Автор: Исхакова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШ № 12
Населённый пункт: р.п. Ильиногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Дорога добра"
Раздел: начальное образование
Статья «Дорога добра»
В данной статье хочу рассказать о своей системе работы, как классного
руководителя, которую осуществляю по адаптированной программе духовно –
нравственного воспитания «Дорогой добра», её целью является формирование
основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию, самопознанию.
В настоящее время идея единства духовного и нравственного воспитания
приобрела актуальность. На детей обрушивается большой поток продукции,
пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведёт к
возрастанию негативных социально – педагогических последствий в детской среде.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно – нравственного
воспитания детей очевидна. Программа по продолжительности четырёхгодичная,
для возрастной категории от 6 до 10 лет .
Новизна программы заключается в её: универсальности – любой учитель может
использовать её в своей работе., системности - воспитательный процесс идёт по
определённому алгоритму весь период начальной школы, интегрированности - она
включена в основные виды деятельности обучающихся.
Программу духовно- нравственного развития и воспитания реализую по
нескольким направлениям. Все они важны, дополняют друг друга. В каждом
направлении предусмотрена работа с детьми, с их родителями и педагогами,
работающими в классе.
Направление «Здоровье», целью которого является формирование сохранения и
совершенствование здоровья. В первом классе начальная работа ведётся по
произведению А. Г. Макеевой «Путешествие в страну знаний», во 2-4 классах
работа ведётся по УМК «Все цвета, кроме чёрного» (авт. Безруких М. М.и др.)
Целью род собраний убедить родителей в необходимости вести ЗОЖ, приобщать
детей к ЗОЖ.
Направление « Интеллект», целью которого является выявление и выращивание
интеллектуального потенциала учащихся. Цель родительских собраний показать
родителям методы и приёмы развития памяти детей, важность и значимость
проблемы развития детского внимания, значение развития воображения для
формирования учебных умений младших школьников.
Направление «Социализация». Целью является формирование у детей культуры
общения в системе: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».
В данном направлении осуществляются 3 этапа развития коллектива: 1 этап -
организационную функцию классного руководителя беру на себя, задаю правила.
2 этап – выбранный актив берёт на себя часть организационных функций, 3 этап –
взрослые и дети – сотрудники в общем деле. С развитием коллектива
совершенствуется и самоуправление. Целью родительских собраний является
определение значения общения для детей и взрослых, помочь родителям понять
причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.
Направление «Нравственность», целью которого является обучение пониманию
смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности
существования других людей. Беседы проводятся в виде уроков доброты по книге
« Начало мудрости» ( авт. А. Лопатина, М. Скребцова). Обсуждение стержневых
качеств личности на основе личного опыта ребёнка, личных переживаний помогает
сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к
чему он должен стремиться. Мною разработано внеклассное мероприятие на тему
«Честь и достоинство» . Целью родительских собраний является формирование
нравственной культуры семьи, умение воспитывать в детях нравственные качества.
Направление «Творчество», целью которого является создание условий для
проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и
открытости в реальных жизненных ситуациях. Темы мероприятий соответственно
календарным датам, по запросу детей.
Формы работы с семьёй: лектории, консультации тренинги, конференции
Участие родителей в работе родительского комитета, помощь в организации и
проведении внеклассных дел., открытые уроки и внеклассные мероприятия.
В качестве метода оценивания уровня обучения и воспитания учащихся ведётся
портфолио ученика начальной школы. Проводятся диагностики и педагогические
наблюдения.
Ежегодно по окончании учебного года проводится мероприятие «Прощание с …
классом», которое включает в себя награждение лучших, активных в учебном году,
организуется итоговая выставка с художественно – прикладными и техническими
работами.
Исхакова М. В.
учитель начальных классов
МБОУ НШ № 12
р.п. Ильиногорск
2019г. (ноябрь)