Авторы: Хованская Таьяна Валерьевна, Клюшова Ольга Валентиновна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: доклад
Тема: «Инновационные педагогические технологии работы в сфере профилактики правонарушений обучающихся в образовательной организации»
Раздел: среднее образование
Педагоги-психологи отделения медиации
ГБУ АО «Центр «Надежда», г.Архангельск
Хованская Татьяна Валерьевна,
Клюшова Ольга Валениновна.
Доклад «Инновационные педагогические технологии работы в сфере
профилактики правонарушений обучающихся в образовательной организации»
В
школе
в
систему
работы
по
предупреждению
проявления
делинквентного
поведения
у
подростков
входят
профилактические
мероприятия.
Социально-
педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой
комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.
Профилактическая деятельность направлена на:
Формирование
мотивации
подростка
на
социально-психологическое
и
физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким.
Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у
них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение
своего поведения, своего образа жизни.
Важную
роль
в
работе
с
девиантными
подростками
играют
общественные
организации и движения. В школе с данной группой подростков успешно могут работать:
Школьная служба примирения:
Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты
конструктивным
и
мирным
путем.
Главным
методом
работы
является
применение
медиации.
Службы
примирения
–
это
инструмент,
который
помогает
решить
задачу
реагирования
на
противоправное
поведение
несовершеннолетнего.
Работа
медиатора
направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как
обязательство по заглаживанию причиненного вреда.
Тьюторское сопровождение трудного подростка
Тьюторское сопровождение, как педагогическая деятельность по индивидуализации
образования, направлена на выявление и развитие образовательных мотивов учащегося. В
то же время трудные подростки, как известно, отличаются достаточно низким уровнем
мотивации,
что
обусловлено,
как
правило,
весьма
негативным
школьным
опытом.
Технологии
тьюторского
сопровождения
позволяют
сделать
образовательный
процесс
более
эффективным
и
личностно
ориентированным.
Такое
учебно-воспитательное
взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие в соответствии с
социальными нормами, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого
действия.
Тьюторские
технологии
это,
прежде
всего,
работа
с
личным
интересом
(потребностью)
обучающегося
и
перевод
индивидуального
интереса
воспитанника
в
побуждение к конкретной конструктивной деятельности. Тьютор, работающий с трудными
подростками, использует широкой спектр современных педагогических технологий:
технологии проектирования,
исследовательские методы,
дебаты,
образовательный туризм,
портфолио (достижений и личностного роста),
развитие критического мышления при чтении и письме,
творческие мастерские,
кейс-стади,
технологии открытого пространства (ТОП),
социокультурные игры,
робинзонада и т.д.
Поскольку деятельность тьютора ориентирована, прежде всего, на личностное развитие
подростка, используется и целый пакет технологий, которые активно используются в
педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных
сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым
инструментом тьютора является вопрос. Особенно эффективен этот инструмент в работе с
трудными подростками, которые мыслить некоторыми стереотипами, навязанными им
извне, привыкли выступа объектами в деятельности, выстроенной, возможно, правильно и
грамотно, но по чужому плану.
Волонтерское движение.
Волонтерское
движение
в
образовательной
организации
–
это
одна
из
форм
вовлечения
подростков
в
социальную
активность,
призвано
способствовать
формированию
и
совершенствованию
политической
и
социальной
компетентности
подрастающего поколения.
Заповеди волонтеров:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
«Социальная гостиная».
«Социальная
гостиная»
призвана
оказать
комплексную
социально-психолого-
педагогическую поддержку и помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных
обстоятельствах, воссоздать утраченные эмоциональные связи и позитивное отношение
родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям.
Основные направления деятельности:
–
организация
индивидуальной
работы
с
детьми
(поэтапное
выполнение
индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-
педагогической
коррекции
и
социально-юридического
сопровождения
в
сложных
жизненных ситуациях);
– помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по
предметам, организация воспитательных мероприятий;
– восстановление нарушенных связей со школой развитие навыков общения с
взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения;
– профилактика отклонений в поведении;
– восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи;
– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (систему дополнительного
образования);
–
оказание
помощи
родителям
в
воспитании
детей
и
преодолении
семейных
конфликтов;
– оказание экстренной психологической помощи семьям;
– консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики;
– организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.
Социальный театр
Социальный театр - это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей
на
острые
социальные
темы.
Это
могут
быть
темы
насилия,
толерантности,
взаимоотношений родителей и детей, инвалидность, дискриминация и пр. Социальный
театр как явление не имеет жестко закрепившейся формы организации, каждый театр
имеет
свои
особенности,
делающие
его
уникальным.
Например,
некоторые
театры
проводят обсуждение спектаклей со зрителями или иногда зрители могут «включиться» в
действие. А также активно практикуется подход равный-равному, когда актеры сами
являются подростками.
Социальный
театр
как
форма
профилактики
завоевывает
все
большую
популярность
благодаря
тому,
что
выполняет
важные
для
общества
функции
(воспитательную,
социализирующую,
просветительскую
и
пр.),
используя
при
этом
художественные средства, что само по себе может быть привлекательным для подростка.
Начиная с 2000-х годов во многих городах России (Киров, Пермь, Казань, Челябинск,
Оренбург, Чапаевск) начинают появляться театры социальной направленности. Особенно
активным
в
данном
вопросе
является
город
Самара,
где
в
2012
г.
проходил
II
Международный фестиваль социальных театров.
Анализ
деятельности
множества
различных
социальных
театров
позволил
выделить некоторые общие особенности, определяющие возможности социального театра
в профилактике девиантного поведения подростков. Одной из них является возможность
посредством театрального действия начать диалог с подростком, возбудить его интерес,
самостоятельно сформировать свое отношение к проблеме и выстроить собственную
стратегию действий в кризисной ситуации. Это происходит за счет того, что в основе
спектакля лежит актуальная для подростка проблема. Встречаясь с ней в безопасной
обстановке, наблюдая ее со стороны, он имеет возможность обнаружить наличие этой
проблемы в своей жизни, оценить действия героев и сопоставить их с собственными,
выработать свое отношение к тому или иному образцу поведения, увидеть последствия
девиантного поведения на чужом опыте, не подвергаясь лично их влиянию. Спектакль
может повысить уровень осознанности подростка в оценке влияния деструктивных форм
поведения на собственную жизнь и благополучие, а также помогает развить способности к
принятию рациональных, конструктивных решений в отношении своей жизни, здоровья и
поведения.
Социальный
театр
также
является
недирективным
методом
арт-терапии,
что
предполагает взаимодействие с подростком наравных. За счет того, что в театральной
постановке отсутствует прямое обращение к зрителю, а обсуждение, если оно есть, имеет
демократичный, ненавязчивый характер, театр не задевает самооценку подростка тем, что
утверждает его некомпетентность и неправильность действий. Не запуская механизм
противоречия, спектакль достигает успеха в донесении важной информации, способной
инициировать рефлексию подростка относительно своего поведения.
Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во
внимании
всей
общественности.
Для
дальнейшего
развития
нашего
общества
и
повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления
работы
по
профилактике
и
борьбе
с
девиантным
и
делинквентным
поведением
подростков, продолжать совершенствовать законодательство в отношении подростков и
создавать
условия
для
организации
комплексной
профилактики
правонарушений
несовершеннолетних Логика
профилактики
подсказывает
необходимость
создания
в
школе
условий,
которые
не
провоцируют
отклоняющегося
поведения,
а
расширяют
безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой
структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде
всего
подростков.
Создание
в
школах
структурных
подразделений
дополнительного
образования,
осуществление
досуговых
программ,
организация
любительской
самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного
досуга
-
мощный
источник
привлекательности
школы
и
ресурс
профилактики
отклоняющегося поведения.
Таким
образом,
профилактика
правонарушений
предполагает,
что
образовательная
организация
становится
местом,
где
ребенок
реально
находит
применение
своим
возможностям и инициативе.