Напоминание

«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»


Автор: Кирсанова Елена Юрьевна
Должность: Воспитаетель
Учебное заведение: МАДОУ N228 обще-развивающего вида
Населённый пункт: г.Кемерово ж.р.Кедровка
Наименование материала: Педогогический проект
Тема: «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-

НИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Информационная карта проекта

«Гендерное воспитание детей старшего

дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»

Выполнили:

Студентки 3 курса, группы 164

Кирсанова Е.Ю. Вдовенко О.В

Кемерово 2019

Информационная карта проекта

«Гендерное воспитание детей старшего

дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»

П/

н

Раздел

Содержание

1.

Название

«Гендерное воспитание детей старшего

дошкольного возраста посредством изобразительно-

го искусства»

2.

Направленность

проекта

воспитание гармонично развитой личности с устой-

чивой системой

социальных и нравственных качеств

3.

Автор

Кирсанова Е.Ю ,Вдовенко О.В. студентки 3 курса

направления

подготовки

44.03.01

Педагогическое

образование «Дошкольное образование »

4.

Руководитель

Шмырева Наталья Александровна, доцент межву-

зовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО

КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент

5.

База проекта

МБДОУ №230 « Детский сад общеразвивающего

вида» «Теремок», подготовительная группа (6-7)(20

человек), г. Кемерово.

6.

Сроки

Долгосрочный (с 01.09.18г.– 10.05.2019 г.)

7.

Тип проекта

исследовательско - творческий.

8.

Аннотация

Проект ««Гендерное воспитание детей старшего

дошкольного возраста посредством изобразительно-

го искусства».

Проект включает в себя пять этапов:

1 -

Проблемно - диагностический.

2- Теоретико - аналитический

3- Начально – диагностический

4- Внедренческий

5- Итогово – диагностический.

В ходе проекта реализовывается план меропри-

ятий, который включает в себя различные направле-

ния: анкетирование, тестирование опрос, наблюде-

ние.

9.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от

29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Кадровое обеспечение: педагоги ДОУ.

Технические и материальные ресурсы:

аудитория,

которая

позволит

разместить

всю

группу; столы, стулья;

канцелярские принадлежности ,записи классиче-

ской музыки, звуков природы;

фотоаппараты/телефоны с камерой;

компьютеры, проектор, магнитофон.

10.

Цель

Повышение

уровня гендерной воспитанности де-

тей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

произведений изобразительного искусства.

11.

Задачи

1. Изучить уровень гендерной воспитанности де-

тей старшего дошкольного возраста.

2. Использовать воспитательной потенциал

произведений изобразительного искусства в реше-

нии задач полоролевой социализации детей старше-

го дошкольного возраста.

3. Обогатить развивающую предметно – про-

странственную

среду

в

группе

художественными

образами отражающими проявления фемининности

и маскулинности.

4. Способствовать формированию компетентно-

сти родителей в области гендерного воспитания де-

тей средствами изобразительного искусства.

12.

Предполагаемый

результат

Воспитание гармонично развитой личности с

устойчивой системой социальных и нравственных

ценностей.

13.

Оригинальность

Программно-методическое обеспечение до-

школьных программ не всегда учитывает гендерные

особенности. В результате содержание воспитания

и образования, в основном, ориентированно только

на возрастные и психологические особенности де-

тей, а не на особенности мальчиков и девочек. Все

это позволяет сделать вывод о необходимости со-

здания в ДОУ условий для гендерной социализации

дошкольников.

Пояснительная записка

В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от

места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ре-

бенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка

или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети

уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и

что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций

или личных желаний ребенка.

На фоне исходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с

их внутренним состоянием, морально - нравственными позициями зачастую ли-

шены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возни-

кающие конфликтные ситуации, не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот,

не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто

сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Нередки случаи таких

примеров, когда у мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помога-

ют им, не считая это нужным и возможным для себя, a, зачастую и думая, что

это проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна

нежность и аккуратность.

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного вос-

питания детей назрела давно и целесообразность использования изобразитель-

ного искусства в различном его сочетании как одного из основных средств ген-

дерного воспитания детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомне-

ния. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают

пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности раз-

вития детей разных полов, по данным нейропсихологов и нейрофизиологов,

определяют различия в структуре головного мозга. Воспитывать и обучать дево-

чек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них органи-

зуется при участии разных мозговых структур.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели

к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Де-

мократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей,

омужествление женщин и феминизацию мужчин. На фоне этих изменений ме-

няется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а маль -

чики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромно-

сти, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости, слабы

физически и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведе-

ния по отношению к девочкам. Играя, дети не умеют договариваться, распреде-

лять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно

распределять обязанности с учетом пола партнера.

Приоритеты современной образовательной политики Российской Федера-

ции связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Соглас-

но закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», дошкольное образование стало

первым уровнем общего образования [56]. Психология и педагогика оперируют

достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение

полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарак-

теризован набором гендерных особенностей, который следует учесть в ходе об-

разовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образова-

ния одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же ре -

зультатов.

По мнению ученых, Л.И. Столярчук и И.Н. Евтушенко выполнение требо-

ваний, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процес-

са с учетом индивидуальных, возрастных психологических, физиологических

особенностей воспитанников и др.) достаточно сложно без учета пола детей,

поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию

стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению

качества образования.

Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образо-

вательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольно-

го образования [57]. Целью гендерного подхода в педагогике является воспита-

ние детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию

своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный под-

ход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей

идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и

самореализации,

помогает

быть

достаточно

гибким

и

уметь

использовать

разные возможности поведения.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику,

так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и

осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни,

но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом

возрасте, который известен кризисами. К тому же программно-методическое

обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенно-

сти.

В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориенти-

рованно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на

особенности мальчиков и девочек. Все это позволяет сделать вывод о необходи-

мости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

План организации и реализации проекта

Проект включает в себя пять этапов:

1 - Проблемно - диагностический.

1.1.Анкетирование родителей: «Гендерное воспитание старших дошкольников»,

(см. Приложение №2)

Ноябрь Родители

1.2. Изучение развивающей среды ДОУ, как возможной базы для ознакомления

дошкольников с темой «Гендерного воспитания детей старшего дошкольного

возраста посредством изобразительного искусства».

Ноябрь Педагоги ДОУ

1.3. Родительское собрание: «Влияние изобразительного искусства на гендерное

воспитание детей дошкольного возраста»

Декабрь Воспитатель, родители.

2- Теоретико - аналитический

Цель:Изучение и анализ научных исследований, опыт педагогической деятель-

ности.

2.1. Семинар «Основные подходы к гендерному воспитанию»

Ноябрь –декабрь Воспитатель, педагоги ДОУ

2.2. Выставка методических пособий по гендерному воспитанию, презентация

«Гендерный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь – декабрь Воспитатель

3- Начально – диагностический

Цель: Определение уровня развития детей, осуществление проблемного каче-

ственного и количественного анализ полученных результатов.

3.1. Мастер – класс «Диагностический инструментарий для изучения гендерной

воспитанности детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь Воспитатель, педагоги ДОУ.

3.2. Диагностика изучения уровня детей в соответствии с «Концепцией и про-

граммой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам: «Я – маль-

чик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья» (см. Приложение №

1).

Ноябрь Воспитатель, дети.

3.3. Обсуждение результатов диагностики. Декабрь Воспитатель, педагоги ДОУ,

родители.

4- Внедренческий

Цель: Осуществление и экспериментальная апробация проекта.

Работа с детьми.

4.1. Рассматривание картин: - Ю.Кротов «Рукодельница»; - Н. Богданов-Бель-

ский «Мальчики». (см. Приложение № 4)

Познавательная деятельность.

Беседы на темы: - «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга»; - «Разви-

тие человека».

Рассматривание иллюстраций на темы: - «Мы растём»; - «Разные поступки».

Речевая деятельность.

Чтение произведений художественной литературы: - С. Маршака «О девочках и

мальчиках»; - Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»; - Е. Пермяк «Как Маша

стала большой».

Составление творческих рассказов на темы: - «Кем я буду, когда вырасту»;

Изобразительная деятельность.

Рисование:

- «Человек»; - «Я – взрослый». Аппликация: - «На прогулке».

Музыкальная деятельность: Прослушивание песен «Из чего же?», «Настоящий

друг» М. Пляцковского

Декабрь Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

Игровая деятельность: - «За что нам нравятся мальчики (девочки)»; - «Найди

отличия»; - «Мы разные».

Сюжетно – ролевые игры: - с доминированием мужских ролей (« Водители. Га-

раж»); - с доминированием женских ролей (« Ателье. Дом мод».);

- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной

идентификации («Театр»).

4.2. Рассматривание картин: -Ф.Славянский «Семейная картина (На балконе)»; -

Б. Кустодиев «На террасе». (см. Приложение № 4)

Познавательная деятельность.

Беседы на темы:

- «Я взрослый»;

Рассматривание иллюстраций на темы:

- «Наша семья»;

Речевая деятельность.

Чтение произведений художественной литературы:

- Э. Шим «Брат и старшая сестра»; - Я. Аким «Моя родня».

Январь Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор

по физическому воспитанию.

Составление творческих рассказов на темы:

- «Моя семья».

Изобразительная деятельность.

Рисование:

- «Моя семья».

Аппликация:

- «Члены моей семьи».

Игровая деятельность:

- Взаимное доверие».

Сюжетно – ролевая игра, объединяющая для обучения взаимодействия мальчи-

ков и девочек с гендерной идентификации («Семья»).

Спортивный праздник:

- «Папа, мама, я – спортивная семья».

4.3. Рассматривание картин:

- В. М. Васнецов «Богатыри»; - Я. Василий –«Портрет маршала Георгия Жуко-

ва».(см. Приложение № 4)

Познавательная деятельность.

Беседы на темы:

- «Есть такая профессия – Родину защищать»; - «Легко ли быть рыцарем?».

Речевая деятельность.

Чтение произведений художественной

литературы: - В.Калиты «Богатырская застава»; - С. Маршак "Рассказ о неиз-

вестном герое".

Февраль Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор

по физическому воспитанию.

Изобразительная деятельность.

Рисование:

- «Защитники отечества»; - «Военная техника».

Аппликация:

- «Подарок папе».

Сюжетно – ролевые игры:

- с доминированием мужских ролей («Российская Армия»);

- с доминированием женских ролей («Больница»);

- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной

идентификации («Телевидение»).

- Праздник, посвящённый дню защитника отечества.

4.4. Рассматривание картины: -А.Бортников «Весна пришла»; -И.Прянишников

«Дети на рыбалке»;

-Н.Соломин «Маленькие мамы». (см. Приложение № 4)

Познавательная деятельность.

Беседы на темы:

- «Профессии наших мам и пап».

Рассматривание иллюстраций на темы:

- «Отдых и увлечения мужчин и женщин».

Речевая деятельность.

Чтение произведений художественной литературы:

Март Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

- В. Маяковский "Кем быть?"; - Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»;

Составление творческих рассказов на темы:

- «Когда я вырасту…».

Изобразительная деятельность.

Рисование:

- «Все профессии важны, все профессии нужны»; - «Моя мечта».

Аппликация:

- «Профессии моих родителей».

Игровая деятельность:

- «Где чья работа?».

Сюжетно – ролевые игры:

- с доминированием мужских ролей («Строительство»);

- с доминированием женских ролей («Кафе»);

- объединяющие для обучения взаимодействия мальчиков и девочек с гендерной

идентификации («Музей»).

- Праздник, посвящённый 8 Марта.

Работа с родителями.

4.7. - проект «Я и моя семья»;

- конкурс рисунков «Детская мечта» в рамках Российского социального проекта

«Крепкая семья - дорогой из детства»;

- конкурс поделок «Символ года – Обезьянка

Декабрь – апрель Воспитатель, дети, родители.

- конкурс поделок «Новогодняя сказка»;

- спортивные соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья»;

- конкурс поделок «Роботы. Прошлое,настоящее, будущее.»;

- конкурс поделок «Подарок для родногочеловека»;

- конкурсы рисунков по ПДД и пожарнойбезопасности;

- межрегиональный конкурс детского рисунка«Весна .Капель. Цветы.»;

- проект «День Победы»;

- альбом «Книга памяти» и др.

5- Итогово – диагностический.

Цель: Определение эффективности проделанной работы.

Задачи:

1. Осуществить анализ полученных результатов.

2. Обсудить результативность исследований

5.1. Диагностика уровня детей в соответствии с «Концепцией и программой со-

циального

развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам:

«Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья» (см. Прило-

жение № 1).

Апрель Воспитатель, дети.

5.2. Оформить методические рекомендации по данной теме.

Апрель Воспитатель.

5.3. Выставка совместных работ родителей и детей. Апрель Воспитатель, дети,

родители.

Программа реализации этапов проекта

Этап

Содержание

1

этап

Теоретико – аналитический,

Цель: изучение методико – педагогической литературы.

Задачи:

1.

Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую ли-

тературу по теме проекта.

2.

Cформулированы направления деятельности педагогов по реа-

лизации второго этапа проекта

3.

Осуществить подбор показателей и критериев оценки уровня

развития детей старшего дошкольного возраста; осуществить

разработку,

модификацию,

систематизацию,

подбор

диагно-

стических методик.

Используемые методики:

- Анкетирование педагогов по методике «Незаконченные предложе-

ния» (Автор О. Б. Отвечалина),

- Анкетирование родителей: «Гендерное воспитание старших до-

школьников

- Изучение развивающей среды ДОУ, как возможной базы для озна-

комления

дошкольников

с

темой

«Гендерного

воспитания

детей

старшего дошкольного возраста посредством изобразительного ис-

кусства».

- Родительское собрание: «Влияние изобразительного искусства на

гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

2

этап

Теоретико – аналитический, изучение методико – педагогической

литературы.

Цель:

1. Изучение и анализ научных исследований.

2. Проанализировать опыт педагогической деятельности

Мероприятия:

Выставка методических пособий по гендерному воспитанию, пре-

зентация «Гендерный подход к воспитанию детей старшего до-

школьного возраста»

3

этап

Начально – диагностический.

Цель:

1.

Определить

уровень

развития

детей.

2.

Осуществить

проблемный качественный и количественный анализ полученных

результатов.

Мероприятия:

- Мастер – класс «Диагностический инструментарий для изучения

гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста»

- Диагностика изучения уровня детей в соответствии с «Концепцией

и программой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем

блокам: «Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя

семья»

- Обсуждение результатов диагностики

4

этап

Внедренческий.

Цель: Осуществить внедрение и экспериментальную апробацию

проекта.

Мероприятия:

Рассматривание картин: Беседы Чтение произведений художествен-

ной литературы Рисование: Музыкальная деятельность Игровая дея-

тельность:

Сюжетно

ролевые

игры:

Составление

творческих

рассказов на темы:

5

этап

Итогово – диагностический.

Цель: Определить эффективность проделанной работы.

Задачи: Осуществить анализ полученных результатов.

Обсудить результативность исследований

Используемые методики:

Диагностика уровня детей в соответствии с «Концепцией и програм-

мой социального развития» Л.В. Коломийченко, по трем блокам: «Я

– мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья»

Оформить методические рекомендации по данной теме

Выставка совместных работ родителей и детей.

Продукт реализации проекта

План мероприятий для реализации проекта;

Методические разработки по теме «Гендерное воспитание детей старшего

дошкольного возраста посредством изобразительного искусства».

Прогноз, перспектива развития проекта

Данный проект может быть реализован в любых дошкольных образова-

тельных организациях, так как разработанный проект «Гендерное воспитание

детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искус-

ства» направлен на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой си-

стемой социальных и нравственных качеств.

В дополнение можно отметить, что используемые в проекте материалы,

можно экстраполировать и другие сферы профессиональной деятельности.

Например, для проведения досугов и занятий педагогами и родителями.

Именно поэтому данный проект может быть чрезвычайно актуален, и

направлен для использования специалистами ДОУ для достижения положитель-

ного результата по данной теме.



В раздел образования