Напоминание

"Метапредметный подход к урокам МХК: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка"


Автор: Никитина Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Метапредметный подход к урокам МХК: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка"
Раздел: полное образование





Назад




«Метапредметный подход к урокам мировой художественной культуры: от знаниевой

парадигмы до личностного развития ребенка»

Никитина Людмила Петровна,

учитель мировой художественной культуры,

русского языка, литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ№6 города Холмска Сахалинской области

Метапредметный урок-это урок,

целью которого...

является обучение

переносу теоретических знаний

по предметам в практическую

жизнедеятельность учащегося

Фадеева О.П.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и

целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в

школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем

разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация

кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в

которых

в

качестве

нового

методологического

подхода

заложено

требование

к

метапредметным результатам обучения.

На

мой

взгляд,

использование

метапредметных

технологий

в

преподавании

традиционных

учебных

предметов

позволяет

демонстрировать

учащимся

процессы

становления

научных

и

практических

знаний,

переорганизовывать

учебные

курсы,

включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для

молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию

(зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их

осмыслению.

Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится

дело

(действие),

позволяющее

мыслить

более

свободно

(индивидуально,

сообща

с

учителем или одноклассниками).

М е т а п р е д м е т н а я

д е я т е л ь н о с т ь

н е

т о ж д е с т в е н н а

о б щ е у ч е б н о й !

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет –

это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и

одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от

предметности. Общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно

сказать,

что

общеучебная

деятельность

стоит

как

бы

«сбоку»

или

параллельно

предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них.

Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится,

как бы в её основе. Любой образовательный результат ученика – личностный! В

нынешних

стандартах

предлагается

разделить

планируемые

результаты

обучения

на

личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты – это продукт

деятельности личности. А метапредметные и предметные образовательные результаты –

чей продукт? Разве не личности ученика?

Таким

образом,

многообразие

методических

форм

и

приемов

позволяет

интенсифицировать работу на уроке.

Достижению метапредметных результатов на уроках МХК и искусства значительно

способствуют:

Технология «Творческие мастерские»

Проблемно-поисковая технология

Приемы театральной педагогики

Переведение художественного образа с одного языка искусства на другой

Составление ассоциативных рядов

Подбор интонационно родственных произведений искусства

Создание эмоциональной палитры произведения искусства

Исходя

из

особенностей

урока

искусства

как

художественно-педагогического

«произведения» можно определить следующие принципы проектирования урока МХК.

1.

Главный

принцип

построения

новой

структуры

урока

искусства

отказ

от

авторитарно- догматической модели и переход к гуманно-демократической. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как

самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных,

национальных, региональных, религиозных и др;

2. Принцип формирования эмоционально-ценностных отношений в ряду основных

компонентов системы художественного образования.

а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества

на

материале

содержания

художественной

культуры

как

части

духовной

культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

3. Принцип авторского проектирования.

а) автор сценария урока - учитель, затем по мере "вживания" учащихся в

новые виды деятельности - учитель и учащиеся;

б)

создание

необходимых

педагогических

условий

для

участия

детей

в

проведении урока на основе предварительной подготовки учащихся.

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока.

4.

Принцип художественно-педагогической драматургии урока МХК как

педагогического

произведения

на

основе

реализации

закономерностей

драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

5. Принцип вариативности типа и структуры урока МХК.

а) в зависимости от педагогической цели (зачётный, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции

его

участников:

урок-исследование;

урок-поиск;

урок-мастерская;

урок-

милосердия; урок-загадка; и т.д.;

в) свободная, разновариантная структура урока с подвижными элементам

(например, урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой

художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на

следующем уроке).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой

– задача каждого из нас.

По моему глубокому убеждению, дети в школе станут учиться с интересом лишь

тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то

ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если

ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в

классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не

забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его

больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще

сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в

подлинном смысле этого слова!



В раздел образования