Автор: Куранова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: «Волшебница вода»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности в
подготовительной группе «Волшебница вода»
МБДОУ детский сад № 153 г. Рязань - Куранова Ольга Анатольевна
Цель:организовать
познавательно
–
исследовательскуюдеятельность
детей,
направленную на формирование первичных представлений о состояниях и свойствах воды
в
окружающей
среде;
развивать
познавательную
активность,
исследовательские
способности; обогатить словарь по теме занятия; способствовать взаимодействию детей в
группах, парах.
Педагогическая технология: элементы ТРИЗ.
Задачи:
- Пробудить интерес к исследовательской деятельности.
- Организовать знакомство детей с состояниями воды(жидкое, твердое, газообразное) на
примере таких состояний воды, как: воды в реке,тумана, росы, снега, льда); а так же
свойствами воды
(не имеет цвета,вкуса,запаха,не имеет формы) через
использование
элементов технологии ТРИЗ и опытов.
- Организовать практическую деятельность детей.
- Организовать контроль и оценку самостоятельной деятельности детей.
Обогащать словарь:жидкое, твердое, газообразное состояние воды;свойства воды
(не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы,обладает текучестью).
Цель для детей с ТНР: организовать деятельность детей, направленную на развитие
исследовательских способностей ипознавательную активность и обогащению словаря по
теме занятия;
Цель
для
детей
с
ЗПР: организовать
деятельность
детей,
направленную
на
формирование первичных представлений о состояниях, свойствах воды и обогащении
словаря.
Предварительная работа:отгадывание загадок, чтение художественной литературы
(Л. Лопатина, М.Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что
случилось с рекой»;рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций
художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира,рассматривание схемы
«Круговорот воды в природе»;проведение опытов: испарение воды (за какой срок),
испарение воды при разной температуре, круговорот воды в природе;работа с родителями
(наблюдение за лужами, дождем и др.), опытническая деятельность « Что произошло с
водой»;наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;рисунок капельки воды
выполняется пластилиновыми мазками (пластилинография).
Оборудование: сундучок, карточки с загадками, мелкие игрушки по количеству
детей,
схема
«Круговорот
воды
в
природе»,
столы
покрыты
клеенкой,
салфетки
по
количеству детей, по 2 одноразовых пластиковых стаканчика на ребенка, чистая питьевая
вода, пластилин, карточки для пластилинографии. Магнитная доска, столы для опытов,
столы для практической работы, игрушка Капелька.
I группа детей: раздаточный – схемы «Круговорот воды в природе»
II (дети с ТНР): раздаточный – карточки « Состояние воды»,
III
(дети
с
ЗПР)
группа:
раздаточный
–
схемы
«Круговорот
воды
в
природе»,
карточки «Состояние воды», графическая схема «Состояние воды в разные времена года».
Словарная работа: круговорот, туманный, снежный, дождливый, ледяной, туман,
роса, сосулька, снежинка, пар, лед.
Ход образовательной деятельности:
Этапы
Деятельность педагога
I группа
(дети, развивающиеся в
соответствии с возрастом)
II группа
(дети с ТНР)
III группа
(дети с ЗПР и низким
уровнем речевого
развития)
Расположение детей
Мотивационный
В.- нашла около группы сундучок. В нем загадки
для
ребят
группы
«Солнышко»,
а
от
кого
не
понятно.
- Нам интересно что же там
находится!
- хотим
посмотреть
- молча лезут в
сундучок.
Стоят около воспитателя
Открывает сундучок достает из него загадки в
киндер-сюрпризах.
-В.- Вы умеете отгадывать загадки?
ЗАГАДКИ:
- Вода в твердом состоянии: снег.
Что за чудо-покрывало
Ночью все вокруг белым стало
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый….(снег)
- Вода в газообразном состоянии: туман.
Молоко над речкой плыло-
Ничего не видно было
Растворилось молоко
Стало видно далеко (туман)
- Вода в жидком состоянии:
Капли влаги на листочках
На траве и на цветочках.
Это что за чудеса?
По утрам блестит (роса)
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадает
И никуда я не иду покуда он идет(дождь)
- Умеем отгадывать загадки.
Мы много знаем загадок.
- Конечно же снег, белый и
пушистый.
- Это бывает летом, туман.
- Капельки на траве –это
роса
- Это дождь, он бывает
теплый, холодный и
грибной.
- Умеем.
- Снег
- Туман
- Роса
- ответы детей с
помощью карточек.
Стоят около воспитателя
Ориентировочный
Ребята, как можно сказать одним словом про снег,
туман и росу, что это?
Для
детей
1
подгруппы
–в
помощь
детям
показываю графическое изображение воды в трех
состояниях.
Для
детей
2
подгруппы
в
помощь
детям
показываю и
графическое изображение воды в
трех состояниях и даю словесное объяснение.
- Это вода в газообразном,
твердом и жидком
состояниях.
- Это вода
- ответы детей с
помощью карточек
Стоят около воспитателя
Да, это все вода. Она может быть и в жидком,
твердом и газообразном состоянии. Недаром про
воду говорят, что она волшебница.
Звенит колокольчик. Появляется Капелька.
Стоят около воспитателя
Диалог воспитателя с Капелькой.
- В.: Так вот это чьи загадки!
Проходи, Капелька, присаживайся, и вы, ребята,
присаживайтесь на ковер. ---В.: Дети много знают
интересного про воду.
ВОПРОСЫ
- Для чего нужна вода?
- Что произойдет на планете, если не останется
ни одной капли воды?
- Без воды нет жизни на
земле.
- пить, есть,
умываться,
СТИРАТЬ
-ПИТЬ ВОДУ
Присаживаются на
ковер
ИГРА: «ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ»
Дети стоят в кругу воспитатель показывает
схему , на которой изображено состояние воды:
Движением дети показывают состояние воды:
ТВЕРДОЕ – дети крепко держаться за руки,
плотно прижавшись друг к другу.
ЖИДКОЕ – дети держатся за руки, находятся на
расстоянии вытянутых рук друг от друга.
ГАЗООБРАЗНОЕ –
Дети стоят в кругу, но за руки не держатся на
расстоянии друг от друга.
Дети стоят вокруг
Капельки и по показу
карточки меняют свое
расположение,
демонстрируя состояние
воды.
Исполнительский
КАПЕЛЬКА: Что то жарко стало мне у вас.
Сейчас я улечу.
Воспитатель: Не улетай от нас, не испаряйся.
Дети, давайте подуем на капельку, чтобы ей стало
прохладно.
(Артикуляционная гимнастика)
- В.: Дети, вы знаете, что Капелька любит
путешествовать.
Сейчас я вам покажу это путешествие.
Выкладывается схема «Круговорот воды в
природе».
В.: По небу плывут облака, когда капелькам воды
становится в них тесно – идет дождь. Капельки
путешествуют по ручейка, речкам, морям.
Что же происходит дальше?
ВЫВОД:
Так происходит много раз: капельки
путешествуют в природе по кругу всегда и вода с
планеты исчезнуть никуда не может, но люди
должны ее беречь и охранять, чтобы она
досталась детям чистая и полезная.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, что вода таит в себе много
неизвестного.
- Выполняют
артикуляционную
гимнастику
- вода испаряется,
превращается в облака,
плывут по небу и
проливаются на землю
дождем.
- Выполняют
артикуляционн
ую гимнастику
_ с помощью
наводящих
вопросов
- Выполняют
артикуляционную
гимнастику
- с помощью
наводящих вопросов
и карточек
Дети возле Капельки
стоят в кругу.
Сидят на ковре
ОПЫТЫ:
Воспитатель: Я предлагаю поближе
познакомиться с водой, узнать, какая
она бывает.
Капелька, присаживайся с нами.
Объяснение правил поведения во время опытов:
-не шуметь,
-не толкаться,
-дать возможность высказываться своим
товарищам.
-слушать воспитателя,
-внимательно следить за результатом опыта.
Дети сидят за столами
1ОПЫТ: ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ
- возьмите один стаканчик с водой (стакан
прозрачный пластмассовый) и положите туда
игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите
игрушку?
2 ОПЫТ: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА И ЗАПАХА.
- возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте
воду в нем. Она чем то пахнет? Сделайте глоток.
Она имеет вкус?
Вывод: вода прозрачная, не имеет запах и вкуса.
3 ОПЫТ :
ВОДА ЖИДКАЯ, МОЖЕТ ТЕЧЬ
- возьмите два стаканчика. Один пустой, другой с
водой. Перелейте воду из одного стаканчика в
другой. Льется вода? Почему? Потому что она
жидкая. Если бы вода не была жидкая, она не
текла бы из крана, в реках и ручейках.
Вывод: Вода – жидкая, может течь.
Капелька: - Ой, как у вас интересно! Как вы
всего много знаете! Давайте еще поиграем!
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
- Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром, дождь грибной, дождик с
радугой – дугой, дождик с солнцем, дождик с
градом, дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом, дождь с грозой, дождь
холодный, проливной!
Вот как много есть дождей для растений и людей.
Вывод в форме дидактической игры «Что где».
Закрепить знания о свойствах воды.
Капелька: - С вами интересно, но мне пора.
Меня ждут мои сестрички капельки. Но я вам
оставляю подарок: изображения воды в разных
состояниях. (альбом с иллюстрациями)
Дети прощаются с капелькой.
-вода прозрачна, видно
игрушку
- вода не пахнет, не имеет
вкуса.
- вода жидкая, если пролить
будет мокро.
- выполнение пальчиковой
гимнастики самостоятельно
- игрушку
видно.
- не пахнет
- побуждать к
проговаривани
ю ответа
- помощь
ребенка
-ой, игрушка
-не вкусная
-побуждать к
проговариванию
ответа
Помощь воспитателя
За столами
Стоят в кругу
Воспитатель: - Давайте ребята сделаем портреты
Капельки.
- ответы детей по карточкам
Выполняют самостоятельно
Ответы детей
по наводящим
вопросам
С помощью
воспитателя
Ответы детей по
наводящим вопросам
и схемы
С помощью
воспитателя
За столами
Дети сидят за столами
Рассматривают выполненные работы
-Понравилась вам встреча с Капелькой
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Стоят около мольберта
Перспективный
--Кому вы расскажете о встрече с Капелькой?
-Что интересного вы узнали?
- Хотите еще встретится с Капелькой?
Друзей, мам, пап и т.д.
Да
Маму
Да
Повторяют
Да
Импровизация детей
Импровизация
детей
Импровизация детей
Литература:
1.Рыжова Н.А. «Волшебница вода» - 1997 \Москва
2Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме вода». М. 2003г.