Автор: Аскерова Гуснийя Ровшан Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детского сада № 140 "Златовласка"
Населённый пункт: Город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: ТЕМА: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАГАДОК
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАГАДОК
Загадка - это утверждение, вопрос или фраза, имеющие двойное или
завуалированное значение, выдвигаемые как загадка, которую необходимо
решить. Загадки бывают двух типов: загадки, которые являются проблемами,
обычно выражаемыми в метафорическом или аллегорическом языке, которые
требуют изобретательности и тщательного размышления для их решения, и
загадки,
которые
являются
вопросами,
основанными
на
их
влиянии
на
наказание в вопросе или ответе.
Арчер Тейлор говорит, что «мы, вероятно, можем сказать, что загадки -
это
универсальное
искусство»
и
цитирует
загадки
из
сотен
различных
культур,
включая
источники
из
Финляндии,
Венгрии,
американских
индейцев,
китайцев,
русских,
голландцев
и
филиппинцев,
среди
многих
других. [1] Многие загадки и загадочные темы широко распространены на
международном уровне. Однако, по крайней мере, на Западе, если не более
широко,
«загадки
за
последние
несколько
десятилетий
перестали
быть
частью устной традиции», заменены другими устно-литературными формами
и другими тестами на смекалку, такими как викторины. [2]
В оценке Elli Köngas Maranda (первоначально писавшей о малайских
загадках, но с пониманием, которое было рассмотрено более широко), тогда
как
мифы
служат
для
кодирования
и
установления
социальных
норм,
«загадки имеют смысл играть с концептуальными границами и пересекать их
для интеллектуального удовольствия показать, что вещи не так стабильны,
как кажутся «- хотя смысл этого в конечном счете все еще может заключаться
в том, чтобы" играть с границами, но в конечном итоге утверждать их».
Развитие ребенка включает в себя биологические, психологические и
эмоциональные изменения, которые происходят в людях между рождением и
заключением подросткового возраста. В процессе развития индивидуальный
человек
прогрессирует
от
зависимости
к
возрастающей
автономии.
Это
непрерывный процесс с предсказуемой последовательностью, но для каждого
ребенка
он
имеет
уникальный
курс.
Он
не
прогрессирует
с
одинаковой
скоростью, и каждый этап зависит от предшествующего опыта развития.
Поскольку генетические факторы и события вовремя пренатальной жизни
могут сильно влиять на изменения в развитии, генетика и пренатальное
развитие обычно являются частью изучения развития ребенка. Родственные
термины
включают
психологию
развития,
относящуюся
к
развитию
на
протяжении всей жизни, и педиатрию, отрасль медицины, касающуюся ухода
за детьми.
Изменения в развитии могут происходить в результате генетически
контролируемых процессов, известных как созревание [1], или в результате
факторов
окружающей
среды
и
обучения,
но
чаще
всего
включает
взаимодействие
между
ними.
Это
может
также
произойти
в
результате
человеческой природы и способности человека учиться у окружающей среды.
Существуют
различные
определения
периодов
в
развитии
ребенка,
по скольку
каждый
период
предст авляет
собой
континуум
с
индивидуальными различиями относительно начала и окончания.
Содействие
развитию
ребенка
посредством
обучения
родителей,
помимо других факторов, способствует отличным темпам развития ребенка.
[3] Родители играют большую роль в деятельности, социализации и развитии
ребенка. Наличие нескольких родителей может повысить стабильность жизни
ребенка и, следовательно, способствовать здоровому развитию. [4] Другим
влиятельным
фактором
в
развитии
детей
является
качество
их
ухода.
Программы по уходу за детьми могут быть полезны для развития детей,
таких как способности к обучению и социальные навыки. [5]
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка «доставляет уму
ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка
своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные
силы.
Чтобы
отгадать
загадку,
нужно
внимательно
наблюдать
жизнь,
припоминать
виденное,
сравнивать,
сопоставлять
явления,
мысленно
расчленять,
выделять
каждый
раз
нужные
стороны,
объединять,
синтезировать
найденное.
Отгадывание
загадок
развивает
находчивость,
сообразительность,
быстроту
реакции,
умственную
активно сть,
самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать
мир.
Дети
любят
загадывать
загадки.
Они
взволнованы
процессом
и
результатом
этого
вида
умственного
соревнования.
Разгадывание
загадок
обостряет
и
дисциплинирует
разум,
обучая
детей
ясной
логике,
рассуждениям и доказательствам. Решение загадок развивает способность
анализировать, обобщать и формировать способность самостоятельно делать
выводы.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой
логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой
форме.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то
есть совершить сложную мыслительную операцию.
Рассматриваемый
элемент
(предмет
загадки)
скрыт,
зашифрован,
и
методы
шифрования
различны.
Метод
шифрования
определяет
тип
логической
проблемы,
ее
сложность
и,
следовательно,
характер
мыслительной операции, которую должен выполнить догадчик.
Чаще всего головоломка основана на списке признаков объекта или
явления. Загадки могут включать размер, форму, цвет, вкус, звук, движение,
материал,
назначение
и
т.
д.
В
соответствии
с
этими
характеристиками,
ребенку и необходимо найти решение. В любой загадке изначально названы
несколько последовательных действий - признаков, характерных для одного
из природных явлений, и учитывается звук слов, обозначающих эти знаки
логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание -
все это создает видимую и слышимую картину, анализируя которую ребенок
начинает логически мыслить.
Таким
образом,
существует
большое
разнообразие загадок.
Задача
педагога
умело
подобрать
их
для
своих
воспитанников.
Главное,
чтобы загадки нравились детям, развивали их познание, будили интерес ко
всему живому.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс,
и результат этого своеобразного умственного состязания.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что
логическое мышление в дошкольном возрасте проявляется преимущественно
ч е р е з
о т д е л ь н ы е
е г о
с т р у к т у р н ы е
к о м п о н е н т ы
и
и х
целостное развитие возможно
при
условии
соблюдения
психолого-
педагогических требований:
1. Осуществление педагогического руководства (применение системы
активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).
2.
Поэтапное
использование
многообразия
(словесных,
игр-загадок,
занимательного материала, подвижных игр).
3.
Опора
на
сформированные
формы мышления (применение
наглядного материала, системы сенсорных действий).
4.
Одновременное
воздействие
на
эмоциональную,
когнитивную,
мотивационную сферы ребёнка.
5. Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьёй.
Загадки использую
от
простых
к
сложным,
с
учётом
возрастных
особенностей детей. Многим детям нравится самим придумывать загадки, а
это развивает
внимание,
воображение,
расширяет
словарный
запас,
формирует
связную
речь.
Часто
применяю загадки
–
шутки, загадки
–
ловушки,
которые помогают
развивать
гибкость
ума,
дают
возможность
детям применить свои знания, предварительно найдя ошибку.
Диагностика
результатов развития личности
является
главным
содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного
процесса.
Основное
предназначение
воспитания
заключается
в
его развивающем
влиянии,
поэтому
только
происходящие
изменения
в
личности
ребёнка
могут
свидетельствовать
об
эффективности
данного
процесса.
Диагностические
исследования,
проводимые
в
старшем
дошкольном
возрасте,
позволили
про следить
п р о г р е с с и в н ы е
результаты развития логического мышления дошкольников.
Большая
часть
детей,
имеют
средний
показатель развития,
дети,
имеющие
показатели
ниже
среднего,
находятся
под
моим
пристальным
вниманием педагога. Результаты проводимых обследований подтвердились
качеством обучения в начальной школе.
Добиться положительных результатов в работе с детьми можно только в
тесной
работе
с
родителями.
Мне повезло:
последние
несколько
лет
я
работала
с
заинтересованными,
понимающими
родителями,
которые
постоянно поддерживали и помогали своим непосредственным участием в
воспитании и развитии детей.
Таким образом, обобщая вышесказанное, считаю развитие логического
мышления с помощью загадок актуальным и своевременным, именно у детей
старшего
дошкольного
возраста,
в
период
подготовки
к
следующей
ступени развития – школьному обучению.
Список использованных источников
1. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования :
учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
2. Бочарова,
Н.
И.
Педагогика
досуга.
Организация
досуга
детей
в
семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г.
Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218
с.
3. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном
образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-
е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
4. Тихомирова,
О.
В.
Методика
обучения
и
воспитания
в
области
дошкольного
образования
:
учебник
и
практикум
для
академического
бакалавриата
/
О.
В.
Тихомирова.
—
2-е
изд.,
перераб.
и
доп.
—
М.
:
Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
5.
Ворошнина,
Л.
В.
Развитие
речи
и
общения
детей
дошкольного
возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для
академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с