Автор: Егорова Татьяна Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Эммаусская СОШ
Населённый пункт: Тверская область
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по формированию национальной гордости и любви к своей малой родине у школьников «Тверской край»
Раздел: среднее образование
Учебно-методическая
разработка
внеурочного
занятия
по
формированию
национальной гордости и любви к своей малой родине у школьников. «Тверской
край» (среди учащихся 5-7 классов).
Мероприятие проходит в форме квест-игры.
Цель игры: создать условия для формирования у школьников патриотизма, национальной
гордости и любви к своей малой
родине, уважения к прошлому и настоящему своего
родного края.
Задачи:
Образовательные: Систематизация
и
обобщение
знаний
о
природе
и
культурном
наследии Тверского края.
Развивающие: Развитие познавательного интереса детей к своей малой родине через
игровые задания.
Воспитательные: Формирование бережного отношения к этнокультурному наследию
родного края. Формирование дружеских отношений между учащимися.
Актуальность учебно-методической разработки.
Проблема формирования у подрастающего поколения национальной гордости, любви к
своей малой родине и патриотизма сегодня актуальна. Она обусловлена особенностями
современной социокультурной и экономической ситуацией в стране.
Известно, что именно игра является одним из наиболее естественных видов деятельности
детей, что способствует самовыражению, самостоятельности, и раскрытию творческих
способностей. Школьный возраст наиболее подходящий период для формирования любви
к своей малой родине, национальной гордости, воспитания общечеловеческих ценностей
и качеств личности. Данная
квест-
игра способствует формированию вышеперечисленных
качеств на уровне среднего общего образования, через систематизацию знаний о своей
малой
Родине
(Тверском
крае). Такое
мероприятие
сплачивает
коллектив,
создает
атмосферу эмоционального комфорта, увлеченности.
При проведении игры применялись различные формы и методы работы. Данный материал
можно применять на занятиях по краеведению.
Время реализации учебного занятия:50-60 минут.
Оформление
рекреации:
карта
Тверской
области,
репродукции
картин,
плакаты,
выставка книг по географии и краеведению Тверской области.
Оборудование: компьютер, контурные карты Тверской области, тематические слайды,
таблички с названием станций, маршрутные листы.
Предварительная подготовка. Для успешного участия в игре ребятам было заранее
предложено познакомиться с картой Тверского региона, поискать интересные факты из
жизни известных людей, оставивших след в истории края.
Организаторы квест-игры – учащиеся- модераторы. Модераторы на своих станциях
принимают
команды,
объясняют
задание,
подводят
итоги
и
заносят
результат
в
маршрутный лист. Квест-игра предусматривает 5 станций, которые будут размещены в
разных кабинетах школы. Всего 6 команд.
Ход игры.
Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям согласно
своему маршруту.
На каждой станции выполняются задания, ответы записываются
модераторами в маршрутный лист.
Учитель: Сегодня наше занятие пройдет в форме квест-игры. Каждый класс является
командой.. Командам нужно выбрать себе
капитанов и придумать название команды.
Желательно, чтобы названия команд соотносились с тематикой нашей игры - «Тверской
край». Во время игры каждая команда перемещается по станциям и проходит испытания.
Время на выполнение – 7 минут. Если задание выполнено быстрее, то команда ждет
отведенное время и покидает станцию по сигналу волонтера. Если время вышло, а
команда не справилась с заданием, то работа прекращается.
Учитель: Итак,
тема
нашего
квеста-
«Тверской
край»,
наша
малая
родина.
Давайте
подумаем, и подберем однокоренные слова к слову «родина» (род, народ, природа). Что же
получается,
родина
связана
с
родом
и
народом?
Да,
связана!
Связана
с
теми
замечательными
людьми, которые жили и живут на этой земле, и связана с теми
историческими и культурными традициями, которые здесь поддерживались. Связана с
красотой природы нашего края.
Наша малая родина- Тверская земля. Эта земля богатая и на природные объекты и на
людей, которые здесь жили, работали, творили. И нам с вами важно помнить и знать
замечательные традиции этой земли. А наша игра покажет, как вы знаете свой родной
край.
Учитель: Успех команды зависит от ее сплоченности. Команды получат маршрутные
листы, в них отмечены станции, по которым вы будете двигаться. Сумма баллов за конкурс
складывается из количества верных ответов на вопросы конкурса. Каждый верный ответ
на вопрос - 1 балл. Посовещайтесь и придумайте названия своим командам. В добрый
путь!
Станция 1. «Знаменитые земляки».
Учитель: Определите, кто изображён на фотографии и найдите соответствие с описанием
его жизнедеятельности.
1.
Михаил Тверской
Князь Михаил Тверской принял мученическую смерть в Орде,
не
допустив
очередного
разорения
Тверской
земли. Об
этом
говорил и Карамзин, когда уточнял, что Михаил Тверской пошел
на верную смерть ради Отчизны. При жизни князь много сделал
для объединения российских земель.
2.
Афанасий Никитин
Известнейший тверской купец и путешественник XV века
Совершил
экзотическое коммерческое путешествие по Турции, Персии и Индии,
которое сам же и описал в сочинении «Хождение за три моря», вошедшее в фонд
русской литературы.
3.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин С1860 года по 1862 года
занимал
высокий
пост
вице-губернатора
Тверской
земли.
Как
представитель высшей губернской власти он активно содействовал
продвижению реформы 1861 года.
4.
Иван Андреевич Крылов.
Детские годы прошли в Твери. Русский поэт, баснописец, переводчик,
писатель-сатирик, академик. Крылов был очень талантлив и всего в жизни
добился
сам,
даже
образование
он
получил
самостоятельно,
изучая
литературу, математику, языки
.
Станция 2. «Пословицы и поговорки про родной край».
Учитель: Перед вами пословицы и поговорки о родном крае. Синие карточки-
начало пословицы, красные - окончание. Установите соответствие.
1.
Всюду хорошо, а дома лучше
2.
Всякому мила своя сторона
3.
Где кто родился, там и пригодился
4.
Где сосна взросла, там она и красна
5.
Без любви к человеку нет любви и к родине
6.
Каждому свой край сладок
7.
Велика русская земля, и везде солнышко
8.
Одна у человека мать, одна у него и родина
9.
Родная земля и в горести мила
10. Родина –мать, чужбина-мачеха
Станция 3. «Дешифровщики»
Учитель: Отгадайте зашифрованные слова, переставив буквы в нужном порядке.
1.
РЕГИЛЕС (СЕЛИГЕР)
2.
ЙВАДАЛ (ВАЛДАЙ)
3.
СНАФАИАЙ ТИНИКНИ (АФАНАСИЙ НИКИТИН)
4.
РЕВТЬ (ТВЕРЬ)
5.
ЛИКАННИКИЙС НАРОЙ (КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН)
6.
ММЭУССА
Станция 4. «Четвертый лишний»
Учитель: В этом списке городов определите одно лишнее название.
Тверь, Тула, Торжок, Бежецк
Калязин, Кащин, Старица, Тамбов
Весьегонск, Максатиха, Бологое, Истра
Великие Луки, Андреаполь, Зубцов, Осташков
Кимры, Вышний Волочек, Дубна, Сонково
Станция 5. «Картографы»
Учитель: На контурной карте Тверской области расположите географические объекты:
озеро Селигер, поселок Эммаусс, исток реки Волги, река Волга.
Учитель: Ребята! Сегодня мы совершили удивительное путешествие по Тверскому краю.
И
убедились,
как
много
удивительного
можно
найти
рядом
с
нами.
Пока
наше
многоуважаемое жюри подводит итоги, я хотела бы узнать какое впечатление оставила у
вас наша игра!
Я раздам вам кружочки белой бумаги и вы, пожалуйста, нарисуйте смайлики (грустные,
равнодушные или улыбающиеся).
Так я узнаю, с каким настроением вы пойдете домой после нашей игры. Известно, что
белых пятен на карте практически нет, но все же думаю что Вы, мои юные географы еще
можете совершить свои открытия! До новых встреч!