Автор: Корнева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Театр как средство формирования связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Самообразование «Театр как средство
формирования связной речи дошкольников»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных
ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с
раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого
ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его
мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и
фантазию, совершенствует речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых
каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в
обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в
этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные
возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и
может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски,
звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,
особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет
компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с несформированной
связной речью,что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной
деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и
познавательные возможности.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной,
но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка,
умели пользоваться его богатствами.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту
тему самообразования.
Цель: развитие речи детей в театральной деятельности.
Задачи:
• активизировать и обогащать словарный запас детей;
• развивать монологическую и диалогическую формы речи;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Поставленные задачи осуществлялись по трем направлениям:
1. «Развивающая среда»
2. «Дети»
3. «Родители»
В группе оформлен речевой уголок с играми по развитию речи, различными
атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастик, играми для развития
мелкой моторики рук.
Создан и обновлен театральный уголок с разными видами театра:
• настольным
• пальчиковым
• плоскостным
• театром «варежка»
Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся
распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их
ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи –
интонацию, темп.
Второе направление – это работа с детьми:
Элементы театрализации и различные виды гимнастик, такие как:
• артикуляционная
• пальчиковая
• дыхательная
Данные элементы включаю ежедневно в режимные моменты, а также в
непосредственную образовательную деятельность, используя как индивидуальную,
так и групповую формы работы с детьми.
На занятиях провожу большую работу по развитию монологической и
диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию
выразительности речи - произношение скороговорок, потешек с изменением темпа
речи, громкости, интонации; музыкально-ритмические разминки на развитие
ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений; пантомимы, которые
помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;
упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение
детьми средствами эмоциональной выразительности.
Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвую,
озвучиваю слова автора, помогаю детям исполнять и озвучивать их роли.
На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращаю, давая детям
возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым развивая
уверенность в себе.
Третье направление — работа с родителями.
В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы
становятся активными помощниками в развитии речи детей.
Для них я провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю
интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они
могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители
в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам. Влияние
театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
У детей:
1. Обогатился и активизировался словарный запас.
2. Речь стала более отчетливой, яркой, интонационно выразительной.
3. Усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного
образа.
4. Повысился интерес к театрально-игровой деятельности.
5. Дети стали принимать активное участие в праздниках и развлечениях.
Свою работу по выбранной теме планирую продолжить и создать теневой и
платочный театры, ознакомить детей с новыми для них видами театра и
инсценировать сказки, а также совместно с родителями провести тематические
вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная». в которых родители станут
актив ными участниками действий.
Мой план самообразования на 2016–2017 учебный год:
Форма работы:
Сентябрь
Подбор методической литературы.
Подбор материала по теме самообразования.
Работа с детьми:
Октябрь
Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».
Мимические упражнения.
Ноябрь
Театральные этюды.
Декабрь
Обыгрывание потешек.
Январь - Февраль
Обыгрывание сказок: пальчиковый театр, настольный театр, театр на
фланелеграфе, настольно-плоскостной театр, би-ба-бо.
Март
Игры - драматизации.
Апрель
Инсценировка сказок, игр-ситуаций.
Май
Театрализованное представление:
Работа с родителями:
Сентябрь - май
Беседы и консультации для родителей.
Театрализованное представление