Напоминание

Обучение школьников эффективному чтению в начальной школе


Автор: Демина Нина Тихоновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ново-Девяткинская СОШ №1"
Населённый пункт: дер. Новое Девяткино, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучение школьников эффективному чтению в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение школьников эффективному чтению в начальной школе

Среди

многообразия методов

организации

учебного

процесса работа

с

печатным слово – один из ведущих.

Однако

в

практике

современной

школы

(особенно

начальной)

бытует

ошибочное представление о том, что просто прочитать текст – это уже значит

понять его и усвоить его содержание. Но исследования и замеры показывают,

что при традиционном способе взаимодействия с текстом ученик усваивает из

единожды

прочитанного

незнакомого

текста

в

лучшем

случае

25–30

%

информации. Поэтому

для усвоения содержания учебного текста в полном

объеме

дети

вынуждены

читать

текст

по

3–4

раза,

чтобы

«добрать»

недополученную из текста информацию. При этом над ребенком должен стоять

взрослый контролер, который бы проверял, насколько полно и точно усвоена

необходимая информация, – ведь сам ученик зачастую не в состоянии верно

оценить

свой

уровень

освоения

текстового

материала.Чаще

всего

при

традиционном способе организации самостоятельного чтения ученику кажется,

что после единичного прочтения текста он всё понял и всё усвоил. Но после

проверки объёма полученной из текста информации выясняется, что это «всё»

не превышает 25 %.

Таким образом, весь известный и учителям, и родителям процесс работы с

текстом

превращается

в

длительную,

трудную,

изматывающую

процедуру

многократного чтения-зубрёжки, которое носит название «подготовка пересказа

по литературе», «приготовление домашнего задания по окружающему миру», и

т. п.

Таким образом, существует серьёзная, но как бы не замечаемая учителями

проблема – наши дети не обучены эффективно работать с учебными текстами.

Они не умеют этого делать. Неутешительная статистика говорит о том, что в

средней школе самостоятельно используют при чтении элементарные приемы

понимания лишь 3 из 100 школьников, а полноценно понимают самостоятельно

прочитанный текст лишь 6 из 100.

Эти цифры – показатель «ленивого» чтения: сбивчивого, неорганизованного,

пассивного. «Ленивым» такое чтение названо не потому, что ребенок не хочет

качественно работать над текстом, а потому, что он относится к тексту как к

объекту преодоления, а не как к объекту работы и изучения. И это не его вина.

Современная школа обучает ребёнка чтению и при этом совершенно не учит

школьника понимать читаемое, не учит самостоятельно работать с получаемой

из текста информацией: добывать, обрабатывать и хранить эту информацию.

Навыки работы выпускника начальных классов с учебным текстом

(которые

зачастую

сохраняются

на

протяжении

всего

процесса

обучения

в

школе) чаще всего можно описать так:

ученик

довольствуется

планом

работы

над

текстом,

предложенным

учителем, механически выполняет учебные задания в строгом соответствии с

ним,

ожидая

от

учителя

пошаговой

помощи

и

нуждаясь

в

постоянном

руководстве;

– ученик является заложником учительского контроля;

– ученик бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста,

задаваемые педагогом;

– ученик отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета»;

– ученик редко в явной форме демонстрирует свою работу другим

людям;

ученик

растрачивает

силы

и

время

на

бессистемные

поиски

в

тексте

нужной информации;

– школьник смотрит на чтение как на обременительную повинность.

Всё

это

следствие

взгляда

на

ребёнка

как

на

объект

обучения

и

доказательство явной недостаточности традиционных видов и способов

организации учебной деятельности детей по чтению и восприятию текстов на

уроках чтения, риторики, окружающего мира, истории, естествознания.

Очевидная

скудость

средств

обучения

работе

с

текстом

и

однообразие

характера учебного общения при работе с книгой, статьёй, учебным текстом

приводят

уже

в

начальной

школе

к возникновению противоречия между

объективной

потребностью

современной

школы

в

учащихся,

имеющих

возможность свободного

выбора

способов

и

источников

информации, и той

образовательной практикой, в результате которой школьник очень плохо обучен

работать с информационными и учебными текстами, не умеет использовать их

для

решения

самостоятельно

поставленных,

личностно

значимых

учебных

задач.

Между

тем приоритетной

целью

образования

в

современной

школе

становится

развитие

личности,

готовой

к

правильному

взаимодействию

с

окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками

качественного, продуктивного чтения – необходимое и обязательное условие

формирования такой личности.

Таким

образом,

перед

школой

стоит

задача обучить

детей

осваивать

текстовый материал новыми, более эффективными средствами и способами

для управления собственной учебной и образовательной деятельностью.

Добиться этого можно разными способами, и один из самых эффективных –

использование

метода

чтения

с

применением

технологий

алгоритмического

усвоения

текстов

и

визуализации

мышления

в

виде

логических

схем.

Применение

такого

метода

более

качественно

и

рационально

организует

процесс чтения, повышает его эффективность.

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ отличается тем,

что,

опираясь

на

достижения исследователей, посвятивших свои труды проблемам повышения

качества чтения (О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А. Андреев, М. А. Зиганов,

Ю. К. Пугач, Е. В. Васильева, В. А. Бородина, Г. Я. Солганик, Л. М. Веккер),

рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Он практически

отрабатывался в течение 12 лет в классах, обучающихся по разным программам,

а также при индивидуальной работе со школьниками разного возраста и разного

уровня подготовки.

Сущность метода эффективного чтения.

Основная задача – повысить эффективность чтения, его продуктивность,

производительность.

Очевидно,

что

реальный

путь

решения

этой

задачи

создание

новых,

более

эффективных

программ

умственной

деятельности,

обучение

новым,

рациональным

способам

кодирования

поступающей

информации.

«Ленивому» чтению можно противопоставить чтение по алгоритму – то есть

эффективное чтение. Читать текст продуктивно, получая из него максимум

полезной информации и на 100 % усваивая его содержание, – это то, чему может

научиться любой ребенок любого возраста

*

.

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это программа умственных действий

и операций в процессе чтения текста (и его устного восприятия), позволяющая

быстрее и качественнее усваивать информацию, дольше её сохранять и легче

воспроизводить.

Действие этого метода распространяется как на весь текст, так и на один или

несколько абзацев, объединенных общей главной мыслью.

Метод включает в себя:

применение технологий алгоритмического усвоения текстов;

сжатие информации текста без потери смысла (выделение опорных слов,

формирование

смысловых

рядов

опорной

сети

и

формулирование

доминанты);

визуализацию мышления в виде опорных структурно-логических схем.

Ребёнок получает инструмент работы с текстом, которого у него раньше не

было

и

который

позволит

работать

с

содержанием

текста

со

100%-ной

эффективностью.

Использование

при

чтении

системы

алгоритмов

дисциплинирует

ум,

заставляет

мыслить

логично,

кратко,

а

при

воспроизведении

содержания

информационных и авторских текстов, а также при составлении собственных

текстов

и

устных

пересказов

позволяет

излагать

свои

мысли

просто,

ясно,

доступно.

Процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому

при обучении пониманию работа с алгоритмом специально замедляется, чтобы

помочь ученику в осознавании своих умственных действий.

Сжатие информации текста без потери смысла.

Именно на этом этапе происходит эффективная тренировка памяти с учётом

её основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), за счёт

правильного свертывания информации и разгрузки памяти от бесполезных или

второстепенных сведений, повышения готовности памяти к воспроизведению

того, что необходимо.

Программа

многоступенчатого

сжатия

текста

реализуется

на

основе

установок избирательности психических процессов и избыточности текстов на

всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением

и закреплением информации. Применение метода поиска и отбора опорных

слов, составление смысловых цепочек из опорных слов – опорной сети – и

выделение смысловой доминанты подразумевает творческую и созидательно-

преобразующую

работу

ученика

с

текстом.

Такая

работа

активизирует

мышление, позволяет выявить логико-семантическую структуру текста и сжать

текст без потери смысла, что гарантирует эффективное понимание, а значит, и

качественное запоминание текстового материала.

Составление опорных структурно-логических схем.

Содержание

метода

эффективного

чтения

отличается

от

подобных

методических

разработок

универсальной

технологией

работы

с

текстом

и

формой подачи результата этой работы – в виде схемы.

Преимущества

составления схем

при

использовании

а лгорит ма

эффективного чтения: визуализация и выделение сущности воспринимаемой

информации;

организованность

мышления;

гибкость,

мобильность

схемы,

легкое воспроизведение её в памяти; фиксирование в схеме плана повествования

и

дальнейшее

его

эффективное

использование

при

обзоре,

проверке

и

воспроизведении знаний.

Схема,

составленная

по

алгоритму

эффективного

чтения,

является

логическим стержнем всего хода работы с текстом:

Область применения метода эффективного чтения:

1)

запоминание

информации

учебных,

научно-популярных

текстов

и

публицистики;

2) запоминание устных рассказов, сообщений и выступлений;

3)

подготовка

к

письменному

и

устному

пересказу

учебных,

научно-

популярных текстов и публицистики;

4) подготовка к изложению.

Для достижения ожидаемых результатов работы по алгоритму эффективного

чтения

нужны

упорные,

систематические,

тщательно

спланированные

и

целенаправленные тренировки. Однако стоит отметить, что эффективное чтение

– не напряжённый утомительный труд, а работа более производительная и

результативная.

И

усилия

педагога

по

организации

обучения

детей

именно

этому

способу

поглощения

и

обработки

информации

в

конечном

итоге

обучение управлению собственной учебной и образовательной деятельностью)

приносят весьма ощутимые плоды, о чем красноречиво говорят результаты

тестовых замеров показателей качества чтения учащихся, строящих свою работу

с текстом по алгоритму эффективного чтения.

Так

как

именно

ПРОДУКТИВНОЕ

чтение

является

РАЗВИВАЮЩИМ,

успешное использование учеником при чтении и восприятии текста алгоритма

эффективного

чтения

раскрывает

у

него

потенциал

внутреннего

познания,

включает

учащегося

в

поток

информационного

взаимодействия

со

средой

обучения. Это доставляет ученику удовлетворение, радость открытия, желание

ТВОРИТЬ в процессе чтения, открывает перед ним новые возможности для

самообразования и саморазвития.

Система

дидактических

материалов

рассчитана

на

последовательное,

поэтапное обучение детей работе с текстом по алгоритму эффективного чтения

и

использует

задания

трёх

уровней

(репродуктивного,

преобразующего

и

творческого).

Упражнения, должны быть дифференцированы по объему и сложности и

могут быть доступны как для групповой работы под руководством учителя, так

и для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя.

Распределение материала по 3 уровням сложности позволяет осуществить

учителю

дифференцированный

подход

к

обучению

детей

эффективному

чтению, что способствует глубокому усвоению нового материала учащимися

разного возраста и учащимися с разным уровнем подготовки в соответствии с

их возможностями.

Базовый минимальный уровень необходим для усвоения новой темы раздела.

Успешное

выполнение

упражнений

базового

уровня

в

минимальной,

но

достаточной мере обеспечивает понимание учащимися сущности изучаемого

понятия.

Задания для закрепления, относящиеся к базовому уровню, нужны для того,

чтобы упражнять учащихся в применении на практике формируемого приема

или способа действия по алгоритму эффективного чтения.

По

результатам

выполнения

контрольного

упражнения,

завершающего

базовый уровень, учитель может вполне адекватно судить о степени владения

ученика новым материалом.

Средний

уровень

состоит

из

упражнений

для

организации

прочного

запоминания изученного в базовом уровне материала путём различных приёмов

повторения,

а

также

для

усовершенствования

навыка

практического

использования изученного в базовой части раздела понятия или действия по

алгоритму.

Среди

упражнений

этого

уровня

представлено

большое

количество

тренировочного

материала,

направленного

на

предупреждение

наиболее

типичных ошибок, которые могут допустить учащиеся при практической работе

с

текстами.

Эти

упражнения

можно

использовать

также

и

для

работы

над

ошибками, уже допущенными детьми в ходе выполнения первой контрольной

проверки.

В ряде разделов среди упражнений среднего уровня есть такие, которые

посвящены изучению новой темы, не рассматриваемой в базовом уровне. В

таких упражнениях вводятся новые, дополнительные, понятия или способы

действий по алгоритму, за счёт чего формирование главных навыков раздела

происходит на более сознательном, активном и творческом уровне.

Уровень

повышенной

сложности

включает

в

себя

у п р а ж н е н и я ,

предназначенные

для

закрепления

основных

понятий

(изучению

которых

посвящён раздел) на более высоком и творческом уровне. Эти упражнения

направлены

на

создание

условий

для

более

активного,

сознательного

и

творческого

применения

на

практике

полученных

ранее

базовом

уровне

текущего раздела и на предыдущих занятиях) знаний и умений.

Для

работы

на

этом

уровне

у

учащихся

должна

быть

сформирована

совокупность

определенных

базовых

умений

это

позволит

осуществлять

активный перенос усвоенных приемов и способов действия по алгоритму на

новые, усложненные теоретические и практические задачи.

При выполнении таких упражнений у учащихся есть возможность не

просто повысить на сложном и разнообразном текстовом материале уровень

практического взаимодействия с текстом, но и найти свои, более совершенные

приёмы и способы работы по алгоритму эффективного чтения.



В раздел образования