное

взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней

организации музыкального воспитания детей.

. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества»,

культурным центром, как для детей, так и для их семей.

ВЫВОД:

Рассматривая

музыкальное

воспитание,как

процесс

организованного

приобщения детей к музыкальной культуре,можно говорить о музыкальной

среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Продуманная

организация

развивающей

предметно-пространственной

среды,созданной с учетом ФГОС ,вызывает интерес детей к музыкальному

искусству,побуждает

активность,творчество,дает

возможность

развивать

индивидуальность каждого ребенка.

Музыкальный руководитель МКДОУ № 195 г.Кирова Рублева Людмила

Евгеньевна-высшая категория



В раздел образования