Напоминание

«Формирование у дошкольников чувства любви и привязанности к национальным ценностям и традициям посредством совместной деятельности воспитателя, детей и родителей».


Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 84
Населённый пункт: Г. Киров, Кировская область.
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Формирование у дошкольников чувства любви и привязанности к национальным ценностям и традициям посредством совместной деятельности воспитателя, детей и родителей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема моего опыта

«Как

у

маленького

деревца,

еле

поднявшегося

над

землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит

жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог

должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной

любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

.

В соответствии с ФГОС дошкольное детство важнейший период в

жизни человека. Когда закладываются основы его личностной культуры,

осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в

этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе,

о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что

создает

предпосылки

воспитания

гражданских

качеств

и

присвоение

нравственных ценностей общества.

Одной

из

основных

задач

ФГОС

ДО

является:

«Объединение

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей

и

принятых

в

обществе

правил

и

норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества».

Патриотическое

воспитание

неотъемлемая

часть

нравственного

воспитания.

В

процессе

формирования

чувства

патриотизма в дошкольном возрасте важно дать детям начальные знания

о Родине, представления о нашей стране, народе, традициях. Из этого

следует,

что

нравственно-патриотическое

воспитание

одно

из

важнейших звеньев образовательного процесса ДОУ.

Актуальность патриотического воспитания.

Патриотическое

воспитание

является

актуальной

проблемой

воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и

гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее

богатства

-

эти

чувства

и

особенности

характера

начинают

формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитывать

чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно,

полноценную

личность

без

уважения

к

истории

и

культуре

своего

Отечества, к его государственным символам.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не

зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет

сомнений в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной

воспитательной

систематической

работы

у

детей

могут

быть

сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Ребенок не рождается патриотом, он им становиться.

«Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей

стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание

быть частью великой страны» - говорил А. Н. Толстой. Патриотизм – это

не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше, это

создание

своей

неотъемлемости

от

родины

и

неотъемлемое

переживание

вместе

с

ней

ее

счастливых

и

несчастливых

дней.

Воспитание патриотизма закладывается в сознание ребенка с самого

детства

и

зависит

от

его

окружения.

Не

каждый

родитель

считает

необходимым

рассказывать

своему

ребенку

о

своей

стране,

наивно

думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень

важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей,

так

как

именно

в

дошкольном

возрасте

формируются

нравственные

качества человека.

Чувство

любви

к

родному

краю

обретаются

самостоятельно

и

переживаются

индивидуально.

Наша

задача,

педагогов

и

родителей,

пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. Для

этого

необходимо

придерживаться

следующих

принципов

при

организации образовательного процесса:

Принцип

историзма.

Реализовывается

путём

сохранения

хронологического

порядка

описываемых

явлений

и

сводится

к

двум

историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши

дни) и будущее (планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на

позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства

и

эмоции,

видеть

в

ребёнке

полноправного

партнёра,

а

также

ориентироваться

на

высшие

общечеловеческие

понятия

любовь

к

семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается, в создании оптимальных

условий

для

самореализации

каждого

ребёнка

в

процессе

освоения

знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им

опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с

семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном

включении

краеведческого

материала

в

базовые

программы

дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на

основе тематического планирования).

Принцип

активности

и

самостоятельности

это

активное

сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип

наглядности.

Используются

наглядные

средства

(игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают

развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных

занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует

взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания

дошкольников.

Главная

цель

образования

ребенок,

со

своими

особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью

и непосредственностью.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые

способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип

коммуникативности.

У

дошкольников

воспитывается

потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Для того, чтобы понять, есть ли интерес родителей к этой теме, им были

предложены анкеты «Нравственно - патриотическое воспитание

детей в семье» «Приобщение детей к семейной традиционной

культуре». Детям были предложены другие анкеты, отражающие их

интересы и выявляющие проблемы в знаниях: «Моя семья», «Что я

знаю о родном городе», «Узнай сказку», «Родной свой край люби и

знай». Исходя из своих наблюдений и из результатов опроса, были

сделаны выводы: родители не уделяют должного внимания этой теме и

всему, что с ней связано, не всегда знают, с чего начать формирование

чувства любви и привязанности к Родине, а также не знают, какой

материал можно и нужно давать детям. Опрос также показал, что

больше всего интересует детей, что бы они хотели ещё узнать, и в каком

направлении работать. Выявилась и проблема: дети не имеют вообще

или имеют поверхностные знания о своих родственниках, о своем крае,

о родной стране, о Родине в целом.

Работу по формированию у детей нравственно-патриотических

чувств можно разделить на несколько направлений: от более близкого,

знакомого – семья, город, к более сложному – страна. Схематично можно

представить следующим образом:

Семья – Родной город – Родной край – Родная страна.

Система работы по данной теме представлена в перспективном

планирование.

Цель: способствовать формированию чувства любви и

привязанности к национальным ценностям и традициям, как элементов

гражданственности и патриотизма.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о родной стране – России, её истории,

культуре, традициях.

- Способствовать формированию чувства любви и привязанности к

родной семье, родному краю, родной стране; чувства ответственности и

гордости за достижения Родины.

- Воспитывать бережное отношение к родной природе, истории и

традициям родной страны.

Работа с детьми охватывает разные виды детской деятельности:

организованная образовательная деятельность, совместная деятельность

воспитателя с детьми, самостоятельная детская деятельность. Детская

же деятельность разнообразна по содержанию. Это – игры, беседы,

чтение художественной литературы, художественное творчество,

физическое развитие, труд, конструирование, экскурсии, прогулки,

экспериментирование, наблюдение, совместные мероприятия с

родителями, и т.д.

Для того, чтобы познавательный интерес ребенка был высоким,

нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического

процесса, т.е., сам интересовался, спрашивал у взрослых о том, что

делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому

объекту дома или библиотеке, привлекал к этому родителей, делал

самостоятельные выводы по мере своих способностей и с помощью

взрослых.

Детям

было

предложено

создать

группу

по

подготовке

к

изучению интересующих тем. После коллективного обсуждения была

создана группа

«Исследователи», которой был разработан

план по

сбору информации:

1.

Выбор темы проекта.

2.

Составление плана.

3.

Методы исследования:

- «Подумать самостоятельно».

- «Спросить у другого человека».

- «Провести эксперимент».

- «Узнать из книги».

- «Посмотреть в интернете».

4.

Обобщение полученных материалов.

5.

Презентация

проекта

на

итоговом

мероприятии

с

презентацией по выбранной теме.

Дети

выбрали

темы

по

желанию

и

дома

вместе

с

родителями

приступили к сбору информации по предложенному коллективом плану

и подготовке проектов.

Работая совместно с детьми, давая возможность им самим выбирать

тему, искать материал дома с родителями, узнавать новое, делать свои

маленькие открытия, я заметила, как растёт их познавательный интерес,

как они дорожат тем, что узнали и нашли, как хочется им поделиться

информацией с другими людьми. А знания и информация, добытые

самостоятельно, намного ценнее и дольше остаются в памяти.

I этап – Семья.

Основа всего – это семья. Поэтому особое внимание уделяется

работе над понятием «Семья».

Разработан

цикл

бесед

о

семье:

«Моя

мама»,

«Наша

дружная

семья», «Традиции семьи» и т.д.

Дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе с

родителями отдыхают.

Совместно

с

детьми

и

родителями

проводятся

праздники,

развлечения,

КВНы

и

викторины.

Например:

проводился

конкурс

«Алло, мы ищем таланты», где каждая семья рассказала, чем любят

заниматься, чем увлекаются. Из этого мероприятия сделали вывод, что

каждая семья талантлива по-своему. Дети всегда готовы и рады сделать

подарки родным и близким.

Совместно

с

родителями

участвуем

в

городских

конкурсах,

например конкурс проектов «В мире сказок», который был посвящен

году литературы в России.

Дети совместно с родителями участвуют в выставках, например:

«Моя мама», «Мамино сердце не знает покоя», « Мама – солнышко мое»,

«Военная техника на страже страны», «Золотые россыпи России» и

других.

Родители

вместе

с

детьми

провели

исследования,

собрали

материал

и

оформили

проекты,

с

которыми

дети

выступали

на

презентации, где обсуждали, задавали вопросы выступающим.

В

разделе

«Семья»

было

приготовлено

два

исследовательских

проекта:

«Быт

русского

народа»

и

«Русский

народный

костюм»,

в

которых одна из девочек, готовивших этот проект вместе с родителями,

поделилась своими впечатлениями о русском народном костюме и была

очень

удивлена,

что

раньше

дети

носили

одежду

родителей.

Был

проведен конкурс «Коса – девичья краса», где было придумано много

способов того, как красиво заплести косы. Девочки продемонстрировали

свои косы, и была выбрана самая длинная коса.

Совместно

с

родителями

оформили

полочку

с

наглядными

и

дидактическими

материалами

по

патриотическому

воспитанию:

подборка стихов о Родине и о России, альбомы по народно-прикладному

искусству, открытки и фотографии города Кирова, изделия декоративно-

прикладного

искусства,

предметы

старины

и

много

других

игр

и

пособий.

Провели совместные экскурсии: выход в парк Победы и к вечному

огню.

Следующие этапы: ll - Родной город и III – Родной край

Эти

два

направления

объединены

в

рамках

тематического

планирования одной темой «Вятский край – люби и знай»

Необходимость патриотического воспитания в Кировской области

отражена

в

одном

из

проектов

«Программа

модернизации

системы

образования в муниципальном образовании « город Киров» на 2003 -

2004 гг.», «Воспитание юного кировчанина».

В

рамках

этой

темы

мы

знакомимся

с

географией

и

историей

родного

города:

название

улиц,

парки,

достопримечательности,

интересные места отдыха горожан. Дети с удовольствием рассказывают,

куда чаще всего они ходят с родителями, где любят отдыхать. Вместе с

детьми мы оформили стенд с узнаваемыми местами города: «Город, в

котором я живу». Знакомимся с государственными символами города

Кирова и Кировской области. В книжном уголке создана специальная

рубрика «Моя малая Родина».

В группе ежегодно проводиться конкурс поделок из природного и

бросового материала «Что нам Осень – подарила, что нам Осень –

принесла».

Город

Киров

современный

город,

это

город-труженик.

Мы

знакомимся с профессиями родителей и предприятиями, на которых они

работают. В группе совместно с родителями была проведена выставка

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

Очень

полюбилась

детям

одна

из

новых

игр

«Прошлое

и

настоящее

города!»

Цель

игры:

учить

сравнивать

характерные

особенности старого и современного города, развивать мышление, речь,

закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему

и

прошлому:

«Как

выглядели

улицы

раньше

и

какие

они

сейчас»

(проезжая

часть,

тротуары,

цветники,

газоны);

«Старинные

и

современные

здания»

(бараки,

рубленые

дома

и

современные,

благоустроенные

здания);

«Быт

жителей

города

Кирова:

прошлое

и

настоящее» (питание, одежда, стирка, баня)»; «Игры детей»; «Досуг в

прошлом и в наши дни».

IIlПриобщение к истокам народной культуры.

Важной частью духовной культуры народа является – фольклор. В

работе

с

детьми

желательно

использовать

все

виды

фольклора.

С

младшей группы знакомимся

с загадками, потешками, считалками,

русскими народными сказками. В старшем дошкольном возрасте идёт

работа над пониманием смысла пословиц, их народной мудрости. Один

из проектов, представленных на итоговом мероприятии, был посвящён

этой теме: «Пословицы и поговорки в нашей жизни».

Большое

место

в

приобщении

к

народной

культуре

занимают

народные праздники и развлечения. Детям приносят радость не только

праздники, но и сам процесс подготовки к нему. Дети знакомятся с

музыкальным репертуаром, обычаями, устным народным творчеством.

Очень весело и интересно прошел праздник «Осенины».

Одно

из

сообщений

итогового

мероприятия

было

посвящено

традиционным

обрядовым

праздникам.

Оно

так

и

называлось

«Календарно-обрядовые праздники» и содержало материал о празднике

«Масленица», «Пасха» и др.

Очень важно знакомить детей с русской декоративной росписью.

Народное

искусство

способствует

глубокому

воздействию

на

мир

ребенка,

обладает

нравственной,

эстетической,

познавательной

ценностью.

Дети

знакомятся

с

дымковской,

городецкой,

хохломской,

гжельской

росписью.

Сами

с

удовольствием

пытаются

отражать

на

бумаге элементы разных декоративных росписей, отдавая предпочтение

тем, которые произвели наибольшее эмоциональное впечатление.

В подготовительной группе занимаемся с ребятами ручным трудом,

где учимся работать иголкой, пяльцами, использовать наперсток, нитки,

материал, знакомимся с различными видами швов: вперед иголка, назад

иголка. Знакомлю детей с историей вышивки, типами вышивки.

Од и н

р е б ё н о к

з а и н т е р е с о ва л с я

т е м о й

и з г о т о в л е н и я

Павловопосадских

платков.

Это

была

тема

его

презентации.

Дети

познакомились с шедеврами павловопосадских мастеров.

Таким образом, работа по приобщению к истокам национальной

культуры помогает не только обогатить внутренний мир ребенка, но и

развивает творческий потенциал, способствует развитию воображения и

эстетического восприятия.

IVНаша Родина – Россия.

Этот блок включает в себя знакомство с такими понятиями как

«Россия»,

«Родина»,

«Отечество»,

с

государственной

символикой

российского государства – герб, флаг, гимн, президент.

Один

из

подготовленных

совместно

с

родителями

проектов

«Символика российского государства», где о российских гербе и флаге

было рассказано в стихах. Дети с большим вниманием и интересом его

слушали. Даже заучили наизусть некоторые четверостишья. Также были

сделаны

сообщения

по

темам

«Москва

Столица

нашей

Родины»,

«Голубые реки России», «Города России». Из этих сообщений ребята

узнали

много

нового

и

удивительного.

После

выступления

ребят

состоялась

дискуссия,

где

ребята

отвечали

на

вопросы,

спорили,

рассуждали, разгадывали кроссворды.

Дошкольное

детство

является

благоприятным

периодом

для

формирования исторических знаний и патриотических чувств. Чувство

патриотизма нельзя измерить, но показателями развития интереса детей

к теме могут служить следующие критерии:

Большинство детей имеют представление об основных видах

труда,

о

народном

быте

русских

людей,

о

традиционной

посуде, о народном костюме, национальной кухне, народных

праздниках.

Знают

содержание

русских

народных

сказок,

потешки,

считалки, загадки.

Узнают героев сказок, былин и др. произведений литературы.

Знают русских и вятских писателей, художников.

Узнают изделия народных промыслов.

Полученные

знания

и

информацию

дети

применяют

на

практике (проявляют

интерес к народным играм, танцам,

хороводам,

с

желанием

участвуют

в

традиционных

праздниках,

с

удовольствием

наряжаются

в

русский

народный

костюм,

отражают

свои

знания

в

лепке,

аппликации,

рисовании,

в

музыкальной

и

игровой

деятельности,

с

интересом

и

желанием

включаются

в

процесс

сбора

и

подготовки

материалов

по

выбранным

темам).

Родители,

активно

включившись

в

общее

образовательное

пространство, смогли оценить интерес дошкольников к теме родной

страны, её истории, культуре и традициям, убедились в значимости и

актуальности изучения детьми истории родного края и страны в целом.

Перспектива

работы

по

этой

теме:

подготовка

к

проведению

мероприятий ко Дню Победы.

Очень

сложна

для

понимания

дошкольникам

тема

Великой

Отечественной войны. Сделать тему досягаемой для дошкольников –

даже

для

старших

задача

не

из

лёгких.

Победа

в

Великой

Отечественной войне – та ценность, которую разделяют практически все

живущие в нашей стране. И очень важно, чтобы она стала ценностью

для наших детей.

Начинаем опять же с семьи. Говорим о том, у кого в роду есть

прадеды, которые участвовали в этой войне или были детьми и в семье

сохранились их воспоминания,

приносят сохранившиеся фотографии,

но сейчас их уже осталось совсем мало. Надо рассказывать детям о враге

под названием «фашизм». Гитлер для детей, как Кощей Бессмертный,

как Змей-Горыныч – страшный и злой, которого обязательно должен

победить и побеждает русский солдат. Разработаны ряд бесед: «Как

начиналась война», «Дети на войне», «Города герои» и т. д. Делается

подборка

художественной

литературы

для

чтения,

музыкальных

произведений для слушания, стихотворений для заучивания наизусть. С

сообщениями и проектами по этой теме нам предстоит познакомиться

позднее, но дети с родителями уже приступили к их подготовке.

важным направлением в работе с детьми я считаю воспитание у

дошкольников любви к своему народу, родному краю, родной стране,

как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.



В раздел образования