Автор: Надежда Николаевна Быкова
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБПОУ НО НМК Богородский филиал
Населённый пункт: ГОРОД БОГОРОДСК, НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: презентация
Тема: Повесть «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя из цикла «петербургские повести»
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«Нижегородский медицинский колледж»
Богородский филиал
П О В Е С Т Ь
« З АП И С К И
СУМАСШЕДШЕГО»
Н.
В .
ГОГОЛЯ
И З
Ц И К Л А
« П Е Т Е Р БУ Р ГС К И Е
ПОВЕСТИ
»
преподаватель
Быкова Надежда Николаевна
г. Богородск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.История создания повести «Записки
сумасшедшего».
2.Жанр и направление.
3.Композиция.
4.Главные герои и их характеристика.
5.Темы и проблемы.
6.Критика.
7.Значение повести в литературном наследии
творчества Н. В. Гоголя.
ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ
ПОВЕСТИ
«ЗАПИСКИ
СУМАСШЕДШЕГО»
Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным
замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего
музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания
«Арабесок» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей
степени». Из замысла комедии о чиновниках, оставленного Гоголем
в 1834 году, ряд бытовых, стилистических и сюжетных деталей
перешёл в создаваемые тогда «Записки».
ЖАНР
И
НАПРАВЛЕНИЕ
«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего
объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного
количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного
для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые
главный герой писал на протяжении четырех месяцев.
Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно
конкретизировать. Литературоведы позже назовут его
«гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились
«Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для
возникновения Натуральной школы.
«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.
КОМПОЗИЦИЯ
Начало
Рассказ Поприщина о
своей жизни и его
тайных желаниях
Завязка
Герой мечтает
жениться на дочери
своего начальника —
Софи
Развитие событий
Зачатки безумия в
голове главного героя
Кульминация
Герой перестает
ходить на службу и
воображает, будто он
скрытый наследник
испанского престола
Развязка
Поприщина
помещают в
сумасшедший дом
ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ
Главный герой – Аксентий Иванович Поприщин .
Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в
департаменте. Он одинок, ему сорок два года. Положение
его крайне бедственно. В свободное время он читает
журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда
посещает театр. Фамилия героя выбрана Гоголем не
случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще»,
именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую
в голове Аксентия Ивановича.
ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ
Возлюбленная Поприщина – Софи , дочь директора
департамента. Юная, невероятно красивая девушка,
которая относится к главному герою с известной долей
иронии.
ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ
Директор департамента – человек, о котором довольно
часто упоминается в записках. Непосредственный
начальник Аксентия Ивановича. Поприщин называет
директора масоном и глупой пробкой, не имеющей
собственного мнения.
ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ
Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает
из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем
нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.
ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ
Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои
произведения. Именно в разговорах и таинственной
переписке этих собачек отражена фантастическая сторона
повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы
и мораль светского общества и то, каким гнилым оно
является на самом деле.
ТЕМЫ
И
ПРОБЛЕМЫ
Маленький человек – основная тема «Записок».
Проблема уничижительной бедности является одной из
главных.
Ещё одна важнейшая проблема – одиночество.
И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон,
действительно можно сойти с ума.
КРИТИКА
О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно.
Правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная
пчела» саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и
так недолюбливали в официозных кругах.
Запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г.
Белинского: «Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту
странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и
человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая
бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни,
изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости,
достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех
растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и
возбуждает сострадание».
ЗНАЧЕНИЕ
«Записки сумасшедшего» - новаторское явление в литературном
процессе 1830-х гг.
Гоголь раскрыл разные грани российского бытия: департамент,
дом «его превосходительства», квартира чиновника,
сумасшедший дом - и на всех этих уровнях обнаружил абсурд,
абсурду российской действительности и невозможности найти
выход из этого абсурдного мира.
Сумасшествие и абсурд становятся ключевыми понятиями
произведения, необходимыми для создания абсурдной картины
мира. Если рассматривать произведение в контексте «Арабесок»,
то через свое безумие Поприщин оказывается связан с всемирной
историей, культурой и искусством, размышлениям о которых
посвящен сборник.