Автор: Пынько Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Социализация старших дошкольников с помощью игр"
Раздел: дошкольное образование
Социализация старших дошкольников с помощью игр
Игры на развитие личностно-деятельностного компонента у старших дошкольников.
1. «Облака-загадки». Цель: научить детей усматривать в слабо оформленном многозначном
материале образы предметов.
Им говорится о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками.
Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. затем поочередно
показываются аппликации с облаками. Дети должны назвать как можно больше вариантов их
сходства с предметами, животными, растениями, фигурками людей.
2. «Фантастическое животное». Цель: стимулировать творческое мышление в изобразительной
деятельности.
Представьте, что мы с вами прилетели на необычную планету. Она населена фантастическими
животными. Они живут везде: в воздухе, под землей, на земле. Эти звери плавают, летают, ползают.
Среди них есть красивые и уродливые, добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей
знакомых нам животных, другие совсем не похожи ни на одного из животных нашей планеты.
Среди них есть и такие, которые передвигаются с помощью техники: едут на гусеницах, как танк,
летают с пропеллером, как у вертолета. Вообразите, представьте этих животных. Нарисуйте одного
из них.
3. «Закорючки». Дополнительно: бумага, ручки
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит
закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
4. «Кто я?». Количество игроков: любое
Итак: «Кто я? » - спрашивает ведущий у игроков и изображает (жестами, мимикой, звуками и т. п.)
поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т. п.
Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского
опыта ребенка.
5. «Новое назначение предмета». Количество игроков: любое Дополнительно: любые предметы
Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет,
газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно
использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто
придумает самые невероятные применения этого предмета.
Предмет может «гулять» по кругу, пока для него придумываются новые назначения.
6. «Силуэт фигур». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из
плотной бумаги; простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров.
Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки.
В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и
раскрасьте рисунки».
Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и
красочный образ.
Игры на развитие мотивационно-эмоционального компонента у старшего дошкольника.
1. Игра «Альбом настроений». Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и
вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.
Игра «Мимический кубик». Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и
изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним
играть. Вариантов использования такого кубика очень много.
Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике
эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.
Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с
изображением эмоций (пиктограммы).
Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает
карточку-пиктограмму, ей соответствующую.
Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например,
фразу: «Скоро наступит весна».
Можно поделиться на группы: ребята первой группы кидают по очереди кубик и произносят
отдельные фразы или фразы из стихотворений (например, А. Барто «Наша Таня громко плачет»,
каждый своей интонацией, какая ему выпала на кубике. Ребята второй группы отгадывают эмоцию.
Затем группы меняются заданиями.
Четвёртый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.
Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая
голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в
гости» так, как сказала бы грустная лиса).
Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.
Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят
бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть
сердитым во время глажки белья…
Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети
научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.
Игра «Разноцветные конверты». В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый
ребёнок получает комплект из 7
карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы,
покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют
различные задания.
Вариант 1. Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с
графическими изображениями.
Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные
персонажи в разном настроении.
Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.
Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в
которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.
Вариант 2. Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и
соотносить их с графическими изображениями.
Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской
(«Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения!» - весело, «Я не буду с ним играть!» -
сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.
Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети
самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и
мимикой.
Вариант 3. Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с
графическими изображениями.
Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят
и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений
Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие).
Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!