Напоминание

Мастер-класс по использованию ТРИЗ-технологий в ДОУ


Автор: Антонова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс по использованию ТРИЗ-технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработала

Воспитатель ГБДОУ №3

Колпинского р-на СПБ.

Антонова О.В.

Г

е́

нрих Са

у́

лович Альтш

у́

ллер

(псевдоним Генрих Альтов) —

советский писатель-фантаст и

изобретатель, автор ТРИЗ—ТРТС

(теории решения

изобретательских задач — теории

развития технических систем),

автор ТРТЛ (теории развития

творческой личности).

Цель ТРИЗ-педагогики —не просто развить фантазию

детей,

а

научить

их

мыслить

системно,

с

пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ

это

инструмент

по

конкретному

практическому

воспитанию

у

детей

качеств

творческой

личности,

с пособ ной

пони м ат ь

еди нст во

и

п р о т и в о р е ч и е

окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Т Р И З

д л я

д о ш к о л ь н и к о в

э т о

с и с т е м а

коллективных игр, занятий, призванная не изменять

основную программу, а максимально увеличивать

ее эффективность.

Задачи использования технологии ТРИЗ:

развитие нестандартного, системного, раскованного,

широкоформатного, гибкого мышления, умения

отслеживать тонкие причинно-следственные связи,

видеть логические закономерности происходящих

явлений и событий;

формирование целостной картины мира;

воспитание интереса к поисковой деятельности,

стремления разрабатывать необычные варианты

решения задачи;

развитие речи, памяти, творческого воображения.

Метод мозгового штурма

Оперативный

метод

решения

проблемы

на

основе

стимулирования

творческой

активности,

при

котором

участникам

обсуждения

предлагают

высказывать

как

можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Предлагаемые задачи.

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные

растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе

фантазировать?

6. Как помешать медведю развалить теремок?

7. Как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;

как рассказать сказку без слов?

8. Как нарисовать рисунок без красок?

9. Где найти лето зимой?

10. Как не испачкать пол грязными подошвами ботинок?

Синектика или метод аналогий

Цель метода — познакомить с незнакомым,

отстраниться от привычного.

-

Эмпатия

перевоплощение

в

объект

проблемной

ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем

или

предметом,

передача

эмоционального

состояния,

характера образа.

-

Прямая

аналогия

основывается

на

нахождении

буквального сходства природных и технических объектов.

- Фантастическая аналогия — аналогия, возникающая в

фантастическом, воображаемом мире.

Цель метода:

Построение связного текста сказочного содержания

с помощью наугад выбранных носителей (героев,

предметов, действий…) в единую сюжетную линию.

Формирование умения составлять сказочный текст

по модели, в которой присутствуют два героя

(положительный и отрицательный), имеющие свои

цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть;

определенное место.

Метод «Каталога» (Метод «Нанизывания на нитку»)

Методические рекомендации к «Методу каталога»:

Метод фокальных объектов

(«Метод случайных объектов»)

Перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что,

безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные

карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят

их на другие предметы.

Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать

предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать

несуществующее фантастическое животное, например: «Зайкаобезьян».

Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением

различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный

шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют

признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с

автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками».

Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь

рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками.

Системный анализ («Системный оператор»,

«Телевизор», «Волшебный экран»)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает

«многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие

объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени,

а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Значение системного анализа:

Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого

целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и

функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие

подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх)

образуют.

Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом

временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и

подсистемы.

Для более успешного запоминания порядка

рассматривания систем можно использовать

стихотворение М. С. Гафитулина "Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Кольца Луллия

Кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое

пособие, которое применяется во всех видах образовательной

деятельности (математика, развитие речи, музыкальное

воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся

круговых зон:

- малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в

сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное,

предмет и т. д.);

- средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль,

шприц, нора, гнездо и т. д.);

- большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет,

лечит, бегает и т. д.).

Морфологический анализ

(«Морфологический ящик»)

Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого

предполагает рождение нового оригинального творческого решения

или образа путём системного перебора всех теоретически возможных

вариантов решения или характеристик объекта.

По вертикали, признаки предмета. Это основные

характеристики заданного объекта. Они

обозначены моделями.

По горизонтали, напротив признака предмета,

выставляются карточки или картинки, на которых

обозначены значения этих признаков. Чем

больше картотека значений признаков, тем

интереснее создавать различные объекты.

«Данетка» («Черный ящик»)

Скорее игра, чем метод, «Данетка» учит точно и

понятно формулировать вопросы, выделять наиболее

значимые признаки, систематизировать предметы по

общим характеристикам.

Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих

вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно

только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы

общего характера (это человек, животное, механизм,

растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

«Данетка» делится на числовую и пространственную.

Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути

природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных

веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они

неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких

— находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в

газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются.

Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о

том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер

и поведение.

Типовое фантазирование (ТПФ)

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому

рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с

использованием конкретных приемов:

1. Уменьшение - увеличение объекта

(выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку)

2. Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

3. Дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых

игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой

части других животных);

4. Оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много

лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

5. Динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое

дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут

выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

«Карты Проппа»

Обучение детей творческому рассказыванию, сочинению сказок.



В раздел образования