Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 29
Населённый пункт: г. Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: Сценарий ОД в средней группе по речевому развитию
Тема: ВЕСНА
Раздел: дошкольное образование
Сценарий ОД в средней группе
по речевому развитию
на тему «Весна»
Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна»
Задачи:
- способствовать закреплению характерных признаков весны, обогащению и
активизации словаря по теме «Весна»;
- способствовать упражнению детей в умении устанавливать простейшие
причинно-следственные связи, закреплению умения составлять рассказ по
мнемотаблице, совершенствованию грамматического строя речи;
- способствовать воспитанию у детей отзывчивости, любви к родной природе и
бережного отношения к ней;
Способы: игровые, словесные, слушание музыки, наглядные
Средства: репродукции картин А. Саврасова «Весна» и «Грачи прилетели», мне-
мотаблица «Весна », картинки птиц, звукозапись «Голоса птиц», «Голоса
леса».
Предварительная работа с детьми: наблюдение на прогулке за явлениями при-
роды; рассматривание альбома «Весна», репродукций картин по теме «Весна»,
альбома «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной ли-
тературы, отгадывание загадок о весне; дидактические и подвижные игры.
ХОД ОД
Дети входят в группу и встают в круг в центре
В: Давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
В: Ребята, я увидела, как к окну подлетел воробей и так радостно и громко зачи-
рикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
(Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его при-
слал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…»
Лесные жители
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний
лес? (Ответы детей.)
Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цве-
ты рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Чтобы оказаться в лесу, надо произне-
сти волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тек-
сту.
Звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, что-
бы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту
полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стуль-
чики.)
На мольберте вывешена картина А. Саврасова «Грачи прилетели»
В: Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Какое вре-
мя года изображено на картине?
Дети: Весна.
В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это
зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки,
бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки,
ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спяч-
ки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все
теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет вторую картину А.Саврасова «Вес-
на»
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял, на деревьях и кустарниках появляются почки, появ-
ляется травка, возвращаются птицы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов)
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звукозапись «Голоса птиц в лесу»
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц. Хотите отгадать про них загадки?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
Я проворна, легкокрылая,
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
(Снегирь)
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной
возвращаются обратно.
В: Молодцы! Правильно!
В: А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться.
Они не переносят холод.
В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной де-
лают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для
птиц? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Подкармливать птиц ранней весной.
В: Нам пора дальше отправляться в путь.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к моль-
берту с «муравейником».
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке
Друг за другом мы идем.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной полянке вышли.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем!
Дети шагают друг за другом.
Шагают, поднимая высоко ноги.
Приседают.
Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):
В: Ребята, куда мы пришли? Что это?
Дети: Муравейник.
В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что
вновь появляются насекомые.
В: А каких насекомых вы знаете?
Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузне-
чики.
Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»
В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны
будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири, муравьи, воробьи,
вороны, кузнечики.
В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и
зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Н о
з ат о
п у ш и с т ы й
хвост.
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь
в
иголках
длин-
ных…
(Ёж)
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.
Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются дете-
ныши.
В: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж.
В: А что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: Они линяют.
В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них
меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
В: А кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как на-
зывается у него детеныш.
Игровое упражнение «Назови малышей»
один
много
У медведя - …
У зайца - …
У лисицы - …
У волка - …
У ежа - …
медвежонок
зайчонок
лисенок
волчонок
ежонок
-
-
-
-
-
медвежата
зайчата
лисята
волчата
ежата
В: Ребята, пойдемте гулять дальше. Воспитатель с детьми подходят к столам.
На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха,
ландыш.)
В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются
первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
В: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают из-под снега.
В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?
Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы.
Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она по-
лучится?
В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу и составим
рассказ о весне, используя таблицу.
Мнемотаблица «Весна»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель, появляются проталины.
3 - Распускаются подснежники.
4 - На деревьях набухают почки.
5 - Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь,ёж)
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
8 - Весной у диких животных появляются детёныши
9 - Весной у птиц появляются птенцы.
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Рефлексия
В: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вам понравилось в гостях у
весеннего
леса?
Мы
с
вами
побывали
в
весеннем
лесу
и
вспомнили
все
изменения
в
природе,
которые
происходят
в
это
время
года.
А
что
вам
запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
Спасибо, вы - молодцы!