Автор: Филиппова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СКФКУиС
Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Преподавание литературы и русского языка в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Преподавание литературы и русского языка в
СПО
«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю,
гармонически воспитывает целостного человека».
(А. Дистервег)
«Всеми возможными способами нужно воспламенять
в детях горячее стремление к знанию и к учению».
(Я.А. Каменский)
Существует определенная специфика работы в сфере СПО.
Преподавание общеобразовательных дисциплин должно быть
организовано с учетом профиля получаемого студентами
профессионального образования. Возникают определенные трудности в
работе с тем, что в колледж приходят ребята из разных школ района,
республики. Поступают на обучение и из других регионов. Первый курс
обучения является важным для адаптации обучающихся, вовлечения их
в учебный процесс.
Термин «студент» имеет латинское происхождение и в переводе на
русский язык означает человека, который усердно работает, учится, то
есть овладевает знаниями. Студенты образуют определенную
социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой
является приобретение знаний и умений в области избранной
профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности.
Второй период юности, на который приходится студенческий возраст,
имеет специфические закономерности и представляет собой важный
этап в развитии личности. В этот период происходит становление
специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений.
Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не
только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и
как первую ступеньку к зрелости.
К. Д. Ушинский считал период жизни человека от 16 до 20-21 года
наиболее решающим: «Здесь именно завершается период образования
отдельных последовательностей (плетениць) представлений, и если не
все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно
широкую, чтобы оказать решающую предпочтение тому или иному
представлению в направления мыслей человека и его характере».
Исходя из этого, я определила задачи моей деятельности на уроке и во
внеурочной работе: создать условия для развития личности выпускника,
обладающего общими компетенциями, включающими способность:
-понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
-использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
-управлять собственным личностным и профессиональным развитием,
адаптироваться к изменениям
-работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами
Для решения поставленных задач мною составлены рабочие программы
по русскому языку и литературе. ( Приложение ) Они являются частью
общеобразовательной подготовки студентов в колледже. Программы
составлены в соответствии с требованиями о реализации федерального
Государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования (2004 г) с учетом профиля получаемого
профессионального образования на основе примерной программы
учебной дисциплины «Литература», учебной дисциплины «Русский язык»
для профессий начального профессионального образования и
специальностей среднего профессионального образования (2008 г.)
В связи с изменением учебного плана в 2013-2014 уч. г. были
разработаны в Word:и переведены в Excel календарно-тематические
планирования по литературе для профессий: «Автомеханик», «Повар,
кондитер», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»,
«Электрические станции, сети и системы»
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по литературе - 117 час, в
том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 78
час; самостоятельная работа обучающегося - 39 час.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по русскому 117 час, в
том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 78
час; самостоятельная работа обучающегося - 39 час.
Для достижения поставленных целей я использую в работе метод
проблемного обучения. Изучая и анализируя различные современные
педагогические технологии, я пришла к выводу, что метод проблемного
обучения, в основе которого лежит «вопросительное» отношение к
действительности, способствует активизации познавательной
деятельности студентов, а также формированию их способности к
самообучению, к творческой деятельности.
Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного
обучения.
Данный метод - это не абсолютно новое педагогическое явление.
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических
беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо.
Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. Он писал:
«Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные
мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод,
употреблявшийся Сократом. Сократ не навязывал своих мыслей
слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат
друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал
вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким
образом, заставлял их сталкиваться или разрушать друг друга, или
примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
Я считаю, что структура современного проблемного урока, в отличие от
структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного
процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только
внешней логики процесса обучения, создает возможности управления
самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько
основных способов создания проблемных ситуаций, которые я использую
в работе:
1. Побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую
деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых
знаний.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при
выполнении студентами практических заданий в техникуме, дома и т.д.
Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке
самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
Обычно обучающиеся в итоге анализа ситуации сами формулируют
проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или
поиск путей его практического применения. Примером может служить
любая исследовательская работа студентов на занятиях
4. Побуждения обучающегося к анализу фактов и явлений
действительности, порождающему противоречия между житейскими
представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их
опытная проверка.
6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению фактов,
явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная
ситуация.
7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых
фактов. Студенты получают задание рассмотреть некоторые факты,
явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с
известными и сделать самостоятельное обобщение.
8. Ознакомление обучающихся с фактами, несущими как будто бы
необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке
научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат
сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется
неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
При подготовке занятия с использованием проблемного метода
обучения, учитываю следующие правила создания проблемных
ситуаций:
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует
поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение
которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями;
здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе
деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям
обучающегося. Степень трудности проблемного задания зависит от
уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными
типами заданий.
5. Очень трудную проблемную ситуацию преподаватель должен
направлять путем указания учащемуся причин невыполнения данного
ему практического задания или невозможности объяснения им тех или
других фактов.
Подготовленность обучающегося к проблемному учению определяется
прежде всего его умением увидеть выдвинутую преподавателем(или
возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути
решения и решить эффективными приемами.
Метод проблемного обучения один методов и видов работы, которые я
применяю на практике. В преподавании я использую различные формы и
методы обучения, закрепления и контроля.
С целью активизации учебно-воспитательного процесса применяю
различные виды уроков, которые основаны на совместной деятельности
педагога и обучающегося, на совместном поиске, на эксперименте:
- урок-конференция
- урок - литературная гостиная
- урок творчества
- урок - экскурсия
- бинарный урок (совместно с преподавателем истории и
обществознания)
- урок-конференция и т.д.
Объяснение нового материала провожу в доступной, научной форме.
Уделяю внимание систематическому закреплению ранее изученного,
опираясь при этом на фактические знания студентов. Учитывая
содержание и объём изучаемого материала применяю наглядные
пособия и технические средства обучения. Планирую свою деятельность
комплексно, реализуя задачи образования, задачи подготовки студентов
к профессиональной деятельности, выбирая наиболее удачную
структуру урока.
Двадцатидвухлетний опыт работы учителя русского языка и литературы,
знание особенностей педагогического процесса и содержания
образования по предмету помогают мне построить и привести в
движение сам учебный процесс. Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся
стали активными участниками процесса обучения: занимались
напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи,
обосновывали свое мнение. Формирую у учащихся навыки поисково-
исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и
творческие задания.
22.03.2015 14:57