Напоминание

"Работа с одаренными детьми в классах ОВЗ"


Автор: Ваврикова Светлана Владимировна
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: п.Куйтун Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми в классах ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одаренными детьми в классах ОВЗ

У каждого человека есть какой-нибудь талант. А вот как он будет развиваться,

зависит от нас, от педагогов.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными способностями. Но не все

они развиваются. Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, с годами резко

снижается: если в десятилетнем возрасте их 60-70%, то к четырнадцати годам- 30-40%, а к

семнадцати - только 15-20%), поэтому работу с одаренными и талантливыми детьми

нужно начинать уже в начальной школе.

Мы должны создать благоприятные условия для развития одаренных детей путём

применения эффективных педагогических технологий в системе школьного и

дополнительного образования и организация системы наставничества.

Я работаю в классах ОВЗ. И передо мной каждый год стоит сложная задача: создать

условия для развития способностей этих детей.

А что же такое одаренность?

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Сухомлинский В.А

Одаренность как научная проблема существует более ста лет, однако именно в

последние годы она становится все более актуальной. Это связано с потребностью

общества в неординарной творческой личности, имеющей не только высокую активность,

но и умения, способности нестандартного поведения. Увеличение количества одаренных

детей влечет большое число проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в

современном обществе, требующий индивидуального подхода. Одаренный ребенок

нуждается в особом внимании взрослых – учителей, психологов, родителей, воспитателей.

Взрослые должны не только увидеть уникальность ребенка, узнать его способности,

понять его потребности, но и дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он может

быть [1].

Одаренность же выступает как системное проявление этих способностей, т.е. как их

совокупность, связанная единой функцией – возможностью достижения успеха в

деятельности [2].

Психодиагностические методики также позволяют выявить те или иные способности и

индивидуальные особенности ребенка: опросник для выявления одаренных школьников

(по А.А. Лосевой), методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков), методика «Карта

одаренности» (по А.И. Савенкову) и др. Эти и другие методы и методики позволяют

выявлять склонности, способности ребенка, его индивидуальные психологические

качества, а также области интересов [4].

Работа с одаренными детьми имеет свою специфику, поскольку проблемы у таких детей

особые [3].

В нашем Куйтунском районе на протяжении многих лет проводятся различные

муниципальные конкурсы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые

позволяют детям раскрыться со всех сторон, и дают плодотворные результаты. Так,

например, осенью проводится сначала школьная, а потом муниципальная олимпиада по

русскому языку, чтению, математике, биологии, географии и истории. Здесь ребята

демонстрируют свой уровень знаний в разной возрастной категории.

В феврале месяце для таких детей проходит районный фестиваль «Куйтунская

звезда», в целях которого выявление одаренных детей-сирот, детей оставшихся без

попечения родителей, детей с ограниченными возможностями. Фестиваль создает условия

для их максимального развития и реализации их творческих возможностей, привлечение

внимания общественности к проблемам творчески-одаренных детей , которые нуждаются

в особой заботе государства, в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 гг. №

131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации», руководствуясь постановлением администрации муниципального

образования Куйтунский район от 08.09.2017 гг. № 416 –п «Об утверждении

муниципальной программы «Молодежь – Куйтунского района на 2018-2022г.», ст.37, 46

Устава муниципального образования Куйтунского района. Этот фестиваль призван

выявить таланты среди детей, которые нуждаются в социальной поддержке, содействуют

их социального становлению, творческому развитию. Ребята могут раскрыть свои таланты

в восьми номинациях:

1.

Изобразительное искусство (живопись, графика, рисунок).

2.

Декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, бересте, плетение из лозы,

вышивка, вязание, керамика, лепка из теста, изделия из камня, металла, кости,

мягкая игрушка).

3.

Фотография, компьютерная живопись (графика).

4.

Художественное слово (стихотворные или прозаические произведения).

5.

Фольклор (сольный или коллективный).

6.

Хореография (сольные и ансамблевые танцы всех жанров, стилей и направлений).

7.

Музыкальное творчество (Сольное, ансамблевое и хоровое пение).

8.

Цирковые номера.

Творческие работы оцениваются профессиональным жюри по возрастным категориям:

7 – 10 лет; 11 – 14 лет; 15 -18 лет.

Кроме этого на протяжении несколько лет в марте месяце, на весенних каникулах,

проводится в рамках форума «Одарённые дети» проводятся три номинации: научно-

практическая конференция среди учащихся с интеллектуальными нарушениями “Юный

исследователь” Куйтунского района . Научно-практическая конференция является

заключительным мероприятием в текущем учебном году, направленным на презентацию

образовательному сообществу научной исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ,

организованной и проводимой педагогами в течение учебного года.

Целями этого мероприятия являются:

· создание условий для развития способностей и склонностей учащихся с ОВЗ,

·

поддержка

мотивированных

школьников,

способных

к

самостоятельной

(или

с

обучающей помощью) исследовательской деятельности,

· совершенствование содержания, форм и методов работы с учащимися с ОВЗ.

Также решаются задачи:

· выявление мотивированных учащихся, способных к исследовательской деятельности;

· стимулирование у школьников интереса к науке, исследовательской деятельности;

· презентация опыта работы педагогов по организации научной исследовательской работы

с учащимися ОВЗ;

- формирование навыков самопрезентации и выступления перед аудиторией.

Участниками конкурса могут быть учащиеся с ОВЗ от 10 – 15 лет.

Каждый год темы разные и очень интересные.

Вторая

номинация по

трудовому

обучению

для

учащихся

с

интеллектуальными

нарушениями в рамках форума «Одарённые .

Конкурс

проводится

с

целью

содействия

развитию

профессиональных

трудовых

компетенций

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

обучающихся

по

АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ее задачами является:

Выявлять уровень сформированности профессиональных трудовых компетенций

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

обучающихся

по

АООП

для

учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Создавать условия для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными

возможностями здоровья.

Создавать условия для распространения опыта работы образовательных учреждений в

области трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Участниками конкурса являются учащиеся 5–9 классов образовательных учреждений

Куйтунского района, обучающиеся по АООП для учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Каждое учреждение направляет для участия в конкурсе 2 представителя по

специальностям «швея», «столяр» (по одному человеку в номинации).

Третья номинация: конкурс инсценированной песни среди учащихся с

интеллектуальными нарушениями “Дорогою добра ” .

Цели и задачи конкурса:

Развитие детского творчества и усиление его роли в художественно-эстетическом

образовании подрастающего поколения;

Расширение знаний учащихся о песнях и музыке ;

Выявление творчески одаренных учащихся;

Воспитание вкуса в выборе музыкального материала;

Воспитание коллективизма при выполнении коллективного творческого дела:

Творческое развитие личности ребенка.

На этом работа по одаренности не заканчивается. Нам также помогают

Социальные партнеры

1.Дом детского творчества

2. Детская школа искусств.

3. ДОСАФ.

4. Районный краеведческий музей.

5. Детская юношеская спортивная школа.

6.Районная библиотека.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся

процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых

знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с

психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями

одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения

отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой .

Используемая литература.

1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними [Текст] /

И.Г. Антонова // Одар. ребенок. – 2011. – № 1. – С. 46–51.

2. Канжина Н.Н. Одаренный ребенок: развитие, обучение и воспитание: хрестоматия

[Текст] / Н.Н. Канжина, Г.В. Панкратова. – Архангельск: АО ИОО, 2014. – 82 с.

3. Рыжкова Л.А. Организация работы «Школы для одаренных детей» [Текст] / Л.А.

Рыжкова // Сев. Двина. – 2011. – № 6. – С. 28–31.

4. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема [Текст] / А.И. Савенков

// Начальная школа. – 2000. – № 1. – С. 94–100.



В раздел образования