Автор: Морозова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Невинномысский химико - технологический колледж"
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: "Мировой рынок платины. Спрос и предложение на рынке платины"
Раздел: среднее профессиональное
ТЕМА: МИРОВОЙ РЫНОК ПЛАТИНЫ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА
РЫНКЕ ПЛАТИНЫ
Рынок платины пострадал от негативных настроений и падения цен в 2015
году, но тенденции спроса были в целом положительными. Ожидания слабости
на китайском рынке ювелирных изделий оказались завышенными, в то время как
чистые продажи платины ETF инвесторами в Европе, США и Южной Африке
перевесили всплеск физического спроса на инвестиции в Японии. Потребление
платины в автокатализаторах было сильным, в то время как промышленный
спрос оставался стабильным, в результате чего общий спрос на платину вырос на
4%.
Со
стороны
предложения,
восстановление
продаж
южноафриканских
производителей
было
частично
компенсировано
резким
падением
объемов
производства вторичного металла из утилизированных автомобилей и старых
ювелирных
изделий,
в
результате
чего
на
рынке
наблюдался
значительный
дефицит.
Поставки первичной платины выросли на 19% до 6,08 млн унций в 2015
году, самый высокий уровень за последние четыре года. Этот прирост был
полностью
обеспечен
большими
поставками
из
Южной
Африки,
где
производство
платины
оправилось
от
разрушительного
удара
в
2014
году;
продажи
по
производителям
в
других
регионах
были
неизменными
или
снизились.
Движение
запасов
в
очередной
раз
сыграло
важную
роль
в
истории
поставок: южноафриканские производители поставили на рынок значительное
количество платины из запасов рафинированного и находящегося в производстве
металла,
с
тем
чтобы
сохранить
поток
наличности
в
период
низких
цен
и
беспрецедентного финансового давления.
В противоположность этому, некоторые производители в других регионах
скромно прибавили запасы в 2015 году, либо в ответ на низкие цены, либо для
обеспечения буфера против будущих операционных простоев.
Поставки платины из Южной Африки выросли более чем на 1 млн. унций
до 4,57 млн. унций, самый высокий уровень с 2011 года. Он был на 274 тысяч
унций выше, чем Johnson Matthew прогнозировала в своем докладе в ноябре
2015 года; большая часть этих изменений приходится на фондовые движения.
Ранее
аналитики
предполагали,
что
производители
вряд
ли
дополнят
свои
продажи с поставками платины из запасов, после тяжелого истощения запасов в
период забастовок 2014 года. Тем не менее, необходимость генерировать доходы
привела всех трех основных производителей к осуществлению дополнительных
продаж из запасов в конце 2015 года. По оценкам Johnson Matthew, почти 150
тыс. унций платины были извлечено из запасов переделов (в том числе 130 тыс.
унций
в
результате
извлечения
на
заводе
Anglo
Platinum),
в
то
время
как
примерно
70
тыс.
унций
были
отправлены
из
ранее
существовавших
рафинированных запасов.
Производство платины у российских предприятий компании Норильский
никель выросло на 2% до 610,000 унций в 2015 году, после очистки некоторых
запасов в процессе производства в первой половине года. Однако, продажи
платины упали на 3%, а в Норильске добавили примерно 32 тыс. унций платины
к запасам рафинированного металла в опережение реконфигурации мощностей
компании по производству никеля и МПГ, которые будут проходить в течение
2016 года. Аналитики Johnson Matthew подсчитали, что выход из аллювиальных
платиновых рудников в Хабаровском крае и на Урале упал примерно до 90 тыс.
унций в 2015 году, половина уровня десять лет назад. На крупных аллювиальных
предприятиях, сортность руды упала в последние годы, и стало невозможным
компенсировать это падение за счет увеличения объема обработанных песков.
Поставки платины из Северной Америки упали на 6% в 2015 году до 319
тыс.
унций,
из-за
снижения
выхода
побочного
продукта
(платиноидов)
у
канадских
производителей
никеля,
в
сочетании
с
некоторым
наращиванием
запасов у компании Stillwater Mining Company в США.
Добыча платины по странам и регионам мира*
тонн
2
2
2
2
2
012
013
014
015
016
Южная
Африка
1
27,8
1
30,9
1
10,0
1
42,1
1
33,4
Россия
2
4,9
2
2,9
2
1,8
2
0,8
2
1,1
Северная
Америка
9
,5
9
,9
1
0,5
9
,9
1
1,2
Зимбабве
1
0,5
1
2,8
1
2,5
1
2,5
1
4,2
Прочие
3
,9
4
,4
4
,1
3
,6
3
,5
Всего
добыча
1
76,6
1
80,9
1
58,9
1
88,9
1
83,4
*данные Johnson Matthew
Утилизация автокатализаторов не оправдала ожиданий в течение двух лет
подряд. Рост был неожиданно слабым в 2014 году, а объем поставок извлеченной
из лома платины не смог приблизиться к ожидаемому, поскольку некоторые
перерабатывающие лом предприятия нарастили товарно-материальные запасы в
ответ на падение цен на МПГ. В прошлом накопление запасов обычно было
недолгим явлением; тем не менее, в 2015 году, накопительство усилилось в
условиях снижения цен на МПГ до многолетних минимумов. Эта тенденция
была
подкреплена
обвалом
цен
на
стальной
лом,
что
в
некоторых
случаях
сказалось
на
объемах
утилизации
отслуживших
свой
срок
автомобилей.
Результатом
стало
значительное
и
длительное
падение
объемов
собираемых
каталитических конвертеров, перерабатываемых и очищенных.
Предложение платины в мире, тонн
(с учетом вторичной переработки)
Источник - Johnson Matthey
Другие показатели рынка платины
Брутто-спрос на платину вырос почти на 300 тыс. унций до 8,46 млн унций
в 2015 году, так как прирост спроса в автомобильной промышленности и со
стороны
инвестиционного
сектора
компенсировал
умеренное
снижение
ювелирного спроса. В то время как усиление спроса в автомобильном секторе не
стало неожиданностью, ввиду ужесточения европейского законодательства по
выбросам, ювелирный и инвестиционные сектора закончили год на удивительно
хорошей ноте: новая оценка Johnson Matthew для комбинированного спроса в
этих двух секторах в 2015 году повышена на 250 тыс. унций по сравнению с
отчетом
от
ноября
2015
года.
Глобальный
спрос
на
платину
со
стороны
автомобильной промышленности достиг 3,43 млн. унций в 2015 году, прирост
6% по сравнению с предыдущим годом. Это было почти полностью обусловлено
ростом использования в секторе дизельных легковых автомобилей (LDD), где
потребление
выросло
на
11%.
В
противоположность
этому,
использование
платины на мотоциклах, бензиновых автомобилях и сверхмощных транспортных
средствах снизилось, хотя было отмечено небольшое увеличение потребления
платины на внедорожных дизельных автомобилях.
2015 год был исключительно положительным годом для производства LDD
во
всем
мире,
с
ростом
производства
до
16,3
млн.
единиц,
что
выше
предыдущего рекорда, установленного в 2011 году на более чем полмиллиона
машин. Подавляющее большинство из них были оборудованы некоторой формой
каталитического контроля выбросов: по оценкам Johnson Matthew, более 98%
дизельных автомобилей, построенных в 2015 году, имели по меньшей мере один
катализатор,
содержащий
платину.
Европа
на
сегодняшний
день
является
крупнейшим
в
мире
рынком
LDD,
на
нее
приходится
две
трети
мирового
производства
автомобилей
в
этом
сегменте.
Доля
дизельных
автомобилей
в
общем количестве произведенных в Европе автомобилей достигла более чем 50%
в 2011 году, но на в течение последних четырех лет незначительно сократилась
до 48% в 2015 году. Несмотря на это, в контексте быстро восстанавливающегося
общего рынка, выпуск автомобилей LDD показал здоровый рост: на 6% до 9,4
млн. единиц. Это было ниже пика 2007 года на миллион единиц, но представляет
собой
самый
высокий
показатель
за
четыре
года.
В
другом
месте,
другие
региональные рынки также зарегистрировали здоровый рост производства в
дизельном сегменте. Производство дизельных автомобилей в Японии выросло на
11%. В качестве одного из крупнейших производителей страна представила
целый
ряд
дизельных
компактных
автомобилей
для
внутреннего
рынка,
конкурируя
в
первую
очередь
против
бензиновых
гибридов.
В
Северной
Америке, производство дизельных автомобилей выросло на 9%: продажи легких
грузовиков
с
дизельным
двигателем
света
выросли,
компенсировав
падение
продаж дизельных легковых автомобилей, после вывода из продаж некоторых
моделей
Volkswagen.
В
остальной
части
региона
мира,
общий
объем
производства LDD вырос на 2%, а недостаточная производительность в Индии
(второй
по
величине
в
мире
рынок
дизельных
автомобилей)
была
компенсирована
в
первую
очередь
ростом
экспорта
из
Кореи
и
Таиланда
(соответственно,
третий
и
четвертый
по
величине
производители
LDD
автомобилей
по
всему
миру).
Промышленный
спрос
на
платину
оставался
стабильным в 2015 году, поскольку падение спроса со стороны переработчиков
нефти
компенсировало
умеренный
рост
в
стекольной
и
химической
промышленности.
Приобретение
платины
предприятиями
химической
промышленности
оставалось
на
исторически
высоких
уровнях,
с
дополнительными
инвестициями
в
производство
смесей
пропана
и
дегидрирования
изобутана
при
добавлении
сильного
спроса
со
стороны
традиционных секторов потребления таких, как производство параксилола и
силиконов.
Было
отмечено
также
резкое
увеличение
спроса
со
стороны
производителей стекла дисплеев, после двух лет продаж металла обратно на
рынок в результате закрытия предприятий в 2013 и 2014 годах.
Потребление платины по странам и регионам мира*
тонн
2
012
2
013
2
014
2
015
2
016
Европа
6
0,8
5
4,5
6
0,6
6
4,7
7
1,5
Япония
3
5,4
2
9,9
2
7,7
5
1,2
3
5,4
Северная
Америка
3
6,0
3
0,3
2
9,7
3
0,2
3
5,9
Китай
7
1,4
8
1,5
7
8,7
7
4,6
7
7,5
Остальной
мир
4
2,2
7
2,1
5
7,4
4
2,4
4
9,5
Всего
потребление
2
45,8
2
68,3
2
54,1
2
63,1
2
69,8
*данные Johnson Matthew
Прогноз рынка платины
В течение 2015 года, экономические условия и ценовые движения, как
правило,
не
были
благоприятными
для
инвестиций
в
платину
в
Европе
и
Северной Америке. Цены неуклонно снижались с $1200 за унцию в январе до
семилетнего
минимума
ниже
$900
в
декабре:
это
негативно
отразилось
на
настроениях инвесторов по отношению к товарам в целом и, в частности, к
платиноидам. Инвесторы были обескуражены сочетанием неопределенности по
поводу перспектив рынка дизельных автомобилей и ювелирного рынка, в то
время как быстрое возвращение к производству на полную мощность в ЮАР не
оправдало любые ожидания краткосрочного сокращения поставок. Перспектива
повышения процентной ставки в США также выступал в качестве сопротивления
для инвестиций в драгоценные металлы в целом. Прогноз Johnson Matthew на
поставку платины и спрос в 2016 году предусматривает значительный дефицит
на
рынке
четвертый
год.
Аналитики
видят
мало
шансов
для
какого-либо
увеличения поставок вновь добытого металла, хотя комбинированные первичные
и
вторичные
поставки
могут
подрасти,
при
предположении
некоторого
оживления в области переработки автокатализаторов. Что касается спроса, то
2016 год должен быть пиковым годом для использования платины на дизельных
автомобилях
Евро-6,
в
то
время
как
существуют
хорошие
перспективы
для
дальнейшего
умеренного
роста
ювелирного
спроса.
Промышленное
потребление,
как
ожидается,
будет
необычайно
сильным,
в
то
время
как
продолжение японских закупок должно сохранить инвестиционный спрос на
положительной территории.
В 2016 году цены на платину восстановились от минимумов ниже $820 за
унцию в январе до более чем $1000 за унцию во второй половине апреля.
Наблюдалось соответствующее увеличение чистой длины фьючерсных позиций,
и это может свидетельствовать о том, что настроения участников рынка начали
меняться
в
положительную
сторону.
Тем
не
менее,
неопределенность
в
отношении перспектив экономического роста в целом, и для рынков платиновых
ювелирных изделий и дизельных автомобилей, в частности, могут продолжать
действовать в качестве «дракона» для инвесторов. Глобальные запасы платины,
как ожидается, сократятся на 3% в 2016 году до 5,90 млн унций. После двух лет
сокращения запасов, производители из Южной Африки теперь имеют меньшую
гибкость в плане поставок металла из запасов; Johnson Matthew прогнозирует,
что
поставки
из
этого
региона
сократятся
на
6%
в
2016
году.
Российские
продажи, согласно прогнозам, изменятся незначительно, хотя с производством
могут быть временные перебои в связи с изменениями у Норильского никеля. В
противоположность
этому,
ожидается
умеренное
увеличение
поставок
из
Зимбабве
и
Северной
Америки.
Объем
платины,
полученной
в
результате
переработки
транспортных
средств
с
истекшим
сроком
эксплуатации,
по
прогнозам вырастет на 9% до 1,22 млн. унций в 2016 году. Значительный уровень
накопленных запасов в 2015 году, в сочетании с предполагаемым ростом объемов
переработки автокатализаторов, мог бы обусловить значительное увеличение
поставок в 2016 году. Тем не менее, в первом квартале 2016 года, не было
свидетельств такого подъема, несмотря на повышение цен на МПГ с начала года;
это
может
отражать
тот
факт,
что
цены
на
сталь
оставались
близкими
к
многолетним минимумам. Поэтому Johnson Matthew с осторожностью смотрит
на
потенциал
для
увеличения
объемов
вторичной
переработки
в
2016
году.
Возможно,
полное
восстановление
на
рынке
переработки
автокатализаторов
будет
отложено
до
2017
года
или
за
его
пределы.
В
целом,
при
условии
положительного инвестиционного спроса, как уже говорилось выше, Johnson
Matthew считает, что рынок, вероятно, останется в значительном дефиците в
2016
году.
В
настоящее
время
аналитики
прогнозируют,
что
разрыв
между
спросом
и
предложением
увеличится
примерно
до
860000
унций.
Следует
отметить,
что
эта
цифра
базируется
на
предположении,
что
будет
какое-то
оживление в плане сбора и переработки отработанных автокатализаторов во
второй половине 2016 года.