Напоминание

ВЕСНА


Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 29
Населённый пункт: г. Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: Сценарий ОД в средней группе по речевому развитию
Тема: ВЕСНА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий ОД в средней группе

по речевому развитию

на тему «Весна»

Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна»

Задачи:

- способствовать закреплению характерных признаков весны, обогащению и

активизации словаря по теме «Весна»;

- способствовать упражнению детей в умении устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, закреплению умения составлять рассказ по

мнемотаблице, совершенствованию грамматического строя речи;

- способствовать воспитанию у детей отзывчивости, любви к родной природе и

бережного отношения к ней;

Способы: игровые, словесные, слушание музыки, наглядные

Средства: репродукции картин А. Саврасова «Весна» и «Грачи прилетели», мне-

мотаблица «Весна », картинки птиц, звукозапись «Голоса птиц», «Голоса

леса».

Предварительная работа с детьми: наблюдение на прогулке за явлениями при-

роды; рассматривание альбома «Весна», репродукций картин по теме «Весна»,

альбома «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной ли-

тературы, отгадывание загадок о весне; дидактические и подвижные игры.

ХОД ОД

Дети входят в группу и встают в круг в центре

В: Давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

В: Ребята, я увидела, как к окну подлетел воробей и так радостно и громко зачи-

рикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

(Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его при-

слал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…»

Лесные жители

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний

лес? (Ответы детей.)

Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цве-

ты рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Чтобы оказаться в лесу, надо произне-

сти волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тек-

сту.

Звукозапись «Голоса леса»

В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, что-

бы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту

полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стуль-

чики.)

На мольберте вывешена картина А. Саврасова «Грачи прилетели»

В: Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Какое вре-

мя года изображено на картине?

Дети: Весна.

В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это

зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки,

бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки,

ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спяч-

ки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все

теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет вторую картину А.Саврасова «Вес-

на»

В: А как же дальше просыпается природа?

Дети: Снег совсем растаял, на деревьях и кустарниках появляются почки, появ-

ляется травка, возвращаются птицы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов)

В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Звукозапись «Голоса птиц в лесу»

В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц. Хотите отгадать про них загадки?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

Я проворна, легкокрылая,

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

В: Объясните почему. (Ответы детей.)

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной

возвращаются обратно.

В: Молодцы! Правильно!

В: А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться.

Они не переносят холод.

В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной де-

лают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для

птиц? Как им нужно помогать?

Дети: Вывешивать скворечники весной. Подкармливать птиц ранней весной.

В: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к моль-

берту с «муравейником».

Физкультминутка «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

Дети шагают друг за другом.

Шагают, поднимая высоко ноги.

Приседают.

Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

В: Ребята, куда мы пришли? Что это?

Дети: Муравейник.

В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что

вновь появляются насекомые.

В: А каких насекомых вы знаете?

Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузне-

чики.

Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»

В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны

будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири, муравьи, воробьи,

вороны, кузнечики.

В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и

зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Н о

з ат о

п у ш и с т ы й

хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь

в

иголках

длин-

ных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются дете-

ныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж.

В: А что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: Они линяют.

В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них

меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

В: А кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как на-

зывается у него детеныш.

Игровое упражнение «Назови малышей»

один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

В: Ребята, пойдемте гулять дальше. Воспитатель с детьми подходят к столам.

На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха,

ландыш.)

В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются

первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

В: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега.

В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?

Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы.

Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она по-

лучится?

В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.

Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу и составим

рассказ о весне, используя таблицу.

Мнемотаблица «Весна»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель, появляются проталины.

3 - Распускаются подснежники.

4 - На деревьях набухают почки.

5 - Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь,ёж)

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

8 - Весной у диких животных появляются детёныши

9 - Весной у птиц появляются птенцы.

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Рефлексия

В: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вам понравилось в гостях у

весеннего

леса?

Мы

с

вами

побывали

в

весеннем

лесу

и

вспомнили

все

изменения

в

природе,

которые

происходят

в

это

время

года.

А

что

вам

запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

Спасибо, вы - молодцы!



В раздел образования