Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 84
Населённый пункт: Г. Киров, Кировская область.
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Формирование у дошкольников чувства любви и привязанности к национальным ценностям и традициям посредством совместной деятельности воспитателя, детей и родителей».
Раздел: дошкольное образование
Тема моего опыта
«Как
у
маленького
деревца,
еле
поднявшегося
над
землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог
должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной
любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
.
В соответствии с ФГОС дошкольное детство важнейший период в
жизни человека. Когда закладываются основы его личностной культуры,
осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в
этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе,
о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что
создает
предпосылки
воспитания
гражданских
качеств
и
присвоение
нравственных ценностей общества.
Одной
из
основных
задач
ФГОС
ДО
является:
«Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества».
Патриотическое
воспитание
–
неотъемлемая
часть
нравственного
воспитания.
В
процессе
формирования
чувства
патриотизма в дошкольном возрасте важно дать детям начальные знания
о Родине, представления о нашей стране, народе, традициях. Из этого
следует,
что
нравственно-патриотическое
воспитание
–
одно
из
важнейших звеньев образовательного процесса ДОУ.
Актуальность патриотического воспитания.
Патриотическое
воспитание
является
актуальной
проблемой
воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и
гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее
богатства
-
эти
чувства
и
особенности
характера
начинают
формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитывать
чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно,
полноценную
личность
без
уважения
к
истории
и
культуре
своего
Отечества, к его государственным символам.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не
зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет
сомнений в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной
воспитательной
систематической
работы
у
детей
могут
быть
сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Ребенок не рождается патриотом, он им становиться.
«Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей
стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание
быть частью великой страны» - говорил А. Н. Толстой. Патриотизм – это
не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше, это
создание
своей
неотъемлемости
от
родины
и
неотъемлемое
переживание
вместе
с
ней
ее
счастливых
и
несчастливых
дней.
Воспитание патриотизма закладывается в сознание ребенка с самого
детства
и
зависит
от
его
окружения.
Не
каждый
родитель
считает
необходимым
рассказывать
своему
ребенку
о
своей
стране,
наивно
думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень
важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей,
так
как
именно
в
дошкольном
возрасте
формируются
нравственные
качества человека.
Чувство
любви
к
родному
краю
обретаются
самостоятельно
и
переживаются
индивидуально.
Наша
задача,
педагогов
и
родителей,
пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. Для
этого
необходимо
придерживаться
следующих
принципов
при
организации образовательного процесса:
Принцип
историзма.
Реализовывается
путём
сохранения
хронологического
порядка
описываемых
явлений
и
сводится
к
двум
историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши
дни) и будущее (планы, перспективы).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на
позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства
и
эмоции,
видеть
в
ребёнке
полноправного
партнёра,
а
также
ориентироваться
на
высшие
общечеловеческие
понятия
–
любовь
к
семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается, в создании оптимальных
условий
для
самореализации
каждого
ребёнка
в
процессе
освоения
знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им
опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с
семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном
включении
краеведческого
материала
в
базовые
программы
дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на
основе тематического планирования).
Принцип
активности
и
самостоятельности
–
это
активное
сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип
наглядности.
Используются
наглядные
средства
(игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают
развернутую картину действий и результатов.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных
занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует
взаимосвязанные части.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания
дошкольников.
Главная
цель
образования
–
ребенок,
со
своими
особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью
и непосредственностью.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые
способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип
коммуникативности.
У
дошкольников
воспитывается
потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Для того, чтобы понять, есть ли интерес родителей к этой теме, им были
предложены анкеты «Нравственно - патриотическое воспитание
детей в семье» «Приобщение детей к семейной традиционной
культуре». Детям были предложены другие анкеты, отражающие их
интересы и выявляющие проблемы в знаниях: «Моя семья», «Что я
знаю о родном городе», «Узнай сказку», «Родной свой край люби и
знай». Исходя из своих наблюдений и из результатов опроса, были
сделаны выводы: родители не уделяют должного внимания этой теме и
всему, что с ней связано, не всегда знают, с чего начать формирование
чувства любви и привязанности к Родине, а также не знают, какой
материал можно и нужно давать детям. Опрос также показал, что
больше всего интересует детей, что бы они хотели ещё узнать, и в каком
направлении работать. Выявилась и проблема: дети не имеют вообще
или имеют поверхностные знания о своих родственниках, о своем крае,
о родной стране, о Родине в целом.
Работу по формированию у детей нравственно-патриотических
чувств можно разделить на несколько направлений: от более близкого,
знакомого – семья, город, к более сложному – страна. Схематично можно
представить следующим образом:
Семья – Родной город – Родной край – Родная страна.
Система работы по данной теме представлена в перспективном
планирование.
Цель: способствовать формированию чувства любви и
привязанности к национальным ценностям и традициям, как элементов
гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о родной стране – России, её истории,
культуре, традициях.
- Способствовать формированию чувства любви и привязанности к
родной семье, родному краю, родной стране; чувства ответственности и
гордости за достижения Родины.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, истории и
традициям родной страны.
Работа с детьми охватывает разные виды детской деятельности:
организованная образовательная деятельность, совместная деятельность
воспитателя с детьми, самостоятельная детская деятельность. Детская
же деятельность разнообразна по содержанию. Это – игры, беседы,
чтение художественной литературы, художественное творчество,
физическое развитие, труд, конструирование, экскурсии, прогулки,
экспериментирование, наблюдение, совместные мероприятия с
родителями, и т.д.
Для того, чтобы познавательный интерес ребенка был высоким,
нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического
процесса, т.е., сам интересовался, спрашивал у взрослых о том, что
делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому
объекту дома или библиотеке, привлекал к этому родителей, делал
самостоятельные выводы по мере своих способностей и с помощью
взрослых.
Детям
было
предложено
создать
группу
по
подготовке
к
изучению интересующих тем. После коллективного обсуждения была
создана группа
«Исследователи», которой был разработан
план по
сбору информации:
1.
Выбор темы проекта.
2.
Составление плана.
3.
Методы исследования:
- «Подумать самостоятельно».
- «Спросить у другого человека».
- «Провести эксперимент».
- «Узнать из книги».
- «Посмотреть в интернете».
4.
Обобщение полученных материалов.
5.
Презентация
проекта
на
итоговом
мероприятии
с
презентацией по выбранной теме.
Дети
выбрали
темы
по
желанию
и
дома
вместе
с
родителями
приступили к сбору информации по предложенному коллективом плану
и подготовке проектов.
Работая совместно с детьми, давая возможность им самим выбирать
тему, искать материал дома с родителями, узнавать новое, делать свои
маленькие открытия, я заметила, как растёт их познавательный интерес,
как они дорожат тем, что узнали и нашли, как хочется им поделиться
информацией с другими людьми. А знания и информация, добытые
самостоятельно, намного ценнее и дольше остаются в памяти.
I этап – Семья.
Основа всего – это семья. Поэтому особое внимание уделяется
работе над понятием «Семья».
Разработан
цикл
бесед
о
семье:
«Моя
мама»,
«Наша
дружная
семья», «Традиции семьи» и т.д.
Дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе с
родителями отдыхают.
Совместно
с
детьми
и
родителями
проводятся
праздники,
развлечения,
КВНы
и
викторины.
Например:
проводился
конкурс
«Алло, мы ищем таланты», где каждая семья рассказала, чем любят
заниматься, чем увлекаются. Из этого мероприятия сделали вывод, что
каждая семья талантлива по-своему. Дети всегда готовы и рады сделать
подарки родным и близким.
Совместно
с
родителями
участвуем
в
городских
конкурсах,
например конкурс проектов «В мире сказок», который был посвящен
году литературы в России.
Дети совместно с родителями участвуют в выставках, например:
«Моя мама», «Мамино сердце не знает покоя», « Мама – солнышко мое»,
«Военная техника на страже страны», «Золотые россыпи России» и
других.
Родители
вместе
с
детьми
провели
исследования,
собрали
материал
и
оформили
проекты,
с
которыми
дети
выступали
на
презентации, где обсуждали, задавали вопросы выступающим.
В
разделе
«Семья»
было
приготовлено
два
исследовательских
проекта:
«Быт
русского
народа»
и
«Русский
народный
костюм»,
в
которых одна из девочек, готовивших этот проект вместе с родителями,
поделилась своими впечатлениями о русском народном костюме и была
очень
удивлена,
что
раньше
дети
носили
одежду
родителей.
Был
проведен конкурс «Коса – девичья краса», где было придумано много
способов того, как красиво заплести косы. Девочки продемонстрировали
свои косы, и была выбрана самая длинная коса.
Совместно
с
родителями
оформили
полочку
с
наглядными
и
дидактическими
материалами
по
патриотическому
воспитанию:
подборка стихов о Родине и о России, альбомы по народно-прикладному
искусству, открытки и фотографии города Кирова, изделия декоративно-
прикладного
искусства,
предметы
старины
и
много
других
игр
и
пособий.
Провели совместные экскурсии: выход в парк Победы и к вечному
огню.
Следующие этапы: ll - Родной город и III – Родной край
Эти
два
направления
объединены
в
рамках
тематического
планирования одной темой «Вятский край – люби и знай»
Необходимость патриотического воспитания в Кировской области
отражена
в
одном
из
проектов
«Программа
модернизации
системы
образования в муниципальном образовании « город Киров» на 2003 -
2004 гг.», «Воспитание юного кировчанина».
В
рамках
этой
темы
мы
знакомимся
с
географией
и
историей
родного
города:
название
улиц,
парки,
достопримечательности,
интересные места отдыха горожан. Дети с удовольствием рассказывают,
куда чаще всего они ходят с родителями, где любят отдыхать. Вместе с
детьми мы оформили стенд с узнаваемыми местами города: «Город, в
котором я живу». Знакомимся с государственными символами города
Кирова и Кировской области. В книжном уголке создана специальная
рубрика «Моя малая Родина».
В группе ежегодно проводиться конкурс поделок из природного и
бросового материала «Что нам Осень – подарила, что нам Осень –
принесла».
Город
Киров
–
современный
город,
это
город-труженик.
Мы
знакомимся с профессиями родителей и предприятиями, на которых они
работают. В группе совместно с родителями была проведена выставка
«Все работы хороши – выбирай на вкус».
Очень
полюбилась
детям
одна
из
новых
игр
–
«Прошлое
и
настоящее
города!»
Цель
игры:
учить
сравнивать
характерные
особенности старого и современного города, развивать мышление, речь,
закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему
и
прошлому:
«Как
выглядели
улицы
раньше
и
какие
они
сейчас»
(проезжая
часть,
тротуары,
цветники,
газоны);
«Старинные
и
современные
здания»
(бараки,
рубленые
дома
и
современные,
благоустроенные
здания);
«Быт
жителей
города
Кирова:
прошлое
и
настоящее» (питание, одежда, стирка, баня)»; «Игры детей»; «Досуг в
прошлом и в наши дни».
IIl – Приобщение к истокам народной культуры.
Важной частью духовной культуры народа является – фольклор. В
работе
с
детьми
желательно
использовать
все
виды
фольклора.
С
младшей группы знакомимся
с загадками, потешками, считалками,
русскими народными сказками. В старшем дошкольном возрасте идёт
работа над пониманием смысла пословиц, их народной мудрости. Один
из проектов, представленных на итоговом мероприятии, был посвящён
этой теме: «Пословицы и поговорки в нашей жизни».
Большое
место
в
приобщении
к
народной
культуре
занимают
народные праздники и развлечения. Детям приносят радость не только
праздники, но и сам процесс подготовки к нему. Дети знакомятся с
музыкальным репертуаром, обычаями, устным народным творчеством.
Очень весело и интересно прошел праздник «Осенины».
Одно
из
сообщений
итогового
мероприятия
было
посвящено
традиционным
обрядовым
праздникам.
Оно
так
и
называлось
«Календарно-обрядовые праздники» и содержало материал о празднике
«Масленица», «Пасха» и др.
Очень важно знакомить детей с русской декоративной росписью.
Народное
искусство
способствует
глубокому
воздействию
на
мир
ребенка,
обладает
нравственной,
эстетической,
познавательной
ценностью.
Дети
знакомятся
с
дымковской,
городецкой,
хохломской,
гжельской
росписью.
Сами
с
удовольствием
пытаются
отражать
на
бумаге элементы разных декоративных росписей, отдавая предпочтение
тем, которые произвели наибольшее эмоциональное впечатление.
В подготовительной группе занимаемся с ребятами ручным трудом,
где учимся работать иголкой, пяльцами, использовать наперсток, нитки,
материал, знакомимся с различными видами швов: вперед иголка, назад
иголка. Знакомлю детей с историей вышивки, типами вышивки.
Од и н
р е б ё н о к
з а и н т е р е с о ва л с я
т е м о й
и з г о т о в л е н и я
Павловопосадских
платков.
Это
была
тема
его
презентации.
Дети
познакомились с шедеврами павловопосадских мастеров.
Таким образом, работа по приобщению к истокам национальной
культуры помогает не только обогатить внутренний мир ребенка, но и
развивает творческий потенциал, способствует развитию воображения и
эстетического восприятия.
IV – Наша Родина – Россия.
Этот блок включает в себя знакомство с такими понятиями как
«Россия»,
«Родина»,
«Отечество»,
с
государственной
символикой
российского государства – герб, флаг, гимн, президент.
Один
из
подготовленных
совместно
с
родителями
проектов
–
«Символика российского государства», где о российских гербе и флаге
было рассказано в стихах. Дети с большим вниманием и интересом его
слушали. Даже заучили наизусть некоторые четверостишья. Также были
сделаны
сообщения
по
темам
«Москва
–
Столица
нашей
Родины»,
«Голубые реки России», «Города России». Из этих сообщений ребята
узнали
много
нового
и
удивительного.
После
выступления
ребят
состоялась
дискуссия,
где
ребята
отвечали
на
вопросы,
спорили,
рассуждали, разгадывали кроссворды.
Дошкольное
детство
является
благоприятным
периодом
для
формирования исторических знаний и патриотических чувств. Чувство
патриотизма нельзя измерить, но показателями развития интереса детей
к теме могут служить следующие критерии:
Большинство детей имеют представление об основных видах
труда,
о
народном
быте
русских
людей,
о
традиционной
посуде, о народном костюме, национальной кухне, народных
праздниках.
Знают
содержание
русских
народных
сказок,
потешки,
считалки, загадки.
Узнают героев сказок, былин и др. произведений литературы.
Знают русских и вятских писателей, художников.
Узнают изделия народных промыслов.
Полученные
знания
и
информацию
дети
применяют
на
практике (проявляют
интерес к народным играм, танцам,
хороводам,
с
желанием
участвуют
в
традиционных
праздниках,
с
удовольствием
наряжаются
в
русский
народный
костюм,
отражают
свои
знания
в
лепке,
аппликации,
рисовании,
в
музыкальной
и
игровой
деятельности,
с
интересом
и
желанием
включаются
в
процесс
сбора
и
подготовки
материалов
по
выбранным
темам).
Родители,
активно
включившись
в
общее
образовательное
пространство, смогли оценить интерес дошкольников к теме родной
страны, её истории, культуре и традициям, убедились в значимости и
актуальности изучения детьми истории родного края и страны в целом.
Перспектива
работы
по
этой
теме:
подготовка
к
проведению
мероприятий ко Дню Победы.
Очень
сложна
для
понимания
дошкольникам
тема
Великой
Отечественной войны. Сделать тему досягаемой для дошкольников –
даже
для
старших
–
задача
не
из
лёгких.
Победа
в
Великой
Отечественной войне – та ценность, которую разделяют практически все
живущие в нашей стране. И очень важно, чтобы она стала ценностью
для наших детей.
Начинаем опять же с семьи. Говорим о том, у кого в роду есть
прадеды, которые участвовали в этой войне или были детьми и в семье
сохранились их воспоминания,
приносят сохранившиеся фотографии,
но сейчас их уже осталось совсем мало. Надо рассказывать детям о враге
под названием «фашизм». Гитлер для детей, как Кощей Бессмертный,
как Змей-Горыныч – страшный и злой, которого обязательно должен
победить и побеждает русский солдат. Разработаны ряд бесед: «Как
начиналась война», «Дети на войне», «Города герои» и т. д. Делается
подборка
художественной
литературы
для
чтения,
музыкальных
произведений для слушания, стихотворений для заучивания наизусть. С
сообщениями и проектами по этой теме нам предстоит познакомиться
позднее, но дети с родителями уже приступили к их подготовке.
важным направлением в работе с детьми я считаю воспитание у
дошкольников любви к своему народу, родному краю, родной стране,
как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.