Напоминание

«Усвоение младшими школьниками синтаксических структур сложного предложения»


Автор: Сумачева Айгуль Каировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: РШИООО им С.И.Ирикова
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ Красноселькупский район с.Ратта
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Усвоение младшими школьниками синтаксических структур сложного предложения»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему; «Усвоение младшими школьниками синтаксических

структур сложного предложения»

Сложное предложение, представляя собой более высокую по сравнению с простым

предложением синтаксическую структуру коммуникативного порядка, обеспечивает

возможность более полного, точного и адекватного выражения мысли в письменном

высказывании. Усвоение учащимися начальных классов существенного признака

сложного предложения - полипредикативность, способствует обогащению языкового

опыта младших школьников, совершенствованию синтаксического строя их письменной

речи.

Важную роль в освоении синтаксических конструкций играет первый этап, на

котором начинается формирование представлений учащихся о существенных признаках

такой синтаксической единицы, как сложное предложение. Для определения оптимального

времени начала целенаправленных наблюдений над сложным предложением следует

исходить из того, что младшие школьники пользуются сложными синтаксическими

конструкциями в собственной письменной речи на разных этапах обучения. Так, в

сочинениях второклассников сложные предложения составляют примерно четвертую

часть, а в некоторых случаях могут заполнять весь объем письменного высказывания.

Среди видов сложных предложений более половины составляют сложносочиненные

предложения. Сложноподчиненных предложений почти в два раза меньше. Бессоюзные

сложные предложения встречаются довольно редко. При этом письменная речь учащихся

II класса характеризуется однообразием внутренних структур используемых

синтаксических конструкций, ошибками в их построении, что свидетельствует о

недостаточном развитии оперативной памяти и малом объеме языкового опыта школьника.

Иная ситуация наблюдается на третьем году обучения. Доля сложных

предложений в письменной речи учащихся III класса уменьшается в полтора раза, хотя

среди них по-прежнему представлены разные виды (сложносочиненные,

сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения), однако меняется их

количественное соотношение.Происходит перестройка внутренней структуры синтаксиса

письменной речи младших школьников в аспекте использования сложных предложений:

начинают преобладать сложноподчиненные предложения, сложносочиненных

предложений становится меньше, их количество становится сопоставимым с возросшим

числом бессоюзных сложных предложений. Такие особенности свидетельствуют о

глубинных изменениях психических процессов, обеспечивающих овладение речью, о

развитии логического и абстрактного мышления детей. При этом в письменной речи

третьеклассников увеличивается общее количество простых предложений. Анализируя

данный факт, отметим, что третий год обучения – важный этап освоения синтаксической

теории. .Программный материал насыщен синтаксическими понятиями. Однако

практически все они связаны с простым неосложненным предложением или простым

предложением, осложненным однородными членами. Тексты упражнений учебников по

русскому языку также содержат в большинстве своем указанные выше синтаксические

конструкции. В итоге синтаксис письменной речи третьеклассников становится менее

сложным, хотя простые предложения характеризуются более четкой структурой и

многообразием видов. Большей упорядоченностью внутренней структуры отличаются и

сложные предложения. Они становятся разнообразнее, более точно передают мысль,

однако многие сложные предложения содержат ошибки. Таким образом, возросшие

возможности младших школьников в освоении синтаксического строя речи не

реализуются в полной мере.

Формирование у учащихся умения использовать сложные предложения в

письменной речи основывается, прежде всего, на понимании грамматического значения

данной синтаксической единицы, которое определяется двумя особенностями: каждая из

частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную

предикативность; объединение частей сложного предложения составляет семантико-

структурное единство.

Такие существенные признаки предложения, как смысловая и интонационная

законченность, присущи всему сложному предложению, а не его компонентам. Интонация

служит для объединения частей сложного предложения в одно целое. Это относится в

равной степени к сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным сложным

предложениям. При произнесении на стыке образующих их частей отсутствует

характерное для простого повествовательного предложения понижения голоса. Таким

образом, в ритмомелодическом отношении сложное предложение существенно отличается

от сочетания рядом стоящих независимых предложений. Признание сложного

предложения как «целостного синтаксического выражения единой сложной мысли»

приводит к выявлению его грамматической специфики – отсутствию механического

объединения простых предложений. Все это определяет необходимость рассмотрения

сложного предложения не как конструкции, состоящей из двух и более простых

предложений, а как одного предложения, имеющего в своем составе несколько частей.

Усвоение младшими школьниками сложного предложения как структурно-

семантического целого начиналось с этапа анализа, на котором осуществлялось

наблюдение над синтаксическими конструкциями в структуре микротекста. Анализу

подвергались все основные виды сложных предложений, однако происходило это в

определенной последовательности. Сначала анализировались тексты, включавшие

сложносочиненные предложения с союзами «и», «а», так как данные конструкции более

употребительны к собственной речи детей. Кроме того, богатые синонимические средства,

которые имеют сложносочиненные предложения, усиливают развивающий речевой

потенциал данной синтаксической конструкции. В процессе анализа осуществлялось

выразительное чтение текста с соответствующим интонированием простых предложений

и сложносочиненного предложения. Затем третьеклассники выделяли синтаксические

единицы и определяли главные члены предложения. В ходе обсуждения выяснилось, что в

одном из предложений две основы, т.е. данное предложение состоит из двух частей. На

этом этапе важно еще раз обратиться к интонированию такого предложения и

проанализировать содержащуюся в нем мысль, чтобы подчеркнуть семантическое и

интонационное единство этой синтаксической конструкции. Специальное внимание

уделялось способам связи частей сложного предложения(союзам, интонации) и их

разделению на письме при помощи запятых. Затем учащиеся обобщали сходство и

различие простого предложения и сложносочиненного предложения.

Далее анализу подверглись микротексты, включавшие сложноподчиненные

предложения. Наблюдения над семантикой грамматических отношений при знакомстве со

сложноподчиненным предложением является продолжением работы над значениями,

которые стали известны учащимся при изучении словосочетаний. Внимание к семантике

сложноподчиненного предложения – это внимание к выражаемой в предложении мысли, к

точному ее пониманию.

Широкое использование сложноподчиненных предложений в книжных стилях

объясняется способностью таких предложений связать в единое целое большое число слов

и тем самым выразить сложную мысль, подчеркнуть важные смысловые оценки, привести

аргументы, дать подробное обоснование основных положений. Использование языковых

средств выражения причинно-следственных отношений – важная ступень речевого

развития младших школьников. С освоением этих языковых средств неразрывно связан

процесс овладения рассуждением, поскольку в основе рассуждения всегда лежат

причинно-следственные связи объективных явлений и фактов, ставших предметом мысли

и речи.

Такая организация усвоения младшими школьниками сложного предложения не

только обеспечивает взаимосвязанное формирование у них представлений о

существенных признаках предложений данного вида, но и способствует обогащению их

языкового опыта на основе сравнения структурно-семантических характеристик сложных

предложений с особенностями простых предложений и сопоставления различных

конструкций таких предложений в аспекте полипредикативности, внутренней структуры,

смысловой и интонационной связи.



В раздел образования