Напоминание

"Бактерии"


Автор: Неклюдова Елена Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Кораблино, Рязанская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Бактерии"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5 (ФГОС)

Учитель: Неклюдова Е.В.

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Тема урока

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель урока

Сформировать у учащихся знания о царстве Бактерии, их строении и жизнедеятельности.

Задачи урока

Познавательные:

Изучить признаки царства Бактерии. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

Развивать

учебные навыки

по поиску и систематизации

информации, умения перерабатывать

полученную информацию и представлять ее графически.

Личностные:

Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у

учащихся эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.

Планируемые

результаты

Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных

умений, умения работать в парах, уважать мнение других,

объективно оценивать свою работу,

используя разные способы оценивания;

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать

гипотезу, составлять план , работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости

исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности

бактерий, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных

признаков

Основные

понятия

Бактерия, ядерное вещество, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, деление на клетки на двое,

спора бактерий;

Ресурсы

УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник. Электронное приложение к учебнику В.В.

Пасечника «Биология,5 класс» Дрофа

Презентация учителя, рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-

иллюстративный, проектный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

универсальные учебные

действия

Мотивирование

к учебной

деятельности

-Добрый

день,

ребята! Я

рада

видеть

вас.

Эпиграфом

нашего

урока

будут

слова:

«Думать

самая

трудная

работа,

вот,

вероятно,

почему

этим

занимаются

столь

немногие» Г. Форд.

(Раздаются материалы урока, учитель объясняет,

как и когда учащиеся будут работать с ними,)

Приветствуют учителя, слушают его.

Знакомство

с

материалами

урока:

«Оценочный

лист»,

«Рабочий

лист

урока».

Л

У

У Д

: формирование

познавательной

мотивации,

желания

выполнять

учебные

действия

Актуализация

знаний

-С какими царствами живой природы вы

знакомы?

- Почему ученые систематики распределили

живые организмы на различные царства?

Слушают учителя, вступают в диалог,

отвечают на вопросы:

-Царства: Растения, Животные, Грибы,

Бактерии

-Потому что представители каждого

царства имеют особые характерные

признаки, присущие только для них

КУУД: доносить свою

позицию до других с помощью

монологической и

диалогической речи, понимать

возможность различных точек

зрения на вопрос, уметь

обосновывать собственное

мнение.

ЛУУД: самоопределение

Проблематизация

(постановка

проблемы),

выявление места

и причины

затруднения

-Сегодня мы начинаем изучение одного из

царств живой природы. Об этом

удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий

написал:

«Сквозь волшебный прибор Левенгука,

На поверхности капли воды,

Обнаружила наша наука удивительной жизни

следы»….

Высказывают свои предположения

РУУД:

Самостоятельно

обнаруживать и формулировать

учебную проблему

ПУУД: анализировать

информацию и обобщать

факты

-Догадались, о каком царстве мы будем

сегодня говорить? Интрига! Какое же это

царство?

-Если вы будете внимательно слушать мои

подсказки, то вы сможете правильно назвать

организмы этого царства:

Они самые древние….

Они живут повсюду….

Без них невозможно изготовление

кисло-молочных продуктов

Они могут быть причиной опасных

заболеваний…

-Кто же они?

-Посмотрите на слайд (№6), перед вами

различные организмы. Можете ли вы назвать

номера, под которыми изображены бактерии?

-Вы не смогли верно выполнить задание,

почему?

- Какая проблема у вас возникла?

-Почему вы столкнулись с проблемой?

Визуализирует проблемный вопрос урока;

слайд (№7) «Не определили бактерии, т.к. не

знаем их характерных признаков»

Анализируют информацию , используя

субъектный опыт, высказывают свое

мнение, формулируют ответ: «Царство

Бактерии»

Отвечают на вопрос, но допускают

ошибки

Объясняют возникшее затруднение,

как учебную проблему

Формулируют проблему: Не смогли

верно распознать бактерии

Уточняют формулировку проблемы:

Не смогли верно определить бактерии,

т.к. у нас недостаточно знаний для

этого.

Постановка целей

(целеполагание) и

планирование

учебной

деятельности

-Любую проблему нужно решать и для этого

надо поставить цель

-Как мы будем формулировать цель?

-Выскажите ваши предложения по

формулировке целей

-Конкретизируйте цель, что именно вы

Участвуют в диалоге, высказывают

свое мнение:

-По учебной проблеме.

-Цель: Изучить признаки бактерий.

-Цель: Узнать где обитают бактерии,

РУУД: определять и

формулировать цель учебной

деятельности; составлять план

достижения цели, осознавать

конечный результат

КУУД: уметь обосновывать

должны узнать о бактериях?

- Составим кластер слайд (№9)

- Исходя из цели, сформулируйте тему урока

-Как мы сможем оценить себя после

достижения цели?

-Для оценки нужны критерии. У вас есть

«Оценочные листы», которые вы будете

заполнять по мере выполнения заданий, а в

конце урока вы оцените свою работу.

- Часть заданий вы будете выполнять

индивидуально, а часть в паре. Оценивание

заданий будет происходить в форме само- и

взаимоконтроля

-Для решения проблемы и достижения цели

необходимо продумать план нашей работы. Я

вам помогу. На слайде (№11) представлены

пункты плана, они перепутаны. Прочтите

информацию и восстановите правильную

последовательность пунктов плана

-Оцените свою работу в «Оценочном листе »

каково их строение и

жизнедеятельность.

Совместно с учителем структурируют

поисковую информацию, составляют

кластер

-Тема «Строение и жизнедеятельность

бактерий»

-По критериям

Учащиеся воспринимают

информацию о критериях и формах

оценивания собственной учебной

деятельности

Учащиеся при дозированной помощи

учителя осуществляют планирование

Осуществляют самооценку по умениям

формулировать проблему, цель,

планировать учебную деятельность

собственное мнение

ПУУД:

самостоятельно

предполагать информацию,

которая нужна для обучения.

Перерабатывать информацию

для получения нового

результата

Первичное

усвоение нового

знания

Формулирую проблемно-познавательную

задачу: Бактерии появились на Земле более

3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая

древняя и примитивная группа является

процветающей, наряду с гораздо более

сложными организмами, почему?

Помогаю уточнить противоречие и гипотезу

-У нас пока нет достаточных знаний для

подтверждения гипотезы, поэтому

приступаем к работе по поиску и осознанию

информации

Учащиеся слушают задачу, выявляют

противоречие и формулируют гипотезу

ПРИЧИНА

СЛЕДСТВИ

Е

Организмы

устроены

сложно

Жизнеспособны,

приспособлены,

широко

распространены

Организмы

древние и

примитивные

Не жизнеспособны,

не приспособлены,

встречаются редко

Противоречие: Но это не так,

несмотря, на простое строение и

древний возраст, бактерии вездесущи и

удивительно жизнеспособны.

ПУУД:

строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно-

следственных связей,

формулировать гипотезу,

осуществлять сравнение,

преобразовывать информацию

из одного вида в другой

РУУД:

выдвигать версии

решения проблемы, работая по

плану, сверять свои действия с

целью и, при необходимости,

исправлять ошибки

самостоятельно

Гипотеза:

Значит, они имеют некие особенности,

позволяющие им быть такими

Задание №1: Прослушайте учебный текст из

электронного приложения, выполните в

Печатной тетради задание № 40

Обменяйтесь работами и проведите

взаимопроверку, сверившись с «Эталоном

ответа» на слайде (№16), результаты занесите

в «Оценочный лист »

Задание №2:

Прочитайте текст учебной статьи «Строение

бактерий» на стр.53 , рассмотрите строение

бактериальной и растительной на слайде

(№17), заполните в «Рабочем листе»

сравнительную таблицу

-Проверьте правильность заполнения

таблицы, сверившись с «Эталоном ответа» на

слайде (№18)

-О бактериях говорят, что они вездесущи,

почему?

-Проанализируйте информацию на слайде

№19 и определите, в какой среде обитания

бактерий больше всего?

Формулирую проблемно-познавательную

задачу: Бактерии могут погибать под

влиянием солнечных лучей, низких

температур, химических веществ, при

высушивании. Почему, несмотря на все это,

Прослушивают учебный текст из

электронного приложения и заполните

схему в П.т. №40

Форма бактерий

Осуществляют взаимопроверку и

взаимоконтроль

Читают учебный текст на стр.53,

статья «Строение бактерий»,

заполняют таблицу

Признак

сравнения

Бакте-

риальная

клетка

Расти-

тельная

клетка

1.Оболочка

2.Ядро

3.Хлоропласт

ы

4.Цитоплазма

Осуществляют самоконтроль

Отвечают на вопрос

Анализируют информацию и делают

вывод, что в почве бактерий больше

всего

КУУД: уметь обосновывать

собственное мнение, доносить

свою позицию до других,

понимать прочитанное,

организовывать учебное

взаимодействие в паре

они очень многочисленны? Почему так

быстро восполняются их потери?

-Как размножаются бактерии? Прослушайте

учебную информацию из электронного

приложения, рассмотрите анимированную

схему.

-Еще одной причиной широкого

распространения бактерий является

разнообразие их способов питания.

Задание №3

-В «Рабочем листе» найдите

информационную справку «Типы питания»,

прочитайте его, обсудите в паре, используя

полученную информацию заполните

пропуски в ЛОС(логическая опорная схема),

проведите самоконтроль, сверив с «Эталоном

ответа» на слайде (№22)

Формулирую проблемно-познавательную

задачу: Сибирская язва смертельно опасное

заболевание. Если, животное погибает от

этого недуга, то его труп обязательно

сжигают. Почему?

-Точный ответ на этот вопрос вы сможете

найти, если прослушаете учебный текст из

электронного приложения .

Задание №4:

Внимательно прослушайте текст, обсудите

его в паре и сформулируйте ответ, запишите

ответ в рабочем листе , сверьте с эталоном

Высказывают предположение о

причине огромной численности

бактерий, формулируют гипотезу

Гипотеза: Бактерии очень

многочисленны, потому что они

быстро размножаются

Слушают текст, рассматривают схему,

отвечают на вопрос:

Бактерии, в основном, очень быстро

размножаются путем деления

Читают текст информационной

справки, обсуждают его в паре, в

«Рабочем листе» заполняют пропуски

в ЛОС

Осуществляют самоконтроль

Формулируют предположения

Прослушивают текст, обсуждают его,

выполняют задание №4

Аналитический

этап .

- Мы изучили характерные признаки

бактерий, и я предлагаю вам выполнить

РУУД: определять и

формулировать цель, гипотезу

Закрепление и

применение

знаний в

знакомой

ситуации

Применение

знаний в новой

ситуации

задание

Задание №5: Выполните тест, проведите

взаимоконтроль, сверившись с эталоном

на слайде (№25)

-Чтобы убедиться в существовании бактерий

мы проведем небольшое исследование. У вас

на столах стоят микроскопы, чашки Петри с

кусочками картофеля, на поверхности

которых образовалась бактериальная пленка.

Следуя «Инструкции», проведите

исследование. Но прежде сформулируем цель

и гипотезу исследования

-Попробуем сформулировать гипотезу

исследования

-Приступайте к исследованию

- Какой вывод после исследования можно

сделать?

Выполняют тест на выбор верного

суждения, осуществляют

взаимоконтроль

Слушают учителя

Формулируют цель исследования:

Доказать, что на поверхности

картофеля размножились бактерии

Формулируют гипотезу: Если

обнаруженные организмы, имеют

главный существенный признак, т.е.

не имеют ядра, значит это бактерии

Учащиеся проводят исследование в

паре

У обнаруженных организмов нет ядра,

значит, это бактерии.

Наша гипотеза оказалась верной.

исследования, соотносить

результат своей деятельности с

образцом. Самостоятельно

осуществлять действия по

реализации плана достижения

цели. Оценка результата своей

работы.

ПУУД: анализировать и

оценивать достоверность

информации, строить

логическое рассуждение,

включающее установление

причинно-следственных связей

КУУД: умение работать в

парах, договариваться с

людьми, учитывать разные

мнения.

ЛУУД: оценивать ситуации и

поступки. Самоопределение.

Рефлексия

- Предлагаю вам вспомнить учебную

проблему, с которой вы столкнулись в начале

урока

-Как вам удалось ее решить?

-Вспомните, основную проблемную задачу

урока. Сможете ли вы теперь объяснить,

почему примитивные бактерии столь

Озвучивают проблему: Как распознать

бактерии

Отвечают на вопрос: изучив новый

материал, выполнив различные

задания, проведя исследование.

Объясняют причины: освоили все

среды обитания, быстро

размножаются, неблагоприятные

РУУД: сверять свои действия с

целью и, при необходимости,

исправлять ошибки

ПУУД: анализировать.

КУУД: взаимодействовать с

др. людьми

ЛУУД: саморефлексия

распространены и приспособлены?

-Вернемся к 1-му слайду. Назовите номера,

под которыми изображены бактерии

-Возьмите «Оценочные листы»,

просуммируйте их и соотнесите с оценкой

( слайд №30)

-Я попрошу вас закончить предложения:

условия переживают в виде спор.

Учащиеся называют номера, под

которыми изображены бактерии,

основываясь на их главном

существенном признаке

Переводят баллы в оценку,

осуществляют самооценивание

Выполняют рефлексивное задание

«Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке

было…..

-Самым интересным для меня на уроке

было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке

на….

Д/З

Домашнее задание: §11, Печатная

тетрадь, задание§№41- обязательное

По выбору:

Какие условия являются

неблагоприятными для бактерий?

(комикс)

Придумайте этикетку антибактериального

мыла с указанием символов этих условий.

Записывают д/з

Рабочий лист урока Ф.И._____________________________________________________________

1.Задание №1: В печатной тетради выполните задание №40. После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре,

сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист».

2.Задание №2: Заполнить таблицу

Признак

сравнения

Бактериальна

я клетка

Растительна

я клетка

1.Оболочка

2.Ядро

3.Хлоропласт

ы

4.Цитоплазма

После выполнения задания проведите самопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения

занесите в «Оценочный лист».

Задание№3:А) Прочитайте «Информационную справку» :

«В природе существует 2 способа питания: автотрофное и гетеротрофное. При автотрофном питании организмы сами

создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Так питаются цианобактерии. При гетеротрофном питании

организмы питаются готовыми органическими веществами. Большинство бактерий являются гетеротрофами. В зависимости

от способа питания они делятся на сапротрофов и паразитов. Сапротрофы-потребители мертвой органики, паразиты -

живут за счет органических веществ организма-хозяина

Б)Заполнить пропуски в ЛОС После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на

слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

Типы питания

Задание№4: Закончить предложение: Трупы павших животных сжигают, потому что в почве могут ………………………….

Проведите самоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

Задание №5: Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+» Проведите взаимоконтроль, сверившись с

эталоном, Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

1.Бактерии не имеют ядра. 2.У бактерий нет наследственной информации. 3.Бактерии быстро размножаются путем

деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе 5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры

Просуммируйте в «Оценочном листе» ваши баллы, переведите их в оценку

ВАША ОЦЕНКА ЗА УРОК « »

Гетеротрофное питание – потребляют ………………….. органические вещества

Автотрофное питание - сами создают органические вещества

…………………………… - питаются

органическими веществами живого хозяина

……………………………- питаются мертвой

органикой, выделениями живых

«Оценочный лист» Ф.И.________________________________

Деятельность на уроке

Баллы за верное

выполнение

Мой результат

Смог сформулировать проблему и цель урока

1

Участвовал в планировании

2

Выявлял противоречие и формулировал гипотезу

3

Составил схему (задание № 1 )

1

Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу

(задание № 2 )

2

Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание №

3 )

2

Решал познавательную задачу (задание №4)

1

Выполнял тестовое задание (задание № 5 )

2,5

В паре с соседом провёл исследование

2

Переведите набранные вами баллы в оценку

14,5 - 12б.- «5»

11 – 9б. - «4»

8 – 5б. – «3»



В раздел образования