Напоминание

Формулы сокращенного умножения


Автор: Шутова Наталья Модестовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГОУ РК
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Формулы сокращенного умножения
Раздел: полное образование





Назад




Формулы сокращенного умножения

Н.М. Шутова, учитель математики, ГОУ РК «Физико-математический лицей-

интернат»

Ключевые слова: формулы сокращенного умножения, треугольник Паскаля,

бином Ньютона, актуализация, обобщение, частные случаи.

Аннотация:

в

статье

представлен

опыт

организации

актуализации

и

расширения знаний по теме «Формулы сокращенного умножения» в 10-м

классе естественнонаучного профиля, может быть использован

в рамках

основного образовательного процесса

на уроках алгебры и начал анализа

и/или во внеурочной деятельности по предмету.

В течение 17 лет в физико-математическом лицее-интернате на уровне

среднего

общего

образования

реализуется

второй

профиль

обучения

естественнонаучный. Предполагалось, что выпускники естественнонаучных

классов продолжат обучение в медицинских вузах, и при формировании

учебного плана было очевидно, что два предмета: «химия» и «биология»

должны изучаться на углубленном уровне. А как быть с математикой? Во-

первых,

без

нее

серьезное

погружение

ни

в

химию,

ни

в

биологию

невозможно. Во-вторых, ребенок, сегодня выбирающий

профессию врача,

завтра

решает

стать

инженером-химиком.

В-третьих,

разделение

единого

государственного

экзамена

по

математике

на

два

уровня

и

возможность

выбора учеником только одного показали, что более 60% учащихся этих

классов выбирают профильный уровень. В-четвертых, в новый 10-й класс

этого профиля поступают выпускники образовательных организаций из всех

муниципалитетов

республики

и

уровень

их

математической

подготовки

сильно разнится. Поэтому очень важно организовать изучение математики

так,

чтобы

максимально

учесть

имеющуюся

математическую

подготовку

учащихся,

их образовательные потребности, преемственность в обучении

математике при переходе на следующий уровень основного, а в последующем

высшего образования.

Изучение учебного курса

«Алгебра и начала анализа» в 10 классе

целесообразно начинать с актуализации тем, частично изученных на уровне

основного

общего

образования:

«Формулы

сокращенного

умножения»,

«Теория многочленов», «Уравнения высших степеней». Учебный материал

этих

тем

широко

используется

при

решении

задач

практически

из

всех

разделов, изучаемых в курсе алгебры и начал анализа, а значит, без него

невозможна

и

успешная

сдача

единого

государственного

экзамена

по

математике как базового, так и профильного уровней.

Поэтому, с одной

стороны, есть необходимость повторить учебный материал, с другой, есть

возможность

расширить,

обобщить,

углубить

каждую

из

тем.

Полезно

добавить

новые

факты,

в

том

числе

исторические,

рассмотреть

тесную

взаимосвязь

тем,

усложнить

уровень

практических

заданий.

Так

к

стандартным

формулам

сокращенного

умножения

можно

присоединить

бином

Ньютона,

формулу

разности n

степеней,

квадрат

суммы

трех

слагаемых и т.д. Представить вниманию учащихся небольшую по объему, но

очень красивую теорию многочленов, включающую теорему Безу и схему

Горнера. А в рамках темы «Уравнения высших степеней» рассмотреть способ

нахождения

корней

квадратного

уравнения

на

основе

свойств

коэффициентов, теорему Виета для неприведенного квадратного уравнения,

методы решения возвратных и однородных уравнений.

Необходимые

учебные часы можно предусмотреть как в рамках основных часов, так и в

рамках части учебного плана,

формируемой участниками образовательных

отношений,

например

на

факультативных

или

элективных

занятиях,

консультациях,

кружках.

Остановимся

подробнее

на

теме

«Формулы

сокращенного умножения».

В курсе основной школы формулы сокращенного умножения вводятся

постепенно. Формулы изучаются в основном по две на одном уроке, обычно

в такой последовательности:

1.

a

2

b

2

=

(

a

b

)

(

a

+

b

)

2.

(

a

+

b

)

2

=

a

2

+

2a b

+

b

2

3.

(

a

b

)

2

=

a

2

2 ab

+

b

2

4.

(

a

+

b

)

3

=

a

3

+

3a

2

b

+

3a b

2

+

b

3

5.

(

a

b

)

3

=

a

3

3 a

2

b

+

3 ab

2

b

3

6.

a

3

b

3

=

(

a

b

)

(

a

2

+

a b

+

b

2

)

7.

a

3

+

b

3

=

(

a

+

b

)

(

a

2

ab

+

b

2

)

.

В

результате,

как

правило,

учащиеся

демонстрируют

формальное

знание формул (за счет заучивания и сохранения в памяти) и применение в

стандартных ситуациях

на практике. Ученики чувствуют себя достаточно

уверенно

и

активно

вступают

в

диалог

с

учителем,

что

способствует

созданию

ситуации

успеха

у

учащихся

и

установлению

доверительных

отношений

как

между

самими

учениками,

так

и

между

учениками

и

учителем.

Вместе с тем «обычное»

повторение этой темы стало бы

нерациональным

использованием

учебного

времени

и

«неинтересным»

началом

сотрудничества

учителя

и

учащихся.

Поэтому

формулы

сокращенного умножения рационально актуализировать и добавить новые в

следующем порядке:

1.

(

a

+

b

)

2

,

(

a

+

b

)

3

,

(

a

+

b

)

4

2.

(

a

+

b

)

n

3.

(

a

b

)

2

,

(

a

b

)

3

,

(

a

b

)

4

4.

(

a

b

)

n

5.

a

2

b

2

, a

3

b

3

, a

4

b

4

6.

a

n

b

n

7.

a

3

+

b

3

8.

a

2 k

+

1

+

b

2 k

+

1

9.

(

a

+

b

+

c

)

2

,

(

a

+

b

+

c

)

3

10.

(

a

1

+

a

2

+

+

a

n

)

2

.

В

качестве

положительных

моментов

такого

порядка

рассмотрения

формул можно отметить следующее:

учащиеся достаточно уверенно оперируют формулами из пунктов 1, 3,

5, 7; остальные формулы легко получаются в результате обобщения

формул из пунктов 1, 3, 5, 7; к доказательству формул из пунктов 2, 6,

10 можно вернуться при изучении метода математической индукции;

учащимся предоставляется возможность выдвигать гипотезы о том, как

изменение какого-либо параметра в исходной формуле отразится на

результате;

выдвижение гипотез и их подтверждение (опровержение), переход от

ч а с т н ы х

с л у ч а е в

к

о б щ и м

в ы в од а м

в а ж н ы

и м е н н о

в

естественнонаучном

классе,

учитывая

специфику

научных

методов,

используемых в биологии и химии;

эмоциональный эффект урока возможно усилить за счет исторических

справок о треугольнике Паскаля, биноме Ньютона;

появившиеся новые сведения о произведении первых n натуральных

чисел (факториал), биномиальных коэффициентах, новые формулы и

методы их доказательств позволят в последующем продемонстрировать

взаимосвязь и единство отдельных разделов математики.

По

завершении

получения

всех

формул

возможно

рассмотрение

частных случаев:

b

=

1 ;

a

b

¿

(

a

)

2

(

b

)

2

=

(

a

b

) (

a

+

b

)

;

a

b

=(

3

a

)

3

−(

3

b

)

3

=(

3

a

3

b

)(

3

a

2

+

3

ab

+

3

b

2

)

;

a

+

b

=(

3

a

)

3

+(

3

b

)

3

=(

3

a

+

3

b

)(

3

a

2

3

ab

+

3

b

2

)

а также получение красивых неравенств:

1.

a

2

+

b

2

≥ 2 ab

(Доказательство:

(

a

b

)

2

=

a

2

2 ab

+

b

2

,

т . к .

(

a

b

)

2

≥ 0, то

a

2

2a b

+

b

2

≥ 0

, а значит

a

2

+

b

2

≥ 2 ab

).

2.

a

2

+

b

2

+

c

2

≥ a b

+

ac

+

bc

(Доказательство:

имеем

неравенство

a

2

+

b

2

≥ 2 ab

,

аналогично

a

2

+

c

2

≥ 2ac

,

c

2

+

b

2

≥ 2c b

. Сложим все три неравенства, получим

2a

2

+

2 b

2

+

2c

2

≥ 2a b

+

2 ac

+

2b c

. Разделим обе части неравенства на 2. Получим

a

2

+

b

2

+

c

2

≥ a b

+

ac

+

bc

).

3.

Если

a

+

b≥ 1

, то

a

4

+

b

4

1

8

. (Доказательство: пусть

a

+

b≥ 1

. Возведем в

квадрат обе части неравенства:

a

2

+

2a b

+

b

2

≥ 1

. Имеем

a

2

2a b

+

b

2

≥ 0

. Сложим

эти

два

неравенства:

2a

2

+

2 b

2

≥ 1

.

Разделим

обе

части

неравенства

на

2:

a

2

+

b

2

1

2

. Возведем обе части неравенства в квадрат:

a

4

+

2a

2

b

2

+

b

4

1

4

, с

другой

стороны

a

4

2 a

2

b

2

+

b

4

≥ 0

. Если сложить полученные неравенства и

разделить обе части неравенства на 2, то получим

a

4

+

b

4

1

8

).

В зависимости от наличия времени и собственных предпочтений уроки

можно проводить,

используя эвристическую беседу, организуя групповую

работу или в формате мини-исследования. Последний позволяет учащимся

осваивать исследовательский метод, включающий в себя умение наблюдать,

подмечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их истинность,

делать выводы, критически осмысливать полученные результаты, применять

их в дальнейшем (что наиболее соответствует профилю обучения).

Важным является вопрос оформления полученных результатов. Одним

из возможных способов является табличное представление итогов работы

(таблица

1).

Подобная

таблица

позволяет

структурировать

полученную

информацию и в дальнейшем использовать на уроках математики, в том

числе при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Таблица 1

Формулы сокращенного умножения

п/п

Формула

Название

Частные случаи, примечание

(

a

+

b

)

2

=

a

2

+

2ab

+

b

2

квадрат

суммы

(

a

+

1

)

2

=

a

2

+

2 a

+

1

(

a

+

b

)

3

=

a

3

+

3a

2

b

+

3ab

2

+

b

3

куб

суммы

(

a

+

1

)

3

=

a

3

+

3 a

2

+

3a

+

1

(

a

+

b

)

4

=

a

4

+

4 a

3

b

+6

a

2

b

2

+

4a b

3

+

b

4

(

a

+

1

)

4

=

a

4

+

4 a

3

+6

a

2

+

4 a

+

1

(

a

+

b

)

n

=

C

n

0

a

n

+

C

n

1

a

n

1

b

+

C

n

2

a

n

2

b

2

+

+

C

n

k

a

n

k

b

k

+

+

C

n

n

b

n

бином

Ньютона

C

n

k

=

n

(

n

1

)

…..

(

n

k

+

1

)

k !

k!=1·2·3··· k

(

a

b

)

2

=

a

2

2 ab

+

b

2

квадрат

разности

(

a

1

)

2

=

a

2

2a

+

1

(

a

b

)

3

=

a

3

3 a

2

b

+

3 ab

2

b

3

куб

разности

(

a

1

)

3

=

a

3

3a

2

+

3 a

1

a

2

b

2

=

(

a

b

)

(

a

+

b

)

разность

квадратов

a

b

= (

a

b

¿ (

a

+

b

)

,

a

≥ 0, b ≥

0

a

2

1

=

(

a

1

)

(

a

+

1

)

a

3

b

3

=

(

a

b

)

(

a

2

+

ab

+

b

2

)

разность

кубов

a

b

= (

3

a

3

b

¿ (

3

a

2

+

3

ab

+

3

b

2

)

a

3

1

=

(

a

1

)

(

a

2

+

a

+

1

)

a

4

b

4

=

(

a

b

)

(

a

3

+

a

2

b

+

a b

2

+

b

3

)

a

4

1

=

(

a

1

)

(

a

3

+

a

2

+

a

+

1

)

a

n

b

n

=

(

a

b

)

(

a

n

1

+

a

n

2

b

+

a

n

3

b

2

+

+

ab

n

2

+

b

n

1

)

разность n

степеней

a

n

1

=

(

a

1

)

(

a

n

1

+

a

n

2

+

a

n

3

+

+

a

+

1

)

a

3

+

b

3

=

(

a

+

b

)

(

a

2

ab

+

b

2

)

сумма

кубов

a

+

b

= (

3

a

+

3

b

¿(

3

a

2

3

ab

+

3

b

2

)

a

3

+

1

=

(

a

+

1

)

(

a

2

a

+

1

)

a

2 k

+

1

+

b

2 k

+

1

=

(

a

+

b

)

(

a

2k

a

2 k

1

b

+

a

2k

2

b

2

+

b

2 k

)

сумма

нечетных

степеней

a

2 k

+

1

+

1

=

(

a

+

1

)

(

a

2 k

a

2k

1

+

a

2k

2

+

1

)

(

a

+

b

+

c

)

2

=

a

2

+

b

2

+

c

2

+

2ab

+

2bc

+

2ac

квадрат

суммы

трех

слагаемых

(

a

1

+

a

2

+

+

a

n

)

2

=

a

1

2

+

a

2

2

+

+

a

n

2

+

2a

1

a

2

+

+

2 a

n

1

a

n

квадрат

суммы n

слагаемых

(

a

+

b

+

c

)

3

=

a

3

+

b

3

+

c

3

+

3 a

2

b

+

3 a

2

c

+

3b

2

a

+

3 b

2

c

+

3c

2

a

+

3c

2

b

+

6abc

куб

суммы

трех

слагаемых



В раздел образования