Автор: Кепанова Ольга Эриховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Водинская ООШ Баганского района Новосибирской области
Населённый пункт: п.Водино
Наименование материала: Конспект урока по математике в сдвоенном классе малокомплектной школы
Тема: "Сложение и вычитание в пределах 100"; "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"
Раздел: начальное образование
Конспект учебного занятия во 2, 4 классах по математике
Дата проведения: 18 февраля
Место проведения: МКОУ Водинская ООШ
Учитель: Кепанова Ольга Эриховна
4класс
2 класс
Тема
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
Тема
Закрепление изученных приёмов
сложения и вычитания в пределах 100
Тип урока
Освоение новых знаний
Тип урока
Закрепление изученного материала
Цели
образовательные: отработать
письменный приём деления на числа,
оканчивающиеся нулями, когда в частном
две цифры; совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
развивающие: развивать
математическую речь, познавательные
способности, умение аргументировать,
обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и
принимать суждение других.
воспитательные: воспитание
стремления к расширению
математических знаний,
доброжелательное отношение друг
другу, самостоятельность.
Цели
образовательные: отработка знаний
сложения и вычитания чисел в пределах
100 , выработка умений и навыков по их
применению,
повторить изученный приём сложения и
вычитания двузначных чисел, основанный
на поразрядном сложении и вычитании;
развивающие: развивать
вычислительные навыки учащихся,
творческие способности, логическое
мышление, внимание, память;
воспитательные: воспитывать
заинтересованность и пытливость в
процессе учения, воспитывать
взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Планируемые
результаты
Личностные:
-оценивать свою учебную деятельность
на основе критериев успешности;
Планируемые
результаты
Личностные:
-проявлять любознательность и интерес
к уроку математики;
-выражать положительное отношение к
-выражать положительное отношение к
процессу познания: проявлять внимание, ,
желание больше узнать;
-применять правила делового
сотрудничества (считаться с мнением
другого человека);
Предметные:
-учащиеся научатся выполнять
письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями; -закрепят
вычислительные навыки,
- закрепят умения решать задачи на
движение.
Метапредметные:
-научатся принимать и сохранять
учебную задачу,
-осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
-договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности,
- строить речевые высказывания в
устной и письменной форме,
-проводить сравнение и классификацию
по заданным критериям.
процессу познания: проявлять внимание,
удивление, желание больше узнать;
-применять правила делового
сотрудничества (считаться с мнением
другого человека);
-правильно организовать свое рабочее
место; соблюдать правила безопасности
труда и личной гигиены;
-осуществлять итоговый контроль,
анализировать собственную работу;
Предметные:
-выполнять устно и письменно
вычисления в пределах 100;
-выполнять проверку решенных
выражений;
-выполнять устные приёмы сложения и
вычитания двузначных чисел с переходом
через десяток; решать текстовые задачи
арифметическим способом.
Метапредметные:
-понимать, принимать и осуществлять
решение учебной задачи;
-контролировать учебные действия;
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей;
-различать способ и результат
действия;
-выполнять мыслительные операции
анализа и синтеза, делать умозаключения.
Основные
понятия
Компоненты деления : делимое, делитель,
частное.
Основные
понятия
Сложение, вычитание, уравнения,
прямоугольник, периметр.
Межпредметные
связи
Окружающий мир, литературное чтение.
Межпредметные
связи
Окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
Доска, магнитная доска, рабочая
программа, методическое пособие
«Поурочные разработки по математике»
авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко;
учебник «Математика» 4 кл (стр.30).
Ресурсы
Доска, рабочая программа, методическое
пособие «Поурочные разработки по
математике» авторы: Т.Н.Ситникова,
И.Ф.Яценко; учебник «Математика» 2 кл
(стр.42-45.
Оборудование
Карточки для самостоятельной работы,
рисунки мячей и корзин для устного
счёта, плакат с темой урока, магниты,
музыка для физминутки.
Карточки для самостоятельной работы,
плакат с темой урока, картинки цветов,
лепестки двух цветов для «букета
знаний»,
Форма
организационно
й деятельности
Парная, индивидуальная работа,
самостоятельная работа
Форма
организационно
й деятельности
Парная, индивидуальная работа,
самостоятельная работа.
Ход занятия
4кл
2кл
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Организационный момент
Ребята, сегодня мы принимаем гостей и нам нужно постараться произвести хорошее впечатление о себе, поэтому поработаем
слаженно, вдумчиво и в темпе.
2.Актуализация знаний
а) Устный счёт.
1.Игра «Баскетбол» - у доски.
(ПО ВРЕМЕНИ: ЕСЛИ ЧТО -
ПРОПУСТИТЬ)
2.Соотнести задачи с
решением (на доске записаны
решения задач: 50-10; 10+50;
50:10; 50+10)
б) Самостоятельная работа.
1.Преобразовать величины
(на карточках)
-Обучающиеся устно решают
примеры, записанные на
рисунке мячей и отправляют
мячи в нужную «корзину».
(на магнитной доске)
-Обучающиеся выбирают
решение в зависимости от
текста прочитанной учителем
задачи.
-Обучающиеся выполняют
работу на карточках
а) Самостоятельная работа
- №32, стр 44. Используя
таблицу, составить выражения
и вычислить их значения
-№29(1), стр 44
Составить задачу по краткой
записи , решить.
Проверить работу
-Обучающиеся составляют
примеры по таблице и решают
их.
-Записывают кр.запись в
тетрадь, решают задачу.
3.Определение темы и целей урока
-Ребята, над какой темой мы
работаем уже несколько
уроков?
(тему записать на доске)
Сложение и вычитание чисел
в пределах 100
-Чему мы учились всё это
время?
Верно. Пришло время
закрепить полученные знания,
проверить, как мы научились
решать примеры и задачи.
-Решать примеры и задачи на
сложение и вычитание до 100
4.Работа над закреплением изученного материала
- Сегодня вы будете
составлять букет своих
знаний.
Вы будете самостоятельно
выполнять разные задания,
которые записаны на
лепестках цветов.
На розовых лепестках задания
полегче, на голубых-
потруднее.
Каждый лепесток нужно
приклеить к определённой
серединке (примеры; задачи;
уравнения; преобразование
величин).
Будьте внимательны.
- Готовы?
-Готовы
-Дети выполняют задания на
лепестках, выбирая задания
по своему уровню подготовки
3.Определение темы и целей урока
-Ребята, посмотрите на
примеры, которые записаны
на доске.
560:80; 3600:900; 6480: 90;
210:70
- По какой они теме?
-Определите, сколько цифр
будет в частном у каждого
примера?
- Какие примеры мы уже
решали на прошлом уроке?
-Какой пример оказался
новым?
-Почему?
-Как вы думаете, чему мы
будем учиться сегодня?
-Давайте определим тему
нашего урока.
-Верно. Тема нашего урока
«Деление чисел,
оканчивающихся
нулями, когда частное
состоит из двух и более
цифр»
(Тема записана на
плакате, поместить на доске)
- Деление чисел,
оканчивающихся нулём.
-Определяют.
-Примеры, где в частном одна
цифра.
-6480:90
-В частном две цифры
-решать примеры на деление,
когда в частном две цифры.
-Деление чисел,
оканчивающихся нулём, когда
в частном получается две
цифры.
4.Первичное усвоение новых знаний
-Кто хочет попробовать
решить пример нового вида?
- Решим несколько примеров
из № 110 (у доски)
-Чему мы сегодня учимся?
-Какова тема нашего урока?
-Ученик решает у доски
пример: 6480: 90
(с объяснением)
-Ученики по очереди решают
примеры ( из №110. стр 30)
с объяснением.
-Учимся решать примеры на
деление на числа, которые
оканчиваются нулями.
-Тема нашего урока (читают
на плакате)
5.Первичное закрепление новых знаний
-Ребята, сейчас вы
поработаете в паре.
-Распределите примеры на
карточках в группы (на
карточках примеры:
35 600 : 400; 2 340 : 90;
2 160 : 40;
6300:900; 420:60;
200:40; 4200:700;
43 200 : 900; 54 400 : 800;
46 800 : 600; 3600:400;
1200:300)
-Распределяют на две группы.
1)
2)
ФИЗМИНУТКА «4 шага»
-Какие примеры в 1группе?
-Какие –во второй?
-Решите на выбор 2 примера
из второй группы
-Примеры, где в частном одна
цифра
-Примеры, где в частном две и
более цифр
-Решают самостоятельно
5.Проверка работы.
Продолжение работы по
повторению и закреплению изученной темы
Работа у доски. Учитель
читает выражения :
К
числу 47 прибавить разность чисел
85 и 54;
Из числа 90 вычесть сумму чисел 15
и 43;
Из числа 86 вычесть сумму чисел 42
и 4;
К разности чисел 54 и 20 прибавить
60
-Обучающиеся по очереди
записывают выражения на
доске и вычисляют их значения
.
6.
Проверка работы
.
Закрепление изученного
материала. Работа по учебнику
6.Работа в парах
-Работаем по учебнику.
стр 30.
Задача №112
-разбор задачи.
-Какие были вагоны?
-Что означает число: 60т?
а число 90т.?
-Что ещё знаем о маленьких
вагонах?
-Что значит, что в больших
вагонах было столько же?
-Что надо узнать в задаче?
-Записываем краткое условие
-обучающиеся читают
условие задачи.
-маленькие и большие
-в 1мал.в.-60т,
в 1 боль.в.-90т
-в маленьких вагонах было
3600т угля.
-это значит, что в больших
вагонах тоже было 3600т угля
-каких вагонов потребовалось
больше и на сколько?
-записывают.
-Девочки, перед вами
изображения цветов. На них
круговые примеры. Нужно
правильно расставить цветы
по кругу.
-Обучающиеся составляют
венок из круговых примеров
на листе ватмана
(на доске и в тетради).
-Как обозначим вопрос
задачи?
-запишите решение задачи
самостоятельно
Проверка работы.
Так каких вагонов
потребовалось больше? На
сколько?
-двойной стрелочкой
-записывают.
3600:60=60(в) маленьких
3600:90=40(в) больших
60-40=20(в)больше маленьких
Ответ: на 20вагонов больше
-Маленьких вагонов
понадобилось на 20 больше.
-Работаем самостоятельно
«Задачи на нахождение
площади и периметра»
(карточки)
1.Выполнение заданий на лепестках, составление букета
знаний
Проверка работы учителем
6. Домашнее задание
6. Домашнее задание
стр 30 №113 (на обратной стороне доски)
Стр43 №25 ( на обратной стороне доски)
Рефлексия
-Над какой темой мы сегодня
работали?
-Чему учились?
-Как вы оцениваете свою
работу?
-Какую бы вы поставили себе
отметку
-деление чисел,
оканчивающихся нулями.
-Делить такие числа, когда в
частном получается две
цифры
Над какой темой мы сегодня
работали?
-Чему учились?
-Как вы оцениваете свою
работу?
-Какую бы вы поставили себе
отметку
-сложение и вычитание чисел
до 100
-учились решать задачи и
примеры.