Автор: Сорокина Александра Борисовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
Введение федерального государственного образовательного стандарта к до-
школьному образованию существенно изменило подход к организации музыкаль-
ной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного
и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском не-
стандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в му-
зыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворче-
ства взрослых и детей является использование лэпбука.
В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook) значит «на-
коленная книга» (lap – колени, book - книга). Это достаточно новое средство
обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в
том числе и в музыкальной.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного
материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук пред-
ставляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-
книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представ-
лены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе
такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям
нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно ши-
роко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной
работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия
практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического
развития дошкольника.
Основные задачи:
1.
Воспитывать
умение
активно
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициатив-
ность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза,
логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и орга-
низовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого матери-
ала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Воспитателям очень удобно использовать лэпбук как форму организации
«Центра музыкального развития» на группе, изготовленный в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы.
Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельно-
сти детей в группе в режиме дня.
Использование лэпбука в музыкальном воспитании
Свой лэпбук я изготовила непосредственно для использования его на му-
зыкальных занятиях, в кружковой работе , а так же в индивидуальной работе с
детьми. Каждая страница моего лэпбука соответствует одному из основных ви-
дов деятельности, которые присутствуют на традиционном музыкальном заня-
тии:
«Прохлопай ритм»
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоя-
тельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает
его в ладоши.
«Слушаем музыку» игровое пособие
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок
называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора,
написавшего эту музыку.
Игра на определение настроения музыки.
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведе-
ния, выражать настроение мимикой.
Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каж-
дому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствую-
щую карточку с эмоцией.
Преимущества использования лэпбука:
1.
Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образователь-
ных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2.
Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивиду-
альных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содер-
жания своей деятельности.
3.
Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятель-
ность.
4.
Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобре-
тении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую
основу для школьного обучения .
5.
Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно
в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответ-
ствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образова-
тельного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музы-
кальной деятельности нами получены положительные результаты:
1.
Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном вос-
питании дошкольников.
2.
Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
3.
У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятель-
ности за счёт использования новой формы организации учебного материа-
ла.
4.
Улучшились
результаты
освоения
программы,
дети
охотнее
и
быстрее
осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со
своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музы-
кальном воспитании детей дошкольного возраста.