Автор: Кирсанова Елена Юрьевна
Должность: Воспитаетель
Учебное заведение: МАДОУ N228 обще-развивающего вида
Населённый пункт: г.Кемерово ж.р.Кедровка
Наименование материала: Педогогический проект
Тема: «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»
Раздел: дошкольное образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-
НИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Информационная карта проекта
«Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»
Выполнили:
Студентки 3 курса, группы 164
Кирсанова Е.Ю. Вдовенко О.В
Кемерово 2019
Информационная карта проекта
«Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»
П/
н
Раздел
Содержание
1.
Название
«Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста посредством изобразительно-
го искусства»
2.
Направленность
проекта
воспитание гармонично развитой личности с устой-
чивой системой
социальных и нравственных качеств
3.
Автор
Кирсанова Е.Ю ,Вдовенко О.В. студентки 3 курса
направления
подготовки
44.03.01
Педагогическое
образование «Дошкольное образование »
4.
Руководитель
Шмырева Наталья Александровна, доцент межву-
зовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО
КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент
5.
База проекта
МБДОУ №230 « Детский сад общеразвивающего
вида» «Теремок», подготовительная группа (6-7)(20
человек), г. Кемерово.
6.
Сроки
Долгосрочный (с 01.09.18г.– 10.05.2019 г.)
7.
Тип проекта
исследовательско - творческий.
8.
Аннотация
Проект ««Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста посредством изобразительно-
го искусства».
Проект включает в себя пять этапов:
1 -
Проблемно - диагностический.
2- Теоретико - аналитический
3- Начально – диагностический
4- Внедренческий
5- Итогово – диагностический.
В ходе проекта реализовывается план меропри-
ятий, который включает в себя различные направле-
ния: анкетирование, тестирование опрос, наблюде-
ние.
9.
Ресурсы
Нормативно–правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Кадровое обеспечение: педагоги ДОУ.
Технические и материальные ресурсы:
аудитория,
которая
позволит
разместить
всю
группу; столы, стулья;
канцелярские принадлежности ,записи классиче-
ской музыки, звуков природы;
фотоаппараты/телефоны с камерой;
компьютеры, проектор, магнитофон.
10.
Цель
Повышение
уровня гендерной воспитанности де-
тей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
произведений изобразительного искусства.
11.
Задачи
1. Изучить уровень гендерной воспитанности де-
тей старшего дошкольного возраста.
2. Использовать воспитательной потенциал
произведений изобразительного искусства в реше-
нии задач полоролевой социализации детей старше-
го дошкольного возраста.
3. Обогатить развивающую предметно – про-
странственную
среду
в
группе
художественными
образами отражающими проявления фемининности
и маскулинности.
4. Способствовать формированию компетентно-
сти родителей в области гендерного воспитания де-
тей средствами изобразительного искусства.
12.
Предполагаемый
результат
Воспитание гармонично развитой личности с
устойчивой системой социальных и нравственных
ценностей.
13.
Оригинальность
Программно-методическое обеспечение до-
школьных программ не всегда учитывает гендерные
особенности. В результате содержание воспитания
и образования, в основном, ориентированно только
на возрастные и психологические особенности де-
тей, а не на особенности мальчиков и девочек. Все
это позволяет сделать вывод о необходимости со-
здания в ДОУ условий для гендерной социализации
дошкольников.
Пояснительная записка
В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от
места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ре-
бенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка
или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети
уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и
что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций
или личных желаний ребенка.
На фоне исходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с
их внутренним состоянием, морально - нравственными позициями зачастую ли-
шены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возни-
кающие конфликтные ситуации, не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот,
не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто
сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Нередки случаи таких
примеров, когда у мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помога-
ют им, не считая это нужным и возможным для себя, a, зачастую и думая, что
это проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна
нежность и аккуратность.
Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного вос-
питания детей назрела давно и целесообразность использования изобразитель-
ного искусства в различном его сочетании как одного из основных средств ген-
дерного воспитания детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомне-
ния. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают
пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности раз-
вития детей разных полов, по данным нейропсихологов и нейрофизиологов,
определяют различия в структуре головного мозга. Воспитывать и обучать дево-
чек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них органи-
зуется при участии разных мозговых структур.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели
к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Де-
мократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей,
омужествление женщин и феминизацию мужчин. На фоне этих изменений ме-
няется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а маль -
чики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромно-
сти, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.
Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости, слабы
физически и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведе-
ния по отношению к девочкам. Играя, дети не умеют договариваться, распреде-
лять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно
распределять обязанности с учетом пола партнера.
Приоритеты современной образовательной политики Российской Федера-
ции связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Соглас-
но закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», дошкольное образование стало
первым уровнем общего образования [56]. Психология и педагогика оперируют
достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение
полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарак-
теризован набором гендерных особенностей, который следует учесть в ходе об-
разовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образова-
ния одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же ре -
зультатов.
По мнению ученых, Л.И. Столярчук и И.Н. Евтушенко выполнение требо-
ваний, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процес-
са с учетом индивидуальных, возрастных психологических, физиологических
особенностей воспитанников и др.) достаточно сложно без учета пола детей,
поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию
стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению
качества образования.
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образо-
вательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольно-
го образования [57]. Целью гендерного подхода в педагогике является воспита-
ние детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию
своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный под-
ход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей
идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и
самореализации,
помогает
быть
достаточно
гибким
и
уметь
использовать
разные возможности поведения.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику,
так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и
осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни,
но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом
возрасте, который известен кризисами. К тому же программно-методическое
обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенно-
сти.
В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориенти-
рованно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на
особенности мальчиков и девочек. Все это позволяет сделать вывод о необходи-
мости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
План организации и реализации проекта
Проект включает в себя пять этапов:
1 - Проблемно - диагностический.
1.1.Анкетирование родителей: «Гендерное воспитание старших дошкольников»,
(см. Приложение №2)
Ноябрь Родители
1.2. Изучение развивающей среды ДОУ, как возможной базы для ознакомления
дошкольников с темой «Гендерного воспитания детей старшего дошкольного
возраста посредством изобразительного искусства».
Ноябрь Педагоги ДОУ
1.3. Родительское собрание: «Влияние изобразительного искусства на гендерное
воспитание детей дошкольного возраста»
Декабрь Воспитатель, родители.
2- Теоретико - аналитический
Цель:Изучение и анализ научных исследований, опыт педагогической деятель-
ности.
2.1. Семинар «Основные подходы к гендерному воспитанию»
Ноябрь –декабрь Воспитатель, педагоги ДОУ
2.2. Выставка методических пособий по гендерному воспитанию, презентация
«Гендерный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Ноябрь – декабрь Воспитатель
3- Начально – диагностический
Цель: Определение уровня развития детей, осуществление проблемного каче-
ственного и количественного анализ полученных результатов.
3.1. Мастер – класс «Диагностический инструментарий для изучения гендерной
воспитанности детей старшего дошкольного возраста».
Ноябрь Воспитатель, педагоги ДОУ.
3.2. Диагностика изучения уровня детей в соответствии с «Концепцией и про-
граммой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам: «Я – маль-
чик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья» (см. Приложение №
1).
Ноябрь Воспитатель, дети.
3.3. Обсуждение результатов диагностики. Декабрь Воспитатель, педагоги ДОУ,
родители.
4- Внедренческий
Цель: Осуществление и экспериментальная апробация проекта.
Работа с детьми.
4.1. Рассматривание картин: - Ю.Кротов «Рукодельница»; - Н. Богданов-Бель-
ский «Мальчики». (см. Приложение № 4)
Познавательная деятельность.
Беседы на темы: - «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга»; - «Разви-
тие человека».
Рассматривание иллюстраций на темы: - «Мы растём»; - «Разные поступки».
Речевая деятельность.
Чтение произведений художественной литературы: - С. Маршака «О девочках и
мальчиках»; - Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»; - Е. Пермяк «Как Маша
стала большой».
Составление творческих рассказов на темы: - «Кем я буду, когда вырасту»;
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- «Человек»; - «Я – взрослый». Аппликация: - «На прогулке».
Музыкальная деятельность: Прослушивание песен «Из чего же?», «Настоящий
друг» М. Пляцковского
Декабрь Воспитатель, дети, музыкальный руководитель
Игровая деятельность: - «За что нам нравятся мальчики (девочки)»; - «Найди
отличия»; - «Мы разные».
Сюжетно – ролевые игры: - с доминированием мужских ролей (« Водители. Га-
раж»); - с доминированием женских ролей (« Ателье. Дом мод».);
- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной
идентификации («Театр»).
4.2. Рассматривание картин: -Ф.Славянский «Семейная картина (На балконе)»; -
Б. Кустодиев «На террасе». (см. Приложение № 4)
Познавательная деятельность.
Беседы на темы:
- «Я взрослый»;
Рассматривание иллюстраций на темы:
- «Наша семья»;
Речевая деятельность.
Чтение произведений художественной литературы:
- Э. Шим «Брат и старшая сестра»; - Я. Аким «Моя родня».
Январь Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор
по физическому воспитанию.
Составление творческих рассказов на темы:
- «Моя семья».
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- «Моя семья».
Аппликация:
- «Члены моей семьи».
Игровая деятельность:
- Взаимное доверие».
Сюжетно – ролевая игра, объединяющая для обучения взаимодействия мальчи-
ков и девочек с гендерной идентификации («Семья»).
Спортивный праздник:
- «Папа, мама, я – спортивная семья».
4.3. Рассматривание картин:
- В. М. Васнецов «Богатыри»; - Я. Василий –«Портрет маршала Георгия Жуко-
ва».(см. Приложение № 4)
Познавательная деятельность.
Беседы на темы:
- «Есть такая профессия – Родину защищать»; - «Легко ли быть рыцарем?».
Речевая деятельность.
Чтение произведений художественной
литературы: - В.Калиты «Богатырская застава»; - С. Маршак "Рассказ о неиз-
вестном герое".
Февраль Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор
по физическому воспитанию.
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- «Защитники отечества»; - «Военная техника».
Аппликация:
- «Подарок папе».
Сюжетно – ролевые игры:
- с доминированием мужских ролей («Российская Армия»);
- с доминированием женских ролей («Больница»);
- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной
идентификации («Телевидение»).
- Праздник, посвящённый дню защитника отечества.
4.4. Рассматривание картины: -А.Бортников «Весна пришла»; -И.Прянишников
«Дети на рыбалке»;
-Н.Соломин «Маленькие мамы». (см. Приложение № 4)
Познавательная деятельность.
Беседы на темы:
- «Профессии наших мам и пап».
Рассматривание иллюстраций на темы:
- «Отдых и увлечения мужчин и женщин».
Речевая деятельность.
Чтение произведений художественной литературы:
Март Воспитатель, дети, музыкальный руководитель
- В. Маяковский "Кем быть?"; - Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»;
Составление творческих рассказов на темы:
- «Когда я вырасту…».
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- «Все профессии важны, все профессии нужны»; - «Моя мечта».
Аппликация:
- «Профессии моих родителей».
Игровая деятельность:
- «Где чья работа?».
Сюжетно – ролевые игры:
- с доминированием мужских ролей («Строительство»);
- с доминированием женских ролей («Кафе»);
- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной
идентификации («Музей»).
- Праздник, посвящённый 8 Марта.
Работа с родителями.
4.7. - проект «Я и моя семья»;
- конкурс рисунков «Детская мечта» в рамках Российского социального проекта
«Крепкая семья - дорогой из детства»;
- конкурс поделок «Символ года – Обезьянка
Декабрь – апрель Воспитатель, дети, родители.
- конкурс поделок «Новогодняя сказка»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья»;
- конкурс поделок «Роботы. Прошлое,настоящее, будущее.»;
- конкурс поделок «Подарок для родногочеловека»;
- конкурсы рисунков по ПДД и пожарнойбезопасности;
- межрегиональный конкурс детского рисунка«Весна .Капель. Цветы.»;
- проект «День Победы»;
- альбом «Книга памяти» и др.
5- Итогово – диагностический.
Цель: Определение эффективности проделанной работы.
Задачи:
1. Осуществить анализ полученных результатов.
2. Обсудить результативность исследований
5.1. Диагностика уровня детей в соответствии с «Концепцией и программой со-
циального
развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам:
«Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья» (см. Прило-
жение № 1).
Апрель Воспитатель, дети.
5.2. Оформить методические рекомендации по данной теме.
Апрель Воспитатель.
5.3. Выставка совместных работ родителей и детей. Апрель Воспитатель, дети,
родители.
Программа реализации этапов проекта
Этап
Содержание
1
этап
Теоретико – аналитический,
Цель: изучение методико – педагогической литературы.
Задачи:
1.
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую ли-
тературу по теме проекта.
2.
Cформулированы направления деятельности педагогов по реа-
лизации второго этапа проекта
3.
Осуществить подбор показателей и критериев оценки уровня
развития детей старшего дошкольного возраста; осуществить
разработку,
модификацию,
систематизацию,
подбор
диагно-
стических методик.
Используемые методики:
- Анкетирование педагогов по методике «Незаконченные предложе-
ния» (Автор О. Б. Отвечалина),
- Анкетирование родителей: «Гендерное воспитание старших до-
школьников
- Изучение развивающей среды ДОУ, как возможной базы для озна-
комления
дошкольников
с
темой
«Гендерного
воспитания
детей
старшего дошкольного возраста посредством изобразительного ис-
кусства».
- Родительское собрание: «Влияние изобразительного искусства на
гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
2
этап
Теоретико – аналитический, изучение методико – педагогической
литературы.
Цель:
1. Изучение и анализ научных исследований.
2. Проанализировать опыт педагогической деятельности
Мероприятия:
Выставка методических пособий по гендерному воспитанию, пре-
зентация «Гендерный подход к воспитанию детей старшего до-
школьного возраста»
3
этап
Начально – диагностический.
Цель:
1.
Определить
уровень
развития
детей.
2.
Осуществить
проблемный качественный и количественный анализ полученных
результатов.
Мероприятия:
- Мастер – класс «Диагностический инструментарий для изучения
гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста»
- Диагностика изучения уровня детей в соответствии с «Концепцией
и программой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем
блокам: «Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя
семья»
- Обсуждение результатов диагностики
4
этап
Внедренческий.
Цель: Осуществить внедрение и экспериментальную апробацию
проекта.
Мероприятия:
Рассматривание картин: Беседы Чтение произведений художествен-
ной литературы Рисование: Музыкальная деятельность Игровая дея-
тельность:
Сюжетно
–
ролевые
игры:
Составление
творческих
рассказов на темы:
5
этап
Итогово – диагностический.
Цель: Определить эффективность проделанной работы.
Задачи: Осуществить анализ полученных результатов.
Обсудить результативность исследований
Используемые методики:
Диагностика уровня детей в соответствии с «Концепцией и програм-
мой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам: «Я
– мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья»
Оформить методические рекомендации по данной теме
Выставка совместных работ родителей и детей.
Продукт реализации проекта
План мероприятий для реализации проекта;
Методические разработки по теме «Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста посредством изобразительного искусства».
Прогноз, перспектива развития проекта
Данный проект может быть реализован в любых дошкольных образова-
тельных организациях, так как разработанный проект «Гендерное воспитание
детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искус-
ства» направлен на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой си-
стемой социальных и нравственных качеств.
В дополнение можно отметить, что используемые в проекте материалы,
можно экстраполировать и другие сферы профессиональной деятельности.
Например, для проведения досугов и занятий педагогами и родителями.
Именно поэтому данный проект может быть чрезвычайно актуален, и
направлен для использования специалистами ДОУ для достижения положитель-
ного результата по данной теме.