Авторы: Истомина Наталия Владимировна, Литовченко Валентина Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 42" " Алёнка"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Родительское собрание во 2 мл. группе " Возрастные особенности детей"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание во второй младшей группе «Гномики» на начало
учебного года «Возрастные особенности детей. Адаптация».
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование
перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры
родителей.
Повестка дня:
1.Знакомство с родителями.
2Адаптационный период в детском саду. Кризис 3-х лет.
3.Выбор родительского комитета группы, выбор члена родительского
комитета ДОУ.
4. Разное.
1.
Знакомство с родителями.
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И
сейчас возникает очень много вопросов. Понравимся ли мы друг другу?
Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять
наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит
успех нашей с вами совместной работы.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают
друг друга. И это очень мешает общению.(цель игр «давайте познакомимся»,
«клубочек»- сплочение коллектива и установление дружеских отношений,
установить между родителями контакт, сформировать у них положительный
настрой.)
Я попрошу Вас встать в круг. Мы сейчас с Вами попробуем окунуться в
детство и поиграем. Правила игры: Тот у кого в руках волшебная палочка
называет себя так, как хотел бы, чтоб называли его окружающие. (Родители
называют себя.) Вот Вы и познакомились. В первый круг встаньте родители
у которых один ребенок, во второй - родители двоих детей, в третий,
соответственно, родители троих и более детей. (родители встают в круги.) А
теперь посмотрим кого у нас в группе больше мальчиков или девочек? В
первую группу объединяться родители девочек, во вторую- мальчиков.
Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится : «Когда в
товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет, выйдет у него не дело,
только мука!» Следовательно нам с Вами нужно объединить усилия для того,
чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень
важно наличие взаимопонимания и поддержки. Я передаю клубочек Вам,
обмотайте вокруг пальчика ниточку, и скажите одно слово-пожелание всем
нам и нашим детям, а затем передайте клубочек следующему (родители
передают ниточку по кругу.) Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой,
не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении
нескольких лет. Наша нить должна быть настолько
1
прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей!
Думаю, что вы с нами согласитесь!Мы с Вами 4 года будем шагать вот так,
рука об руку, и жить одной, мы надеемся дружной семьей. Теперь мы с вами
– один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать
трудности, взрослеть и учиться, решать одни и те же задачи. Мы, как большая
семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это
главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к
серьезным вопросам.
2.
Адаптационный период в детском саду. «Кризис 3-х лет»
Хочу свое выступление начать со слов известного педагога
А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание –
это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши
слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста
профессор Н.М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и
тот же пример: садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно
окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает
вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте
болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям.
Младший возраст – важный период в развитии дошкольника, который
характеризуется высокой интенсивностью физического и психического
развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со
взрослыми, сверстниками, предметным миром.
С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его
жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие ро-
дителей в течение 8 и более часов, новые требования к поведению,
постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, скрывающее в себе
много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения. Все эти
изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести
к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни).
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и
обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного
учреждения.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы
облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое
внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие
отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют
достаточно спокойно.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода
легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в
поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может
быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита,
кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней.
тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в
весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание
пальца. Возникает стойкий энурез.
Это все надо пережить и нам (взрослым) в это время надо вести себя
правильно.
Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий – сильный стресс.
Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви,
защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из
семьи в детский сад.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может
отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать,
много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства
любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за
причиненные страдания.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно
когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель и
весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно
нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе
душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.
Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама
исчезает из поля зрения.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставлять
ребенка в саду придется лишь на несколько часов. Забирать будете до обеда.
Постепенно этот интервал увеличится. Затем можно будет оставить малыша
на обед и забрать перед сонным часом. И так постепенно, если не возникнет
никаких осложнений через 1-2 недели можно будет перейти на обычный
режим.
Постарайтесь приблизить свой домашний режим к садовскому и соблюдать
его даже на выходных.
Мудрые папы и мамы!
Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша.
3
Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со
временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая
дорожка Вашего крохи не была чересчур ухабистой.
Период адаптации совпадает с кризисом развития личности, который можно
охарактеризовать как «я сам!». Ребенок начинает осознавать собственное
«Я». Он стремится к самостоятельности, самоутверждению. В это время у
него активно развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении
ставить перед собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордится
своими достижениями. Все эти новые черты являются положительным
следствием кризиса для ребенка.
Однако у кризиса 3 лет есть и неприятная сторона – обострение детско-
родительских отношений. У малыша ни с того ни с сего появляются
некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап: деспотизм,
своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в
том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он
хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что
не ставит, отказывается подчиняться, требованиям и просьбам, пытаясь
сделать все наоборот. Стоит отметить, что обычно период кризиса труднее
переносят дети, чем их родители. Ребенок сам не понимает, почему так себя
ведет, не умеет сдерживать свои порывы и эмоции. Он отказывается ложиться
спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает, кричит и
топает ногами, если не выполняются любые его просьбы. Не редко такое
поведение ребенка застает родителей врасплох.
Следует обратить особое внимание на следующие моменты:
Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением. Насколько
быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
Конфликты по разным поводам в этот период неизбежны.
Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает
переоценивать себя и свои возможности.
Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю
малыша, можно получить невротика.
Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и
терпении любящих взрослых.
Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать
решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее
начинает вести себя более ответственно.
Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного
восхваления любых детских проявлений.
Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно
быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм
поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть
согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать
единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты нужно
высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать
шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив
внимание ребенка на что-нибудь другое).
Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится относительно
независимым от окружающей его среды.
Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных
играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках,
поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни – Пуха, поколотите
непослушный пластилин, из которого никак не выходит мишка. Будьте сами
как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребенком, вы не только
поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете
ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки
допустимого и безопасного. Кроме того малыш поймет, что в любых
ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более
откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него
моменты. Рассказывайте малышу о том, что с вами тоже случались похожие
неприятности в детстве, и поделитесь опытом, как можно избавиться от них.
Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки
и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим
рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть собственное
решение.
Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей.
И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно
сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.
А сейчас мы предлагаем вам заполнить анкеты.
Заполнение родителями анкет.
Моего ребенка зовут_____________________________________________
Я мама/папа____________________________________________________
Сейчас моему ребенку____________________________________________
Сейчас мой малыш умеет__________________________________________
Что я жду от детского сада за годы пребывания моего ребенка в детском
саду_______________________________________________________________
Все заполненные листы помещаются в конверт, который при родителях
заклеивается.
Этот конверт мы с вами откроем на последнем собрании в подготовительной
группе, и узнаем, оправдались ли ваши ожидания.
А сейчас нам необходимо выбрать родительский комитет
3.Выбор родительского комитета группы, выбор члена родительского
комитета ДОУ.
Ваше желание нам помочь в воспитании и организации интересной жизни
детей, что никто не останется в стороне. В этом нам очень поможет
родительский комитет.
5. Разное.
В детский сад необходимо приходить до 8.00,т.к мы ходим на зарядку в
зал, если пришли позже просьба дождаться. не нарушая режимные
моменты (не позднее 8.30).
Пропуск без справки не более 5 дней вместе с выходными.
После больничного справка обязательна, (если заболели обязательно
сообщить по телефону: (не позднее 12.00.).
Своевременная оплата за детский сад; не позднее 20 числа, по договору
до 15 числа.
На физкультурные занятия и зарядку принести спортивную форму и
обувь (чёрные шорты, белая футболка, кроссовки/кеды, носки).
Футболки и шорты нужно подписать, чтобы не было путаницы.
Для музыки нужны чешки
Предотвращение конфликтных ситуаций. Решать все спорные вопросы
в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и
привлечением администрации ДОУ(по мере необходимости)
Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без
детей!
Одевать детей по сезону и в соответствии с погодой. Обувь должна
быть не только удобной, но и по размеру. Родители, помните!
Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут
привести к заболеванию ребёнка.
Фотографировать детей и выкладывать фотографии на сайте
группы(согласны/не согласны)
Решение собрания:
1.Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.
2.Способствовать созданию благоприятных условий для развития детей.
3.Выбор родительского комитета в группе
4.Фотографировать детей и выкладывать фотографии на сайте группы
да________, нет__________.