Напоминание

"Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи"


Автор: Волгина Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

В.В. Волгина, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №53, г. Чита

Аннотация: В

статье

рассмотрены

актуальные

вопросы

взаимодействия

детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО; определены современные подходы

к

взаимодействию

ДОУ

и

семьи,

сформулированы

принципы

и

определены

задачи

совместной деятельности детского сада и семьи; выделены методы организационно-

управленческого взаимодействия (воздействия) детского сада и семьи.

Ключевые

слова:

взаимодействие;

дошкольное

образовательное

учреждение;

семья;

педагог

дошкольного

образовательного

учреждении, сотрудничество,

взаимодействие

ДОУ

и

семьи

в

рамках

ФГОС,

задачи

и

принципы

взаимодействия

детского сада и семьи, управление, организационно-управленческие условия, специфика

взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

На

современном

этапе

развития

общества

ведется

поиск

новой

модели

общественного воспитания личности ребенка дошкольного возраста, что требует новых

форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Взаимодействие

педагогов

с

родителями

предполагает

взаимопомощь,

взаимоуважение

и

взаимодоверие,

знание

и

учет

педагогом

условий

семейного

воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает

обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Н. К.

Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями –

это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о

помощи им в деле самообразования, привлечения их к работе детского сада» [3, с. 219].

Цель такого взаимодействия – установление партнерских отношений участников

педагогического процесса, включение родителей в жизнь детского сада.

Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка

с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное,

социально – педагогическое значение.

В

нормативно-правовых

документах,

а

именно

в

«Концепции

дошкольного

воспитания»,

«Положении

о

дошкольном

образовательном

учреждении»,

законе

«Об

образовании» и др., затрагиваются вопросы взаимосвязи семейного и общественного

воспитания. Поэтому сегодня педагоги придумывают все новые формы вовлечение мам и

пап в обучение и воспитание их собственных детей - собрания, информационные стенды,

родительские группы, семейные гостиные, день открытых дверей, но откликается на них

только малая часть родителей. Ведь семья является первым и важнейшим институтом

социализации

ребенка.

Но

так

как

большинство

родителей

вынуждено

заниматься

профессиональной деятельностью, дети проводят очень много времени в детских садах.

По

сути,

их

воспитанием

занимаются

педагоги,

действующие

по

специально

разработанным

программам.

Но

влияние

семейного

воспитания

на

формирование

личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в

детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет

очень затруднено.

Проблема взаимодействия семьи и ДОУ является на сегодняшний день одной из

самых актуальных. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача -

привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Родители должны

понимать

что,

детский

сад

только

помощник

в

воспитании

ребенка.

Дошкольные

учреждения

должны

превратиться

в

открытый

социально-педагогический

комплекс

с

широким

участием

родителей

в

его

работе.

Это

взаимодействие

обеспечит

развитие

гармоничной, счастливой личности.

Семья всегда остается основой первичной социализации личности. Именно с семьи

начинается

процесс

индивидуального

усвоения

ребенком

общественных

норм

и

культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи

на

ребенка

сильнее,

чем

влияние

школы,

средств

массовой

информации,

улицы.

Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в

наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Очевидной

стала

необходимость

изменить

отношения

образовательного

учреждения

и

семьи.

Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя

носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель,

действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и

«дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком». [5]

Сегодня ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги

ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка,

повышении

степени

участия

родителей

в

воспитании

своих

детей.

Полноценное

воспитание

дошкольника

происходит

в

условиях

одновременного

влияния

семьи

и

дошкольного

учреждения.

Работа

с

родителями

это

сложная

и

важная

часть

деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и

навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания

необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и

родителей в процессе развития детей.

Сотрудничество - это

общение

«на

равных»,

где

никому

не

принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет

собой

способ

организации

со вм е стно й

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью

общения.

Главный

момент

в

контексте

«семья

-

дошкольное

учреждение»

-

личное

взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,

сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных

проблем, в оптимизации его развития [4]

Основной задачей сотрудничества общественного и семейного воспитания является

сообщить

знания

родителям,

сформировать

представления,

убеждения,

проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Однако наряду с сообщением

знаний

важно

формировать

родителей

как

педагогов.

Поскольку

взаимодействие

на

современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и

расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей

к рефлексии.

Сформированные

у

родителей

стремление

понять

ребенка,

умение

творчески

применять

полученные

педагогические

знания

будут

способствовать

появлению

взаимопонимания

между

ними,

эмоционально-положительного,

осознанного,

нравственно-мотивированного

отношения

ребенка

к

требованиям

взрослого,

а

значит

помогут в формировании у ребенка таких важных качеств, как самостоятельность и

ответственность.

Установление

доверительных

отношений

с

родителями

ведет

к

совместному

исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном

процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ,

что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные

качества воспитателя.

Взаимодействие

педагогов

и

родителей

детей

дошкольного

возраста

осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

расширении

сферы

участия

родителей

в

организации

жизни

образовательного

учреждения;

пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

информационно-педагогические

материалы,

выставки

детских

работ,

которые

позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения,

знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

объединение

усилий

педагога

и

родителя

в

совместной

деятельности

по

воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как

искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических

особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий

опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка,

стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках

закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и

отечественных

исследований

позволяют

охарактеризовать,

из

чего

складывается

открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость

наружу».

Открытость

дошкольного

учреждения

означает

более

свободный,

гибкий,

дифференцированный

воспитательный

процесс,

гуманность

отношения

между

педагогами,

родителями

и

детьми,

вовлечение

родителей

в

жизнь

дошкольного

учреждения. [5]

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный

процесс детского сада.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям

микросоциума,

своего

микрорайона,

готов

сотрудничать

с

расположенными

на

его

территории

социальными

институтами, как:

общеобразовательная

школа,

музыкальная

школа, спортивный комплекс, библиотека и др. [6]

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на

сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического

просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские,

нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с

ребенком,

его

родителями,

выяснения

условий

воспитания,

если

не

превращается

в

формальное мероприятие.

Педагогическая

помощь

родителям

должна

основываться

на

тщательном

и

всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь

конкретный,

действенный

характер,

способствовать

взаимопониманию

и

взаимному

интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие

задачи:

1.

Ознакомление

с

материальными

условиями

жизни

семьи,

ее

психологическим

климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

3.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4.

Изучение

положительного

опыта

семейного

воспитания

с

целью

его

распространения.

5.

Осуществление

коллективного,

дифференцированного

и

индивидуального

педагогического

воздействия

на

родителей

на

основе

тщательного

анализа

полученных данных о каждой семье.

Чтобы

посещение

на

дому

было

эффективней,

необходимо

информировать

родителей

не

только

о

времени

посещения,

но

и

о

его

основной

цели.

Практика

показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно

отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней,

есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи,

которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами

семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам

воспитания. [4]

Наглядная

пропаганда.

Осуществляя

педагогическую

пропаганду,

можно

использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить

родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и

др.,

но

и

непосредственно

показать

им

воспитательно-образовательный

процесс,

передовые

методы

работы,

доступно

и

убедительно

давать

родителям

нужную

педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для

вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы -

различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в

детском саду и семье.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на

специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального

педагога

помещаются

рекомендации

по

различным

вопросам,

отчеты

членов

родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Для

семей

с

детьми

с

ОВЗ

можно

оформить

стенд,

где

будут

практические

рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить

перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем

занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых

дверей.

К

их

проведению

необходимо

прилагать

большие

усилия

и

методистов,

и

социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до

намеченного

срока:

подготовить

красочное

объявление,

продумать

содержание

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми,

организационные

моменты.

Перед

началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут

смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность

наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и

умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и

воспитательных воздействий.

Наряду

с

открытыми

днями

проводятся

различные квесты

для

родителей.

Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок

детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической

пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще

встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и

воспитании детей.

В

работе

с

родителями

можно

использовать

такую

динамичную

форму

педагогической

пропаганды,

как папки-передвижки.

О н и

п о м о г а ю т

и

п р и

индивидуальном

подходе

в

работе

с

семьей.

В

годовом

плане

необходимо

заранее

предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить

текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося

трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по

воспитанию детей в неполной семье.

Сочетание

всех

форм

наглядной

пропаганды

способствует

повышению

педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и

приемы домашнего воспитания.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом

случае

четко

определяется

цель:

что

необходимо

выяснить,

чем

можем

помочь.

Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом,

чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить,

но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся

индивидуально

или

для

подгруппы

родителей.

На

групповые

консультации

можно

приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот,

успехи

в

воспитании

(капризные

дети;

дети

с

ярко

выраженными

способностями

к

рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных

знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков

воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма

работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как

читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку

ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские

собрания проводятся

групповые

и

общие

(для

родителей

всего

учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на

новый

учебный

год,

результаты

образовательной

работы,

вопросы

физического

воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание

можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления

родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3

вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить

родителям

или

кому-то

из

специалистов).

Ежегодно

одно

собрание

целесообразно

посвящать

обсуждению

семейного

опыта

воспитания

детей.

Выбирается

тема,

злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?»,

«Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании

детей?».

Родительские

конференции. Основная

цель

конференции

-

обмен

опытом

семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости

оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может

выступить

специалист.

Его

выступление

дается

«для

затравки»,

чтобы

вызвать

обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках

одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного

масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей»,

«Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К

конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов,

отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно

совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания,

практические

работники

ДОУ

ищут

новые, нетрадиционные формы работы

с

родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

Приведем примеры некоторых из них.

Семейные

клубы. В

отличие

от

родительских

собраний,

в

основе

которых

назидательно-поучительная

форма

общения,

клуб

строит

отношения

с

семьей

на

принципах добровольности, личной заинтересованности.. Тематика встреч формулируется

и запрашивается родителями.

Учитывая

занятость

родителей,

используются

и

такие нетрадиционные формы

общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи

имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания

своего ребенка, высказать предложения по разнообразным аспектам воспитательного и

образовательного процесса, а также обратиться за помощью к конкретному специалисту и

т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для

них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только

родителей, но и самих педагогов.

Можно

предложить

для

обсуждения

различные

ситуации

из

семейной

жизни,

проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше

активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически

ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие,

делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить

встречу может психолог или социальный педагог. [2]

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-

разному. Важно только избегать формализма, стремиться использовать различные методы

и подходы.

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н.

Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114.

2.

Е.С.

Евдокимова,

Н.В.

Додокина,

Е.А.

Кудрявцева

Детский

сад

и

семья:

Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-синтез,

2007. – 144 с.

3. Крупская Н. К. Пед. сочинения : в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы

семейного воспитания и быта. М. : Изд-во АПН, 1959.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.

Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

5.

Мудрик

А.В.

Социальная

педагогика./

Под

ред.

В.А.

Сластенина.

М.:

Издательский центр «Академия», 2000

6. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей

раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.)



В раздел образования