Автор: Чайка Алла Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОЧУ "Финансово-экономическая школа"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио ученика начальной школы
Раздел: начальное образование
Портфолио младшего школьника.
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с
фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с
собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии
художеств
или
на
строительный
проект.
Идея
применения
Портфолио
в
школе возникла в США в 80-х годах.
И вот сейчас в рамках введения новых ФГОС работа с Портфолио
ученика ведется и в школах Российской Федерации.
АТТЕСТАТ
+
ПОРТФОЛИО
=
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
РЕЙТИНГ
ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Основная
функция
-
помочь
старшеклассникам
в
выборе
профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при
поступлении в вузы.
Цель Портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной
оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников
о с н о в н о й
ш к о л ы .
Что же собой представляет Портфолио ученика начальной школы?
В
начальной
школе
вводится
Портфолио
как
технология,
т.
е.
специально
организованная
деятельность,
направленная
на
самопознание и самореализацию ребёнка.
Содержание Портфолио позволяет школьнику увидеть свои изменения,
осознать их. Это первые шаги в познании самого себя, своих интересов,
склонностей, осознание своих возможностей.
В
процессе
работы
неизбежно
происходит
осмысление
своих
достижений, формирование личного отношения к полученным результатам.
Ребенок учится адекватно оценивать себя.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,
позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных
видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и
др.
Девиз работы с Портфолио ученика начальной школы:
«Каждодневный
творческий
процесс
ученика
должен
быть
зафиксирован»
Основные цели и задачи ведения Портфолио в начальной школе:
Создание
ситуации
успеха
для
каждого
ученика,
повышение
самооценки и уверенности в собственных возможностях
Максимальное
раскрытие
индивидуальных
способностей
каждого ребёнка, создание условий для его самореализации и
самоактуализации
в
различных
областях
школьной
и
внешкольной жизни
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование
готовности к самопознанию
Формирование установки на творческую деятельность и развитие
мотивации дальнейшего творческого роста
Приобретение
навыков
саморефлексии,
формирование
умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и
умения
соотносить
их
с
имеющимися
возможностями
(«я
реальный», «я идеальный»)
Как может выглядеть Портфолио?
Как
правило,
для
создания
Портфолио
требуется
папка
"на
кольцах"
(обычная
или
архивная),
которая
наполнена
файлами
с
перфорацией.
Используются также разноформатные файлы для хранения документов или
работ формата А4, А5 и А3.
Аудио- и видеоматериалы, всевозможные презентации и другой материал в
электронном виде хранится на флэш -носителе.
Портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство,
в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению,
систематизации,
анализу
и
представлению
каждым
учащимся
своих
достижений за определённый отрезок времени.
В
формировании
Портфолио
участвуют
обучающиеся,
родители
обучающихся,
классный
руководитель,
учителя
–предметники,
педагог-
психолог, педагоги дополнительного образования.
Каждое ОУ утверждает положение о портфолио, в котором прописываются
цели, задачи работы, структура портфолио, функциональные обязанности
участников
образовательного
процесса
при
ведении
«портфолио»
обучающегося.
И, поскольку жестких требований по ведению не существует, то
всегда есть возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче,
придумать что-то свое, оригинальное.
Какие разделы могут быть в Портфолио? Итак, в портфолио можно
включить следующие разделы:
Мой мир
Мои достижения в учебе
Моя научно-исследовательская деятельность
Мои награды
Портфолио в электронном виде
Мои «шедеврики»
Моя школьная жизнь
Моё хобби
Мои презентации к урокам, проектам, конференциям
Раздел «Мой мир»
Ребенок рассказывает о себе, своей семье, друзьях, о своей школе.
Есть интересные страницы, где о ребенке высказывают своё мнение
его родители, учителя, а также друзья ( но только те, от кого он хотел бы это
услышать). Это помогает понять себя, взглянуть на себя глазами других
людей.
Раздел «Мои достижения в учебе»
Для
каждого
предмета
есть
свой
подраздел,
заполненный
контрольными
работами,
тестами,
графиками,
диаграммами,
сводными
таблицами и т. д. – всем, что может демонстрировать учебные достижения.
Материалы
портфолио
позволяют
сделать
отметку
по
предмету
содержательной.
Вот, к примеру, литературное чтение. Мы хотим воспитать грамотного,
вдумчивого читателя, умеющего работать с текстом.
И вот материалы, которые показывают процесс становления ребёнка
как
читателя:
страница,
где
он
описывает
свои
читательские
интересы,
список книг, которые он прочитал, график техники чтения, сводная таблицам
по результатам тестов «Как я умею работать с тексом».
Ребенок видит изменения, происходящие с ним, осознает их, после
чего он уже в состоянии сформулировать цели и задачи на будущий год по
предмету. Работа над данным разделом поможет положительно повлиять на
развитие
мотивационной
сферы
учащихся,
формирование
оценочной
деятельности,
а
так
же
станет
своеобразным
экраном
динамики
роста
качества обученности конкретного ребенка.
Раздел «Моя научно-исследовательская деятельность»
Здесь собраны проектные работы, систематизированные по классам.
Раздел
«Мои
награды» содержит
грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма.
Портфолио интересно будет и родителям,
так как с его помощью они
смогут
увидеть
движение
ребенка
в
овладении
предметными
знаниями,
наблюдать
результаты
творческой
деятельности,
отмечать
трудности
и
радости ребенка, видеть процесс становления его как личности, и в конечном
итоге, помочь правильно и осознанно подойти к выбору будущей профессии.