Автор: Луговец Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 96 "Снежинка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Методический материал по развитию речи
Тема: Развитие связной речи детей через обогащение знаний о родном городе.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
№ 96 «Снежинка» города Калуги
Методический материал по развитию речи
Тема: «Виртуальная экскурсия по городу Калуга»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила:
воспитатель подг. группы
Луговец Елена Викторовна
Калуга
2020г.
Цель: Развитие связной речи детей через обогащение знаний о родном городе.
Задачи:
Обучающие: продолжать обучать составлению описательного рассказа, упражнять в
применении разных частей речи, расширять словарный запас посредством знакомства
с названиями старинных профессий.
Развивающие: развивать связную, грамматически правильную монологическую речь
детей, речевое творчество.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, любовь к родному
городу.
Предварительная работа
Беседы
о
городе
Калуга,
рассматривание
фотографий
и
иллюстраций
достопримечательностей
города
Калуги,
работа
с
лэпбуком
«Мой
город
Калуга»,
дидактическая
игра
«Скажи
по-другому»,
разучивание
физ.
минутки
«Город»,
знакомство с правилами разгадывания ребусов, знакомство с синквейном.
Оборудование:
проектор,
онлайн
карта
улицы
Кирова
в
3D
изображении,
мяч,
микрофон,
карточки
для
дидактической
игры,
смайлики,
мольберт
с
фото
достопримечательностей.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на ребус, в котором зашифровано название
нашего города (Калуга)
Дети - Разгадывают ребус, появляется слово «Калуга» (Приложение 1)
3=Г
Ответ: Калуга
Воспитатель – О каких интересных местах в нашем городе вы можете рассказать?
Дети - Краткие ответы детей.
Воспитатель - Было бы очень хорошо отправиться нам вместе на экскурсию по
городу. Как же мы можем путешествовать, не выходя из детского сада?
Дети - Предлагают (использовать лэпбук, компьютер, ноутбук и .т.д.)
Воспитатель - (Соглашается с мнением детей). Хорошо, сейчас занимайте места
возле экрана, и мы отправляемся на виртуальную экскурсию по нашему городу. Наше
путешествие начинается.., а где же экскурсовод?
Дети - ответы детей (не пригласили, забыли позвать и т.д.)
Воспитатель - А может быть мы сами справимся? И, как настоящие экскурсоводы,
потренируемся и начнем с чистоговорки. (Приложение 2)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(На экране появляется изображение Сквера Мира)
Воспитатель - Вы узнаёте это место? Сквер Мира – одно из любимых мест калужан.
В
центре
сквера
установлен
бронзовый
памятник
К.Э.
Циолковскому.
Рядом
с
памятником
находится
ракета,
которая
устремлена
ввысь.
Памятник
является
символом города. Это место настолько значимо в нашем городе, что поэты слагают о
нем стихи. Вот одно из них. Виктор Глущенко – наш земляк.
Небосвод, где сливаются с лугом
В сердце самом российских полей,
На ракете взмывает Калуга –
Космонавтики всей колыбель.
Город, где Константин Циолковский
К звездам путь проложил от Оки,
Там из космоса падают горстки
Золоченых светил лепестки.
Воспитатель – Вот такие замечательные строки поэт посвятил нашему городу. Мы
продолжаем путешествие.
Где
мы
сейчас
находимся?
(На
экране
появляется
изображение торгового комплекса 21 век).
Воспитатель
передаёт
микрофон
ребёнку,
желающему
рассказать
о
торговом
комплексе 21 век.
Дети - Ребёнок рассказывает, дети дополняют рассказ.
Воспитатель - Очень интересно рассказал нам (имя ребёнка). Мы продолжаем наше
движение по улице Кирова. А пока мы едем, хотите поиграть в игру?
Дети - Дети соглашаются.
Воспитатель
-
Игра
называется
«Какой
наш
город?»
(синквейн
с
мячиком)
(Приложение 3)
Город
красивый, большой
светится, шумит, строится
я люблю свой город
Город будущего.
Воспитатель - Ну вот мы с вами
доехали до следующей достопримечательности нашего города, а расскажет нам про
нее следующий экскурсовод. (микрофон передают желающему ребёнку).
(На экране появляется изображение сквера Медсестёр).
Дети - Ребёнок рассказывает про сквер Медсестёр (другие дети дополняют рассказ)
Воспитатель - Мы узнали много нового из рассказа (имя ребёнка). И следующая
остановка - театральная площадь. (На экране появляется изображение театральной
площади).
Хотите выйти из автобуса и немного прогуляться. (Приложение 4)
Физминутка «Город»
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Воспитатель - Про театральную площадь расскажет нам следующий экскурсовод
(передают микрофон ребёнку).
Дети - Ребёнок рассказывает о театральной площади (дети дополняют друг друга).
Воспитатель
-
Вы
молодцы
рассказали
очень
интересно.
Наша
экскурсия
продолжается, и мы отправляемся дальше.
(На экране появляется изображение городничего с собакой).
Воспитатель - Воспитатель в форме беседы организовывает детей.
Дети - Дети по цепочке составляют описательный рассказ о памятнике городничему.
Воспитатель - Ребята, а вы знаете кто такой городничий?
Дети - Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель
-
Объясняет
значение
слова
и
знакомит
детей
со
старинными
профессиями на основе дидактической игры (работа в парах). (Приложение 5)
Дети - Дети активно участвуют в игре.
Воспитатель
-
Ребята
наша
виртуальная
экскурсия
подошла
к
концу,
вы
были
хорошими экскурсоводами, и мы узнали много нового и интересного. Возвращение в
детский сад. Теперь по нашей традиции, как всегда, я предлагаю вам смайликами (на
мольберте) отметить те места, которые больше всего понравились и запомнились.
Воспитатель - Ребята, хотите рассказать своим родителям о сегодняшнем нашем
путешествии.
Дети - Ответы детей.
Воспитатель - Но им, наверное, было бы интереснее не только услышать его, но и
увидеть, где мы были. Как же это сделать?
Дети - Предполагаемые ответы детей. (сфотографировать, нарисовать)
Воспитатель - Отличная идея!
Дети в свободное время делают зарисовки экскурсии.
Приложение 1
Приложение 2
Чистоговорка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
3=Г
Ответ: Калуга
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Приложение 3
Синквейн: «Какой наш город?» (пример игры)
Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Город
красивый, большой
светится, шумит, строится
я люблю свой город
Город будущего. Приложение 4
Физминутка «Город»
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Приложение 5
Дидактическая игра «Найди пару»
Извозчик, водитель
Купец, директор
Башмачник, сапожник
Стражник, охранник
Зодчий, архитектор
Скоморох, клоуны
Городничий, полицейский