Напоминание

Наблюдение – основной метод экологического образования детей дошкольного возраста.


Автор: Ефанкина Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Наблюдение – основной метод экологического образования детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наблюдение – основной метод экологического образования

детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение

1.

Значение и задачи наблюдений за явлениями и объектами природы

2.

Виды наблюдений, их характерные особенности

3.

Структура и содержание наблюдения

4.

Требования к проведению наблюдения

5.

Руководство наблюдениями

6.

Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы

Введение.

В

настоящее

время

экологическая

проблема

человека

и

природы,

а

также

взаимодействия

человеческого

общества

на

окружающую

среду

стала

актуальной

и

приняла огромные масштабы.

Дошкольное

учреждения

уже

сегодня

призвано

проявить

настойчивость

в

воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его

постоянной

заботы.

Формирование

экологического

сознания

-

важнейшая

задача

дошкольного учреждения. Это происходит от того, что детский сад всегда мало уделял

внимания

экологическому

воспитанию.

Начинать

экологическое

воспитание

надо

с

дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем

преобразоваться в прочные убеждения.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у

ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на

восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни,

роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в

этом немаловажную роль.

Одним

из

методов

экологического

воспитания

дошкольников

является

наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней

в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие

качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение

наблюдать,

логически

мыслить,

эстетически

относится

ко

всему

живому.

Любовь

к

природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не

только

интерес

к

природе,

но

и

способствуют

формированию

у

детей

лучших

черт

характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых,

охраняющих и умножающих природные богатства.

1.

Значение и задачи наблюдений за явлениями и объектами природы.

В

педагогическом

процессе

детского

сада

используются

различные

методы

обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе

которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание

отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются все указанные методы, а

наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов - играет важную роль в

воспитании и обучении дошкольников.

«До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие

впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие». Рерих

писал о необходимости с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам

красоты, которые нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти приметы

красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через один из

методов экологического воспитания детей - наблюдение.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них

существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать

выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность,

умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным,

выражать мысли словом.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или

менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств,

структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений,

животных), сезонных явлений.

Для

успешного

достижения

поставленной

цели

воспитатель

продумывает

и

использует

специальные

приемы,

организующие

активное

восприятие

детей,

задает

вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи

между

отдельными

объектами

и

явлениями

природы.

Наблюдение

необходимо

сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились.

Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать

его по времени, объему и содержанию.

Метод

наблюдения

в

экологическом

воспитании

детей

является

основным.

Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний,

доступных детям. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний -

это представление, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений, а для этого

необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

Наблюдение - позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее

многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и

отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения

в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и

приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из задач умственного

воспитания.

2.

Виды наблюдений, их характерные особенности.

Выделяют следующие виды наблюдений:

1)

Распознающие наблюдения, в ходе которых формируются знания о свойствах и

качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот

вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми

для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для

уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием

распознающее

наблюдение

используется

при

обобщении

и

систематизации

знаний.

В

ходе

распознающего

наблюдения

формируются

и

основные

умения

наблюдать:

принимать

задачу,

сосредоточивать

восприятие

на

наблюдаемом

объекте,

использовать

обследовательские и поисковые действия и др.

2)

Длительные

наблюдения,

за

изменением

и

преобразованием

объектов

(рост

и

развитие

растений

и

животных,

сезонные

изменения

в

природе).

Этот

вид

наблюдения

дает

знания

о

процессах,

об

объектах

окружающего

мира

в

их

динамике,

взаимодействии.

Этот

вид

наблюдения

требует,

более

сложных

умственных

действий:

сопоставления

данного

состояния

объекта

с

предыдущим,

а

это

связано

с

наличием

ранее

сложившихся

представлений

и

умением

мобилизовать

их,

осуществить

процесс

сравнения

на

основе

представлений

памяти,

умений,

выделить

среди

разнообразия

признаков

тот,

который

свидетельствует

о

происходящих изменениях, и т. д.

П о н и м а н и е

в о с п р и н я т о г о

т р е б у е т

у с т а н о в л е н и я

о т н о ш е н и й

последовательности

с

временной

характеристикой,

а

также

элементарного

освоения

принципа

сохранения

и

вариативности

-

понимание

того,

что

объект,

оставаясь

тем

же,

меняется.

Этот

вид

наблюдения

имеет

большое

образовательное

и

развивающее

значение,

формирует

у

детей

элементы

диалектического

мышления.

3)

Воссоздающие наблюдения,

когда

по

отдельным

признакам

устанавливается

состояние

объекта,

по

части

-

картина

всего

явления

(так,

по

цвету

почвы

дети

устанавливают

ее

влажность,

по

цвету

ягоды

-ее

спелость

и

т.

д.).

Данное

наблюдение

осуществляется

на

основе

имеющегося

у

ребенка

знания

в

форме

конкретных

представлений

о

предметах

или

явлениях.

Воссоздание

образа

объекта

на

основе

ограниченного

количества

признаков

требует

активного

припоминания

и

а к т и в н о й

д е я т е л ь н о с т и

в о о б р а ж е н и я .

С л е д о в ат е л ь н о ,

и д е т

п р о ц е с с

совершенствования

имеющихся

знаний,

формируется

умение

их

использовать

и

применять при решении практических и познавательных задач.

4)

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения

бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом

наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и

зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте

наблюдения информации).

5)

По длительности выделяют:

эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут;

длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или

даже недель).

6)

В

зависимости

от

количества

детей,

участвующих

в

наблюдении,

принято

выделять наблюдения:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные.

7)

В зависимости от содержания:

наблюдения за животными,

наблюдения за растениями,

наблюдения за явлениями неживой природы,

наблюдения за сезонными изменениями,

наблюдения за погодой,

наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д.

8)

В зависимости от того по чьей инициативе проводятся:

наблюдения, возникающие по инициативе детей,

наблюдения плановые,

специально организованные, педагогом.

3.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых

различны.

1) Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

Приемы, используемые воспитателем:

Они не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы наблюдение не

показалось

скучным.

Не

следует

использовать

игрушки,

сюрпризные

моменты,

неожиданные эффекты – все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению,

так

как

эмоциональное

состояние

детей

не

позволит

им

включиться

в

интенсивную

умственную работу.

Словесные

и

действенные

приемы,

вызывающие

интерес

к

предстоящему

наблюдению: призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают,

или загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения: «Пойдемте со мной

смотреть что-то интересное! А вот что смотреть – я вам покажу руками, а вы отгадайте».

Это может вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю.

Расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном для

детей месте.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

2)

Основная часть.

Задача - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации,

реализацию задуманного содержания наблюдения, используя следующие приемы:

Постановка

воспитателем

вопросов

репродуктивного,

поискового

или

обобщающего характера. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с, которая,

позволяет

детям

сосредоточиться

в

поиске

ответа

на

вопрос

и

дает

возможность

самостоятельного получения информации. В случае неуспеха педагог не спешит делать

пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое

значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и

мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Применение игровых, обследовательских, трудовых и поисковых действий,

используя приемы показа образца действия, дает указания, разъяснения. Двигательная

активность

снимает

напряжение

и

не

выводит

из

содержательного

пространства.

Например,

дети

наблюдают

за

тем,

как

рыба

поедает

корм.

Воспитатель

говорит:

«Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм.

(Через пару секунд.) Теперь сами

покажите

ртом,

как

рыбка

ест. (Дети

изображают.) Снова посмотрите на нее - это

интересно».

Или,

наблюдая

с

дошкольниками

за

функцией

глаз

рыбы

или

птицы,

воспитатель

предлагает

несколько

раз

закрыть

глаза,

открыть

их,

спрашивает,

что

происходит

с

ними,

когда

глаза

закрыты.

Такие

простые

действия

помога ют

понять

содержание наблюдения, облегчают его.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать

длительными пояснениями или рассказом.

3)

Завершение наблюдения.

Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий

этап

должен

быть

эмоциональным,

чтобы

дети

после

него

находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать,

без каких-либо специальных приемов. В конце наблюдения воспитатель читает стихи,

поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по пово ду наблюдения. Например, дети

наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает

всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть...».

Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте

с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они

могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации

наблюдений педагогом.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского

сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

выделение самих объектов (целого),

частей,

из

которых

они

состоят

(т.е.

определение

особенностей

строения

растений и животных),

различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования,

для животных - разных форм поведения);

определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера,

формы, особенностей поверхности и пр.);

выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи

между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е.

обеспечивает

накопление

конкретных,

чувственных,

экологически

значимых

знаний,

которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети

знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их,

наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их

различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и

окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение

удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю

(стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение

солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных

лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых

в

дальнейшем

могут

вырасти

новые

растения.

Знание

функций

отдель ных

органов

обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети

начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений.

Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой

растительности

в

теплое

и

холодное

время

года

позволяют

в

процессе

наблюдений

сформировать

у

детей

отчетливые

представления

о

зависимости

жизни

растений

от

комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются

особенности

их

строения,

способы

функционирования

(разные

формы

поведения),

компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер

взаимоотношения человека с животными.

Правильное

понимание

компонентов

наблюдения

и

их

проведение

помогут

воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

4.

Требования к проведению наблюдения.

Каждый

вид

наблюдений

требует

своеобразного

руководства

со

стороны

вос -

питателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

Эффективность

метода

наблюдения

(решение

образовательных

развивающих

и

воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих

требований:

1)

Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения (в

зависимости от сформированности умения, принимать задачу). Цель наблюдения должна

быть

мотивирована.

Однако

необходимо

учитывать,

что

яркость,

красочность

и

динамичность

объекта

наблюдения

вызывают

к

себе

непосредственный

интерес

и

непроизвольное внимание.

2)

Планомерное,

последовательное

развертывание

процесса

наблюдения.

Нет

необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип

процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных

задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом.

3)

Учет

возрастных

возможностей

детей

при

отборе

объема

представлений,

формируемых

в

ходе

наблюдения

(он

должен

быть

небольшим,

но

достаточно

определенным).

4)

Высокая умственная активность и самостоятельность детей. Это достигается

четкостью и ясностью постановки цели или задач наблюдения и его планомерностью,

привлечением

детей

к

созданию

обстановки

для

наблюдения,

а

также

организацией

обследовательских, поисковых, трудовых и игровых действий. Возбуждает умственную

активность детей и сочетание в ходе наблюдений вопросов констатирующего и поискового

характера, а также широкое использование приема сравнения.

5)

Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговаривание»

детьми

в

ходе

наблюдения

способствует

более

точному

восприятию

объектов,

формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной

речи.

5.

Руководство наблюдениями.

Правильная

организация

чувственного

познания

природы

обес печивает

формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о

сезонных явлениях природы.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за черепахой), на

экскурсиях, также могут использоваться в любой незапланированной ситуации, если она дает

возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств

(удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на рябину за окном

прилетели полакомиться ягодами зимой свиристели.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в

3- 6 человек), так и со всей группой воспитанников, что зависит от цели и содержания

наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии наблюдать за

животными и растениями можно по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение

организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В

уголке

природы

целесообразно

проводить

наблюдение

с

отдельными

детьми

или

с

небольшими подгруппами.

Для проведения наблюдений важными являются три момента:

наличие природных объектов;

определение содержания наблюдений;

поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов

включения в них детей.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, прове-

дения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений.

Воспитателю необходимо знать особенности организации наблюдения:

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения, задачи (содержание

знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой

могут быть решены с помощью этого вида деятельности.

Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой

природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для

восприятия. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты,

воспитателю необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников

данной группы, знать и учитывать биологические особенности живых существ. В выборе

объектов

воспитатель

руководствуется

и

сроками

наступления

различных

явлений

в

природе местного края. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше,

если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). Важно, чтобы растение или

животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением

лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это

обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Нельзя

проводить наблюдение за неспокойным животным, которое боится детей. При наблюдении

за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из

линолеума

постелить

коврик

(половичок),

чтобы

животное

передвигалось

без

труда.

Пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы:

миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за

животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов

(термометр, лупа и т.д.).

Так

как

наблюдение

требует

сосредоточенности

произвольного

внимания,

педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Рассматривание,

восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными.

Продолжительность

наблюдений

в

повседневной

жизни

за

растениями,

животными,

явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время

для

интенсивной

умственной

деятельности

детей,

для

сосредоточения

внимания

и

самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

Далее

педагог

конкретизирует

объем

знаний,

которые

необходимо

сформировать у детей в результате, предстоящего, а также последующих (повторных)

наблюдений. Необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах

природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними.

Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя

первоначальные представления.

Необходимо продумать и организацию детей: разместить их, чтобы объект

хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним

— покормить, поиграть. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит,

слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех

случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и

возможность

тактильно-кинестетического

обследования,

чтобы

ощутить

характер

поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Все это дает возможность ребенку

самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с

подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты)

или только у воспитателя.

Необходимо вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три

основных этапа, т.е. структуру наблюдения. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники

получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра.

Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к

нему свое отношение. На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей,

использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта,

особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает

необходимые связи. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обоб щаются полученные

знания.

По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми,

коротким

рассказом

или

сообщением.

Однако

основное

содержание

представлений

должно

быть

сформировано

в

результате

активной

деятельности

самих

детей.

Это

относится и к заключительному обобщению,

воспринятого. Наблюдение необходимо

сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились.

Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за

чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное

знание.

Воспитатель

обучает

детей

вести

наблюдение

планомерно.

Например,

рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, сте -

бель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения

(величина, форма, характер поверхности).

Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять

несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством

дошкольников группы.

В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу

неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания

для самостоятельного наблюдения». Он просит дошкольников быть внимательными, поста-

раться заметить, увидеть то, о чем он скажет. Например: «Наша птичка хорошо поет. Я прошу

вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать,

какие она издает звуки». Интересно узнать, что означает ее пение - хорошее настроение или

плохое».

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким

образом,

формируется

система

знаний,

умений

и

навыков

детей,

воспитывается

заботливое отношение к объектам природы.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,

уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ

воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об

увиденном).

В

результате

каждого

наблюдения

у

детей

должно

быть

сформировано

представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к

нему.

Николаева С.Н. рекомендует проводить наблюдения в форме циклов.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка

природы или участка детского сада. Они осуществляются не на занятиях, а в различные

режимные моменты повседневной жизни.

Форма педагогической работы, как циклы наблюдений, способствует постоянному

возрастанию интереса, расширению представлений, наращиванию объема конкретных

знаний о живых существах, которые весь учебный год живут рядом с дошкольниками.

Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет

другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

Цикл

наблюдений

как

организационно-методическая

форма

педагогического

процесса имеет ряд достоинств:

Весь

объем

знаний

в

цикле

распределен

на

«порции»,

что

обеспечивает

постепенное и более надежное их усвоение.

Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и

особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся

представления.

Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно-два

наблюдения, в результате чего многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и

тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный

интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях,

которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и

руководства воспитателя.

Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты

экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление

и разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога.

Цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных

моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы.

Например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с

другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы

наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется

отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям

растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке

ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что

постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его

внимание, вызывать интерес.

6.

Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

Особенности

руководства

наблюдениями

в

разных

возрастных

группах

мы

представим в следующей таблице:

Младшая группа.

Возрастные

особенности детей

Особенности организации наблюдения

Активность ребенка,

сложность и

многообразие

его действий,

стремление

утвердиться:

«Я сам!»,

неустойчивость

внимания, его

привлекают яркие,

подвижные объекты.

Отвлекаемость,

преобладание

чувственного познания

окружающего мира.

Объем формируемых

представлений

довольно ограничен.

Неумение держать

поставленную перед

ними цель, точно

следовать

предложенному им

плану, подводить итог

наблюдению.

Первые наблюдения организовываются за животными, а не за

растениями.

Основная задача начала наблюдения – привлечение внимания

д е т е й к

объекту,

используя

сюрпризные

игровые

приемы

(неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что

их

приглашают

в

гости

кролики,

использование

персонажей

кукольного театра, забавных игрушек).

При

рассматривании

объекта

использование

воспитателем

различных приемов, побуждающих детей к активному поведению

(кормят кролика, играют с котенком бумажным бантиком), а затем

обращение внимание на то, как ест животное, смотрит, какие издает

звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное

действие.

Использование приемов:

обследования, что

помогает

выделить

сенсорные

признаки

(для

того чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают

осторожно ее погладить и определить пушистая она или гладкая);

подражания движениям,

звукам

(например,

предложить

детям

сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать,

как котенок, и т. д.);

сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно

сравнивать два животных или растения; живой объект с изображением

на картинке. Основная задача сравнения – установление признаков

отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру

движения.

Ставя

вопрос,

воспитатель

направляет

внимание

детей

на

сравниваемые

признаки,

например:

«Посмотрите

на

воробья

и

голубя: «Кто из них больше?», «Какого цвета перышки, у воробья и

какого цвета перышки, у голубя?».

С

трехлетнего

возраста

в

наблюдение

можно

включать

от-

дельные поисковые

действия. Например,

во

время

кормления

щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи и после

наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно

естественно,

чтобы

они

могли

проявлять

свое

отношение

к

животным растениям, т.е. дать возможность всем детям активно

действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.

В

конце

наблюдения,

для

усиления

эмоционального

впечат-

ления детей от общения с животными или растениями, целесо-

образно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с

темой

наблюдения

или

поиграть

в

такую

игру,

где

действует

соответствующий персонаж.

Наблюдения проводятся неоднократно,

как со всей группой,

так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.

Хорошо

связывать

наблюдения

с

игрой,

изобразительной

деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем

ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Средняя группа.

Возрастные

особенности детей

Особенности организации наблюдения

Характерны большая

устойчивость внимания,

интенсивное развитие

процессов

преднамеренного

запоминания и

припоминания, более

совершенное

зрительное, слуховое,

осязательное

восприятие.

Обладают некоторым

запасом конкретных

представлений о при-

роде.

Рассматривая

окружающие предметы,

они способны

воспринимать их в

деталях.

Самостоятельное

наблюдение еще

несовершенно.

Дети не могут выделить

характерных признаков

отличия, увидеть общие

признаки у нескольких

объектов.

Дети постепенно учатся

принимать задачу

наблюдения,

поставленную

педагогом.

Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за

животными и растения,

причем можно предложить как

один, так и два объекта одновременно. Во время наблюдения

каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека)

получает

объект

(или

несколько)

для

индивидуального

рассматривания.

Рассматривание

растений

можно

организовать

во

время

труда:

например,

предложить

детям

рассмотреть

семена

перед посадкой. В середине года начинают организовывать

наблюдения

за

растениями

с

познавательной

целью

(на

занятиях).

Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом

животных, растений.

Расширяется объем представлений, которые

формируются в ходе наблюдения.

Продолжение

знакомства

с

особенностями

внешнего

вида

растений

и

животных,

выделяя

составные

части,

характерные

признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются,

где обитают.

Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и

отношения между объектами природы. На этой основе становится

возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях

животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи,

которая

нередко

совпадает

с

практической

деятельностью,

например:

«Будем

рассматривать

кролика

и

научимся

за

ним

ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».

Использование приемов, помогающих сосредоточить внимание

детей

на

особенностях

внешнего

вида,

жизненных

проявлениях

животного, установить необходимые связи и отношения. Особое

внимание уделяется использованию приемов, активизирующих речь

детей,

для

формирования

умения

рассказывать

о

результатах

наблюдения.

Детей

учат

сравнивать

объекты

по

признакам

различия

и

сходства.

Широкое применение вопросов направленных:

на

уточнение

знаний

об

основных

частях

объектов,

их

особенностях: Кто

это?

Какого

цвета

шерстка?

Какой

формы

туловище?;

на

установление

детьми

элементарных

связей

и

отношений

между объектами природы, так называемые поисковые вопросы:

Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро?

Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Использование личного опыта детей.

Дети

начинают

осваивать

несложные

способы

ухода

за

растениями

и

животными;

поэтому

в

ходе

наблюдения

педагог

может предложить им выполнить несложные трудовые действия.

Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи,

связанные с содержанием занятия

Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить,

как дети усвоили знания.

Старшая группа.

Возрастные

особенности детей

Особенности организации наблюдения

Характерны

любознательность,

наблюдательность,

интерес ко всему

новому, необычному.

Восприятие становится

более расчлененным

(дифференцированным).

Возникновение новых

форм мышления.

Способность понять

связь между

окружающими

предметами и

явлениями, причины

наблюдаемых явлений,

их особенности.

Способность

самостоятельно ставить

познавательную задачу.

Дети могут сами

наметить несложный

план наблюдения и

действовать в

соответствии с ним.

Знания, навыки и

умения детей

усложняются.

Знакомство детей с новыми объектами, из ближайшего

окружения, и с теми, которые обитают в других

климатических зонах.

Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида,

образом жизни животных (движение, питание, сезонные

приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе

с тем важная задача, решаемая воспитателем – установление

связей между внешним видом животного, его образом жизни

и средой обитания, способами ухода за ним.

Организация наблюдения и с использованием

раздаточного материала.

Усложнения методики организации и проведения

наблюдения, для формирования у детей более сложных

знаний.

Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в

объектах характерные и существенные для целой их группы

признаки. На этой основе возможно формирование

обобщения.

Для наблюдения характерно то, что дети могут

рассматривать объект не изолированно, а в системе его

связей с окружающим миром: место и среда обитания,

приспособление к окружающей среде.

Наблюдение становится более планомерным.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми

познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем

рассматривать попугайчиков, чтобы научиться, за ними

ухаживать».

Затем детям задаются разнообразные вопросы, как несложные,

например, когда ребенок должен узнать и различить внешние

признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д.; так

и более сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что

он видел раньше: чем мы кормили снегирей? - или сопоставить

объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем

отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц?

Широко используются поисковые вопросы, направленные на

установление связей и отношений: почему у попугая клюв

короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может,

есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Предоставление детям большей самостоятельности в

использовании известных им способов наблюдения,

определении его плана и подведении итогов. Воспитатель

помогает детям в случае затруднений вопросами, использует

модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия,

установление связей и отношений, подводит их к

самостоятельным выводам.

Подготовительная группа.

Возрастные

Особенности организации наблюдения

особенности детей

Способность видеть

существенные признаки

в предметах и

явлениях природы

возросла, появилось

стремление к

обобщению.

Возрастает

способность к более

углубленному анализу и

синтезу: умение

выделять как общие,

так и индивидуальные

признаки предметов и

явлений, сравнивать их

по различным

признакам, делать

обобщения,

высказывать суждения,

умозаключения.

Проявляется большой

интерес к учению,

желание учиться в

школе.

Наблюдение становится более самостоятельным.

Задача воспитателя - формирование в процессе наблюдений

обобщенных

элементарных

понятий,

подведение

детей

к

пониманию

все

более

сложных

закономерно стей,

существующих в природе, воспитание самостоятельности в

уходе за живыми существами.

Организуя

наблюдение,

воспитатель

отбирает

материал,

способствующий

систематизации

и

обобщению

знаний,

помогающий

видеть

в

объектах

и

явлениях

природы

существенные признаки, на основе выделения которых, у

детей

формируются

элементарные

понятия:

«животные»,

«растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т.д.

Педагог

помогает

воспитанникам

увидеть

общие

закономерности между средой обитания и внешним видом

растений и животных, между условиями их существования и

потребностями, образом жизни.

Наблюдение

начинается

с

постановки

перед

детьми

познавательной задачи.

В

ходе

занятий

чаще

используются

вопросы-задания,

требующие

от

детей

умения

наблюдать

и

планомерно

отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время

наблюдения

за

аквариумными

рыбками

воспитатель

дает

такое задание: “Посмотрите и расскажите, чем отличается

гуппи

от

рыбки,

которая

жила

у

нас

рань ш е?”

Дополнительные

вопросы

задаются

лишь

в

случае

зат руднений,

предо ст авляя

детям

в о з м ож н о с т ь

самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.

Чаще

используется

сравнение

по

общим

(сходным)

признакам,

что

дает

возможность

подводить

детей

к

усвоению элементарных понятий.

Воспитатель

стремится

к

тому,

чтобы

обследовательские

действия

детей

были

осознанными.

С

этой

целью

обследовательские

действия

используются

для

проверки

полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с

помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа

получения знаний: “Как ты об этом узнал? Проверь”.

Широко используются трудовые действия, обеспечивающие

формирование навыков и умений по уходу за растениями и

животными.

Эффективно

применять

загадки,

стихи,

интересные истории, что способствует расширению знаний

дошкольников.

Использование

вопросов

поискового

характера,

которые

помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми

явлениями природы.

Заканчивается наблюдение обобщением.

Таким образом: Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и

детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

Наблюдение – один из основных методов экологического воспитания - позволяет

показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших,

наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений

доступны

непосредственному

наблюдению,

зримы.

Познание

связей

и

отношений

формирует

понимание

природы.

Систематическое

использование

наблюдения

в

ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и

приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач

умственного

воспитания. Наблюдение

природы

является

неисчерпаемым

источником

эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего

мира:

ребенок

получает

эмоциональное

впечатления

о

природе,

накапливает

представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются

первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только

при

одном

условии

-

если

взрослые,

воспитывающие

ребенка,

сами

обладают

экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их

поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с

ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и

исключала

авторитарную

модель

обучения.

Занятия

строятся

с

учетом

наглядно-

действенного

и

наглядно-образного

восприятия

ребенком

окружающего

мира

и

направлены

на

формирование

экологических

знаний

и

экологически

правильного

отношения к природным явлениям и объектам.

Мероприятия по повышению уровня экологической воспитанности старших

дошкольников

посредством

наблюдений

за

живой

и

неживой

природой

имеет

свою

эффективность:

благодаря

наблюдению,

можно

возбудить

у

учащихся

интерес

к

окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также

научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе

наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал

для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми

знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников.

Список литературы

1.

Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. – 56 стр.

2.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,

1980. – 256 стр.

3.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. -

56 стр.

4.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н. Николаева. – 6-е изд., стер. –

М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 стр.

5.

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: 1983. – 207 стр.



В раздел образования