Автор: Захарикова Дарья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НЧУОШ
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Нейрологопедия – современный подход к современным детям
Раздел: дошкольное образование
НЧУОШ «ЮНЭК»
ДОЧУ «ЮНЭК»
Нейрологопедия – современный подход к современным детям
Г.о. Балашиха
2020 г.
Заведующий д/с «ЮНЭК» Захарикова Д.В.
В
последнее
время
все
чаще
поднимается
вопрос
о
применении
инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать
личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию
и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня
развития каждого ребенка.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического
овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и
приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою
речевую активность, свое словотворчество («От двух до пяти» - цитаты на
стене).
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных
психических функций в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте язык
становится
главным
средством
установления
контактов
с
окружающими,
а
неречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Основные задачи речевого развития - воспитание звуковой культуры
речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя
речи, обучение связной речи - решаются на протяжении
всего дошкольного
возраста.
Речь
развивается
в
разных
видах
деятельности:
на
занятиях
по
ознакомлению
с
художественной
литературой,
с
явлениями
окружающей
действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне
их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Деятельность
педагогического
коллектива
нашего
детского
сада
направлена на формирование
у дошкольников коммуникативных навыков,
культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать
информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей
возникновению естественных потребностей в общении.
Но
меняются
дети,
меняется
окружающая
нас
действительность.
Клиповое
мышление.
Общение
короткими
фразами,
а
то
и
вовсе
только
смайликами. Педагогам необходим постоянный поиск новых методов развития
речи.
все
большую
популярность
набирают
компакт-технологии
–
это
своевременный
ответ
на
проблему
усвоения
информации
современными
детьми. С их помощью формируется практическое умение ребёнка продуктивно
и с удовольствием работать с многоплановым учебным материалом.
И более подробно в свете работы с современными детьми мы рассмотрим
методы нейрологопедии.
Нейрологопедия - это мост от медицины к педагогике. Обычно логопед
устраняет
только
внешние
проявления
речевых
нарушений.
Эти
методики
безусловно-эффективны
только
в
том
случае,
если
нарушения
речи
не
обусловлены серьезными неврологическими проблемами.
Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила
возможность
обогатить
свой
научный
аппарат
достижениями
нейронаук:
нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.
Методы
нейрологопедии
позволяют
на
35%
быстрее
справиться
с
речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.
Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и
в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение).
Происходит
настоящий
прорыв
в
обучении
ребенка.
И
эти
результаты
сохраняются на всю жизнь.
Сегодня мы поговорим о таких методах, как моторное планирование,
сенсорная
интеграция,
логоритмика,
биоэнергопластика,
межполушарное
взаимодействие.
Моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача,
когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать
что-то неосвоенное, непривычное. Как только действия становятся навыками,
они
перестают
требовать
моторного
планирования
и
выполняются
легко
и
быстро, без предварительного обдумывания. Моторное планирование – мостик
между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от
сенсорной
интеграции,
которая
осуществляется
стволом
мозга
и
другими
нервными
структурами.
Мозг
«говорит»
мышцам,
что
нужно
делать,
а
ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать
это. У детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
На видео представлено упражнение на моторное планирование. Ребенку нужно
перепрыгнуть, встать и пройтись по моей инструкции.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она
начинается
очень
рано,
уже
в
утробе
матери.
Чем
правильнее
работают
сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и
выдает больше адекватных ответов. Метод сенсорной интеграции в работе
логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на
активизацию
познания,
всех
сторон
речи,
коррекцию
поведения
через
сенсорику. На фото примеры работы по методу сенсорной интеграции. Игры с
сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка,
обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и
речевые процессы.
Биоэнергопластика
–
это
соединение
движений
артикуляционного
аппарата с движением кистей рук. Выполняя артикуляционное упражнение,
ребенок сопровождает его движение одной или обеих рук. При этом развивается
координация
движений
мелкой
моторики
пальцев,
память,
произвольное
внимание. Эффективность исправления дефектов звуков вырастает в 2 раза, т.к.
работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного
мозга от языка. Пример упражнения на видео.
Межполушарное взаимодействие. По этому методу опубликовано не мало
книг, пособий и методических разработок. Отмечается, что у детей с речевыми
расстройствами
имеется
нарушение
в
связи
между
левым
и
правым
полушарием. Я не буду углубляться в описание работы мозга, правого и левого
полушария, расскажу о ценности этой методики в работе логопеда. Упражнения
по
этому
методу
улучшают
мыслительную
деятельность,
способствуют
улучшению
запоминания,
повышают
устойчивость
внимания,
облегчают
процесс письма. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только
левой,
только
правой,
а
затем
двумя
руками
одновременно.
Этим
обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Я активно
использую
упражнения
на
развитие
межполушарного
взаимодействия
на
индивидуальных и групповых занятиях.
Логоритмика-
коктейль
из
движений,
речи
и
музыки
помогает
детям
научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от
заикания.
Логопедическая
ритмика
отлично
развивает
моторику
(общую
и
тонкую),
координацию
движений
и
речевое
дыхание
и
способствует
нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память,
внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на
физическое
состояние
малыша,
помогая
ему
сформировать
правильные
двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на
то,
ч то
логопед ич е с ка я
рит мика
оч е нь
хорошо
«ра б от а е т »
с
психоэмоциональным
состоянием
детей:
непоседливых
и
легковозбудимых
крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
В
завершении
хотелось
бы
вспомнить
слова
Татьяны
Григорьевны
Визель: «Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с
высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда
мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы
делаем и для чего».