Автор: Грошева Ева Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей № 73 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование личностных результатов младших школьников посредством использования технологии "Образ и мысль"
Раздел: начальное образование
Грошева Е.А.
Формирование личностных образовательных
результатов младших школьников посредством
использования технологии «Образ и мысль»
Грошева Е.А.
Оглавление
2
Грошева Е.А.
Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1. Анализ теоретических работ по проблеме использования технологии
«Образ и мысль»………………………………………………………………….….5
Г л а в а
2 . Применение
технологии
«Образ
и
мысль»
в
педагогической
деятельности………………………………………………………………………...8
Глава
3. Апробация технологии «Образ и мысль» на уроках и во внеурочной
деятельности в начальной школе………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………....................15
Приложение………………………………………………………………………….16
Введение
3
Грошева Е.А.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основной программы начального общего образования.
В
тексте
ФГОС
начального
общего
образования
отражены
основные
положения планируемых результатов начального общего образования.
К
числу
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-
смысловые
установки
выпускников
начальной
школы,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные
результаты
–
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных
предметов
опыт
специфической
для
каждой
предметной
области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
В своей педагогической практике особое внимание я уделяю формированию
личностных
результатов
образования. Личностные результаты формируются за
счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и различных
технологий обучения и воспитания школьников.
С 28 мая по 16 июня 2018 года я проходила курсы повышения квалификации
в Пензенском институте развития образования. Педагоги института познакомили
меня с рядом неизвестных мне ранее педагогических технологий, одна из которых
особенно заинтересовала меня – технология «Образ и мысль». После окончания
курсов,
я
решила
изучить
эту
технологию,
разработать
план
внедрения
ее
в
образовательный процесс и внеурочную деятельность моих учеников.
Педагогическая
технология
«Образ
и
мысль»,
как
лично стно-
ориентированная технология, направлена на развитие визуального мышления и
позволяет
обеспечить
развитие
личности,
ориентирующейся
в
мире
множественности взглядов, позиций, суждений.
Однако
в
научной
литературе
можно
отметить
недостаточную
разработанность
научно-обоснованных
методов
использования
технологии
«Образ
и
мысль»
в
образовательном
процессе
и
внеурочной
деятельности
младших школьников. Данный факт определяет проблему исследования.
4
Грошева Е.А.
Проблема исследования: осмыслить и определить место и роль технологии
«Образ
и
мысль»
в
образовательном
процессе
и
внеурочной
деятельности
младших школьников.
Цель
исследования:
апробировать
технологию
«Образ
и
мысль»
как
инструмент
формирования
личностных
образовательных
результатов
младших
школьников.
Предмет
исследования:
технология
«Образ
и
мысль»
как
инструмент
формирования личностных образовательных результатов младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
теоретические
работы
по
проблеме
использования
технологии «Образ и мысль» в педагогической деятельности.
2.
Апробировать
технологию
«Образ
и
мысль»
на
уроках
в
начальной
школе, во внеурочной деятельности.
3. Провести анализ результатов апробации.
Гипотеза: использование технологии «Образ и мысль» на уроках и во
внеурочной
деятельности
младших
школьников
позволит
обучающимся
достигнуть
более
высокого
уровня
сформированности
лично стных
образовательных результатов.
Методы
исследования: теоретический
анализ
литературы,
изучение
результатов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент.
База исследования: 2018-2019 учебный год – обучающиеся 4 класса.
Ожидаемые результаты:
формирование мотивации обучающихся;
формирование индивидуально-личностной позиции;
развитие визуального, критического мышления;
развитие морального сознания и компетентности;
развитие способности к нравственному оцениванию ситуации;
развитие способности к самовыражению;
развитие речи обучающихся, обогащение словарного запаса.
Основная часть
Глава
1. Анализ теоретических работ по проблеме использования технологии
«Образ и мысль»
Проанализировав
научную
литературу
и
различные
источники
сети
Интернет, я узнала о технологии «Образ и мысль» следующее.
5
Грошева Е.А.
«Образ
и
мысль»
в
качестве
экспериментальной
образовательной
программы
появилась
в
регионах
России
в
начале
1990-х
гг.
как
ответ
на
возникшую
в
педагогическом
сообществе
потребность
в
подлинно
гуманистической педагогике, построенной не на командно-директивных, а на
личностно-ориентированных
началах.
Данная
программа
представляла
собой
российский
вариант
американской
программы
«Стратегии
визуального
мышления», адаптированный учеными Санкт-Петербурга.
В
основе
проекта
«Образ
и
мысль»
лежала
идея
формирования
«самостоятельной, творчески, критически мыслящей личности, способной брать
ответственность
за
свои
взгляды,
откликаться
на
«открытые»
вопросы,
не
имеющие очевидного, правильного ответа, умеющей понять точку зрения других:
личность, готовую к поиску решения проблем, исходя из множественности точек
зрения»,
отражавшая
востребованность
современного
общества
в
личности,
способной к самореализации в условиях постиндустриального общества. В 1990-х
гг., когда активно велись споры о путях развития отечественной школы, появление
такой педагогической парадигмы отвечало общественному запросу.
Существовавшая в то время «Стратегия визуального мышления» легла в
основу технологии «Образ и мысль». В свою очередь, «Стратегия визуального
мышления» основана на теории стадий эстетического развития американского
психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском
Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и
бесед
с
ними
А.
Хаузен,
используя
метод
эстетического
интервьюирования,
выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика
(зритель
видит
только
конкретное
и
очевидное,
восприятие
предельно
эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая
стадия
–
«конструктивная»
(зритель
требует
от
картины
фотографической
точности,
копирования);
третья
стадия
–
«классифицированию»
(качество
картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному
стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная»
(интуитивное
восприятие
зрителя,
его
субъективное
мнение);
пятая
стадия
–
«рекреативная»
(предполагает
анализ
картины
с
различных
точек
зрения,
нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен,
выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой
или
второй
стадии
эстетического
развития.
Развитие
должно
проходить
по
стадиям свободно и естественно.
Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л. М.
Ванюшкина, А. А. Соколова, Л. Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в
психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.
Получив
положительные
отклики
после
апробации
в
Санкт-Петербурге,
программа «Образ и мысль» стала распространяться в регионах.
6
Грошева Е.А.
Как
считают
авторы
программы
«Образ
и
мысль»,
особое
значение
приобретает
учитель-фасилитатор,
деятельность
которого
направлена
на
обеспечение
осмысленного
учения,
оказание
помощи,
обе спечение
психологического
настроя,
стимулирование
желания
учиться,
предоставление
выбора и свободы действий в решении учебных задач. Фасилитативная функция
педагога
выражается
в
направленности
на
сотрудничество,
помощь;
является
условием, средством, формой и, наконец, результатом оптимальной реализации
всех
функций
воздействия
педагога
как
системы
управления
познавательной
деятельностью
учащихся.
Тактичность
и
толерантность,
желание
помочь
личности
ребенка
раскрыться
обусловливает
стиль
педагогического
общения
учителя-фасилитатора.
Особой
формой
коммуникации
на
уроке
становится
фасилитированная
дискуссия, такой способ организации учебно-воспитательного процесса, в ходе
которого, благодаря умелому задаванию вопросов и отслеживанию когнитивных
процессов, происходит открытие, освоение и интериоризация знаний, сочетающих
эмоционально-чувственный и рационально-логический компоненты.
Следует
отметить,
что
для
учителя,
осваивающего
ту
или
иную
образовательную технологию, важно не только самому пройти каждый из этапов,
по которым потом нужно будет идти вместе с учениками, но и приобрести опыт
самоанализа, рефлексии собственной деятельности.
Можно вспомнить А. Франса, который говорил, что обращение к миру
искусства - это «путешествие души среди шедевров». Путеводной нитью для
вновь
отправляющегося
в
это
захватывающее
путешествие
становится
представленная технология.
Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе
организации
его
рефлексивной
деятельности
по
выявлению
индивидуально-
личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников
культуры.
Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта
процесса
общения
с
произведениями
искусства
у
ребенка
развиваются
интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и
логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство
толерантности,
терпимости
к
мнению
других
людей,
совершенствуются
коммуникативные компетенции.
В основе технологии заложены следующие идеи:
1.
Процесс
общения
с
искусством
рассматривается
как
универсальная
образовательная
технология,
воздействующая
на
личность
ребенка
и
побуждающая ее к изменениям.
7
Грошева Е.А.
2.
Использование
личностно-ориентированных
методик
(группового
взаимодействия,
арт-терапии,
развития
креативного
мышления),
создание
для
каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.
3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.
4.
Инициирование
творческой
активности
(на
первом
плане
попытка
ребенка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).
5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на
занятии мнений.
6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком
самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.
7.
Обеспечение
единства
информационно-логического
и
эмоционально-
образного воздействия на разум и чувства ребенка.
8.
Интерактивный
характер
занятий,
проводимых
с
использованием
технологии «Образ и мысль».
9.
Фасилитированный
(направленный)
характер
о б суж д е н и я ,
предполагающий
наличие
следующих
компонентов:
группа,
ведущий
(лидер),
стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.
10.
Основу
технологии
«Образ
и
мысль»
составляет
система
вопросов
открытого типа для организации фронтального или группового обсуждения.
Глава
2.
Применение
технологии
«Образ
и
мысль»
в
педагогической
деятельности
На мой взгляд, технология «Образ и мысль» может быть использована в
работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Применение
технологии
в
начальной
школе
является
важным
аспектом
формирования
и
развития
личности
обучающегося.
Считаю,
что
наиболее
подходящим
периодом
использования
данной
технологии
является
именно
начальная ступень образования.
Технологию «Образ и мысль» можно применять на уроках и во внеурочной
деятельности обучающихся. Подойдут следующие предметные дисциплины:
8
Грошева Е.А.
литературное чтение;
русский язык;
изобразительное искусство;
музыка;
развитие речи;
окружающий мир;
технология.
При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует
учитывать следующие принципы:
1.
Главное
действующее
лицо
на
занятии
–
ребенок,
важны
его
идеи,
чувства, ощущения, эмоции.
2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям.
3.
Педагог
не
высказывает
напрямую
своего
мнения
по
поводу
рассматриваемых вопросов.
4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на
картине, но и того, что на ней происходит и почему.
5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине.
6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог.
7. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая
содержание
ответов
детей
в
грамматически
правильной
форме,
точно
отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания.
8. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений.
9. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной тематики.
10. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила
обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо
и
доброжелательно
обращаться
с
партнёрами;
помогать,
если
возникнут
проблемы.
11. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть
ранее известны детям.
12.
Информация
искусствоведческого
характера
(название
картины
и
фамилия художника) дает только в конце занятия.
13. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации,
не навязывает своего мнения, не высказывает оценок.
14. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое
мнение.
Использование технологии «Образ и мысль» требует тщательного подбора
произведений искусства, с которыми предстоит общаться детям.
При выборе картин для младших школьников, следует учитывать:
1. Детям нравится яркая живопись.
2. Содержание картины должно иметь нравственную направленность.
3. Детей привлекает искусство, которое внушает страх, или же наоборот,
способно их рассмешить.
9
Грошева Е.А.
4. Дети уже знают, что были разные исторические эпохи. Они с интересом
будут рассматривать картины, на которых показана повседневная жизнь людей,
живших столетия назад.
Не
менее
важным
является
подбор
системы
вопросов
для
общения
с
произведениями искусства.
Стратегия вопросов:
Кто, что? Объект.
Когда? Время.
Где? Пространство.
Как? Образ действия.
Зачем? Установление причинно-следственных связей.
Глава 3. Апробация технологии «Образ и мысль» на уроках и во внеурочной
деятельности в начальной школе
Мной был разработан и внедрен план апробации технологии «Образ и
мысль»
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
младших
школьников
(см.
таблицу 1).
План апробации технологии «Образ и мысль» на уроках и во внеурочной
деятельности младших школьников
Таблица 1
№
п/п
Мероприятие
Сроки
Класс
1.
Классный час.
Тема: «Жизнь – это искусство».
сентябрь
4
2.
Классный час.
Тема: «Заговори, чтобы я тебя увидел…».
сентябрь
4
3.
Урок изобразительного искусства.
Тема: «Осень».
Картина: «Золотая осень» И.И. Левитана.
октябрь
4
4.
Урок технологии.
октябрь
4
10
Грошева Е.А.
Тема: «Сказочный танец».
Картина: «Царевна-Лягушка» В.М. Васнецова.
5.
Урок литературного чтения.
Тема: «Тема школьного детства в произведениях
художников и писателей».
Картина: «Опять двойка» Ф.П. Решетникова.
октябрь
4
6.
Урок литературного чтения.
Тема: «Тема школьного детства в произведениях
художников и писателей».
Картина: «Тройка» В. Перова.
ноябрь
4
7.
Урок технологии.
Тема: «Превращение».
Картина: «Царевна-Лебедь» М. Врубеля.
ноябрь
4
8.
Классный час.
Тема:
«Искусство
без
мысли,
что
человек
без
души».
декабрь
4
9.
Урок литературного чтения.
Тема: «Нет ничего невозможного».
Картина: «Радуга» И.К. Айвазовского.
январь
4
10.
Урок изобразительно искусства.
Тема: «Зима».
Картина: «Зимняя дорога» Л.Л. Каменева.
февраль
4
11.
Урок технологии.
Тема: «С Днем защитника Отечества!».
Картина: «Богатыри» В.М. Васнецова.
февраль
4
12.
Урок изобразительного искусства.
Тема: «Весна».
Картина: «Март» И.И. Левитана.
март
4
13.
Урок литературного чтения.
Тема: «Внезапное возвращение героя».
Картина: «Не ждали» И.Е. Репина.
апрель
4
14.
Классный час.
Те ма :
« И с ку с с т во
и
у ч е н и е
в ы з ы в а ю т
расположение и уважение».
май
4
15.
Классный час.
Тема: «В мире мудрых мыслей».
май
4
Конспект урока литературного чтения на тему «Тема школьного детства в
произведениях
художников
и
писателей»
по
картине
«Опять
двойка»
Ф.П.
Решетникова см. в Приложении 1.
11
Грошева Е.А.
Для проверки эффективности разработанного мной плана был проведен
педагогический
эксперимент,
направленный
на
определение
уровня
влияния
технологии
«Образ
и
мысль»
на
формирование
личностных
образовательных
результатов младших школьников.
В
эксперименте
участвовали
обучающиеся
4
«В»
класса
(контрольная
группа) и обучающиеся 4 «Г» класса.
В сентябре 2018 года обоим классам было предложено написать сочинение
на тему «Мое восприятие картины В. Перова «Тройка» по картине русского
живописца.
Мной были разработаны критерии оценивания детских работ:
1.
Определение
проблемной
зоны
картины
(какую
проблему
поднимает
художник).
2. Описание главных героев картины.
3. Описание фоновых деталей картины.
4. Описание причинно-следственных связей проблемы.
5. Высказывание своего отношения к проблеме картины.
Считаю, что данные критерии отражают уровень сформированности таких
личностных
образовательных
результатов
младших
школьников,
как
индивидуально-личностная
позиция,
развитость
морального
сознания
и
компетентности, способность к нравственному оцениванию ситуации, развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
России,
способность
понимать
художественные
произведения,
способность
к
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Результаты эксперимента отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
12
Грошева Е.А.
План
апробации
технологии
«Образ
и
мысль»
был
внедрен
в
образовательную
и
внеурочную
деятельность
обучающихся
4
«В»
класса.
С
ребятами на протяжении учебного года проводились уроки и классные часы с
использованием заявленной технологии.
В мае 2019 года обучающимся 4 «В» и 4 «Г» было предложено написать
сочинение на тему «Мое восприятие картины В. Маковского «Свидание» по
картине русского художника.
Отрывки некоторых сочинений даны в приложении 2.
Оценивание
детских
работ
было
проведено
по
критериям,
изложенным
выше.
Результаты эксперимента отражены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
13
Грошева Е.А.
Сравнительный
анализ
уровней
сформированности
личностных
образовательных результатов обучающихся 4 «В» класса отражен на диаграмме 3.
Диаграмма 3
В ходе применения данной технологии выяснилось, что у ребят повысилась
и мотивация к чтению. При заполнении раздела «Мои интересы» в портфолио
школьника, в начале учебного года лишь 4 человека указали, что им нравится
читать. В конце года таких детей стало 9 (+20% класса).
Качество знаний учеников 4 «В» на конец учебного года составило 82 %.
Заключение
14
Грошева Е.А.
Проводя исследование по эффективности использования технологии «Образ
и
мысль»
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
младших
школьников,
я
убедилась в том, что данная технология позволяет обучающимся достигнуть более
высокого уровня сформированности личностных образовательных результатов.
Технология
«Образ
и
мысль»
положительно
влияет на
эмоциональную
сферу младших школьников, создаёт благоприятные условия для развития речи
детей,
развития
визуального
мышления,
индивидуальности
обучающихся
и
толерантности.
Формируется
положительная
мотивация
к
чтению,
познавательный интерес и активность.
Технология направлена на развитие личности ребенка. Она не ставит задачу
передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание условий для
накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что
приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления.
Внедрение
этой
технологии
имеет
цель
содействовать
развитию
способности
детей
к
глубокому,
личностному
восприятию
художественных
ценностей,
установлению
собственной,
естественной
системы
связей
с
искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития.
Общение
с
произведениями
искусства
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
принесло
большое
удовольствие
мне
и
моим
ученикам.
Ребята
научились свободно и грамотно выражать свои мысли, принимать чужую точку
зрения, слушать и слышать друг друга.
Данную технологию с января 2020 года внедряю в образовательный процесс
обучающихся 1 «В» класса.
В заключении можно сделать вывод, что цели и задачи, поставленные в
начале исследования, достигнуты.
Технология позволила мне, как учителю, спланировать свою работу, которая
направлена на достижение цели современного образования – развитие личности
ребенка,
выявление
его
творческих
возможностей,
сохранение
физического
и
психического здоровья и добиться хороших результатов.
Список литературы
1.
Ванюшкина,
Л.М.,
Копылов,
Л.Ю.,
Соколова,
А.А.
Образ
и
мысль.
Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы
15
Грошева Е.А.
[Текст]. – СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
– 95 с.
2.
Ванюшкина
Л.М.,
Коробкова
Е.Н.
Материалы
дистанционного
курса
«Культурное наследие и подходы к его освоению в курсах МХК и краеведения»:
Лекции1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 96с.
3. Ванюшкина, Л.М. Программа «Образ и мысль»: методика дистантного
освоения
музейного
пространства:
Городская
и
сельская
школа:
состояние
и
перспективы взаимодействия [Текст]: материалы седьмой научно-практической
конференции. – СПб., 2002. – С. 104-108.
4. Долгинова, Е. Почему реализовать педагогическую идею сложнее, чем
открыть новую школу? [Текст] //«Первое сентября». – 1999. – № 77.
5.
Как
картину
написали.
Программа « О б р а з
и
м ы с л ь » .
3
класс [Текст]: методические
рекомендации /
Cерия
«Музей
и
школа:
диалог
в
образовательном пространстве», выпуск 8. – СПб., 2001. – 132 с.
6.
Картины
рассказывают
истории.
Программа «Образ
и
мысль».
1
класс [Текст]: методические
рекомендации /
Cерия
«Музей
и
школа:
диалог
в
образовательном пространстве», выпуск 6. – СПб., 2000. – 104 с.
7.
Образ
и
мысль
[Текст]:
сборник
/
Музей
и
школа:
диалог
в
образовательном пространстве. Выпуск 2. – СПб., 1997. – 142 с.
8.
Образовательные
технологии
[Текст]:
учеб.-метод.
пособ
/
А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренникова, И.Г. Харисова и др. –
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 107 с.
9.
Синяева,
С.А.
«Образ
и
мысль».
Образовательная
программа
дополнительного образования детей 7-10 лет [Текст]. – СПб., 2009. – 37 с.
Приложение 1
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Тема школьного детства в произведениях художников и писателей»
16
Грошева Е.А.
Технология «Образ и мысль»
Класс: 4
Картина: «Опять двойка» Ф.П. Решетникова.
До
звонка
раздаю
детям
листочки
с
репродукцией
картины,
кладу
их
белой
стороной вверх.
- Ребята, начнем наш урок.
- Искусство – диалог, в котором собеседник молчит. Слайд 1.
- Наш собеседник сегодня – репродукция картины русского художника.
- Внимательно рассмотрите слайд. Слайд 2.
- Репродукция картины также находится на ваших столах, вы можете рассмотреть
ее там. 2 минуты дети смотрят.
- Внимание, вопрос!
- Что вы видите на этой картине?
- Что ещё видите?
- Кто-нибудь хочет что-то добавить?
(здесь изображена семья; стоит мальчик, все на него смотрят; мама и её дети)
- Что происходит на этой картине?
- Кто видит другое?
- Что ещё можно сказать?
- Кто хочет что-нибудь добавить?
(мальчик пришёл домой, он в чём-то провинился, потому что все на него смотрят,
а его взгляд отведен; может быть он что-то украл; может быть он подрался; может
быть он получил плохую отметку ил замечание от учителя; может быть…)
- …, а что ты тут видишь такое, что позволило тебе так подумать? …,а ты почему
решил, что …
- Где происходят события?
- Что позволяет так подумать?
(события
происходят
дома,
интерьер
хороший,
есть
ковер,
велосипед,
карта,
растения, часы…)
- Когда происходят события?
- Как это можно понять?
(зима, так как мальчик тепло одет, из его портфеля торчат коньки; щёки и уши
красные с мороза; на улице ещё светло, то есть события происходят днём)
- Мне кажется, что художник изобразил события не нашего времени.
- Что об этом говорит?
- Как вы думаете, кто главный герой картины?
- Что позволило вам так подумать?
(главный герой – мальчик, он стоит на переднем плане, на него падает свет от
окна, все на него смотрят)
- Посмотрим на главного героя повнимательнее. Слайд 3.
Показываю увеличенную фотографию мальчика.
- Что вы можете сказать о нем?
17
Грошева Е.А.
(он грустный, ему стыдно, совестно, досадно; он что-то натворил, о чём жалеет;
его ранец помятый, возможно он его везде бросает, катается на нём с горки, играет
в футбол; даже застёжка сломана, поэтому ранец перевязан верёвкой; из ранца
торчат коньки, может быть он любит играть в хоккей или просто кататься на
коньках и прогуливает уроки, не успевает выполнять домашнее задание)
- Кто ещё изображен художником?
- Посмотрим поближе на эту героиню. Слайд 4.
- Что вы можете сказать про нее?
(мама
смотрит
на
мальчика
с
жалостью,
в
её
взгляде
можно
увидеть
безысходность, печаль, усталость, неодобрение в адрес сына; она сидит, крепко
сжав руки; на ней яркий фартук, который обозначает тепло и любовь всей семьи)
- Кто ещё есть на картине? Слайд 5.
- Как она смотрит на мальчика?
(сестра – отличница, красавица, пионерка; она смотрит на брата с осуждением)
- Как смотрит младший член семьи на главного героя? Слайд 6.
(младший брат улыбается, может быть он ещё не понимает происходящего и
заинтересован
своим
велосипедом;
может
быть
он
злорадствует,
смеётся
над
братом, потому что его ждёт наказание)
- Кого еще изобразил художник? Слайд 7.
- Почему, как вы думаете, художник показал этот момент?
(рад мальчику его верный пес, он с радостью напрыгивает на главного героя;
изображение собаки добавляет в картину радость)
- Как вы считаете, что осталось за кадром этого произведения?
(может быть в это время друзья этого мальчика весело играют на улице; может
быть папа мальчика ушёл в другую комнату за ремнём, может…)
- Как вы думаете, кого не хватает на этой картине? (папы)
- А где он может быть? (на работе, в командировке, погиб на войне, умер…)
- Что вам хотелось бы добавить, о чем мы еще не сказали?
- Каковы ваши впечатления после обсуждения картины?
- Ребята, как бы вы назвали эту картину? Подумайте над темой картины.
- Вы хотите узнать название этой картины?
- Название картины – «Опять двойка». Автор – Федор Павлович Решетников.
Подлинник картины вы можете увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
- Сегодня мы не просто так рассматривали эту картину. Тема школьного детства
изучается сейчас нами на уроках литературного чтения.
- Сейчас я прочитаю вам строки из произведения Аркадия Аверченко, которое мы
начинаем изучать.
Читаю отрывок. Учебник с. 80-81.
- Как вы думаете, похож ли этот мальчик на главного героя картины, с которой мы
сегодня общались?
- Как вы это поняли?
- Так ли это на самом деле, вы узнаете, прочитав произведение дома.
- А следующий урок мы начнем с его обсуждения.
18
Грошева Е.А.
- Для подведения итогов нашего урока подставьте, пожалуйста, для меня правую
ладошку.
- Понравился ли тебе урок? Чем?
- Что интересного было для тебя на уроке?
- Что нового ты узнал сегодня на уроке?
- Заинтересовало ли тебя произведение для домашнего прочтения?
- Спасибо, урок окончен.
Приложение 2
Отрывки сочинений обучающихся 4 «В» класса
на тему «Мое восприятие картины В. Маковского «Свидание»
19
Грошева Е.А.
20
Грошева Е.А.
21