Напоминание

"Работа с детьми, имеющими нарушения поведения"


Автор: Комолова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО
Населённый пункт: пгт. Осинки, Безенчукский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с детьми, имеющими нарушения поведения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья: «Работа с детьми, имеющими нарушения

поведения»

Педагоги и родители часто жалуются, что их дети растут непослушными, не выполняют

требований, не признают авторитетов.

Непослушных детей, а тем более детей, принято обвинять. В них ищут злой умысел,

порочные гены и т. п. На самом же деле, в число таких детей обычно попадают дети не

«худшие», а особенно чувствительные и ранимые.

Отсюда следует вывод, что ребенок, имеющий особенности в развитии нуждается только в

помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на

поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на

самом деле причина может быть совершенно иная. И, как правило, она эмоциональная.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для

нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить

любым способом. Дефицит внимания толкает ребёнка на плохое поведение, которое

выступает для воспитателя в качестве раздражителя. Как правило, на такое поведение

реагируют быстрее, чем на послушание, и если ребёнку не удаётся заслужить похвалу, то

он идёт даже на явный конфликт, в попытке привлечь к себе внимание. Нельзя сказать, что

ребёнок получает от этого удовольствие, но внимание все-таки получено. Лучше такое,

чем, никакого.

Такая модель поведения очень быстро закрепляется. Для того, что непослушание не стало

нормой, необходимо проявлять неподдельный интерес к жизни ребёнку, уделять ему

достаточно внимания, хвалить даже за самый маленький успех. Прежде всего, этим

рекомендациям должны следовать родители. Непослушание как протест может

проявляться в виде борьбы за самоутверждение. Против чего же протестует ребёнок?

Довольно часто негативная модель поведения является ответом на слишком большое

количество запретов, которые не всегда бывают оправданными.

Дети очень тонко чувствуют окружающую ситуацию и если строгое отношение к ним

продиктовано не просто желанием оградить от возможных неприятностей, а потребностью

взрослых почувствовать свою значимость, утвердить свой беспрекословный авторитет, то

тут реакцией ребёнка может быть протест против жёсткого ограничения его свободы.

Часто мы не воспринимаем детей как полноправную личность и даже не пытаемся

объяснить причины своих запретов. Поэтому нужно не просто запрещать, а объяснять

причину этого запрета.

Если замечания и запреты слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения

слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Педагоги и родители

сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения

для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он

личность.

В этой ситуации необходимо уделять достаточное внимание ребёнку, проявлять

искреннюю заинтересованность.

Подобное «неблагополучие» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив

горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он

приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это - в душе, а

внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду

плохой!»

Вывод: Если у ребёнка идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать

ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно

спокойные моменты. Например, это могут быть совместные занятия, игры, заслуженная

похвала и т. п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью

отзовется ребенок.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить

контроль за делами ребенка, дать ему больше самостоятельности.

У детей неуверенных в себе. Необходимо искать любой повод, чтобы его поощрить,

отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его,

избавлять от крупных провалов или неудач. Вы заметите и почувствуете, что первые же

успехи окрылят ребенка.

Согласитесь, что все причины непослушания детей объединяет одно - потребность в тепле

и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости,

желание успеха.

Конечно, в один день всё не исправишь. Это очень долгий процесс, который потребует

немалого терпения. Но главные усилия необходимо направить на себя, т.е. вовремя

остановить себя не дать разгореться своим отрицательным эмоциям и раздражению.

Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок

– не кричать, не наказывать.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить

взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу

поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется

выдержать и это серьезное испытание.

А теперь немного о других проблемах в поведении детей.

Взаимодействие педагогов с ребенком, имеющим повышенную двигательную

активность.

Повышенная двигательная активность проявляется у детей в виде: импульсивности,

двигательной расторможенности, отвлекаемости, невнимательности.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства

или невоспитанности, как считают многие. Это специфическая особенность психики,

обусловленная как физиологическими нарушениями, так и психосоциальные факторы

(стиль воспитания в семье).

С появлением повышенной двигательной активности ребенка в детском саду у педагогов

возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него

непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без

умолку, обижает детей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих

взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком.

Правила поведения педагога с ребенком, имеющим повышенную двигательную

активность:

Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от

шума возбуждение усиливается.

Применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить

по голове, прижать к себе; похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима

таким детям.

Рекомендуется сажать рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.

Давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять,

принести, предложить раздать материал и т. п.).

Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, если ребенок довел какое-то

дело до конца.

Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с таким

ребёнком



В раздел образования