Напоминание

Жизнь и творчество композитора В.П.Барабошкина. Анализ фортепианного цикла "Маленькие изящные пьесы для юного пианиста"


Автор: Сафаргалеева Марина Львовна
Должность: преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 17 имени С.Сайдашева, г.Казань
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Жизнь и творчество композитора В.П.Барабошкина. Анализ фортепианного цикла "Маленькие изящные пьесы для юного пианиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сафаргалеева Марина Львовна

Методика обучения игре на фортепиано

Тема:

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ВЛАДИМИРА БАРАБОШКИНА.

АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА

«МАЛЕНЬКИЕ ИЗЯЩНЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ЮНОГО ПИАНИСТА»

Казань, 2019

Содержание

Жизнь и творчество Владимира Петровича Барабошкина..................................3

Барабошкин В.П. «Маленькие изящные пьесы для юного пианиста»...............5

Литература............................................................................................................... 9

2

Жизнь и творчество Владимира Петровича Барабошкина

Владимир

Петрович

Барабошкин

(1954

2004)

талантливый

музыкант,

любитель

народной

музыки,

баянист,

преподаватель

Камышинского училища искусств.

В.П. Барабошкин – выпускник Волгоградского музыкального училища

и Казанской консерватории, талантливый педагог, известный композитор и

исполнитель. У композитора свой мир – хрупкий и нежный – строится по

закону гармонии и совершенства. Он был мудрым педагогом, любил детей,

был истинным музыкантом, добрым человеком и приносил всем большую

радость.

В 2004 году Владимир Петрович Барабошкин организовал городской

фестиваль

народной

музыки

«Камышинские

самоцветы»,

который

впоследствии стал носить имя своего основателя и ежегодно проходит в

память

талантливого

музыканта

и

композитора

в

Камышине,

во

Дворце

культуры «Текстильщик».

В

2006

году

Казанское

издательство

«Плутон»

выпустило

сборник

«Маленькие изящные пьесы для юного пианиста», автором которого является

Владимир Петрович Барабошкин. Авторский сборник «Маленькие изящные

пьесы для юного пианиста» В. П. Барабошкина предназначен для учащихся

детских музыкальных школ и любителей музыки.

Произведения В. П. Барабошкина пользуются большой популярностью

среди педагогов и учащихся музыкальных школ. Они интересны, не сложны в

исполнении,

имеют

небольшой

объём

(миниатюры),

изящные

и

запоминающиеся, что особенно важно для юных пианистов. Отсюда и такое

точное

название

сборника

«Маленькие

изящные

пьесы

для

юного

пианиста».

3

В сборнике 16 произведений. Это пьесы разного жанра (танцевальные,

песенные),

разные

по

характеру,

сложности

и

поставленным

задачам.

В

основном, сольные пьесы и три ансамбля.

В

сборник

вошли

произведения:

«Менуэт»,

«Маленькое

рондо»,

«Немецкая песня», «Полька», «Гармошечка».

Из

цикла

«Детских

воспоминаний»

«Бабушка»,

«Внук»,

«Мечтательная»,

«Сон»,

«Озорная»,

«Старый

клавесин»

(Сонатина),

«Соната» из 3-х частей, «Этюд», ансамбли – «Школьный вальс», «Регтайм»,

«Бразильская миниатюра».

4

Барабошкин В. П. «Маленькие изящные пьесы для юного пианиста»

1. Менуэт – написан в тональности си минор, в трёхчастной форме (в

средней

части

ре

мажор).

Пьеса

носит

лирический,

спокойный,

танцевальный характер, что и характерно для классического жанра менуэта.

Музыка отличается мелодичностью и легкостью. Интересен и ярок прием

секвенции. Особый акцент ученика на фразе: её начала, развития и конца.

Сложность пьесы состоит в партии левой руки – non legato.

2. Маленькое рондо – танец в ми бемоль мажорной тональности, лёгкая

и изящная тема полифонического склада. Обе темы весьма драматичные: А –

нежная,

В

грустная.

Трудность

пьесы

состоит

в

постоянной

смене

громкости

звучания,

такой

контраст

является

неотъемлемой

частью

классического рондо, с другой стороны, передает смену настроения, которое

меняется очень резко. В конце – значительное затухание громкости и темпа.

3. «Немецкая песня» – пьеса песенного склада, в темпе вальса. Важна

легкость при переходе из тональности до мажор в соль мажор, плавная,

кружащаяся мелодия. Поскольку пьеса названа песней и исполнять ее надо

напевно

и

мелодично.

Это

наиболее

простая

и

распространённая

форма

вокальной музыки, которая объединяет поэтический образ с музыкальным.

Трудность в аккомпанементе (двойные ноты): в партии левой руки – вести

бас, а двойные ноты играть тихо. Важна педаль и можно позволить вольный

темп.

4 . Полька – композитор предлагает умеренно шутливый темп пьесе,

чтобы

ребенок

мог

передать

характер

весёлого

и

быстрого

танца,

где

восходящая и нисходящая интонация мелодии с переходами из правой руки в

левую руку, делают пьесу лёгкой, изящной. Размер две четверти, простая 2-х

частная форма характерны для польки. Автор предлагает два варианта второй

половины пьесы. Первый – более динамичный, второй – проще по технике

исполнения.

5

5. «Гармошечка» – пьеса носит характер народной песни с шуточным

настроением, яркой изобразительностью. В основе пьесы лежит фольклорная

музыка,

которая

была

источником

творчества

композитора.

Эта

пьеса

наигрыш, изображает игру на простом народном инструменте гармони. Автор

предлагает играть произведение умеренно по звуку в постоянном коротком

ритме.

Центральная

часть

кульминация,

где

громкость

звучания

увеличивается, а потом утихает. Трудность пьесы – в залигованных нотах, в

смещении сильных долей.

6. «Бабушка» – из детских воспоминаний. Это медленный, нежный,

трёхдольный вальс, как воспоминание о бабушке, неторопливой и доброй.

Таков и характер пьесы, плавный, певучий.

Трудность пьесы – в педали.

Важна

выразительность

темы

за

счёт

пауз

и

появления

знаков,

надо

внимательно слушать движение мелодии с затакта.

7. «Внук» – музыкальная пьеса, исполняемая оживлённо, грациозно, в

танцевальном ритме, подвижно, с переменами ритмов. Вначале звучание

постепенно усиливается. Потом меняется динамика, музыка начинает звучать

жёстко,

коротко,

отрывисто,

резко,

применяются

активно

педали.

После

достаточно длительного времени исполнение становится более плавным и

быстрым.

Темп

увеличивается.

Музыка

показывает

живость

и

непосредственность

ребенка,

движение

которого

в

достаточной

мере

непредсказуемо

8. «Мечтательная» – это неторопливый блюз в форме песенного

джаза. В целом спокойная, но в развитии мелодии в середине пьесы есть

эмоциональный

всплеск

по

громкости

звучания.

Размер

шесть

восьмых.

Сложность заключена в синкопированном ритме, что типично для блюза с

негритянской

манерой

пения.

Первая

доля

залигована

со

слабой

долей

предыдущего такта. Негритянский певец часто сознательно не берёт точно

определённый

звук,

а

лишь

приближается

к

нему.

Надо

постараться

услышать его внутри себя. В конце темп восстанавливается.

6

9.

«Сон»

темп

умеренно

скорый.

Тема,

гуляя

по

тональностям,

заканчивается в ми мажоре. Размытая местами мелодия, смена размеров

придают музыке мечтательность. Вся пьеса проходит в скрипичном ключе.

Только один эпизод в середине пьесы даётся в басу – marcato, делая ударение

на каждой ноте, с убыстрением темпа пьесы.

10.

«Озорная» –

быстрая

танцевальная

пьеса

в

стиле

регтайма,

с

пунктирным ритмом (свинг). В партии правой руки ритмические варианты

одной и той же мелодии. Исполняется легко, нежно, подвижно, в середине

динамика достигает кульминации, а потом затихает.

11. «Регтайм» – танец с синкопированным, чётким ритмом, с весёлой и

живой музыкой. Регтайм – это форма городской танцевально-бытовой музыки

американских

негров

конца

19

века.

В

пьесе

для

ансамбля

звучат

две

несовпадающие ритмические линии: острая, свободная, разорванная мелодия

и чёткий аккомпанемент, как стремительный шаг. Часть мелодии до середины

повторяется, закругляя танец.

1 2 . «Старый

клавесин»

быстрая

по

темпу

мелодия,

с

четкими

ударными

звуками,

в

стиле

классической

сонаты,

трехчастной

формы.

Мелодия подвижная, с постоянными переменами тональности. В конце пьеса

замедляется по ритму, применяется rubato,

становится ритмически более

свободной в обращении с темпом для выразительности мелодии. Потом,

закругляя форму, возвращается в первоначальный темп.

13. «Соната» – основная тональность пьесы – фа мажор. Это – простая

трёхчастная

форма.

Первая

часть

allegro moderato, характерна нежной,

порывистой

темой,

проходящей

в

фа

мажоре.

Ее

характеризует

яркая

кульминация и взрыв эмоций перед репризой. Во второй части происходит

вариационное построение – molto andante, очень спокойная и выразительная

тема меняется шесть раз. Третья часть – allegro, богата сменой звучания,

переменой фактур: триоли, шестнадцатые, нота с точкой, легато, стаккато.

14. «Этюд» –

играется

в

умеренном

темпе.

Это

инструментальная

пьеса, которая основана на применении определённого технического приёма

7

игры,

необходимого

для

развития

беглости

пальцев.

Этюд

написан

в

до

мажоре

с

гаммообразным

движением,

встречаются

ломаные

октавы,

арпеджио. Во второй половине пьесы игра становится более спокойной, к

концу все более свободной в ритме. Эти виды техники требуют тщательной

работы над техникой исполнения, чтобы играть легко и непринужденно.

15.

«Школьный

вальс»

играется

в

темпе

вальса.

Звучит

в

ровной

тональности, с развитием темы. В середине пьесы происходит постепенное

ослабление

громкости

звучания,

для

того,

чтобы

прозвучал

«звук»

колокольчика.

Далее

тональность

становится

еще

более

тихой,

звучит

пиццикато, звучание выражает легкую грусть от расставания со школой.

Потом снова звук колокольчика и мелодия возвращается. Ярко выраженное

танцевальное вальсовое звучание выражает настроение некоторой печали и

одновременно ностальгии по школьной поре.

16.

«Бразильская

миниатюра»

произведение,

с в о б од н о

отклоняющееся от ровного темпа исполнения музыки. Звучит ритмически

свободно,

необходимо

вольно

обращаться

с

темпом

для

особой

выразительности

звучания.

Ритм

в

пьесе

динамичный,

он

отражает

темпераментный латиноамериканский танец. Чтобы еще более подчеркнуть

эту экзотическую особенность пьесы, в ее ткань вносится звучание маракаса,

который держится левой рукой. Применение второго инструмента делает эту

пьесу достаточно сложной для исполнения. Вторая часть пьесы тонально еще

более насыщена и требует технических навыков.

8

Литература:

Барабошкин В. П . Маленькие изящные пьесы для юного пианиста [Ноты] /

В. П. Барабошкин. – Казань: Плутон, 2006. – 49 с.

9

10



В раздел образования