Автор: Николай Витальевич Кириллов
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ Цивильский аграрно-технологический техникум Минобразования Чувашии
Населённый пункт: гор. Цивильск
Наименование материала: статья
Тема: ВОДОРОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ КАК РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Раздел: среднее профессиональное
ВОДОРОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ КАК РЕШЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Кириллов Николай Витальевич, преподаватель
ГАПОУ Цивильский аграрно-технологический техникум Минобразования Чувашии
Введение
Применение
традиционных
энергоресурсов
на
транспорте,
с
учётом
роста
потребности
в
последнем,
значительно
способствует
росту
масштаба
имеющихся
экологических проблем (смог, кислотные дожди, парниковый эффект и т.д.). Поэтому,
уменьшение токсичных выбросов от работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),
как наиболее распространённой силовой установки на транспорте, является актуальной
проблемой,
решить
которую
необходимо
и
возможно
переводом
транспорта
на
альтернативное топливо с отказом от использования ископаемых энергоресурсов. Т.о.,
внедрение водородных технологий на транспорте создаёт принципиально новый подход
в
решении
важнейшей
социально-экономической
задачи
страны
по
обеспечению
экологически благоприятной ситуации. Обоснование рациональности такого решения
является целью данной работы. Задачи работы – раскрыть важнейшие аспекты такого
решения:
рациональность
способов
использования
водорода
на
транспорте,
его
получения
как
энергоносителя
и
его
хранения
как
источника
энергии
силовой
установки.
Основная часть:
1.
Рациональный способ использования водорода на транспорте
Создатели
транспортных
средств
(ТС)
и
производители
моторных
топлив
уделяют большое внимание разработке новых ДВС с улучшенными экологическими
характеристиками, работающими на альтернативных видах топлива (природный газ,
пропан-бутановые смеси, метанол, диметиловый эфир, биотопливо, водород (Н
2
) и
водородсодержащие
смеси)
[1,
2].
При
этом
Н
2
отводится
особое
место
среди
альтернатив нефтепроизводному топливу [3] и, по мнению ряда специалистов [4], он
должен
использоваться
не
в
качестве
основного
моторного
топлива,
а
только
как
добавка. Однако перевод ТС на топливные агломераты - это лишь временное снижение
остроты
экологических
и
экономических
проблем
вызванных
эксплуатацией
ДВС.
Следует
понимать,
что
полумеры
(оборудование
транспорта
нейтрализаторами
выхлопных газов, использование синтетических топлив и т.п.), в принципе, не решают
проблем,
т.к.
в
этих
случаях
идёт
борьба
не
с
причиной,
а
с
последствиями
использования
экологически
вредных
способов
преобразования
энергии.
Тогда
как
замена
ДВС
на
электрохимический
генератор
(ЭХГ)
с
прямым
преобразованием
химической
энергии
Н
2
в
электричество,
используемое
для
движения
транспорта,
обеспечит нулевые выбросы вредных веществ в окружающую среду.
2.
Рациональный способ получения водорода как энергоносителя
Разработано
много
способов
производства
Н
2
[5],
но
основную
массу
промышленного Н
2
(до 95% [6]) получают наименее затратным способом – способом
конвертирования
углеводородного
или
углеродсодержащего
исходного
сырья
с
получением смесей Н
2
+СО или Н
2
+СО
2
.
Однако отсутствие экологически чистого производства и высокая стоимость
последующих работ по сбору и хранению углеродного остатка практически приводит к
потерям преимуществ Н
2
полученного таким способом. Следовательно, стратегическое
преимущество остаётся за технологией производства Н
2
без углеродного следа и к
таковым относят электролиз с использованием генерации возобновляемого источника
энергии (ВИЭ).
Технологический процесс получения Н
2
способом электролиза обеспечивает [7]:
относительную
простоту
производства
Н
2
чистотой
99,9
%
в
одном
агрегате,
без
дополнительной очистки; попутное получение на каждый килограмм Н
2
8 кг кислорода;
возможность получения Н
2
непосредственно под давлением; экологическую чистоту
технологического процесса получения Н
2
при соответствующем уровне экологической
безопасности получения первичной электроэнергии.
3.
Рациональный способ хранения водорода как источника энергии силовой
установки
Для
выбора
рационального
конструктивного
исполнения
дополнительных
систем силовой установки с ЭХГ (хранение Н
2
, управление, безопасность) имеются
подготовленные и экспериментально проверенные технические решения [8]. Т.о., с
точки зрения готовности к практической реализации, целесообразно рассмотреть на
рациональность применения газобаллонный, криогенный и металлогидридный способы
хранения водорода.
В первом случае Н
2
хранится в сжатом виде при давлении около 700 атм. При
этом масса Н
2
составляет всего около 3% от массы баллона и для хранения сколько-
нибудь заметного количества газа нужны весьма тяжёлые и объёмные баллоны. Это не
говоря уже о том, что изготовление, зарядка и эксплуатация таких баллонов требуют
особых мер предосторожности из-за опасности взрыва.
Криогенный
способ
подразумевает
сжижение Н
2
и
хранение
его
в
теплоизолированных
сосудах
при −253°C.
Вероятно, что в перспективе криогенное
хранение Н
2
на борту транспортных средств может оказаться конкурентоспособным,
учитывая преимущества этого метода хранения: низкое давление в баках, высокую
массовую
отдачу
по
Н
2
(до
35%),
подготовленность
технологической
и
производственной
базы,
приемлемую
стоимо сть.
Однако,
это
достаточно
энергозатратный процесс, где только процесс сжижения газа обходится в 30-40% той
энергии,
которая
получится
при
использовании
полученного
водорода.
При
этом,
несмотря на теплоизоляцию, Н
2
в баке по-любому нагревается, давление увеличивается,
и газ достаточно быстро стравливается в атмосферу через предохранительный клапан.
Т.о.,
на
фоне
выше
приведенного,
наиболее
выгодно
выглядят
твердые
накопители, так называемые металлогидриды. Эти соединения умеют вбирать в себя,
как губка, Н
2
при одних условиях и отдавать при других, например при нагревании.
В
случае хранения Н
2
в гидридной форме:
а) отпадает необходимость в громоздких и тяжелых баллонах, требуемых при
хранении газообразного Н
2
в сжатом виде, или сложных в изготовлении и дорогих
сосудов для хранения жидкого Н
2
;
б) объём системы уменьшается примерно в 3 раза по сравнению с объёмом
хранения в баллонах;
в) отпадают расходы на конверсию и сжижение Н
2
.
Уже на сегодняшний день для нужд транспорта создаются гидриды, которые могут
содержать до 130-140 кг Н
2
в 1 м
3
металлического гидрида. Однако реализуемая ёмкость
гидрида вряд ли будет превышать 80 кг/м
3
, но и такое содержание Н
2
в баке ёмкостью
130 дм
3
достаточно на 400 км пробега автомобиля .
Заключение
Внедрение водородных технологий на транспорте создаёт принципиально новый
подход в решении важнейшей социально-экономической задачи страны по обеспечению
экологически благоприятной ситуации.
Практическая
реализация
приведенных
в
работе
рациональных
решений
по
переводу транспорта на водородное топливо позволит:
1) улучшить экологическую обстановку за счёт широкомасштабного внедрения
на
транспорте
водородных
технологий
с
нулевым
выбросом
вредных
веществ
в
атмосферу;
2)
перевести
производство
транспортных
средств
на
качественно
новый
технологический
уровень,
обеспечив
их
производство
на
базе
электрохимических
энергоустановок
с
металлогидридной
системой
хранения
энергоносителя,
что
при
снижении
сбыта
моторных
топлив
на
внешних
рынках
обеспечит
положительный
социально-экономический эффект.