Напоминание

"Социально-психологические факторы криминализации личности подростков"


Автор: Шкрябина Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-психологические факторы криминализации личности подростков"
Раздел: среднее образование





Назад




Педагог-психолог отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда», г.Архангельск

Шкрябина Ольга Николаевна

Социально-психологические факторы криминализации личности подростков.

Стоит отметить, что основная часть проблем с поведением несовершеннолетних,

выход за рамки общепринятых норм, уход в девиации и деликты, напрямую соотносится с

подростковым периодом, который в последнее время приобрел характер омоложения.

Подростковый

возраст,

по

словам

Л.С.

Выготского,

представляет

собой

совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных

психотравмирующих

факторов.

Самыми

сильнодействующими

из

них

являются

недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие

у

них

недостатков,

унизительных

с

точки

зрения

подростка

и

окружающих,

оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему.

Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой

практически

невозможной.

У

подростка

на

этой

почве

могут

возникнуть

различные

отклонения в поведении Центральное новообразование этого возраста - возникновение

представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым,

он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной,

полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости

окружающими. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности

подростка,

т.к.

в

ней

формируется

самосознание.

Основное

новообразование

этого

возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть

самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний

план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на

основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более

высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные

впечатления

разнообразнее

и

богаче,

темп

жизни

ускореннее,

а

образование

-

более

сложным.

Введены

новые

программы

компьютеризации

обучения.

Все

это

требует

развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и

распад

подростковых

организаций

(пионерских

и

комсомола)

и

ничего

почти

не

созданного

взамен

этого,

то

становится

понятно,

почему

нарушения

поведения

у

подростков стали актуальной проблемой.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в

частности

с

родителями.

Родители

продолжают

смотреть

на

своего

ребенка

как

на

маленького,

а

он

пытается

вырваться

из

этой

опеки.

Поэтому

взаимоотношения

со

взрослыми

обычно

характеризуются

повышенной

конфликтностью,

усиливается

критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым

мнение

сверстников.

Изменяется

характер

отношений

со

старшими:

из

позиции

подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется

и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с

целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным

формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни

человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

Можно выделить характерные особенности подросткового возраста:

эмоциональная незрелость,

недостаточно

развитое

умение

контролировать

собственное

поведение,

соразмерять

желания

и

возможности

в

удовлетворении

своих

потребностей,

повышенная внушаемость,

желание самоутвердиться и стать взрослым.

Стремление проявить свою самостоятельность, реализовать себя является часто

одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того

что

активность

лиц

указанной

категории

достаточно

высокая,

подростков

легче

в

некоторых случаях склонить и к совершению противоправного поступка.

Делинквентное поведение подростков

как психологический феномен

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное

поведение. Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющееся от

установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию

других

людей

или

социальному

порядку

и

уголовно

наказуемые

в

крайних

своих

проявлениях (Е.В.Змановский).

Делинквентность

обычно

начинается

со

школьных

прогулов

и

приобщения

к

асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над

младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью

покататься)

велосипедов

и

мотоциклов.

Реже

встречаются

мошенничество

и

мелкие

спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут

присоединиться

"домашние

кражи"

небольших

сумм

денег.

Все

эти

действия

в

несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК

РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем

причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой

причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Признаками проблемных детей могут являться:

1.

Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2.

Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3.

Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4.Негативизм в оценке действительности.

5.Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

6. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на

поведение

несовершеннолетних,

не

противостоят,

а

способствуют

совершению

ими

правонарушений, относятся:

воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер,

бабушек, дедушек);

злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи,

скандалы, драки, сексуальная распущенность;

тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей,

нужда в питании, одежде;

низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других

взрослых членов семьи;

грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях

эмоционального голода.

При

таких

условиях

вернуть

несовершеннолетнего

из

группы

риска

в

благополучную среду очень трудно.

В сфере досуга для большинства правонарушителей типично беспорядочное и

бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп сверстников с отрицательной

направленностью), праздное "шатание" по улицам, участие в выпивках. У большинства

лиц

данной

категории

побуждения,

интересы,

желания

сводятся

к

потребительству,

обладанию

вещами,

вызывающими

зависть

у

других,

стремлению

к

постоянным

развлечениям, возможности не отказывать себе в возникающих желаниях. В силу таких

психологических установок и бытовых позиций формируются эгоистические привычки,

создаются

ситуации,

способствующие

правонарушениям,

в

том

числе

в

связи

с

групповыми

выпивками,

потреблением

наркотиков

и

других

возбуждающих

средств,

азартными играми и т.д.

Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не

может

быть

положительным

явлением,

оно

всегда

осуждается

и

наказывается,

такое

поведение

регулируется

специальными

социальными

институтами:

судами,

следственными органами, местами лишения свободы.

Для

решения

проблемы

делинквентного

поведения

подростка,

необходимо

понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем

уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.

Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться,

чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет асоциальный образ жизни.

Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного

поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.

В

школе

в

систему

работы

по

предупреждению

проявления

делинквентного

поведения

у

подростков

входят

профилактические

мероприятия.

Социально-

педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой

комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.



В раздел образования