Автор: Саая Октябрина Александровна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык)
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: Кызыл
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Зорко одно лишь сердце
Раздел: среднее образование
Идейное содержание сказки
Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Ход урока
1. Интрига. Прием ассоциативных переживаний «Вопросы»
Слушаем музыку.
- Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение?
- А я представила красивый сад. В нем растут удивительные деревья и цветы. Они издают разные ароматы, ласкают
глаза.
- Скажите, а у вас есть такой сад?
- Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека. Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно
найти?
Ответы детей.
2. Тема и цель урока
- Этот сад располагается в душе каждого человека. Каким он должен быть, какие растения должны цвести в этом саду, мы
с вами определим, обратившись к сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Мы познакомимся с
некоторыми фактами из жизни писателя, попробуем выявить, какие ценности утверждает Сент – Экзюпери в своей
сказке, каким следует быть человеку на этой, еще не очень – то устроенной, но любимой и единственной планете Земля.
3. Слово о писателе.
4. Анализ сказки
а) Маленький принц на своей планете
- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты,
расскажите о нем?
- Что символизируют баобабы?
Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить.
- От чего предостерегает нас автор? Почему борьбу с «баобабами» он считает «страшно важным и неотложным»?
По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Он говорил, что в каждом человеке есть семена “хороших,
полезных трав” и семена “дурной, сорной травы”. И многие наши недостатки, особенно если человек ещё невелик,
сначала кажутся нам безобидными, малыми.
-Так продолжалось до тех пор, пока на его планетку неведомо откуда не занесло зерно какого-то диковинного
цветка.
-Какой это был цветок?
Чтение текста: описание розы (начало главы 8)
-Подберите эпитеты, которые охарактеризуют розу. Как маленький принц относился к ней?
* Роза – это ужасная кокетка, гордая и обидчивая красавица, хвастливая, капризная, не страдающая
избытком скромности, своенравная и высокомерная, но…такая прекрасная, что дух захватывало. И Маленький принц
полюбил её, рад был ей служить. Но вскоре в его душе пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к
сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Поэтому решил отправиться в странствия по другим планетам.
б) Маленький принц посещает планеты
-Давайте отправимся вслед за Маленьким принцем и посетим все те планеты, на которых был Маленький принц.
Каждую планету населяет один человек. Но сначала вы должны отгадать, о какой планете идет речь. Я называю
только ключевые слова. Вы отгадываете планету и рассказываете о ней.
Отгадываем планеты
1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал,
что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить
Маленького принца министром юстиции – а судить некого.
2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)
Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым
красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц
удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.
3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который
не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.
4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)
Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.
5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)
На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому
принцу он понравился за то, что верен был своему слову.
6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)
Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в
нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не
интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно
географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.
- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.
Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.
- Как вы думаете, что может быть ценно для человека, что значимо?
-Что ценно для обитателей астероидов?
- Можно ли считать эти ценности настоящими?
* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем
забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
- Как оценивает их Маленький принц?
«Взрослый очень, очень странный народ…взрослые…поразительный народ».
- Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей астероидов?
* Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.
в) Маленький принц на планете Земля
Маленький принц отправляется на планету Земля, у которой, по мнению географа, «неплохая репутация».
- Какие мы, люди на планете Земля? Что вы выписали?
-Люди планеты Земля похожи на обитателей планет? Похож ли на них летчик, которого встретил Маленький
принц?
-Почему летчик не похож на тех взрослых, которые обитают на маленьких планетах?
- Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц?
-Давайте посмотрим на рисунки. Что спрятано в них?
Просмотр рисунков.
г) Встреча с Лисом
- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?
* Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?
*Лис.
Эпизод «Лис открывает Маленькому принцу свой секрет» - глава 21 –инсценирование.
- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»?
* «Приручить» - создать узы: человек нуждается в нас так же, как мы в нем.
- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?
- Какие «цветы» посадил Лис в душе Маленького принца?
-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?
5. Рефлексия
-Чему научил нас Маленький принц?
-Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?
-Давайте мы с вами озвучим мудрые выражения, которые вы отметили по ходу чтения.
Зачитывают мудрые мысли.
-Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг
себя, надо создать сад в своей душе.
-Вернулся ли Маленький принц к своей розе?
6. Домашнее задание
-Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с
какими словами он мог бы обратиться к ней. Напишите об этом в сочинении: «Маленький принц возвращается к своей
розе»
Спасибо за урок. Урок завершен.