Напоминание

Повесть «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя из цикла «петербургские повести»


Автор: Надежда Николаевна Быкова
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБПОУ НО НМК Богородский филиал
Населённый пункт: ГОРОД БОГОРОДСК, НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: презентация
Тема: Повесть «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя из цикла «петербургские повести»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«Нижегородский медицинский колледж»

Богородский филиал

П О В Е С Т Ь

« З АП И С К И

СУМАСШЕДШЕГО»

Н.

В .

ГОГОЛЯ

И З

Ц И К Л А

« П Е Т Е Р БУ Р ГС К И Е

ПОВЕСТИ

»

преподаватель

Быкова Надежда Николаевна

г. Богородск

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.История создания повести «Записки

сумасшедшего».

2.Жанр и направление.

3.Композиция.

4.Главные герои и их характеристика.

5.Темы и проблемы.

6.Критика.

7.Значение повести в литературном наследии

творчества Н. В. Гоголя.

ИСТОРИЯ

СОЗДАНИЯ

ПОВЕСТИ

«ЗАПИСКИ

СУМАСШЕДШЕГО»

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным

замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего

музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания

«Арабесок» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей

степени». Из замысла комедии о чиновниках, оставленного Гоголем

в 1834 году, ряд бытовых, стилистических и сюжетных деталей

перешёл в создаваемые тогда «Записки».

ЖАНР

И

НАПРАВЛЕНИЕ

«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего

объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного

количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного

для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые

главный герой писал на протяжении четырех месяцев.

Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно

конкретизировать. Литературоведы позже назовут его

«гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились

«Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для

возникновения Натуральной школы.

«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.

КОМПОЗИЦИЯ

Начало

Рассказ Поприщина о

своей жизни и его

тайных желаниях

Завязка

Герой мечтает

жениться на дочери

своего начальника —

Софи

Развитие событий

Зачатки безумия в

голове главного героя

Кульминация

Герой перестает

ходить на службу и

воображает, будто он

скрытый наследник

испанского престола

Развязка

Поприщина

помещают в

сумасшедший дом

ГЛАВНЫЕ

ГЕРОИ

Главный герой – Аксентий Иванович Поприщин .

Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в

департаменте. Он одинок, ему сорок два года. Положение

его крайне бедственно. В свободное время он читает

журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда

посещает театр. Фамилия героя выбрана Гоголем не

случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще»,

именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую

в голове Аксентия Ивановича.

ГЛАВНЫЕ

ГЕРОИ

Возлюбленная Поприщина – Софи , дочь директора

департамента. Юная, невероятно красивая девушка,

которая относится к главному герою с известной долей

иронии.

ГЛАВНЫЕ

ГЕРОИ

Директор департамента – человек, о котором довольно

часто упоминается в записках. Непосредственный

начальник Аксентия Ивановича. Поприщин называет

директора масоном и глупой пробкой, не имеющей

собственного мнения.

ГЛАВНЫЕ

ГЕРОИ

Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает

из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем

нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.

ГЛАВНЫЕ

ГЕРОИ

Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои

произведения. Именно в разговорах и таинственной

переписке этих собачек отражена фантастическая сторона

повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы

и мораль светского общества и то, каким гнилым оно

является на самом деле.

ТЕМЫ

И

ПРОБЛЕМЫ

Маленький человек – основная тема «Записок».

Проблема уничижительной бедности является одной из

главных.

Ещё одна важнейшая проблема – одиночество.

И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон,

действительно можно сойти с ума.

КРИТИКА

О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно.

Правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная

пчела» саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и

так недолюбливали в официозных кругах.

Запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г.

Белинского: «Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту

странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и

человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая

бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни,

изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости,

достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех

растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и

возбуждает сострадание».

ЗНАЧЕНИЕ

«Записки сумасшедшего» - новаторское явление в литературном

процессе 1830-х гг.

Гоголь раскрыл разные грани российского бытия: департамент,

дом «его превосходительства», квартира чиновника,

сумасшедший дом - и на всех этих уровнях обнаружил абсурд,

абсурду российской действительности и невозможности найти

выход из этого абсурдного мира.

Сумасшествие и абсурд становятся ключевыми понятиями

произведения, необходимыми для создания абсурдной картины

мира. Если рассматривать произведение в контексте «Арабесок»,

то через свое безумие Поприщин оказывается связан с всемирной

историей, культурой и искусством, размышлениям о которых

посвящен сборник.



В раздел образования