Напоминание

Е. Чарушин «Теремок» 1класс


Автор: Макарова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 39"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: конспект урока литературного чтения
Тема: Е. Чарушин «Теремок» 1класс
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Е. Чарушин «Теремок» 1класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Задачи урока: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е.Чарушина «Теремок»; обучать плавному

выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана,

отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать мотивы учебной дятельности; навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и

учителем.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Научатся:

читать слова, верно выделяя ударный слог;

отличать сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;

читать плавно по слогам;

участвовать в коллективных беседах по прочитанному; знать жанровые особенности сказки

Получат возможность научиться:

находить нужную информацию в в Толковом словаре.

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные)

1.Регулятивные

осознавать цели изучения раздела

осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над текстом;

ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

2.Познавательные

сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;

3.Коммуникативные

уметь воспринимать на слух художественное произведение;

включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

Личностные

соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

1.Мотивацион-

ный момент

2.Актуализация

знаний,

постановка и

решение

учебной задачи

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли

приготовили к уроку. Улыбнитесь друг

другу, подарите улыбку и мне.

2.1.Совершенствование артикуляционного

аппарата, постановка дыхания

- Начинаем урок литературного чтения с

артикуляционной зарядки.

Упражнение «Эхо»

На доске: Закружились в хороводе белые

берёзы.

-Назовите на одном дыхании все гласные, а

потом всё слово.

-Прочитайте предложение.

2.2. Знакомство с темой раздела

-Какие книги вы любите читать?

-Сможете ли вы прочитать, что здесь

написано?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Улыбаются друг другу и

учителю.

Сначала дети называют на одном

дыхании все гласные ,а потом всё

слово.

а-у-и-и-закружились!

о-о-о-е-в хороводе!

е-ы-е-белые!

е-ё-ы-берёзы!

Читают предложение целыми

словами.

.

Дети называют книги, которые

любят читать.

Дети предлагают прочитать

Личностные УУД: самооценка

готовности к уроку, положительная

мотивация и настрой на урок.

Регулятивные УУД:умение

выполнять учебные действия в

устной форме в соответствии с

установкой учителя и ориентиром на

правильность их выполнения

Познавательные УУД(логические):

анализ, синтез

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Познавательные УУД: умение

осознанно строить речевое

высказывание в устной форме

ПознавательныеУУД:

3.Изучение

нового

материала

WСКFАЗVКNИ,

ZЗАGГАJДLКИ,JUНЕSZБYЫQЛRИNЦL

-Как расшифровать эту запись?

_Что получается?

-Это название нашего нового раздела. Как

вы думаете, какие произведения мы будем

читать в этом разделе?

-Прочитайте, с чем мы познакомимся, чему

будем учиться, изучая новый раздел.

3.1.Чтение

диалога

с

писател ем.

Рассматривание книг со сказками

– Почему говорят, что сказка – мудрость

народа, его мечты и желания?

–Восстановите пословицу со случайно

удалёнными буквами и прочитайте.

– Какие буквы закрыты карточками?

– Объясните смысл этой пословицы.

-Рассмотрите обложки книг. На всех ли

книгах указаны авторы? Почему?

только русские буквы.

Отвечают.(Сказки. Загадки.

Небылицы)

Прогнозируют

Открывают учебник на с.29

Находят нужную информацию и

читают.

Читают текст по цепочке.

Вставляют пропущенные буквы

к м

Читают пословицу.

Раскрываю смысл пословицы.

Высказывают своё мнение.

Рассматривают обложки книг на

странице учебника. Сравнивают.

постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Регулятивные УУД:умение

прогнозировать предстоящую

деятельность

Личностные УУД: принятие целей

Познавательные УУД: умение

ориентироваться на развороте

учебника; умение извлекать нужную

информацию

Познавательные УУД: знание основы

смыслового чтения текста

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Регулятивные УУД:понимание

учебной задачи, выполнение учебных

действий

Познавательные УУД: понимать и

интерпретировать знаки, символы.

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

– Объясните, какие сказки называют

народными, а какие – авторскими.

-Чем эти сказки отличаются?

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

-Какие книги можно поместить на выставку

народных сказок?

-Рассмотрите иллюстрации. Вспомните

название этой сказки.

-Восстановите последовательность событий

сказки.

Сравнивают сказки народные и

авторские.Называют отличия

народных и литературных сказок.

Приводят примеры народных и

литературных сказок.

Рассматриваю иллюстрации в

учебнике.с.31Вспоминают

название сказки «Курочка Ряба»

Работают в паре. Расставляют

картинки в нужной

последовательности. Отвечают.

Проверяют.

Отгадывают загадки.

Познавательные УУД (логические):

умение на основе анализа объектов

делать выводы; умение обобщать и

классифицировать по признакам

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Личностные УУД:умение испытывать

эстетическое чувство в процессе

знакомства с иллюстрациями к сказке.

Коммуникативные УУД:умение

работать в паре, умение слушать

собеседника, определять способ

взаимодействия

Познавательные УУД(логические):

анализ,обощение

Регулятивные УУД:умение

выполнять учебные действия в

соответствии с установкой учителя и

ориентиром на правильность

выполнения, умение оценивать

правильность выполнения действия и

вносить корректировки.

Познавательные УУД(логические):

умение анализировать содержание

3.2.Подготовка к чтению сказки

-Отгадайте загадки

Зимой белый, летом серый.

(Заяц)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

(Лиса)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышка)

-Что объединяет все слова-отгадки?

- Как вы думаете, в какой сказке эти

животные встретятся вместе?

-Назовите героев русской народной сказки

«Теремок»

-Сюжет этой сказки стал интересен многим

Отвечают. (Животные)

Называют героев русской

народной сказки «Теремок»:

Мышка-норушка, лягушка-

квакушка, зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка, волчок-серый

бочок, мишка косолапый

загадки, выделять существенные

признаки;

синтез

Регулятивные УУД: умение

сравнивать свои ответы с ответами

одноклассников.

Познавательные УУД(логические):

обобщение

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

писателям. Её пересказывали и А. Толстой,

и С. Маршак. Свой вариант этой сказки

предложил и замечательный писатель

Евгений Иванович Чарушин. Знакома ли

вам эта сказка?

- В сказке мы встретим трудные для чтения

слова. Давайте потренируемся прочитать

их: сначала-по слогам, затем целыми

словами.

Объясните значение слова «увёртыш».

(Увёртыш – умеющий увёртываться от

опасности.)

3.3.Чтение сказки учащимися.

-

При чтении обращайтете внимание на

знаки препинания. Читайте правильно,

интонацией выделяйте слова и

Читают слова на доске:

ос-та-но-ви-лась –

остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком – невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясняют значение слова

«увёртыш»,

проверяют правильность

предположения по толковому

словарю.

Работают в паре с толковым

словарём

Познавательные УУД (общеучебные)

умение выбирать вид чтения в

зависимости от цели:

Регулятивные УУД: прогнозирование

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД: умение

выполнять учебные действия в

устной форме в соответствии с

установкой учителя и ориентиром на

правильность выполнения, умение

оценивать правильность выполнения

действия и вносить корректировки.

предложения.

3.4.Проверка первичного восприятия

текста.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что вас удивило? Что было самым

интересным?

– Какие герои сказки вам понравились?

3.5.Анализ произведения

- Найдите и прочитайте, где стоит теремок?

- Какой теремок по размерам?

-Назовите героев сказки «Теремок» в

порядке их появления в сказке.

- Почему мышка назвалась норушкой? (роет

норку) Лягушка – квакушкой? (квакает)

Заяц – на горе увёртыш? (умеет

«увёртываться» от опасности) Лисичка –

сестричкой? (сестра волку)

-Открываем рабочие тетради. Прочитайте

задание.

Делятся первыми впечатлениями.

Формулируют ответы на вопросы

по содержанию.

Самостоятельно работают в

рабочих тетрадях. Перечитывают

сказку, ищут нужные слова.

Соотносят реплики с героями

сказки. Подписывают имена

героев. Осуществляют взаимную

проверку.

Объясняют.

Осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение

высказывать своё отношение ,

аргументировать собственную

позицию

Познавательные УУД:умение

выражать собственную точку зрения

Познавательные УУД: умение

ориентироваться на развороте

учебника; умение извлекать нужную

информацию; умение формулировать

ответы на вопросы по содержанию

прочитанного произведения

Регулятивные УУД:умение

выполнять учебные действия в

соответствии с установкой учителя и

ориентиром на правильность

выполнения, умение оценивать

правильность выполнения действия и

вносить коррективы

-Кому принадлежат эти слова. Объясните,

почему вы так считаете.

- Вы заметили, что реплика каждого нового

персонажа предваряется словами-

звукоподражаниями: Пик! Пик! Ква! Ква!

Чук! Чук! Тяф! Тяф!

Слова-звукоподражания выстраиваются в

цепочку, и в конце сказки из них образуется

целая песенка.

Автор намеренно использует этот приём,

так как сказка предназначена для малышей,

чтобы они развивали свою речь. Поэтому и

читать эти слова нужно соответствующим

голосом.

- Давайте хором прочитаем, какие песни

стали распевать герои.

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок»

похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

- Ребята, так много героев и все они разные.

- Как же они могли дружно жить в таком

маленьком теремочке, да еще и песни

распевать?

Находят в тексте нужные

отрывки.

Находят сходство и отличие.

Отвечают на вопросы.

Отвечают: (Уступали друг другу,

помогали и т.д.)

Отгадывают загадку

Познавательные УУД: умение

ориентироваться на развороте

учебника; умение извлекать нужную

информацию.

Познавательные УУД(логические):

сравнение

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Познавательные УУД(логические):

умение анализировать содержание

загадки, выделять существенные

4.Закрепление

нового

материала

- Так как сказка в учебнике дана в

сокращении, отгадайте её следующих

героев.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

- Волка в сказке зовут «волк-из-за куста

хватыш». Почему?

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке

- Как вы думаете, кто из героев сказки на

ней не изображён?

- Медведь в сказке назвался так: «медведь-

всем пригнётыш». Как вы понимаете эти

слова? («Гнёт» - это груз. Медведь может

придавить своей тяжестью).

- В других вариантах сказки его зовут:

медведь-тяпыш-ляпыш-всех вас давишь.

3.6.Физкультминутка

4.1.Творческая интерпретация

прочитанного

(выразительное чтение сказки по ролям)

(Волк)

Дети отвечают(прячется в

кустах и хватает добычу)

Дети рассматривают

иллюстрацию в учебнике с.35

(Медведь)

Дети высказывают свои

предположения.

Выполняют движения по тексту

под руководством учителя.

Дети отвечают.

( Мышка маленькая, читать надо

тоненьким слабеньким голосом.

Лягушка весёлая, громкая,

квакает.

Зайка -попрыгунчик, быстрый.

признаки;

синтез.

Регулятивные УУД: умение

сравнивать свои ответы с ответами

одноклассников.

Коммуникативные УУД: умение

слушать собеседника

Личностные УУД:умение испытывать

эстетическое чувство в процессе

знакомства с иллюстрацией к сказке.

Личностные УУД: ценностное

отношение к здоровому образу жизни

Коммуникативные УУД: умение

формулировать ответ на вопрос

-Прочитаем по ролям сказку, где каждый

исполнитель играет роль одного персонажа.

-

Каким голосом надо читать за героев

сказки?

-Потренируйтесь читать, что говорят герои

сказки.

-Кто хочет прочитать за автора? За мышку?

Лягушку? Зайку? Лисичку?

-При чтении по ролям интонацией

выделяйте слова и предложения. Обратите

внимание на знаки препинания.

Постарайтесь голосом передать

особенности поведения и характера

действующих лиц сказки.

4.2.Обобщение

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка? В чём мудрость

звонким

Лисичка-хитрая ласковая ,надо

обмануть.)

Работают в паре: чтение текста и

обозначение реплик

действующих лиц и авторских

слов первой буквой их названия

на закладках

Читают по ролям вслух.

Читают пословицы.

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму

зимовать.

• Согласие крепче каменных

стен.

Коммуникативные УУД:умение

слушать собеседника, умение

договариваться с соседом.

Познавательные УУД: умение

находить в тексте произведения

диалоги героев, читать их по ролям,

передавать особенности образов

героев

Регулятивные УУД:умение

выполнять учебные действия в

соответствии с установкой учителя и

ориентиром на правильность

выполнения, умение оценивать

правильность выполнения действия и

вносить коррективы

Познавательные УУД: умение

оценивать поступки и сравнивать

характеры героев сказки;

выдвигать гипотезы других вариантов

окончания сказки и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: умение

формулировать ответ на вопрос

учителя, аргументировать свою

позицию.

6.Итог урока.

Рефлексия,

самооценка

деятельности

учащимися

сказки?

– Прочитайте пословицы

- Выберите пословицу, которая подойдёт к

этой сказке.

-Придумайте свой вариант окончания

сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4.3.Игра «Чьё это прозвище?».

-Прочитайте слова на карточках. Узнайте,

кого так называют.

Где так называют животных?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор этой сказки?

- Чему научил вас этот урок?

Выбирают пословицу, которая

подходит к сказке.

Придумывают свой вариант

окончания сказки.

Дети читают слова на карточках.

• кумушка, сестричка

• бирюк, хватыш, «зубами

щёлк»

• толстопятый, косолапый,

«давай реветь»

• норушка

• квакушка

• побегайчик, косой, серый,

длинноухий, хваста

Указывают животных (лиса,

волк, медведь, мышка, лягушка)

Выстраивают собственные

высказывания

Регулятивные УУД: умение

самостоятельно оценивать

правильность выполненных

действий; сравнивать свой ответ с

ответами одноклассников

Коммуникативные УУД: умение

формулировать ответ на вопрос

учителя, аргументировать свою

позицию.

Регулятивные УУД: умение

самостоятельно оценивать

правильность выполненных

действий; сравнивать свой ответ с

ответами одноклассников

-

Что

для

вас

на

уроке

было

самым

интересным?

-

Выскажите

своё

отношение

к

уроку.

(Памятка на доске с началом фраз:

«На

уроке

я

узнал…»,

«Я

научился…»

«Теперь

я

знаю…»,

«Я

смог…»,

«Стало

понятно…», «Было интересно…» и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке

Если вы работали с увлечением, вам было

интересно, понятно, у вас всё получалось,

то поднимите улыбающийся смайлик.

- Если вы работали, но было не всё

понятно, и вы допускали ошибки, то

поднимите серьёзный смайлик.

- Если вам было неинтересно и непонятно,

то ваш смайлик – грустный

.

-

Спасибо за урок!

Заканчивают предложения в

зависимости от своего состояния,

впечатления от урока.

Оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД:умение

строить монологическое

высказывание

РегулятивныеУУД: оценка своей

деятельности



В раздел образования