Напоминание

ОПД 04. Основы геодезии Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


Автор: Лебедева Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Кировского государственного колледжа строительства, экономики и права (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии»
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОПД 04. Основы геодезии Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




0

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Кировский государственный колледж строительства, экономики и права

(филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии»

ОПД.04 ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ

для студентов специальности

08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И

СООРУЖЕНИЙ

Киров 2019

Методические

указания

по

выполнению

самостоятельной

(внеаудиторной)

работы

учебной

дисциплины

ОПД.04 Основы

геодезии

разработаны

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности

СПО

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав

укрупненной

группы

специальностей

08.00.00

Техника

и

технологии

строительства,

Положения о самостоятельной работе студентов КГКСЭП, Методических рекомендаций по

организации

самостоятельной

работы

студентов

КГКСЭП,

Рабочей

программе

учебной

дисциплины ОПД.04 Основы геодезии

Организация – разработчик

Кировский

государственный

колледж

строительства, экономики и права (филиал)

ФГБОУ

ВО

«Московский

государственный

университет геодезии и картографии»

Разработчик

Лебедева Н.Ю., преподаватель

РАССМОТРЕНО

ЦМК специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Протокол №_____

от «______»_________20____год

Председатель

___________________ Устюжанин П.В.

СОГЛАСОВАНО

Методический совет

Протокол №_____

от «______»_________20____год

Председатель

_____________________ Шалагинова Т.Г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

«______»_________20____год

_____________________Грищук В.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Введение

3

1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

5

2

Перечень самостоятельных работ

7

3

Задания для выполнения самостоятельной работы

8

4

Методические рекомендации по отдельным формам

самостоятельной работы

24

3

ВВЕДЕНИЕ

Само стоятельная

работ а

-

планируемая

учебная,

у ч е б н о -

исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по

заданию

и

при

методическом

руководстве

преподавателя,

но

без

его

непосредственного участия

Самостоятельная

работа

студентов

является

важным

видом

учебной

деятельности студента

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной

нагрузки студентов. Согласно Положению о самостоятельной работе студентов

Кировского

государственного

колледжа

строительства,

экономики

и

права

(филиала) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и

картографии», объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную

работу, входит в объем образовательной нагрузки студента и составляет 20% от

этого

объема.

Это

увеличивает

значимость

текущего

контроля

знаний

студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов,

тестов, домашних работ и др.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является:

реализация требований ФГОС СПО в части, относящейся к знаниям,

умениям,

профессиональным

компетенциям

за

счет

внеаудиторной

самостоятельной деятельности студентов; содействие оптимальному усвоению

студентами

учебного

материала,

развитие

их

познавательной

активности,

потребности в самообразовании

Задачи организации самостоятельной работы:

систематизация,

закрепление,

углубление

и

расширение

полученных

теоретических

знаний

и

практических

умений,

самостоятельное овладение новым учебным материалом

формирование умений и развитие профессиональных компетенций

развитие общих компетенций, включающих в себя способность

осуществлять поиск, анализ и отбор информации, необходимой для

постановки

и

решения

учебно-профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития

4

развитие познавательных способностей и активности студентов, их

творческой

инициативы,

самостоятельности,

ответственности

и

о р г а н и з о в а н н о с т и ,

с п о с о б н о с т и

к

с а м о р а з в и т и ю ,

самосовершенствованию и самореализации

ф о р м и р о в а н и е

а н а л и т и ч е с к и х ,

п р о е к т и р о в о ч н ы х ,

исследовательских

умений,

прогно стиче ских

ум е н и й ,

самостоятельности мышления

формирование умений использовать нормативные правовые акты,

справочную документацию и специальную литературу

формирование культуры умственного труда

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Основы геодезии:

объем образовательной нагрузки – 74 часа, в том числе:

всего учебных занятий - 50 часов

самостоятельной учебной работы – 14 часов

5

1 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

читать ситуации на планах и картах

решать задачи на масштабы

решать прямую и обратную геодезическую задачу

пользоваться

приборами

и

инструментами,

используемыми

при

измерении линий, углов и отметок точек

пользоваться

приборами

и

инструментами,

используемыми

при

вынесении расстояния и координат

проводить

камеральные

работы

по

окончании

теодолитной

съемки

и

геометрического нивелирования

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и термины, используемые в геодезии

назначение опорных геодезических сетей

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба

систему плоских прямоугольных координат

приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения

превышений

приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат

виды геодезических измерений

Изучение дисциплины способствует формированию общих компетенций:

Общие компетенции:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности

применительно к различным контекстам

ОК

02

Осуществлять

поиск,

анализ

и

интерпретацию

информации,

необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и

личностное развитие

6

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с

коллегами, руководством, клиентами

ОК

05

Осуществлять

устную

и

письменную

коммуникацию

на

государственном

языке

Российской

Федерации

с

учетом

особенностей

социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать

осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

О К

0 7

С од е й с т в о в а т ь

с о х р а н е н и ю

о к р у ж а ю щ е й

с р е д ы ,

ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и

укрепления

здоровья

в

процессе

профессиональной

деятельности

и

поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной

деятельности

ОК

10

Пользоваться

профе ссиональной

документацией

н а

государственном и иностранном языках

7

2 ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Наименование

разделов,

тем

Содержание разделов, тем

Количество

часов

Раздел 1 Топографические планы, карты и чертежи

Тема 1.2

Масштабы

топографических

планов

и

ка рт.

Картографические

условные знаки

Самостоятельная работа 1

Картографические условные знаки. Рассказ

2

Тема 1.3

Рельеф местности

и его изображение

на

топографических

картах и планах

Самостоятельная работа 2

Рельеф местности и его изображение на

топографических картах и планах. Презентация

4

Тема 1.4

Ориентирование

направлений

Самостоятельная работа 3

Определение

румбов

по

известным

дирекционным

углам. Решение задач

2

Тема 1.5

Прямая и

обратная

геодезическая

задачи

Самостоятельная работа 4

Решение прямой и обратной геодезической задачи.

Решение задач

2

Раздел 2 Геодезические измерения

Тема 2.1

Сущность

измерений.

Угловые

измерения

Самостоятельная работа 5

Угловые измерения. Кроссворд

2

Тема 2.3

Геометрическое

нивелирование

Самостоятельная работа 6

Определение отметок точек. Решение задач

2

Итого:

14

8

3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 1 Топографические планы, карты и чертежи

Тема 1.2 Масштабы топографических планов и карт. Картографические

условные знаки

Самостоятельная работа 1

Картографические условные знаки. Рассказ

Учебная цель: закрепить знание условных топографических знаков

Задания для самостоятельной работы

Составить рассказ с использованием топографических условных знаков.

Рассказ оформляется на листе формата А4, необходимо использовать не менее

15 топографических знаков (Рисунок 1)

Пример выполнения

Рисунок 1

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

- читать ситуации на планах и картах

знать:

- условные топографические знаки

9

Формируемые компетенции: ОК 1-3

Информационное обеспечение:

1 Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000,

1:1000, 1:500. - М.: ФГУП «Картгеоцентр», 2016.-286 с.: ил.

2 Дьяков, Б.Н. Основы геодезии и топографии [Текст]: учебное пособие

для вузов/ Б.Н. Дьяков - Спб: Лань, 2017.-272 с.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

Тема 1.3 Рельеф местности и его изображение на топографических картах и

планах

Самостоятельная работа 2

Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах.

Презентация

Учебная

цель: изучить

рельеф

местности

и

его

изображение

на

топографических картах и планах

Задания для самостоятельной работы

Разработать

и представить

в электронном виде презентацию по теме

«Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах»

10

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

- читать ситуации на планах и картах

знать:

- условные топографические знаки

Формируемые компетенции: ОК 1-3, ОК 10

Информационное обеспечение:

1 Киселев, М.И. Геодезия [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования/

М.И.Киселев,

Д.Ш.Михелев.

-

10-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.

2 Ходоров, С.Н. Геодезия – это очень просто [Текст]: учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования/ С.Н. Ходоров. -

М.: Инфра-Инженерия,

2016. — 176 с.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

11

Тема 1.4 Ориентирование направлений

Самостоятельная работа 3

Определение румбов по известным дирекционным углам. Решение задач

Учебная

цель: формирование

умений

по

решению

задач

на определение

румбов по известным дирекционным углам

Задания для самостоятельной работы

Вариант 1

Вариант 2

α

1

= 35°15′

α

1

= 45°16′

α

2

= 136°54′

α

2

= 131°14′

α

3

= 335°29′

α

3

= 336°39′

α

4

= 71°58′

α

4

= 70°48′

α

5

= 253°23′

α

5

= 253°13′

α

6

= 371°39′

α

6

= 372°59′

α

7

= 98°23′

α

7

= 99°53′

α

8

= 101°31′

α

8

= 106°21′

α

9

= 274°44′

α

9

= 274°34′

α

10

= 314°55′

α

10

= 313°15′

Вариант 3

Вариант 4

α

1

= 25°17′

α

1

= 15°18′

α

2

= 125°16′

α

2

= 124°16′

α

3

= 225°24′

α

3

= 226°24′

α

4

= 136°17′

α

4

= 137°17′

α

5

= 92°16′

α

5

= 93°16′

α

6

= 301°27′

α

6

= 303°27′

α

7

= 76°57′

α

7

= 77°57′

α

8

= 165°35′

α

8

= 164°35′

α

9

= 200°29′

α

9

= 208°29′

α

10

= 297°54′

α

10

= 287°54′

Вариант 5

Вариант 6

α

1

= 55°19′

α

1

= 65°11′

α

2

= 125°26′

α

2

= 222°16′

α

3

= 225°34′

α

3

= 120°24′

α

4

= 136°47′

α

4

= 236°17′

α

5

= 92°56′

α

5

= 98°16′

α

6

= 311°27′

α

6

= 351°27′

α

7

= 76°17′

α

7

= 46°57′

α

8

= 165°25′

α

8

= 152°35′

α

9

= 200°39′

α

9

= 256°29′

12

α

10

= 287°54′

α

10

= 207°54′

Вариант 7

Вариант 8

α

1

= 75°15′

α

1

= 85°10′

α

2

= 98°16′

α

2

= 91°16′

α

3

= 167°24′

α

3

= 157°24′

α

4

= 236°17′

α

4

= 246°17′

α

5

= 52°16′

α

5

= 58°16′

α

6

= 378°27′

α

6

= 398°27′

α

7

= 134°57′

α

7

= 139°57′

α

8

= 248°35′

α

8

= 238°35′

α

9

= 270°29′

α

9

= 260°29′

α

10

= 156°54′

α

10

= 176°54′

Вариант 17

Вариант 18

α

1

= 37°15′

α

1

= 39°12′

α

2

= 137°14′

α

2

= 237°14′

α

3

= 337°39′

α

3

= 307°39′

α

4

= 71°48′

α

4

= 171°48′

α

5

= 254°13′

α

5

= 54°13′

α

6

= 371°59′

α

6

= 381°59′

α

7

= 98°53′

α

7

= 92°53′

α

8

= 100°21′

α

8

= 105°21′

α

9

= 275°34′

α

9

= 295°34′

α

10

= 314°15′

α

10

= 310°45′

Вариант 19

Вариант 20

α

1

= 28°15′

α

1

= 56°21′

α

2

= 167°14′

α

2

= 127°14′

α

3

= 357°39′

α

3

= 327°39′

α

4

= 77°48′

α

4

= 78°48′

α

5

= 234°13′

α

5

= 244°13′

α

6

= 391°59′

α

6

= 381°59′

α

7

= 99°53′

α

7

= 96°53′

α

8

= 106°21′

α

8

= 103°21′

α

9

= 278°34′

α

9

= 278°34′

α

10

= 344°15′

α

10

= 354°15′

Вариант 21

Вариант 22

α

1

= 47°59′

α

1

= 62°32′

α

2

= 107°14′

α

2

= 127°14′

α

3

= 317°39′

α

3

= 327°39′

α

4

= 58°48′

α

4

= 78°48′

α

5

= 224°13′

α

5

= 244°13′

13

α

6

= 361°59′

α

6

= 381°59′

α

7

= 92°53′

α

7

= 96°53′

α

8

= 111°21′

α

8

= 103°21′

α

9

= 279°34′

α

9

= 278°34′

α

10

= 351°15′

α

10

= 350°15′

Вариант 23

Вариант 24

α

1

= 88°43′

α

1

= 72°7′

α

2

= 157°14′

α

2

= 117°24′

α

3

= 347°39′

α

3

= 327°49′

α

4

= 68°48′

α

4

= 78°38′

α

5

= 234°13′

α

5

= 244°53′

α

6

= 391°59′

α

6

= 381°19′

α

7

= 98°53′

α

7

= 96°43′

α

8

= 109°21′

α

8

= 103°11′

α

9

= 274°34′

α

9

= 278°44′

α

10

= 359°15′

α

10

= 354°25′

Вариант 9

Вариант 10

α

1

= 32°7′

α

1

= 45°7′

α

2

= 118°24′

α

2

= 127°14′

α

3

= 317°49′

α

3

= 327°29′

α

4

= 76°38′

α

4

= 78°38′

α

5

= 24°48′

α

5

= 244°43′

α

6

= 400°19′

α

6

= 381°59′

α

7

= 92°43′

α

7

= 96°43′

α

8

= 113°11′

α

8

= 103°31′

α

9

= 275°44′

α

9

= 278°14′

α

10

= 357°25′

α

10

= 354°55′

Вариант 11

Вариант 12

α

1

= 132°27′

α

1

= 137°27′

α

2

= 88°24′

α

2

= 84°24′

α

3

= 119°49′

α

3

= 129°49′

α

4

= 56°38′

α

4

= 76°38′

α

5

= 214°18′

α

5

= 218°18′

α

6

= 410°19′

α

6

= 418°19′

α

7

= 90°43′

α

7

= 96°43′

α

8

= 183°11′

α

8

= 188°11′

α

9

= 285°44′

α

9

= 284°44′

α

10

= 337°25′

α

10

= 339°25′

Вариант 13

Вариант 14

α

1

= 157°27′

α

1

= 130°17′

14

α

2

= 64°24′

α

2

= 14°34′

α

3

= 139°49′

α

3

= 159°59′

α

4

= 26°38′

α

4

= 78°28′

α

5

= 258°18′

α

5

= 268°58′

α

6

= 478°19′

α

6

= 408°39′

α

7

= 91°43′

α

7

= 96°23′

α

8

= 181°11′

α

8

= 183°51′

α

9

= 289°44′

α

9

= 288°14′

α

10

= 349°25′

α

10

= 334°45′

Вариант 15

Вариант 16

α

1

= 132°17′

α

1

= 139°17′

α

2

= 11°34′

α

2

= 14°34′

α

3

= 149°59′

α

3

= 119°59′

α

4

= 8°28′

α

4

= 76°28′

α

5

= 248°58′

α

5

= 248°58′

α

6

= 401°39′

α

6

= 508°39′

α

7

= 99°23′

α

7

= 91°23′

α

8

= 180°51′

α

8

= 180°51′

α

9

= 284°14′

α

9

= 284°14′

α

10

= 330°45′

α

10

= 331°45′

Вариант 25

Вариант 26

α

1

= 339°17′

α

1

= 239°17′

α

2

= 214°34′

α

2

= 114°34′

α

3

= 19°59′

α

3

= 69°59′

α

4

= 176°28′

α

4

= 276°28′

α

5

= 48°58′

α

5

= 248°58′

α

6

= 308°39′

α

6

= 303°39′

α

7

= 97°23′

α

7

= 91°53′

α

8

= 180°41′

α

8

= 180°41′

α

9

= 280°14′

α

9

= 84°14′

α

10

= 301°45′

α

10

= 356°45′

Вариант 27

Вариант 28

α

1

= 209°27′

α

1

= 239°17′

α

2

= 114°14′

α

2

= 114°34′

α

3

= 69°49′

α

3

= 69°59′

α

4

= 266°28′

α

4

= 276°28′

α

5

= 218°58′

α

5

= 248°58′

α

6

= 303°29′

α

6

= 303°39′

α

7

= 91°13′

α

7

= 91°53′

α

8

= 189°51′

α

8

= 180°41′

α

9

= 84°44′

α

9

= 84°14′

15

α

10

= 351°15′

α

10

= 356°45′

Вариант 29

Вариант 30

α

1

= 157°27′

α

1

= 62°32′

α

2

= 24°24′

α

2

= 127°14′

α

3

= 139°49′

α

3

= 327°39′

α

4

= 26°38′

α

4

= 78°48′

α

5

= 258°18′

α

5

= 244°13′

α

6

= 408°19′

α

6

= 381°59′

α

7

= 91°43′

α

7

= 96°53′

α

8

= 181°11′

α

8

= 103°21′

α

9

= 279°44′

α

9

= 278°34′

α

10

= 346°25′

α

10

= 350°15′

Вариант 31

Вариант 32

α

1

= 37°15′

α

1

= 65°11′

α

2

= 137°14′

α

2

= 222°16′

α

3

= 337°39′

α

3

= 120°24′

α

4

= 71°48′

α

4

= 236°17′

α

5

= 254°13′

α

5

= 98°16′

α

6

= 371°59′

α

6

= 351°27′

α

7

= 98°53′

α

7

= 46°57′

α

8

= 100°21′

α

8

= 152°35′

α

9

= 275°34′

α

9

= 256°29′

α

10

= 314°15′

α

10

= 207°54′

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

- определять положение линий на местности

знать:

- систему плоских прямоугольных координат

Формируемые компетенции: ОК 1-9

Информационное обеспечение:

Киселев, М.И. Геодезия [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования/

М.И.Киселев,

Д.Ш.Михелев.

-

10-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.

16

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

Тема 1.5 Прямая и обратная геодезическая задачи

Самостоятельная работа 4

Решение прямой и обратной геодезической задачи. Решение задач

Учебная

цель: приобрести

практические

навыки

по

решению

прямой

и

обратной геодезической задачи

Задания для самостоятельной работы

Решить прямую и обратную геодезическую задачу. Вариант определяется

по порядковому номеру студента в списке группы по учебному журналу.

1

По

данным

таблицы

1

определить

координаты

точки

3

отрезка

2-3.

Начертить схему

Таблица 1

Вариант

Дирекционный

угол, α

2-3

Горизонтальное

проложение,

d

2-3

Координаты точки, м

х

2

y

2

1, 11, 21

134° 16′

25,18

+54,18

-3,46

2, 12, 22

67° 31′

234,22

+110,11

+16,39

3, 13, 23

182° 43′

56,97

-220,37

+105,30

4, 14, 24

252° 57′

80,12

-110,35

+28,55

5, 15, 25

135° 19′

102,55

-212,77

+121,43

6, 16, 26

349° 41′

161,18

-86,19

+33,51

7, 17, 27

212° 35′

221,08

+150,28

-147,13

17

8, 18, 28

121° 09′

174,13

+47,16

-124,88

9, 19, 29

254° 37′

98,21

-49,38

-105,16

10, 20, 30

12° 33′

123,16

+93,4

+55,07

2

По

данным

таблицы

2

определить

румб

и

горизонтальное

проложение

между точками 1-2. Начертить схему

Таблица 2

Вариант

Координаты точки, м

Координты точки, м

х

1

y

1

х

2

y

1

1, 11, 21

+16,3

-104,5

+116,3

-204,5

2, 12, 22

-213,4

+77,8

+203,4

+57,8

3, 13, 2

-34,7

+43,7

-94,7

+53,7

4, 14, 24

-45,9

-14,7

-35,9

-14,7

5, 15, 25

+24,8

-65,3

+44,8

-75,3

6, 16, 26

-132,5

+56,4

-332,5

-156,4

7, 17, 27

+10,1

+78,1

+102,1

+88,1

8, 18, 28

-22,2

-34,9

-25,2

-64,9

9, 19, 29

+33,7

+16,3

-32,7

+66,3

10, 20, 30

+45,8

-25,8

+41,8

-35,8

Пример выполнения (Рисунок 2)

1

Пример решения прямой геодезической задачи

Даны координаты точки 4: х

4

= -186,12 м; y

4

= +241, 95 м; румб линии 4-5:

r = СЗ:37°30´; горизонтальное проложение линии 4-5: d

4-5

=302,86 м. Вычислить

координаты точки 5. Начертить схему.

Решение:

1.

Определяем приращения координат ∆х и ∆y по формулам

∆х

4-5

= d*cos r = 302,86* cos r = 302,86* cos 37°30´= 302,86* cos 37,5° =

302,86*0,7934=240,29 м

∆y

4-5

= d*sin r = 302,86* sin r = 302,86* sin 37°30´= 302,86* sin 37,5° =

302,86*0,6088=184,38 м

C учетом знаков и округлив до 0,01 м, получаем

∆х

4-5

= + 240,28 м;

∆y

4-5

= - 184,38 м

2.

Определяем координаты точки 5:

х

5

= х

4

+∆х

4-5

y

5

= y

4

+∆y

4-5

18

х

5

= -186,12 + (+240,28) = + 54,16 м

y

5

= +241, 95 + (- 184,38) = +57,57 м

Рисунок 2 – Схема к решению прямой геодезической задачи

2 Пример решения обратной геодезической задачи (Рисунок 3)

Определить румб и горизонтальное проложение линии 1-2 по известным

координатам точек 1 и 2 x

1

= - 25,68 м; y

1

= +10,37 м; x

2

= + 89,30 м; y

2

= +44,86 м.

Решение:

1.

Определяем румб линии 1-2

tg r = (y

2

-

y

1

)

:

(x

2

-

x

1

) = ∆y/∆х

tg r = (+44,86

-10,37

)

:

(+ 89,30 - (-25,68 ) = +34,49/114,98 = 0,2999652

По таблицам натуральных значений тригонометрических функций находим

угол 16°41′30"

2.

С учетом знаков приращений координат +∆х и +∆y определяем название

румба линии 1-2:

r

1-2

=СВ: 16°41,5′

3.

Горизонтальное проложение линий определяем по формулам:

d =

=

d = ∆х/ cos r = (x

2

-

x

1

)/ cos r

d = ∆y/ sin r = (y

2

-

y

1

)/ sin r

d =

=

= 120,04 м

d = 114,98 : cos16°41,5′= 114,98 : 0,957865 = 120,04 м

d = 34,49 : sin16°41,5′=34,49 : 0,287221= 120,04 м

19

Рисунок 3 - Схема для решения обратной геодезической задачи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

- решать прямую и обратную геодезическую задачу

знать:

- систему плоских прямоугольных координат

Формируемые компетенции: ОК 4,5,9,10

Информационное обеспечение:

Киселев, М.И. Геодезия [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования/

М.И.Киселев,

Д.Ш.Михелев.

-

10-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

20

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

Раздел 2 Геодезические измерения

Тема 2.1 Сущность измерений. Угловые измерения

Самостоятельная работа 5

Угловые измерения. Кроссворд

Учебная

цель: закрепление

и

систематизация

знаний

по

теме

«Угловые

измерения»

Задания для самостоятельной работы

Составить

тематический

кроссворд

на

тему

«Угловые

измерения»,

используя не менее 10 слов по горизонтали и 10 слов по вертикали.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

-

пользоваться

приборами

и

инструментами,

используемыми

при

измерении линий, углов и отметок точек

знать:

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения

превышений

Формируемые компетенции: ОК 1,2,3,9

Информационное обеспечение:

1 Киселев, М.И. Геодезия [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования/

М.И.Киселев,

Д.Ш.Михелев.

-

10-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.

2 Ходоров, С.Н. Геодезия – это очень просто [Текст]: учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования/ С.Н. Ходоров. -

М.: Инфра-Инженерия,

2016. — 176 с.

Критерии оценки:

21

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

Тема 2.3 Геометрическое нивелирование

Самостоятельная работа 6

Определение отметок точек. Решение задач

Учебная цель: формирование практических навыков по определению отметок

точек на земной поверхности

Задания для самостоятельной работы

Решить задачу (Рисунок 4)

Известно: отметка точки 1 Н

1

=75,35м, отсчеты по рейкам а

1

=1833мм,

b

2

=0724 мм, с

3

=1067 мм, с

4

=1793 мм. Определить отметки точек 2, 3, 4, т.е. Н

2

,

Н

3

, Н

4

22

Рисунок 4

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и

геометрического нивелирования

знать:

- виды геодезических измерений

Формируемые компетенции: ОК 1-10

Информационное обеспечение:

Киселев, М.И. Геодезия [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования/

М.И.Киселев,

Д.Ш.Михелев.

-

10-е

изд.,

стер.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, правильно и аккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил работу в полном

объеме, аккуратно оформил все записи, таблицы и

рисунки, но в расчетах

допустил незначительные неточности

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в

полном объеме, неаккуратно оформил все записи, таблицы и рисунки, допустил

в расчетах 1-2 ошибки

23

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу

не

полностью

или

в

работе

допущены

серьезные

ошибки

в

расчетах

и

в

оформлении таблиц и рисунков

24

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ФОРМАМ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1 Подготовка кроссворда

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток

заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными

по условиям игры.

Для

составления

кроссворда

по

заданной

теме

нужно

найти

информацию

с

разных

источников

(сеть

Internet,

энциклопедии,

практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в

рукописном

варианте

или

пользуясь

одним

из

программных

средств:

Microsoft Word, Microsoft Excel.

Составление

кроссвордов

по

теме

и

ответов

к

ним

это

разновидность

отображения

информации

в

графическом

виде

и

вид

контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от

студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и

гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных

самостоятельных

работах

как

метод

самоконтроля

и

взаимоконтроля

знаний.

Составление

кроссвордов

рассматривается

как

вид

внеаудиторной

самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств,

что

необходимы

при

разгадывании

кроссвордов,

но

и

умения

систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по

форме и объему слов.

Кроссворд составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном

(компьютерном) или рукописном варианте. Выполненную работу сдать к

указанному сроку.

1 Составьте словарь понятий и определений по изучаемой теме.

25

2

При

составлении

кроссворда

каждому

слову

даётся

текстовое

определение, в описательной или вопросительной форме указывающее

некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда

и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение

ответов на другие определения.

3 Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в

каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в

каждую

ячейку,

В

классическом

кроссворде

ячейки

имеют

вид

квадратных клеток, собранных в прямую линию.

4

Слова

«пересекаются»

друг

с

другом,

образуя

сетку

кроссворда.

Классическая

сетка

кроссворда

состоит

из

слов,

написанных

по

вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово

должно

быть

пересечено

как

минимум

дважды.

Сетка

должна

быть

связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

5 Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно

нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет

по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из

одной

клетки

в

разных

направлениях,

нумеруются

одной

цифрой.

В

списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего

определения

сгруппированы

по

направлениям).

Слова-вопросы

начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали»

6

Слова-ответы

должны

быть существительными в именительном

падеже и единственном числе.

7 Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке

кроссворда.

8 Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

9

Загаданные

слова

должны

быть

именами

существительными

в

именительном падеже единственного числа.

10 Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

11 Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

12 Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

26

13 Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

14

Все

тексты

должны

быть

написаны

разборчиво,

желательно

отпечатаны.

15 На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название

данного кроссворда.

Требования к оформлению кроссворда:

1 Рисунок кроссворда должен быть четким.

2 Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-

ответов.

3

Ответы

на

кроссворд

публикуются

на

отдельном

листе.

Ответы

предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают

возможность

ознакомиться

с

правильными

ответами

на

нерешенные

позиции условий.

4 Объем работы: 4 листа, нумерация страниц – снизу, справа;

1 лист – титульный

2 лист – сетка кроссворда (без ответов),

3 лист – вопросы,

4 лист – ответы и используемые источники

Критерии оценки

соответствие содержания теме

правильная структурированность информации

наличие логической связи изложенной информации

эстетичность оформления, его соответствие требованиям

работа представлена в срок

4.2 Подготовка презентаций

Мультимедийная

презентация

может

содержать

текстовые

материалы,

фотографии,

рисунки,

слайд-шоу,

звуковое

оформление

и

дикторское

сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику

27

Создание

материалов-презентаций

это

вид

самостоятельной

работы

студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с

помощью компьютерной программы для создания презентаций

Деятельность студента:

выбирает тему презентации

составляет список литературы, интернет - ресурсов

знакомится с содержанием литературы и интернет - ресурсов

изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное

устанавливает логическую связь между элементами темы

составляет план презентации

представляет характеристику элементов в краткой форме

оформляет работу и предоставляет к установленному сроку

Структура презентации

1

Титульный слайд - в нём указываются тема доклада, которая должна

полностью соответствовать теме опроса, фамилия, имя составителя

2

Информационные слайды - могут содержать диаграммы и графики,

фотографии,

картинки,

также

текстовые

и

табличные

данные,

графические

материалы,

предназначенные

для

более

четкого

восприятия

аудиторией

информации, излагаемой в докладе

3

Выбор

типа

информации,

схем

структурирования

данных,

очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком

4

Завершающий слайд - может содержать: «Спасибо за внимание»

Инструкция по составлению презентации

1

Графический и текстовый материал размещаются на слайдах так,

чтобы слева и справа оставалось использованное поле шириной не менее 0,5 см

2

Содержание информации

используйте короткие слова и предложения

заголовки должны привлекать внимание аудитории

28

каждый слайд должен отражать одну мысль

3

Расположение информации на странице

предпочтительно горизонтальное расположение информации

наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться

под ней

4

Требования к дизайну слайдов

должно

быть

соответствие

стиля

оформления

презентации

(графического, звукового, анимационного) содержанию презентации

для фона слайда используйте психологически комфортный тон

для фона и текста используйте контрастные цвета

используйте не более трех цветов на одном слайде (один для фона,

второй для заголовков, третий для текста)

количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм и

т.д. - не более 4

5

Требования к текстовой информации в презентациях

текст на фоне слайда презентации должен быть читаемым

рекомендуется использовать шрифты Times New Roman, Arial, Arial

Narrow

для

выделения

информации

следует

использовать

жирный

шрифт,

курсив или подчеркивание

нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи

отчетливо читались на выбранном поле слайда (для заголовков — не менее 24,

для информации — не менее 18)

наиболее

важная

информация

(например,

выводы,

определения,

правила

и

др.)

должна

быть

представлена

более

крупным

и

выделенным

шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера)

длина строки не более 36 знаков

точку в конце заголовков не ставят, а между предложениями ставят

29

не следует писать длинные заголовки

6

Требования к оформлению таблиц в презентациях

размер шрифта должен быть не менее 18 pt

у таблицы обязательно должно быть название

шапка таблицы должна отличаться от основных данных

таблицы желательно размещать на светлом или белом фоне

Критерии оценки

соответствие содержания теме

правильная структурированность информации

наличие логической связи изложенной информации

эстетичность оформления, его соответствие требованиям

работа представлена в срок



В раздел образования