Напоминание

Театр как средство формирования связной речи дошкольников


Автор: Корнева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Театр как средство формирования связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самообразование «Театр как средство

формирования связной речи дошкольников»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.

Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных

ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с

раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого

ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его

мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и

фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых

каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в

обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в

этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные

возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и

может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети

знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски,

звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать,

анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над

выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется

словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,

особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет

компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с несформированной

связной речью,что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной

деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и

познавательные возможности.

Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной,

но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка,

умели пользоваться его богатствами.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,

касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту

тему самообразования.

Цель: развитие речи детей в театральной деятельности.

Задачи:

• активизировать и обогащать словарный запас детей;

• развивать монологическую и диалогическую формы речи;

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Поставленные задачи осуществлялись по трем направлениям:

1. «Развивающая среда»

2. «Дети»

3. «Родители»

В группе оформлен речевой уголок с играми по развитию речи, различными

атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастик, играми для развития

мелкой моторики рук.

Создан и обновлен театральный уголок с разными видами театра:

• настольным

• пальчиковым

• плоскостным

• театром «варежка»

Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся

распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их

ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи –

интонацию, темп.

Второе направление – это работа с детьми:

Элементы театрализации и различные виды гимнастик, такие как:

• артикуляционная

• пальчиковая

• дыхательная

Данные элементы включаю ежедневно в режимные моменты, а также в

непосредственную образовательную деятельность, используя как индивидуальную,

так и групповую формы работы с детьми.

На занятиях провожу большую работу по развитию монологической и

диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию

выразительности речи - произношение скороговорок, потешек с изменением темпа

речи, громкости, интонации; музыкально-ритмические разминки на развитие

ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений; пантомимы, которые

помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;

упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение

детьми средствами эмоциональной выразительности.

Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвую,

озвучиваю слова автора, помогаю детям исполнять и озвучивать их роли.

На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращаю, давая детям

возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым развивая

уверенность в себе.

Третье направление — работа с родителями.

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы

становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для них я провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю

интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они

могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители

в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам. Влияние

театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.

У детей:

1. Обогатился и активизировался словарный запас.

2. Речь стала более отчетливой, яркой, интонационно выразительной.

3. Усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного

образа.

4. Повысился интерес к театрально-игровой деятельности.

5. Дети стали принимать активное участие в праздниках и развлечениях.

Свою работу по выбранной теме планирую продолжить и создать теневой и

платочный театры, ознакомить детей с новыми для них видами театра и

инсценировать сказки, а также совместно с родителями провести тематические

вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная». в которых родители станут

актив ными участниками действий.

Мой план самообразования на 2016–2017 учебный год:

Форма работы:

Сентябрь

Подбор методической литературы.

Подбор материала по теме самообразования.

Работа с детьми:

Октябрь

Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».

Мимические упражнения.

Ноябрь

Театральные этюды.

Декабрь

Обыгрывание потешек.

Январь - Февраль

Обыгрывание сказок: пальчиковый театр, настольный театр, театр на

фланелеграфе, настольно-плоскостной театр, би-ба-бо.

Март

Игры - драматизации.

Апрель

Инсценировка сказок, игр-ситуаций.

Май

Театрализованное представление:

Работа с родителями:

Сентябрь - май

Беседы и консультации для родителей.

Театрализованное представление



В раздел образования