Автор: Никитина Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Метапредметный подход к урокам МХК: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка"
Раздел: полное образование
«Метапредметный подход к урокам мировой художественной культуры: от знаниевой
парадигмы до личностного развития ребенка»
Никитина Людмила Петровна,
учитель мировой художественной культуры,
русского языка, литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ№6 города Холмска Сахалинской области
Метапредметный урок-это урок,
целью которого...
является обучение
переносу теоретических знаний
по предметам в практическую
жизнедеятельность учащегося
Фадеева О.П.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и
целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в
школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем
разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация
кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в
которых
в
качестве
нового
методологического
подхода
заложено
требование
к
метапредметным результатам обучения.
На
мой
взгляд,
использование
метапредметных
технологий
в
преподавании
традиционных
учебных
предметов
позволяет
демонстрировать
учащимся
процессы
становления
научных
и
практических
знаний,
переорганизовывать
учебные
курсы,
включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для
молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию
(зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их
осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится
дело
(действие),
позволяющее
мыслить
более
свободно
(индивидуально,
сообща
с
учителем или одноклассниками).
М е т а п р е д м е т н а я
д е я т е л ь н о с т ь
н е
т о ж д е с т в е н н а
о б щ е у ч е б н о й !
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет –
это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и
одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от
предметности. Общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно
сказать,
что
общеучебная
деятельность
стоит
как
бы
«сбоку»
или
параллельно
предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них.
Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится,
как бы в её основе. Любой образовательный результат ученика – личностный! В
нынешних
стандартах
предлагается
разделить
планируемые
результаты
обучения
на
личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты – это продукт
деятельности личности. А метапредметные и предметные образовательные результаты –
чей продукт? Разве не личности ученика?
Таким
образом,
многообразие
методических
форм
и
приемов
позволяет
интенсифицировать работу на уроке.
Достижению метапредметных результатов на уроках МХК и искусства значительно
способствуют:
Технология «Творческие мастерские»
Проблемно-поисковая технология
Приемы театральной педагогики
Переведение художественного образа с одного языка искусства на другой
Составление ассоциативных рядов
Подбор интонационно родственных произведений искусства
Создание эмоциональной палитры произведения искусства
Исходя
из
особенностей
урока
искусства
как
художественно-педагогического
«произведения» можно определить следующие принципы проектирования урока МХК.
1.
Главный
принцип
построения
новой
структуры
урока
искусства
–
отказ
от
авторитарно- догматической модели и переход к гуманно-демократической. Он включает:
а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как
самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных,
национальных, региональных, религиозных и др;
2. Принцип формирования эмоционально-ценностных отношений в ряду основных
компонентов системы художественного образования.
а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);
б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества
на
материале
содержания
художественной
культуры
как
части
духовной
культуры;
в) интерес и увлеченность деятельностью урока;
3. Принцип авторского проектирования.
а) автор сценария урока - учитель, затем по мере "вживания" учащихся в
новые виды деятельности - учитель и учащиеся;
б)
создание
необходимых
педагогических
условий
для
участия
детей
в
проведении урока на основе предварительной подготовки учащихся.
в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока.
4.
Принцип художественно-педагогической драматургии урока МХК как
педагогического
произведения
на
основе
реализации
закономерностей
драматургии и режиссуры:
а) сценарий урока как реализация замысла;
б) замысел урока (основная цель);
в) драматургия самого процесса урока (сюжет);
5. Принцип вариативности типа и структуры урока МХК.
а) в зависимости от педагогической цели (зачётный, обобщающий урок и др.);
б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции
его
участников:
урок-исследование;
урок-поиск;
урок-мастерская;
урок-
милосердия; урок-загадка; и т.д.;
в) свободная, разновариантная структура урока с подвижными элементам
(например, урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой
художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на
следующем уроке).
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой
– задача каждого из нас.
По моему глубокому убеждению, дети в школе станут учиться с интересом лишь
тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то
ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если
ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в
классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не
забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его
больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще
сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в
подлинном смысле этого слова!