Напоминание

Нейрологопедия – современный подход к современным детям


Автор: Захарикова Дарья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НЧУОШ
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Нейрологопедия – современный подход к современным детям
Раздел: дошкольное образование





Назад




НЧУОШ «ЮНЭК»

ДОЧУ «ЮНЭК»

Нейрологопедия – современный подход к современным детям

Г.о. Балашиха

2020 г.

Заведующий д/с «ЮНЭК» Захарикова Д.В.

В

последнее

время

все

чаще

поднимается

вопрос

о

применении

инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать

личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию

и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня

развития каждого ребенка.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического

овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и

приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою

речевую активность, свое словотворчество («От двух до пяти» - цитаты на

стене).

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных

психических функций в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте язык

становится

главным

средством

установления

контактов

с

окружающими,

а

неречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Основные задачи речевого развития - воспитание звуковой культуры

речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя

речи, обучение связной речи - решаются на протяжении

всего дошкольного

возраста.

Речь

развивается

в

разных

видах

деятельности:

на

занятиях

по

ознакомлению

с

художественной

литературой,

с

явлениями

окружающей

действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне

их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Деятельность

педагогического

коллектива

нашего

детского

сада

направлена на формирование

у дошкольников коммуникативных навыков,

культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать

информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей

возникновению естественных потребностей в общении.

Но

меняются

дети,

меняется

окружающая

нас

действительность.

Клиповое

мышление.

Общение

короткими

фразами,

а

то

и

вовсе

только

смайликами. Педагогам необходим постоянный поиск новых методов развития

речи.

все

большую

популярность

набирают

компакт-технологии

это

своевременный

ответ

на

проблему

усвоения

информации

современными

детьми. С их помощью формируется практическое умение ребёнка продуктивно

и с удовольствием работать с многоплановым учебным материалом.

И более подробно в свете работы с современными детьми мы рассмотрим

методы нейрологопедии.

Нейрологопедия - это мост от медицины к педагогике. Обычно логопед

устраняет

только

внешние

проявления

речевых

нарушений.

Эти

методики

безусловно-эффективны

только

в

том

случае,

если

нарушения

речи

не

обусловлены серьезными неврологическими проблемами.

Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила

возможность

обогатить

свой

научный

аппарат

достижениями

нейронаук:

нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.

Методы

нейрологопедии

позволяют

на

35%

быстрее

справиться

с

речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.

Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и

в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение).

Происходит

настоящий

прорыв

в

обучении

ребенка.

И

эти

результаты

сохраняются на всю жизнь.

Сегодня мы поговорим о таких методах, как моторное планирование,

сенсорная

интеграция,

логоритмика,

биоэнергопластика,

межполушарное

взаимодействие.

Моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача,

когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать

что-то неосвоенное, непривычное. Как только действия становятся навыками,

они

перестают

требовать

моторного

планирования

и

выполняются

легко

и

быстро, без предварительного обдумывания. Моторное планирование – мостик

между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от

сенсорной

интеграции,

которая

осуществляется

стволом

мозга

и

другими

нервными

структурами.

Мозг

«говорит»

мышцам,

что

нужно

делать,

а

ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать

это. У детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

На видео представлено упражнение на моторное планирование. Ребенку нужно

перепрыгнуть, встать и пройтись по моей инструкции.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она

начинается

очень

рано,

уже

в

утробе

матери.

Чем

правильнее

работают

сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и

выдает больше адекватных ответов. Метод сенсорной интеграции в работе

логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на

активизацию

познания,

всех

сторон

речи,

коррекцию

поведения

через

сенсорику. На фото примеры работы по методу сенсорной интеграции. Игры с

сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка,

обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и

речевые процессы.

Биоэнергопластика

это

соединение

движений

артикуляционного

аппарата с движением кистей рук. Выполняя артикуляционное упражнение,

ребенок сопровождает его движение одной или обеих рук. При этом развивается

координация

движений

мелкой

моторики

пальцев,

память,

произвольное

внимание. Эффективность исправления дефектов звуков вырастает в 2 раза, т.к.

работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного

мозга от языка. Пример упражнения на видео.

Межполушарное взаимодействие. По этому методу опубликовано не мало

книг, пособий и методических разработок. Отмечается, что у детей с речевыми

расстройствами

имеется

нарушение

в

связи

между

левым

и

правым

полушарием. Я не буду углубляться в описание работы мозга, правого и левого

полушария, расскажу о ценности этой методики в работе логопеда. Упражнения

по

этому

методу

улучшают

мыслительную

деятельность,

способствуют

улучшению

запоминания,

повышают

устойчивость

внимания,

облегчают

процесс письма. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только

левой,

только

правой,

а

затем

двумя

руками

одновременно.

Этим

обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Я активно

использую

упражнения

на

развитие

межполушарного

взаимодействия

на

индивидуальных и групповых занятиях.

Логоритмика-

коктейль

из

движений,

речи

и

музыки

помогает

детям

научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от

заикания.

Логопедическая

ритмика

отлично

развивает

моторику

(общую

и

тонкую),

координацию

движений

и

речевое

дыхание

и

способствует

нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память,

внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на

физическое

состояние

малыша,

помогая

ему

сформировать

правильные

двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на

то,

ч то

логопед ич е с ка я

рит мика

оч е нь

хорошо

«ра б от а е т »

с

психоэмоциональным

состоянием

детей:

непоседливых

и

легковозбудимых

крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

В

завершении

хотелось

бы

вспомнить

слова

Татьяны

Григорьевны

Визель: «Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с

высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда

мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы

делаем и для чего».



В раздел образования