Напоминание

квест-игра "Герой своего времени"


Автор: Ольга Михайловна Лобанова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: пгт Благоево
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: квест-игра "Герой своего времени"
Раздел: среднее образование





Назад




Квест-игра, посвященная 205-летию со дня рождения И.Ю.Лермонтова «Герой

своего времени» (среди учащихся 10-11 классов).

Цель: приобщение обучающихся к творческому наследию И.Ю.Лермонтова.

Задачи:

Образовательные: систематизация

и

обобщение

знаний

по

творчеству

М.Ю.

Лермонтова; раскрытие глубины поэтического мастерства поэта.

Развивающие: развитие

интереса

к

творчеству

М.Ю.

Лермонтова,

развитие

творческой

деятельности

учащихся,

интереса

к

предмету

через

интеграцию

материала

уроков

литературы,

истории;

через

использование

квест-технологии;

прививать любовь к классике; развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

формирование

дружеских

отношений

между

учащимися;

формирование умения быстро принимать решения;

Оформление

рекреации:

портрет

М.Ю.

Лермонтова,

репродукции

картин,

плакаты, выставка книг.

Оборудование: компьютер,

тематические

слайды,

выставка

книг,

портрет

писателя, таблички с названием станций, маршрутные листы.

Предварительная

подготовка.

Для

успешного

участия

в

игре

ребятам

необходимо было повторить биографию М.Ю. Лермонтова и его произведения,

пройденные на уроках литературы; поискать интересные факты из жизни М.Ю.

Лермонтова, его портреты и иллюстрации к произведениям, картины самого

М.Ю.

Лермонтова;

вспомнить

современников

М.Ю.

Лермонтова

и

названия

произведений великого поэта.

Организаторы квест-игры – учащиеся- волонтеры.

Волонтеры делятся на группы, каждая из которых в своём ключе должна будет

подготовить задания, связанные с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

Квест-игра предусматривает

6 станций, которые будут

размещены в

разных

кабинетах школы.

Ход квест-игры.

-

Добрый

день,

уважаемые

учащиеся,

гости!

Сегодняшняя

наша

встреча

посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова Давайте сегодня с любовью и болью

вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.

- Каждая из шести команд получает маршрутный лист. На каждой станции

волонтерами предложены будут задания. В течение 5 минут нужно их выполнить.

Удачи все в игре. (организатор раздает маршрутные листы, и игра начинается).

Станция 1. Викторина по биографии М.Ю. Лермонтова.

1. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова. (15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.)

2.В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)

3.Где М.Ю. Лермонтов провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?

(В родовом имении Тарханы, Пензенской губернии)

4.От кого вёл свою родословную М.Ю. Лермонтов? (шотландского прапорщика

Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в.)

5.В честь кого назвали Лермонтова Михаилом, и как звала его бабушка, которая

вырастила мальчика? (В честь деда по матери Михаила Васильевича Арсеньева.

Мишелем.)

6.Какой талант наряду с поэтическим обнаружил М.Ю.Лермонтов с детства?

(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска,

портреты и автопортреты. Он был и музыкален, играл на скрипке и фортепиано)

7 . К а к и м и

е в р о п е й с к и м и

и н о с т р а н н ы м и

я з ы к а м и

в л а д е л

М.Ю.Лермонтов? (Французским и немецким)

8.В каком университете учился М.Ю. Лермонтов и окончил ли его ? (В Московском

университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских

прапорщиков.)

9.О каком крае писал Лермонтов: «жилищем вольности простой»: «Как сладкую

песню отчизны моей, Люблю я...»? (Кавказ)

10.В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни

поэт, и где расположен теперь его музей? (В Пятигорске)

11. Сколько раз Лермонтов был ссылке на Кавказе? (2)

12. Почему его отправили в ссылку в первый раз? (за стихотворение "Смерть

поэта")

13. С кем и из-за чего у него произошла дуэль, за которую он был отправлен в

ссылку

во

второй

раз? (дуэль

с

сыном

французского

посланника

де

Баранта

Эрнестом из-за написанной на него эпиграммы)

14. Где и как погиб Лермонтов? (на дуэли с Н. Мартыновым в Пятигорске)

15. Талантом и тягой к чему наряду с поэзией обладал Лермонтов? (к живописи)

16. Кто из приближенных царя был родственником Лермонтова? (Столыпин)

Станция 2. Виртуальная экскурсия «По местам жизни Лермонтова»

(Презентация 1)

Станция 3. Из каких произведений строки.

1.«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,Французу отдана? …»

ОТВЕТ Стихотворение «Бородино».

2.Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

ОТВЕТ Стихотворение «Парус».

3.Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

ОТВЕТ Стихотворение «Дума».

4. «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой

сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. …»

ОТВЕТ «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова».

5. «И, чудо! из померкших глаз

Слеза тяжелая катится…

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..»

ОТВЕТ Поэма «Демон».

6. «… передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные

ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы

все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых

вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...»

ОТВЕТ Роман «Герой нашего времени» (Княжна Мери).

Станция 4. Чей это портрет? (По роману «Герой нашего времени»).

1. “ … Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А

уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а

оружие в серебре”.

2.

“Из-за

полуопущенных

ресниц

они

[глаза]

сияли

каким-то

фосфорическим

блеском, если можно так выразиться. То не было отражения жара душевного или

играющего

воображения:

то

был

блеск,

подобный

блеску

гладкой

стали,

ослепительный, но холодный”.

3. “... Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять

лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит,

и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль”.

4. “На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он

казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с

закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его

твердой походке и бодрому виду”.

5. “…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой,

как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг

волосы

под

гребенку,

и

неровности

его

черепа,

обнаженные

таким

образом,

поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей”.

6. “У нее такие бархатные глаза – именно бархатные, я тебе советую присвоить это

выражение, говоря об ее глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи

солнца не отражаются в ее зрачках …”.

7. “И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной

серны, так и заглядывали к вам в душу”.

8. “Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный,

а на правой щеке чёрная родинка…”.

Ответы.

1. Казбич.

2. Григорий Александрович Печорин.

3. Грушницкий.

4. Максим Максимыч.

5. Доктор Вернер.

6. Княжна Мери.

7. Бэла.

8. Вера.

Кто из героев романа “Герой нашего времени”…

1. “…ходил на кабана один на один”, а иной раз ветер “ставнем стукнет, он

вздрогнет и побледнеет”?

2. “… при встрече с противником “махает шашкой, кричит и бросается вперёд,

зажмуря глаза”?

3. “…ужасно падок был на деньги”?

4.

“…хотел

кинуться

на

шею

Печорину,

но

тот

довольно

холодно,

хотя

с

приветливой улыбкой, протянул ему руку…”.

5. “…не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…”.

6. “…трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные

названья”.

7. “…читает Байрона по-английски и знает алгебру”.

8. “…был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и

семейных тайн; …страсть к игре”.

Ответы.

1. Печорин.

2. Грушницкий.

3. Азамат.

4. Максим Максимыч.

5. Янко.

6. Казбич.

7. Княжна Мери.

8. Вулич.

Станция 5. К какому стиху иллюстрация (презентация 2).

Станция 6. Реши кроссворд.

Кроссворд

По горизонтали

3. Где протекало детство Лермонтова

5. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»

8. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Михаил Юрьевич Лермонтов с

детства

10. какая была начинка у булочек, которые дали ему друзья

11. Город, место ссылки поэта в 1837 году на Кавказе

17. Фамилия бабушки поэта

19. Царь, во времена правления которого жил и творил Лермонтов

20. Этого поэта цитирует Печорин (но смешивать два этих ремесла Есть тьма

охотников - я не из их числа.)

21. Противник Лермонтова на роковой дуэли

24. Продолжить: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг

друга, ты ничего мне не дал, кроме… »

25. Кто воспитывал будущего поэта?

По вертикали

1. С этим местом связана история, расказанная в Герое нашего времени

2. «звучал булат, … визжала»

4. Родные все места: высокий.. . дом

6. Кто был одним из главных кумиров Михаила Юрьевича Лермонтова?

7. Имя бабушки Лермонтова

9. Первая любовь Лермонтова

12. Какое он написал стихотворение после смерти А.С.Пушкина?

13. Кем с 18 июня 1832 года более не числился Лермонтов?

14. Какое звание получил Лермонтов в гусарском полку

15. Максим Максимыч дает Печорину характеристику «… человек»

16. Город, в котором Лермонтов почувствовал себя свободным

18. Один из танцев Печорина с Мери

22. Горные … спят во тьме ночной

23. Как звала Михаила Юрьевича Лермонтова бабушка?

- Подведение итогов. Награждение.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

- Так оценил свое место на литературном поприще поэт. Таким М.Ю. Лермонтов

остается

в

наших

сердцах.

Нас

пленяет

в

нем

холодный

и

глубокий

ум,

его

необычайная

прямота

и

честность,

принципиальность

и

страстная

любовь

к

России.

- До новых встреч, ребята.



В раздел образования