Напоминание

"Специфика работы концертмейстера в классе вокала"


Автор: Ясинская Наталия Евгеньевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы концертмейстера в классе вокала"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Детская школа искусств № 4»

города Курска

Статья

«Специфика работы

концертмейстера в классе

вокала»

Выполнила концертмейстер:

Ясинская Наталия Евгеньевна.

Курск-2017 г.

Аккомпаниатор…

Вся

специфика

работы

отражена

в

этом

слове.

Французское

слово accompagnement

образовано от глагола accompagner –

«сопровождать». Музыкальную мелодию сопровождают гармония и ритм, в

этом

случае

«сопровождение»

подразумевает

под

собой

опору

-

гармоническую и ритмическую.

А

какая огромная нагрузка ложится на

плечи аккомпаниатора! Он должен справиться с ней, чтобы раскрыть всю

глубину исполняемого произведения.

Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании

этого слова - он не только исполняет произведение с вокалистом на конкурсах

и концертах, но и работает с ним во время учебных занятий.

Концертмейстерское искусство, как бы это обидно не звучало, доступно

далеко не всем пианистам. Ведь оно требует и высокой художественной

культуры,

и

высочайшего

музыкального

мастерства,

и,

конечно,

особого

призвания.

А работа концертмейстера с вокалистами в детской школе искусств

отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. В

деятельности

концертмейстера

объединяются

и

творческие,

и

педагогические, и психологические функции. Ведь он помогает разучивать с

солистами

произведения,

контролирует

качество

их

исполнения,

умеет

подсказать правильный путь к исправлению ошибок при исполнении.

Концертмейстер, вместе с педагогом по вокалу, участвует и в выборе

программы

для

солистов.

Ведь

выбирая

репертуар,

учитываются

многие

критерии:

и

диапазон

голоса,

и

задачи,

поставленные

педагогом

перед

учеником и индивидуальные интересы самого ученика. На этом этапе работы

прочитывается множество нотной литературы. Концертмейстеру приходится

на

этом

отрезке

работы

проигрывать

большое

количество

музыкальных

произведений различной сложности. Поэтому необходим отменный навык

чтения с листа, виртуозное владение инструментом.

В профессиональные обязанности пианиста-концертмейстера вокального

класса

помимо

аккомпанирования

ученикам

на

конкурсах

и

концертах,

входит

и

помощь

учащимся

в

работе

над

произведением.

Разучивая

с

учеником новое произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением

учеником указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью

воспроизведения

ритмического

и

звуковысотного

рисунка

мелодии,

осмысленностью фразировки, целесообразной расстановкой дыхания.

Для

этого

важно,

чтобы

концертмейстер

на

хорошем

уровне

был

знаком

с

основами вокала – особенностями певческого дыхания, диапазоном голосов,

правильной артикуляцией и т.д.

1

Огромная роль в исполнении вокального произведения принадлежит

словесному

тексту.

И

концертмейстер

должен

чувствовать

слово

также

глубоко, как и вокалист.

Мастерство концертмейстера очень специфично. Оно требует от

пианиста

огромного

артистизма,

разносторонних

музыкально-

исполнительских

возможностей,

знания

основ

певческого

искусства,

понимания

взаимодействия

голоса

и

инструмента,

прекрасного

музыкального

слуха,

специальных

навыков

по

чтению

с

листа

и

транспонированию музыкальных произведений. Концертмейстер

должен

быть готов к любым экстремальным ситуациям на сцене и уметь подставить

плечо солисту. Для этого концертмейстер должен обладать быстрой реакцией

–это качество очень важно в профессиональной деятельности.

Деятельность

концертмейстера

требует

от

пианиста

применения

разностороннейших

умений и знаний по курсам гармонии, полифонии,

сольфеджио,

истории

музыки,

анализа

музыкальных

произведений,

вокальной литературы, педагогики и психологии в их тесной взаимосвязи.

Для педагога по вокалу концертмейстер первый помощник и правая рука,

единомышленник и союзник. А для солиста концертмейстер и

педагог, и

друг, и тренер, и репетитор, и наставник, и соучастник творчества. Право на

такую заметную роль может иметь далеко не каждый музыкант-исполнитель.

Это

право

заслуживается

грузом

солидных

знаний

и

профессиональных

умений,

непрестанной

работой

над

совершенствованием

своего

профессионального

исполнительского

мастерства,

волей,

собранностью,

творческим энтузиазмом.

И, конечно, профессиональные качества неотделимы от личностных.

Важнейшими

из

них

являются

уравновешенность,

доброжелательность,

чувство

юмора,

интеллигентность,

широчайший

кругозор,

терпение,

педагогический такт. Ведь юные вокалисты ждут от своего концертмейстера

не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости.

Концертмейстера

иногда

называют

аккомпаниатором,

ведь

аккомпанировать – значит сопровождать. И в самом деле, концертмейстер

сопровождает вокалиста в процессе репетиций и выступлений. Но считать

его

второстепенным

исполнителем

крайне

неправильно.

Ведь

именно

фортепианная

партия

создаёт

тот

непревзойдённый

ансамбль,

который

возникает в совместном творчестве вокалиста и концертмейстера.

2



В раздел образования