Напоминание

«Волшебница вода»


Автор: Куранова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: «Волшебница вода»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности в

подготовительной группе «Волшебница вода»

МБДОУ детский сад № 153 г. Рязань - Куранова Ольга Анатольевна

Цель:организовать

познавательно

исследовательскуюдеятельность

детей,

направленную на формирование первичных представлений о состояниях и свойствах воды

в

окружающей

среде;

развивать

познавательную

активность,

исследовательские

способности; обогатить словарь по теме занятия; способствовать взаимодействию детей в

группах, парах.

Педагогическая технология: элементы ТРИЗ.

Задачи:

- Пробудить интерес к исследовательской деятельности.

- Организовать знакомство детей с состояниями воды(жидкое, твердое, газообразное) на

примере таких состояний воды, как: воды в реке,тумана, росы, снега, льда); а так же

свойствами воды

(не имеет цвета,вкуса,запаха,не имеет формы) через

использование

элементов технологии ТРИЗ и опытов.

- Организовать практическую деятельность детей.

- Организовать контроль и оценку самостоятельной деятельности детей.

Обогащать словарь:жидкое, твердое, газообразное состояние воды;свойства воды

(не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы,обладает текучестью).

Цель для детей с ТНР: организовать деятельность детей, направленную на развитие

исследовательских способностей ипознавательную активность и обогащению словаря по

теме занятия;

Цель

для

детей

с

ЗПР: организовать

деятельность

детей,

направленную

на

формирование первичных представлений о состояниях, свойствах воды и обогащении

словаря.

Предварительная работа:отгадывание загадок, чтение художественной литературы

(Л. Лопатина, М.Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что

случилось с рекой»;рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций

художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира,рассматривание схемы

«Круговорот воды в природе»;проведение опытов: испарение воды (за какой срок),

испарение воды при разной температуре, круговорот воды в природе;работа с родителями

(наблюдение за лужами, дождем и др.), опытническая деятельность « Что произошло с

водой»;наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;рисунок капельки воды

выполняется пластилиновыми мазками (пластилинография).

Оборудование: сундучок, карточки с загадками, мелкие игрушки по количеству

детей,

схема

«Круговорот

воды

в

природе»,

столы

покрыты

клеенкой,

салфетки

по

количеству детей, по 2 одноразовых пластиковых стаканчика на ребенка, чистая питьевая

вода, пластилин, карточки для пластилинографии. Магнитная доска, столы для опытов,

столы для практической работы, игрушка Капелька.

I группа детей: раздаточный – схемы «Круговорот воды в природе»

II (дети с ТНР): раздаточный – карточки « Состояние воды»,

III

(дети

с

ЗПР)

группа:

раздаточный

схемы

«Круговорот

воды

в

природе»,

карточки «Состояние воды», графическая схема «Состояние воды в разные времена года».

Словарная работа: круговорот, туманный, снежный, дождливый, ледяной, туман,

роса, сосулька, снежинка, пар, лед.

Ход образовательной деятельности:

Этапы

Деятельность педагога

I группа

(дети, развивающиеся в

соответствии с возрастом)

II группа

(дети с ТНР)

III группа

(дети с ЗПР и низким

уровнем речевого

развития)

Расположение детей

Мотивационный

В.- нашла около группы сундучок. В нем загадки

для

ребят

группы

«Солнышко»,

а

от

кого

не

понятно.

- Нам интересно что же там

находится!

- хотим

посмотреть

- молча лезут в

сундучок.

Стоят около воспитателя

Открывает сундучок достает из него загадки в

киндер-сюрпризах.

-В.- Вы умеете отгадывать загадки?

ЗАГАДКИ:

- Вода в твердом состоянии: снег.

Что за чудо-покрывало

Ночью все вокруг белым стало

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый….(снег)

- Вода в газообразном состоянии: туман.

Молоко над речкой плыло-

Ничего не видно было

Растворилось молоко

Стало видно далеко (туман)

- Вода в жидком состоянии:

Капли влаги на листочках

На траве и на цветочках.

Это что за чудеса?

По утрам блестит (роса)

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадает

И никуда я не иду покуда он идет(дождь)

- Умеем отгадывать загадки.

Мы много знаем загадок.

- Конечно же снег, белый и

пушистый.

- Это бывает летом, туман.

- Капельки на траве –это

роса

- Это дождь, он бывает

теплый, холодный и

грибной.

- Умеем.

- Снег

- Туман

- Роса

- ответы детей с

помощью карточек.

Стоят около воспитателя

Ориентировочный

Ребята, как можно сказать одним словом про снег,

туман и росу, что это?

Для

детей

1

подгруппы

–в

помощь

детям

показываю графическое изображение воды в трех

состояниях.

Для

детей

2

подгруппы

в

помощь

детям

показываю и

графическое изображение воды в

трех состояниях и даю словесное объяснение.

- Это вода в газообразном,

твердом и жидком

состояниях.

- Это вода

- ответы детей с

помощью карточек

Стоят около воспитателя

Да, это все вода. Она может быть и в жидком,

твердом и газообразном состоянии. Недаром про

воду говорят, что она волшебница.

Звенит колокольчик. Появляется Капелька.

Стоят около воспитателя

Диалог воспитателя с Капелькой.

- В.: Так вот это чьи загадки!

Проходи, Капелька, присаживайся, и вы, ребята,

присаживайтесь на ковер. ---В.: Дети много знают

интересного про воду.

ВОПРОСЫ

- Для чего нужна вода?

- Что произойдет на планете, если не останется

ни одной капли воды?

- Без воды нет жизни на

земле.

- пить, есть,

умываться,

СТИРАТЬ

-ПИТЬ ВОДУ

Присаживаются на

ковер

ИГРА: «ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ»

Дети стоят в кругу воспитатель показывает

схему , на которой изображено состояние воды:

Движением дети показывают состояние воды:

ТВЕРДОЕ – дети крепко держаться за руки,

плотно прижавшись друг к другу.

ЖИДКОЕ – дети держатся за руки, находятся на

расстоянии вытянутых рук друг от друга.

ГАЗООБРАЗНОЕ –

Дети стоят в кругу, но за руки не держатся на

расстоянии друг от друга.

Дети стоят вокруг

Капельки и по показу

карточки меняют свое

расположение,

демонстрируя состояние

воды.

Исполнительский

КАПЕЛЬКА: Что то жарко стало мне у вас.

Сейчас я улечу.

Воспитатель: Не улетай от нас, не испаряйся.

Дети, давайте подуем на капельку, чтобы ей стало

прохладно.

(Артикуляционная гимнастика)

- В.: Дети, вы знаете, что Капелька любит

путешествовать.

Сейчас я вам покажу это путешествие.

Выкладывается схема «Круговорот воды в

природе».

В.: По небу плывут облака, когда капелькам воды

становится в них тесно – идет дождь. Капельки

путешествуют по ручейка, речкам, морям.

Что же происходит дальше?

ВЫВОД:

Так происходит много раз: капельки

путешествуют в природе по кругу всегда и вода с

планеты исчезнуть никуда не может, но люди

должны ее беречь и охранять, чтобы она

досталась детям чистая и полезная.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете, что вода таит в себе много

неизвестного.

- Выполняют

артикуляционную

гимнастику

- вода испаряется,

превращается в облака,

плывут по небу и

проливаются на землю

дождем.

- Выполняют

артикуляционн

ую гимнастику

_ с помощью

наводящих

вопросов

- Выполняют

артикуляционную

гимнастику

- с помощью

наводящих вопросов

и карточек

Дети возле Капельки

стоят в кругу.

Сидят на ковре

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Я предлагаю поближе

познакомиться с водой, узнать, какая

она бывает.

Капелька, присаживайся с нами.

Объяснение правил поведения во время опытов:

-не шуметь,

-не толкаться,

-дать возможность высказываться своим

товарищам.

-слушать воспитателя,

-внимательно следить за результатом опыта.

Дети сидят за столами

1ОПЫТ: ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ

- возьмите один стаканчик с водой (стакан

прозрачный пластмассовый) и положите туда

игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите

игрушку?

2 ОПЫТ: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА И ЗАПАХА.

- возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте

воду в нем. Она чем то пахнет? Сделайте глоток.

Она имеет вкус?

Вывод: вода прозрачная, не имеет запах и вкуса.

3 ОПЫТ :

ВОДА ЖИДКАЯ, МОЖЕТ ТЕЧЬ

- возьмите два стаканчика. Один пустой, другой с

водой. Перелейте воду из одного стаканчика в

другой. Льется вода? Почему? Потому что она

жидкая. Если бы вода не была жидкая, она не

текла бы из крана, в реках и ручейках.

Вывод: Вода – жидкая, может течь.

Капелька: - Ой, как у вас интересно! Как вы

всего много знаете! Давайте еще поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

- Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром, дождь грибной, дождик с

радугой – дугой, дождик с солнцем, дождик с

градом, дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом, дождь с грозой, дождь

холодный, проливной!

Вот как много есть дождей для растений и людей.

Вывод в форме дидактической игры «Что где».

Закрепить знания о свойствах воды.

Капелька: - С вами интересно, но мне пора.

Меня ждут мои сестрички капельки. Но я вам

оставляю подарок: изображения воды в разных

состояниях. (альбом с иллюстрациями)

Дети прощаются с капелькой.

-вода прозрачна, видно

игрушку

- вода не пахнет, не имеет

вкуса.

- вода жидкая, если пролить

будет мокро.

- выполнение пальчиковой

гимнастики самостоятельно

- игрушку

видно.

- не пахнет

- побуждать к

проговаривани

ю ответа

- помощь

ребенка

-ой, игрушка

-не вкусная

-побуждать к

проговариванию

ответа

Помощь воспитателя

За столами

Стоят в кругу

Воспитатель: - Давайте ребята сделаем портреты

Капельки.

- ответы детей по карточкам

Выполняют самостоятельно

Ответы детей

по наводящим

вопросам

С помощью

воспитателя

Ответы детей по

наводящим вопросам

и схемы

С помощью

воспитателя

За столами

Дети сидят за столами

Рассматривают выполненные работы

-Понравилась вам встреча с Капелькой

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Стоят около мольберта

Перспективный

--Кому вы расскажете о встрече с Капелькой?

-Что интересного вы узнали?

- Хотите еще встретится с Капелькой?

Друзей, мам, пап и т.д.

Да

Маму

Да

Повторяют

Да

Импровизация детей

Импровизация

детей

Импровизация детей

Литература:

1.Рыжова Н.А. «Волшебница вода» - 1997 \Москва

2Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме вода». М. 2003г.



В раздел образования